Дневник методической практики. 5 курс пед вуза.

Прилежаева Марина Николаевна

Дневник методической практики по "специальности педагогика и методика дошкольного образования" 5 курса педагогического вуза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_praktiki.docx55.83 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план-график работы.

Дата

Содержание работы

Отметка о выполнении

3.11.-

8.11.

9.11.

10.11.

11.11.

14.11.

15.11.-

18.11.

21.11.-

25.11

28.11.-

29.11.

30.11.

Задание 1.  Изучение материально-технического  обеспечения, структуры и особенностей функционирования образовательного учреждения.

Анализ условий и специфики функционирования дошкольного учреждения (материально-техническая база, кадровое обеспечение, организация педагогического процесса и прочее).

Задание 2. История возникновения, традиции и перспективы развития образовательного учреждения.

Задание 3. изучение документации, обеспечивающей функционирование учреждения в различных сферах: нормативно-правовой,

административно-хозяйственной, обеспечения безопасности,

 образовательной и прочих.

Задание 4.Знакомство с кадровым обеспечением структурных подразделений, должностными обязанностями руководителя и сотрудников образовательного учреждения.

Задание 5. Изучение  документы, отражающие планирование и организацию образовательного процесса учреждения (программу развития, образовательную программу, план работы на год и прочие).

Задание 6. Определить, в чём выражается результативность, эффективность и качество работы учреждения; в чём состоит  работа заведующего по профессиональному росту сотрудников, по повышению квалификации и по аттестации педагогических кадров, по каким критериям следует определять её эффективность.

Задание 7. Профессиональная деятельность в качестве специалиста или стажёра в образовательном учреждении

Задание 8.

Самостоятельная исследовательская деятельность студентов по теме курсовой работы.

Задание 9.

Самоанализ прохождения практики оформление необходимой документации.

Дневник практики.

Дата

Содержание работы

Примечания

3.11.-8.11.

9.11.

10.11

14.11..

15.11-18.11.

21.11-25.11.

28.11-29.11.

30.11.

Задание 1. Здание МБДОУ трехэтажное, однокорпусное,  имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, центральное отопление, нахдится в удовлетворительном состоянии и  соответствует гигиеоническим требованиям.    

Территория ограждена металлическим забором, хорошо благоустроена. Имеется большое количество зеленных насаждений: разнообразные породы деревьев. Каждая возрастная группа имеет участок для проведения прогулок. На участках имеется прогулочная беседка, песочницы, игровое оборудование. Имеется спортивная площадка, оборудованная для игры с мячом (кольца для игры с элементами баскетбола, сетка –волейбольная, место для прыжков в длину). Отдельно оборудованный огород.

        Администрация МБДОУ совместно с подрядными организациями, сотрудниками и родителями воспитанников постоянно работают над укреплением материально – технической базы. Заменяется сантехника, мебель, мягкий инвентарь, обновляются методические пособия и  игровое оборудование.

        Ежегодно, делается капитальный ремонт групповых помещений, выборочный ремонт фасада, отдельных

 В ДОУ рационально использованы все помещения для развития каждого ребенка и его эмоционального благополучия.

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ДОУ

  • Групповые помещения - 12;
  • Музыкальный зал – 1
  • Физкультурный зал -1
  • Методический кабинет  -1
  • Изостудия-1
  • Кабинет экологии-1
  • Этно кабинет «Русская изба»-1
  • Кабинет логопеда-2
  • Кабинет  педагога- психолога – 1
  • Кабинет зам зав по Безопасности-1
  • Медицинский блок ( кабинет врача, изолятор, процедурный кабинет,)
  • Кабинет заведующего
  • Пищеблок – 1
  • Прачечная-1
  • Прогулочные площадки-12

  • Соблюдение санитарно-гигиенического режима

В детском саду функционирует 12 группы, из них со стационарными спальнями-5, в каждом групповом помещении есть игровая комната, буфетная, приемная, туалетная ,   группы оснащены кварцевыми лампами . Детская мебель подобрана в соответствии с ростом детей и  промаркирована. Общее санитарно-гигиеническое состояние детского сада (световой, тепловой, воздушный режим, организации питания, подбор и маркировка мебели, содержание помещений) соответствует требованиям

Сан Пин, что подтверждено в ходе лицензирования.

В детском саду созданы условия для  организации питания  и медицинского обслуживания.

 В каждой возрастной группе МБДОУ созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д., которые размещаются  и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий.

В дошкольном учреждении рационально используются групповые помещения и их оборудование. В группах организованы специальные зоны для разнообразных видов деятельности.

