Проект «Неделя Воинской Славы России»
У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Неделя Воинской славы России" | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Неделя Воинской Славы России»
Пояснительная записка
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е. С., Коломийченко Л. В., Парамонова Л. А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою
сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Актуальность проекта:
У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков.
И в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории нашего государства, в законе установлены дни воинской славы России. Необходимо, чтобы все поколения, начиная с дошкольного возраста, помнили о том, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны мирным небом над головой. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
О героях, отстоявших нашу Родину в тяжелые времена, и их подвигах, которые вечно будут жить в душе каждого россиянина, вызывая гордость за своих предков и восхищение силой и величием русского народа был создан этот проект «Поклонимся Великим тем годам».
Новизна проекта:
1. Пропаганда памятных дат с разъяснением истории их возникновения и значимости для нашей страны;
2. Проникновение в духовные пласты личности ребенка, в его эмоционально-эстетические и социально-нравственные сферы;
3. Воспитание патриотических чувств у детей и увековечивание памяти павших защитников Отечества.
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо-информационный, исследовательский; познавательно-развивающий; открытый, межгрупповой. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители.
Цель проекта: Воспитание патриотизма у детей-дошкольников, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Развивать игровую деятельность детей;
2. Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
3. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;
4. Формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;
5. Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков;
6. Формировать представления детей о событиях ВОВ;
7. Познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»;
8. Формировать представления детей о разных родах войск «пехота», «танкисты», «моряки», «летчики»;
9. Развивать связную речь;
10. Активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т.д.;
11. Учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстрации;
12. Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
13. Учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
14. Развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
15. Развивать продуктивную деятельность детей;
16. Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.
Развивающие: Развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное), творческие умения и способности.
Воспитательные:
1. Формировать эмоциональную заинтересованность;
2. Побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
3. Воспитывать патриотические чувства;
4. Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;
5. Воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре.
Формы организации проекта
- Беседы;
- НОД;
- Мини-выставки;
- Составление рассказов;
- Коллекционирование;
- Физкультурный досуг;
- Консультации для родителей.
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
- Просмотр презентации «Великая Отечественная война 1941-1945 г.»;
- Анкетирование родителей «Память о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.»;
- Анкетирование детей с целью выявления уровня сформированной знаний и представлений о Великой Отечественной войне.
II этап – основной (практический)
- Знакомить детей с художественной литературой о Великой Отечественной войне;
- Рассматривание иллюстраций, фото военных лет и репродукций картин художников о ВОВ;
- Заучивание стихов, составление рассказов, беседы;
- Выставка книг о войне и боевой техники;
- Слушание и разучивание военных песен;
- Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников;
- Показ презентаций «Города герои»; «Великие полководцы»
- Пополнение развивающей среды;
- Выставки детских работ, семейных коллекций.
III этап – итоговый
- Обработка результатов по реализации проекта;
- Презентация проекта «Этих дней не смолкнет слава».
Место проведения: МДОУ ЦРР Детский сад №4 «Золотой ключик».
Сроки проведения: С 5 декабря 2016 года по 9 декабря 2016 года.
Проблема
Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили проблемное поле:
1. Большинство опрошенных родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания.
2. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней:
- Недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период;
- Недостаточность атрибутов для обыгрывания детьми ситуаций из этого периода;
- Недостаточность материалов о героях ВОВ и о местах воинской славы.
- У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат.
Ожидаемые результаты проекта
Дети
•Повысится уровень осведомлённости дошкольников и их родителей об истории России в период Великой Отечественной войны;
•Пополнится материалом о ВОВ патриотический уголок;
•Дети будут иметь представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ, об истории памятных мест родного села;
•Ознакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
•Расширится словарный запас;
•В процессе реализации проекта у дошкольников сформируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину;
Родители: Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность;
Педагоги:
Осуществляют инновационную деятельность;
Повышают профессиональный уровень;
Пополняется методическая копилка (Фото, видео материалы, наработки и другой материал будет предлагаться для обмена опытом другим группам).
Практическая значимость
Проект «» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1 Постановка цели, определение форм работы.
2 Составление плана деятельности
3 Сбор информации для создания мини-музея
4 Оформление книжного уголка
5 Сбор фотоматериалов и документов о прадедах участниках войны для создания “Книги памяти”
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
1 Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме «Неизвестный солдат», «Битва под Москвой», «Герои Отечества»;
2 Просмотр фрагментов из документальных фильмов о войне «Как начиналась война»,«Дети войны», «Битва под Москвой»;
3 Оформление коллективной выставки работ по изобразительной деятельности на тему «Города герои»;
4 Изготовление гирлянды памяти «Битва под Москвой»;
5 Чтение художественной литературы с последующим обсуждением, пересказом отрывков: Л. Кассиль «Твои защитники», «Памятник солдату»; В. Е. Карасева «Маленькие ленинградцы»; С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная»;
В. Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня»; Б. В. Павлов «Вовка с ничейной полосы», «На безымянной сопке» (повесть); В. Морозов «Марат Казей»;
Заучивание стихотворений: В. Михалков «Победа»; О. Маслова «Пусть будет Мир»; Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе, долге;
6 Беседы о ВОВ: «Родина-мать зовет!»; «Дети войны»; «Великие битвы», «Маленькие герои большой войны»;
7 Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций известных художников о войне: С. В. Герасимова «Мать партизана»; А. И. Лактионова «Письмо с фронта»; Б. С. Угарова«Возвращение»;
8 Дидактические игры «Как называется военный», «Узнай и назови», «Скажи наоборот