Эстетическое оформление групповых комнат, музыкального и   спортивного залов, кабинетов создаёт благоприятный эмоциональный фон. Предметно – развивающая среда, созданная во всех возрастных группах детского сада, дает возможность каждому из воспитанников для самостоятельного экспериментального исследования физических качеств и творческих возможностей.

Общее содержание помещений детского сада соответствует нормам санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, требованиям охраны труда и техники безопасности, а так же противопожарного режима.

Развивающая предметная среда ДОУ оборудована с учётом возрастных  особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению

Для реализации приоритетных направлений деятельности в детском саду создана образовательная среда, которая обеспечивает полноценное развитие ребенка как личности.  Эта среда соответствует гигиеническим требованиям и имеет достаточное  материально – техническое обеспечение.    

Задание 2. История возникновения, традиции и перспективы развития образовательного учреждения.

Детский сад № ** города ******** открыт в 1972 году . при комбинате «Мосстройпластмасс». На тот момент имел из 12 групп-4 ясельные и назывался «Ясли-сад». В 1974 году в детский сад на должность методиста пришла работать Коровина И.А.. Под ее руководством шла воспитательно-образовательная работа до 1982 года, затем она заняла должность заведующего.

В данный период время, детский сад являлся базовой площадкой Научно-исследовательского института по дошкольному воспитанию, под руководством Павловой Лидии Николаевны. Были разработаны дидактические пособия, которые выставлялись на ВДНХ. Детский сад долгое время был с приоритетом по умственному воспитанию, занимал первые места в районе. Выпускники  сада шли в школу с математическим направлением и показывали отличные результаты.

 С 1986 по 2001 год наш сад включился в эксперимент по преемственности детского сада со школой и открыл два класса с шести лет, «нулевых класса». Велась тесная работа со средней школой , затем с гимназией №1 (директор. Маслова Л.В.).Учитель начальной школы приходил в детский сад проводил занятия - урок, воспитатели занимались игровой деятельностью. Заключением данной работы была педагогическая конференция с присутствием телевидения города ******, проходившая два дня (первый день- в детском саду, второй- в школе).

Наш детский сад один из первых в районе начал работу по физическому воспитанию, как преемственность со школой, в советское время выигрывал первые места и получал переходящее знамя города, позднее Кубок и грамоты. В районе с энтузиазмом приняли наш опыт и теперь такие спартакиады ежегодны. Они переросли в направление работы с семьей по физическому воспитанию подрастающего поколения «Папа, мама , я – спортивная семья ».

Также первыми в районе начали проводить  «Проводы Зимы», «Масленицу», праздник на улице. С прекрасным представлением для детей, показываемое педагогами сада, сжиганием чучела, угощением блинами и чаепитием, катанием на лошадях.

При этом, работа по ФМПР не прекращалась - готовили районные методические объединения, открытые занятия по математике: «КВН», «Что, где, когда?».

На протяжении всего времени существования учреждения стало традицией первыми участвовать в экспериментах и изменяться в требованиях времени.

Со спадом рождаемости и опустевшими помещениями– организовали экологическую комнату, в которой, у нас первых, была «комната запахов». Создана изостудия.

Но время диктует свои условия, мест в ДОУ стало катастрофически не хватать, наш детский сад, по сложившейся традиции- один из первых в районе изыскал возможность, и открыл дополнительные группы за счет экономии места выдвижными кроватями (72 метра помещения). Город и управление уделили большое внимание в построении веранд и реконструкции участков, ремонте групповых комнат.

 На протяжении всего времени существования коллектив под руководством Коровиной И.А. создает благоприятные условия для детей в данном учреждении , ведет воспитательно-образовательную работу с включением в нее инноваций , стимулирует педагогов для образовательного роста и для работы с инициативой.  С момента передачей городу преодолеваем хозяйственные трудности.

В чем видим дальнейшее развитие учреждения?  По опросу  сотрудников:

- Платные услуги- помогут оставаться на должном уровне (материал к различной деятельности, за счет этого создание интереса, соответственно развитие учреждения).

-Наконец, детскими садами заинтересуются компетентные люди, в данном вопросе и педагоги получат поддержку со всех сторон- материальную, юридическую….

Сотрудники не отвлекаясь начнут с полным энтузиазмом и вдохновением отдаваться работе. Придут люди со специальным образованием, а случайные отсеются. (см.прилож.  «План работы руководителя на день»).

Задание 3.

Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании» получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.

Принятые руководителем и его заместителями решения фиксируются в определенном порядке и конкретных формах документов. Данный вид деятельности называется документационным обеспечением управления, а издаваемые документы – управленческой документацией. Управление любым дошкольным образовательным учреждением должно быть документально обеспечено, и от качества документационного обеспечения управления зависит качество управленческой деятельности.

Управление документацией – создание условий, обеспечивающих хранение необходимой информации и снабжение ею потребителей в установленные сроки и с наименьшими затратами В управленческой деятельности МБДОУ можно выделить следующие виды документов:

 -  организационные документы (устав, структура и штатная численность, штатное расписание, должностные инструкции, проч.);

распорядительные документы (приказы по основной деятельности, распоряжения, указания, решения, проч.);

информационно-справочные документы (акты, письма, справки, докладные и служебные записки, протоколы, проч.);

документы по личному составу;( приказы, личные дела)

-  предложения, заявления, жалобы граждан;

-  финансово-бухгалтерские документы;

-  технико-технологические документы;

-  контрольно-ревизионные документы.

Таким образом, все документы, образующиеся в деятельности дошкольного учреждения, можно разделить на две большие группы: организующие деятельность МБДОУ

1.(организационно-правовые документы - договор между МБДОУ и учредителем, устав ,свидетельство о государственной регистрации, лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, должностные инструкции; документы по личному составу, регламентирующие процессы движения кадров - трудовой договор, трудовая книжка, личная карточка Личное дело; процедуру аттестации - заявление, аттестационный лист, экспертное заключение, протоколы заседаний экспертной, аттестационной комиссий; технико-технологическую документацию - документы, организующие хозяйственную деятельность учреждения; документы, организующие медицинскую деятельность; документы, организующие педагогическую деятельность учреждения) и управляющие данной деятельностью (приказы по основной деятельности , личному составу, распоряжения руководителя;

2 информационно-справочные документы – письма, протоколы, акты, справки, докладные и служебные записки, телефонограммы, документация, содержащая сведения о воспитанниках; документация по работе с гражданами; заявления о зачислении ребенка в учреждение; заявления от бывших работников о предоставлении архивных сведений о стаже работы и заработной плате; жалобы о ненадлежащем уходе, присмотре за ребенком).

Процессы работы с документами распределены между заведующим детским садом ,  заместителем заведующего по ВМР,  зам.зав. по безопасности и зам. зав. по АХР.

Управление документацией в детском саду включает в себя следующие направления работы:

-  организация документооборота;

-  контроль исполнения документов;

-  составление номенклатуры дел;

-  архивное хранение документов

Особенности разных видов документов 

1.  Организационно-распорядительная и информационно-справочная документация.

Организационная документация — документы, регламентирующие структуру, задачи и функции учреждения, организацию его работы, права и обязанности, ответственность руководителя и работников.

В состав организационных документов МБДОУ учреждения входят:

-  Устав;

-  договор с учредителем;

-  должностные инструкции сотрудников;

-  структура и штатная численность;

-  штатное расписание;

-  правила внутреннего трудового распорядка.

Устав является основным организационным документом. Это свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности. Устав является организационно-правовым документом, в котором закреплена структура, функции, права и обязанности МДОУ вытекающие из Закона РФ «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, полномочия, дополнительно переданные учреждению учредителем, а также иные необходимые вопросы, не противоречащие действующему законодательству и необходимые для осуществления деятельности детского сада.

Содержательная часть Устава заключает в себе следующие основные разделы:

-  общие положения;

-  цели и предмет деятельности;

-  организация образовательного процесса;

-  участники образовательного процесса;

-  управление учреждением;

-  Охрана труда;

-  финансовая и хозяйственная деятельность;

-  регламентация деятельности;

- Порядок внесения изменений в устав учреждения4

- Реорганизация учреждения и изменение его типа;

- Ликвидация учреждения.

Необходимость для образовательного учреждения иметь договор с учредителем определяется пунктом 3 статьи 11 Закона РФ «Об образовании», в котором записано: «Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации»

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. В статье 39 данного положения указывается, что взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются родительским договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания детей, присмотра и ухода за ними

Правила внутреннего трудового распорядка — нормативный акт, определяющий трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях. Утверждается трудовым коллективом по представлению администрации и профкома на основе типовых правил

Это один из важнейших документов, регламентирующих жизнь МДОУ, который сочетается с положениями Устава детского сада. Организация работы учреждения, взаимные обязанности работников и администрации, предоставление отпусков, внутренний режим и другие вопросы отражаются в правилах внутреннего трудового распорядка.

Структура этого документа следующая:

-  общие положения;

-  порядок приема, перевода и увольнения работников;

-  основные обязанности работников;

-  рабочее время и его использование;

-  поощрения за успехи в работе;

-  взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

-  внутри  объектный режим;

-  организация работы.

Согласно Уставу дошкольного образовательного учреждения, правила внутреннего трудового распорядка, равно как и изменения к ним, принимаются общим собранием коллектива в начале каждого учебного года и утверждаются заведующим детским садом. При приеме на работу заведующий детским садом обязан ознакомить каждого работника с указанным документом под роспись в приказе о назначении. Храниться этот документ должен в доступном для каждого работника месте.

Инструкция — правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан

Инструкция - самостоятельный правовой акт, который подписывается или утверждается заведующим детским садом. Утверждение оформляется в форме грифа или путем издания распорядительного документа.

В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или применения положений законодательных и нормативных актов.

Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте используются слова «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается».

Инструкция является документом постоянного длительного действия (до замены ее новой инструкцией).

Все сотрудники ДОУ должны быть под роспись ознакомлены со своими инструкциями, один экземпляр которых находится в личном деле, другой — у сотрудника. Одной из задач оперативного контроля заведующего над данным процессом является проверка наличия подписи ответственного лица на каждой инструкции. Должностные обязанности администрации должны быть тоже доведены до сведения педагогического коллектива.

Правовое положение педагогического, административного и обслуживающего персонала регламентируется должностными инструкциями, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность должностных лиц.

При приеме работника заведующий знакомит его с должностной инструкцией, отвечает на возникшие вопросы. Каждая инструкция заверена подписью заведующего и подписью сотрудника.

Текст инструкции разбивается по определенной логической схеме на разделы, пункты и подпункты. Должностная инструкция составляется на основе нормативных документов. К ним относятся Закон РФ «Об образовании», Трудовой кодекс РФ, Типовое положение о МДОУ, Тарифно-квалификационные характеристики, Устав МДОУ и другие документы, в которых прописаны обязанности и права работников. Согласно этим документам, инструкция состоит из следующих разделов:

-  общие положения;

-  функции;

-  должностные обязанности;

-  права;

-  ответственность;

-  взаимоотношения, связи по должности.

Инструкция утверждается и вводится в действие приказом заведующего.

2.  Распорядительные документы. Распорядительная деятельность детского сада регламентируется, в основном, посредством издания приказов, а также распоряжений заведующего

Приказ  это нормативный документ, затрагивающий права и интересы работников. Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных вопросов. Все приказы фиксируются в книге приказов.

При подготовке приказа следует соблюдать следующие принципы:

-  достоверность и объективность описываемой ситуации;

-  полнота информации, необходимой для обоснования принимаемых мер;

-  краткость и лаконичность;

-  соответствие содержания текста и распоряжений руководителя нормам права и его компетенции, определенной уставом МДОУ;

-  следование нормам официально-делового стиля речи.

Любой приказ, независимо от его содержания, включает следующие реквизиты:

-  наименование данного учреждения (организации, предприятия);

-  наименование вида документа (приказ);

-  дата издания;

-  регистрационный номер;

-  место издания;

-  заголовок;

-  текст;

-  подпись;

-  визы.

Книга приказов — один из самых важных видов номенклатурной документации. Это практически единственный документ, по которому, в случае необходимости, можно восстановить стаж работы сотрудника в МДОУ, все приказы фиксируются в книге приказов (отдельной тетради), которая прошнурована, листы пронумерованы и скреплены печатью дошкольного учреждения и подписью руководителя. На последней странице, где ставится печать, имеется запись: «В книге приказов пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью  — которая подписана заведующим МДОУ.

Все приказы о назначении, увольнении и административном взыскании соответствуют статьям и пунктам Трудового Кодекса Российской Федерации. В любом приказе, в котором упоминаются фамилии сотрудников, стоят подписи каждого из них, свидетельствующие об ознакомлении с приказом.

Выделяются приказы по основной деятельности и приказы по личному составу. Каждый из указанных видов приказов заносится в отдельную книгу приказов.

Приказы по основной деятельности регламентируют работу учреждения, правила техники безопасности, создание различного рода комиссий и т. д. Текст приказа по основной деятельности состоит из двух логически взаимосвязанных частей: констатирующей и распорядительной

В констатирующей части указывается причина издания приказа, ссылка на нормативный акт, послуживший основанием для его издания:

-  действующее законодательство;

-  подзаконные нормативные акты, регулирующие деятельность учреждения образования;

-  локальные акты общеобразовательного учреждения (решения педагогического совета, собраний);

-  акты проверок.

Распорядительная часть текста приказа, состоящего из нескольких пунктов, нумеруется арабскими цифрами с точками. Каждый пункт начинается с глагола в неопределенной форме, указывающего конкретное действие исполнителя, или с его фамилии, имени, отчества. Затем излагается содержание поручения

Указания, помещенные в распорядительной части приказа, должны быть контролируемыми, адресными, с указанием конкретных сроков и объемов выполняемой работы.

В последнем пункте приказа руководитель может возложить контроль исполнения приказа на одно из должностных лиц.

Приказы по личному составу регламентируют назначение на должность сотрудников, их перевод на другую должность либо увольнение.

Приказ вводится в действие с даты его подписания, если в тексте приказа не указаны иные сроки.

Распоряжение – это правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом коллегиального органа, в целях разрешения оперативных вопросов; как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц и граждан.

Распоряжения оформляются на бланке распоряжения (бланк конкретного вида документа).

Обязательными реквизитами распоряжения являются: наименование организации, название вида документа (РАСПОРЯЖЕНИЕ), дата и регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа.

3.  Кадровая документация.

На каждого сотрудника образовательного учреждения ведется личное дело – совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности. Личное дело оформляется после издания приказа о приеме на работу. Порядок расположения документов при заведении личного дела следующий:

-  внутренняя опись документов дела;

-  заявление о приеме на работу;

-  выписка из приказа о приеме на работу;

-  листок по учету кадров;

-  копии документов об образовании;

-  выписки из приказов о перемещении, совмещении профессий, о присвоении квалификационной категории, увольнении;

-  аттестационный лист (копия).

Внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле, содержит сведения о порядковых номерах документов дела, датах их создания, заголовках. При нумерации листов дела листы внутренней описи нумеруются отдельно.

Основу личного дела составляет личный листок по учету кадров, который представляет собой перечень вопросов о биографических данных работников, образовании, выполняемой ими с начала трудовой деятельности работе, семейном положении и др. При заполнении личного листка используются следующие документы: паспорт, трудовая книжка, диплом, удостоверения, свидетельства и прочее.

В графе «Выполняемая работа с начала трудовой деятельности» сведения о работе отражаются в соответствии с записями в трудовой книжке предъявленными документами.

Наряду с заполнением личного листка по учету кадров поступающий на работу пишет автобиографию — документ, содержащий краткое описание в хронологической последовательности основных этапов жизни и деятельности данного лица. Подшитая в личное дело выписка из приказа о приеме на работу конкретного сотрудника должна быть заверена заведующим.

На личном листке проставляется присвоенный личному делу порядковый номер. Под этим номером личное дело регистрируется в книге учета личных дел. После увольнения работника его личное дело извлекается из папки и в освободившуюся обложку, под тем же номером, помещается личное дело нового работника.

В целях обеспечения сохранности личных дел их регистрируют в книге учета, где предусматриваются следующие графы: порядковый номер дела, фамилия, имя, отчество работника. Дата постановки дела на учет, дата снятия с учета.

Личные дела не выдаются на руки работникам, на которых они заведены.

Аттестационный лист (копия) хранится в личном деле педагогических кадров, прошедших аттестацию. После успешного прохождения аттестации заведующий МДОУ издает приказ (не позднее одного месяца после заседания аттестационной комиссии) о присвоении квалификационной категории работнику и сделать соответствующую запись в трудовой книжке. Оплата по новой квалификационной категории производится со дня присвоения категории – даты принятия решения аттестационной комиссией.

Заведующий несет ответственность перед учредителем и финансовыми органами за правильность документирования аттестации и своевременное оформление соответствующих документов

Наряду с личными делами, на всех работников заводятся специальные личные карточки, которые служат для учета кадров и анализа кадрового состава. Личные карточки имеют типовую форму Т-2, утвержденную органами статистики.

Личная карточка заполняется от руки, все записи формулируются полностью, без сокращений. Основанием для записей являются: паспорт, трудовая книжка, документы об образовании. Личные карточки хранятся отдельно от личных дел.

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Прием на работу без трудовой книжки не допускается. В работе с трудовыми книжками заведующий руководствуется Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек. В этой же Инструкции предусматривается ведение книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. В указанной книге регистрируются все трудовые книжки работников при поступлении на работу с записью серии и номера книжек. Форма книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним прилагается к Инструкции.

.

Таким образом, на основе анализа документационного обеспечения деятельности МДОУ №**, можно сделать следующие выводы:

1.  Организация деятельности учреждения предусматривает наличие многих видов документов, без которых невозможно решать задачи эффективного управления. Залогом успеха заведующего в управленческой деятельности является глубокое знание ведомственных организационных документов, их умелое использование в практической работе, а также систематическое совершенствование личных навыков в подготовке документальных материалов.

2.  Заведующий должен обладать необходимой правовой подготовкой, знать и грамотно применять на практике методику подготовки приказов, которая предусматривает обязательную проработку руководителем особенностей конкретной ситуации, требующей издания приказа, проверку наличия необходимых документальных материалов и их соответствия действующему законодательству. Заведующему необходимо скрупулезно контролировать сроки подготовки приказов о периодически проводимых в учреждении мероприятиях: ознакомление сотрудников с действующими ведомственными инструкциями, назначение ответственных за пожарную безопасность в помещениях и т.д.

Задание 4. 

В соответствии с Уставом учреждения разрабатывается его структура и штатная численность, что закрепляется в соответствующем документе. В этом документе указываются все структурные подразделения предприятия, вводимые на предприятии должности и количество штатных единиц по каждой из должностей. Документ составляется на бланке предприятия, подписывается  руководителя предприятия, согласовывается с главным бухгалтером, утверждается заведующим. Изменения в структуру и численность штата вносятся приказом руководителя учреждения. Нормативы численности работников, занятых в учреждении, разработаны с учетом обеспечения нормальных условий для всестороннего развития и воспитания детей.

Должностной и численный состав учреждения с указанием фонда заработной платы закрепляется в штатном расписании. Штатное расписание составляется на бланке предприятия и содержит сведения должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание подписывается заведующим учреждения, согласовывается с главным бухгалтером и утверждается руководителем управления образования, при этом в грифе утверждения указываются общая штатная численность учреждения и месячный фонд заработной платы

Целесообразно ввести в штат должность делопроизводителя. Организация делопроизводства в МБДОУ имеет свою специфику, которая определяется:

-  отсутствием службы документационного обеспечения;

-  незначительным объемом документооборота;

-   развитой (неразветвленной) структурой управления, небольшой штатной численностью работников;

-  отсутствием нормативных документов, непосредственно регламентирующих работу с документацией именно в дошкольном образовательном учреждении;

Разработка должностной инструкции делопроизводителя является одним из приоритетных направлений совершенствования документирования управленческой деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада. Этот документ позволит организовать ведение документационного обеспечения управленческой деятельности на уровне современных требований.

Должностная инструкция — это нормативный документ, в котором определены функции, права и обязанности сотрудника учреждения. В делопроизводстве учреждения должностные инструкции составляют систему обязательных локальных актов и являются действенным средством управления воспитательно-образовательным процессом, поскольку выполняют организационную, регламентирующую и регулирующую роль.

Таким образом, разработанная должностная инструкция делопроизводителя позволит непосредственно воздействовать на деятельность делопроизводителя, направляя его должностные обязанности на совершенствование документирования управленческой деятельности и рационализации порядка работы с документами в соответствии с требованиями современного автоматизированного делопроизводства в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребенка детском саду.

Делопроизводитель- это служащий –ведущий канцелярские дела, делопроизводство. На должность делопроизводителя назначается лицо, имеющее среднее общее образование и стаж работы в должностях по делопроизводству.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ  делопроизводителя

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность делопроизводителя муниципального дошкольного образовательного учреждении Центра развития ребенка - детского сада (далее – МДОУ).

1.2. Делопроизводитель относится к категории специалистов, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом заведующего МДОУ

1.3. Делопроизводитель подчиняется непосредственно заведующему МДОУ

1.4. На должность делопроизводителя назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Делопроизводитель отвечает за:

- эффективное исполнение поручаемой ему работы;

- соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины.

- сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну МДОУ

1.6. Делопроизводитель должен знать:

- нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению делопроизводства в образовательном учреждении;

- основные положения Единой государственной системы делопроизводства;

- структуру учреждения и его подразделений;

- стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

- порядок контроля за прохождением служебных документов и материалов;

- основы организации труда;

- правила эксплуатации вычислительной техники;

- основы законодательства о труде;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда.

1.7. Делопроизводитель в своей деятельности руководствуется:

- локальными актами и организационно-распорядительными документами МДОУ - правилами внутреннего трудового распорядка;

- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;

- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;

- настоящей должностной инструкцией.

1.8. В период временного отсутствия делопроизводителя его обязанности возлагаются на заведующего детским садом.

2. Функции

2.1.  Делопроизводитель осуществляет следующие трудовые функции:

- организует документационное обеспечение деятельности МДОУ

- занимается информационно - справочным обслуживанием документов;

- ведет базу данных по кадрам, воспитанникам;

- совершенствует формы и методы работы с документами;

- формирует отчеты любых форм.

3.  Должностные обязанности:

Делопроизводитель:

3.1.  Принимает участие в планировании, организации и совершенствовании своей деятельности.

3.2.  Внедряет современные технологические процессы работы с документами и документной информацией на основе использования информационных технологий.

3.3.  Принимает участие в постановке задач, проектировании, эксплуатации, совершенствовании автоматизированных информационных систем, применяемых в МДОУ№19.

3.4.  Осуществляет документационное обеспечение кадровой деятельности дошкольного учреждения.

3.5.  Решает учетно-аналитические, прогностические и информационные задачи, связанные с деятельностью дошкольного учреждения.

3.6.  Организовывает подготовку документов для руководителя дошкольного учреждения.

3.7.  Осуществляет контроль за своевременным исполнением документов, за соблюдением сроков исполнения обращений граждан.

3.8.  Принимает непосредственное участие в разработке нормативных и методических документов по делопроизводству.

3.9.  Осуществляет консультативную и методическую помощь работникам структурных подразделений по вопросам работы с документами;

3.10.  Вносит предложения заведующему МДОУ по совершенствованию форм и методов работы с документами, по применению средств организационной и компьютерной техники.

3.11.  Ведет учет получаемой и отправляемой корреспонденции, картотеку учета прохождения документов.

3.12.  Подготавливает для архива документальные материалы, законченные делопроизводством.

3.13.  Обеспечивает качество подготовки, правильность составления, согласования и оформления документов, образующихся в процессе деятельности МДОУ.

В случае служебной необходимости делопроизводитель может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

4. Права

Делопроизводитель имеет право:

4.1.  Контролировать соблюдения работниками дошкольного учреждения правил работы с документами;

4.2.  Запрашивать в подразделениях учреждения необходимую информацию по вопросам, входящим в его компетенцию;

4.3.  Требовать от руководителя учреждения создания благоприятных условий труда;

4.4.  Вносить на рассмотрение руководителя предложения по улучшению организации работы с документами, с учетом применения компьютерных технологий;

4.5.  Право на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.6.  Право на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ;

4.7.  Право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

5.  Ответственность

Делопроизводитель несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

5.1.  Совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.2.  Причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.3.  Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка МДОУ, законных распоряжений руководителя, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленной инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, делопроизводитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.

5.4.  Несоблюдение трудовой дисциплины.

6. Взаимоотношения

Делопроизводитель осуществляет взаимоотношения:

6.1.  С заведующим МДОУ - по вопросам, совершенствования делопроизводства учреждения;

6.2.  С административным, педагогическим и обслуживающим персоналом по вопросам подготовки и предоставления необходимых документов, проверки выполнения поручений, приказов и указаний руководителя учреждения;

6.3.  С архивными учреждениями – по вопросам экспертизы ценности документов, организации архивного документов, уничтожения документов с истекшим сроком хранения.

Приложения: циклограмма, приказы, распределение обязанностей и полномочий членов трудового коллектива.

Задание 5.

Изучив документы, отражающие планирование и организацию образовательного процесса учреждения (программу развития, образовательную программу, план работы на год и прочие) складывается представление о целостности образовательного процесса, о единстве и системности, которые выражаются в воспитательно - образовательной работе , охране жизни и здоровья детей. Дошкольное учреждение создает благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Вся работа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, что отражает содержание современной концепции дошкольного воспитания.

В данном учреждении используется инновационные материалы по всем областям, уделяется большое внимание внедрению передового опыта, это отражено в программе развития, образовательной программе, в плане работы на год, в планах групп и специалистов.

Планирование деятельности - образовательного процесса.

При анализе программы развития дошкольного образовательного учреждения обращают внимание на следующие параметры:

1.  Визитная карточка МБДОУ.

2.  Информационная справка.

3.  Анализ учебно-воспитательной работы.

4.  Концепция и ее основные положения.

5.  План действий на три ближайших года.

6.  Критерии оценки проделанной работы.

7.  Перспективы развития.

8.  Структура и содержание программы.

9.  Приложения, касающиеся:

-  системы лечебно-профилактических мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы;

-  составления графика заболеваемости детей и приведения показателей состояния здоровья;

-  характеристики социума и контингента;

-  составления режима дня, если он составляется с учетом специфики работы ДОУ;

-  качественного состава педагогического коллектива;

-  оценки уровня работы ДОУ по итогам анкетирования родителей и рейтинговой оценки работы учреждения управлением образования;

-  оценки личностно-профессиональных качеств педагогов;

-  описания форм работы с родителями;

-  анализа диагностики готовности детей к обучению в школе, приведения справки на выпускников;

-  анализа выполнения программы за предшествующие три года

Ежегодно в образовательную программу вносятся коррективы в зависимости от выбранных на год задач и произошедших изменений (предметно-развивающая среда, качественный состав воспитанников и преподавателей).

Кроме этого, в МДОУ -  осуществляется перспективное планирование;

-  осуществляется оперативное планирование;

-  воспитатели имеют тематические планы по обучению и воспитанию детей с учетом  интеграции образовательных областей;

-  специалисты имеют тематические планы по обучению и воспитанию детей с учетом  интеграции образовательных областей;

-  тематические планы воспитателей и специалистов скоординированы по содержанию с учетом тематического планирования ОУ.

Годовой план согласован в управлении образования и утвержден заведующим. В годовом плане обычно отражаются:

-  расстановка кадров на учебный год;

-  анализ работы коллектива за прошедший учебный год, где дается оценка выполненных задач;

-  формы работы по этим задачам;

-  методические разработки педагогов по выбранным направлениям;

-  анализ повышения квалификации (КПК, семинары, консультации) педагогических работников за прошедший год;

-  изменения в предметно-развивающей среде ДОУ;

-  участие в окружных и городских мероприятиях;

-  качественная оценка выполнения программы по поставленным задачам, как по возрастам, так и по учреждению в целом;

-  данные обследования детей на предмет готовности к обучению в школе по линиям развития ребенка;

-  запланированные годовые задачи и мероприятия В годовом плане работы определяется система проведения педагогических советов, тематика которых  актуальна для ДОУ, отражаются его особенности и приоритетные направления работы. Решения педагогических советов должны иметь сроки и исполнителей, а выполнение решений — контролироваться и доводиться до сведения педагогического коллектива, что может быть представлено в виде справок или выписок из протоколов заседаний. Книга протоколов педагогических советов  оформлена в соответствии с установленными правилами, а материалы проведенных советов полностью сохраняются

Информационно-справочная документация содержит информацию о фактическом положении дел в учреждении и служит основанием для принятия распорядительных документов. К информационно-справочным документам относятся: справки, докладные и объяснительные записки, акты, письма, телеграммы и телефонограммы. Информация, содержащаяся в них, может побуждать к действию или лишь принята к сведению.

Задание 6.

Эффективность функционирования данного образовательного учреждения выражается в грамотном и чутком руководстве заведующего, который  правильно организует правила внутреннего трудового распорядка, направленные на укрепление трудовой дисциплины, рациональное использование рабочего времени, повышение результативности труда и качества работы.

Все педагоги коллектива работают в тесном сотрудничестве  по созданию комфортных условий пребывания детей в ДОУ, для. достижения высокого уровня воспитательно-образовательной работы.

Заведующий способствует повышению профессионального уровня сотрудников, это видно из сведений по

 -повышению квалификации ( 5 воспитателей);

-Обучение в педагогических вузах( 8 воспитателей из них 2 получают второе высшее образование);

-Обучение в педагогическом колледже( 1 воспитатель).

          Руководитель данного учреждения  заслуженный работник образования МО, высшей квалификационной категории постоянно совершенствует свой уровень и стимулирует своих сотрудников, создает  необходимые  условия для совмещения  работы с обучением .

Задание 7. Профессиональная деятельность в качестве специалиста или стажёра в образовательном учреждении.

Беседы с воспитателями, индивидуальные консультации, контроль за воспитательно-образовательным процессом, присутствовать при приеме родителей, а также участвовать в решении  конфликтных вопросов, беседовать с родителями о оздоровительной работе в ДОУ и другим вопросам.

Задание 8.. Исследовательская деятельность по теме курсовой работы. «Изобразительная деятельность, как фактор в эстетическом воспитании старших дошкольников». Проведение анкетирования родителей и анализ. Составление занятий и изучение литературы.

Задание 9. Самоанализ прохождения практики и оформление необходимой документации.

Анализ и оценка собственной профессиональной деятельности.

Ознакомилась со всеми видами и формами документов МДОУ, составила представление о единстве и целостности системы образовательного процесса в ДОУ, о разнообразии подхода к организации педагогического процесса с позиции современных программ. Проанализировала эффективность функционирования ДОУ, разработала должностную инструкцию делопроизводителя, провела анализ книги приказов.

Ознакомилась с кадровым обеспечением структурных подразделений, должностными обязанностями руководителя и сотрудников образовательного учреждения, оформила

приказ о предоставлении учебного отпуска, приказ о приеме на работу, приказ о прекращении трудового договора, провела собственные научные психолого-педагогические исследования по теме курсовой работы.

Практика позволила в качестве стажера заведующего общаться с кадрами (беседы с воспитателями, индивидуальные консультации, контроль за воспитательно-образовательным процессом), присутствовать при приеме родителей, а также участвовать в решении конфликтных вопросов, беседовать с родителями о оздоровительной работе в ДОУ и другим вопросам.

В ходе практики оценила свои знания и умения в профессиональной деятельности и работе с сотрудниками, и  сделали для себя вывод, что необходимость знания законов, умение их применять на практике, необходима ответственность, грамотность, добросовестность для успешной трудовой деятельности .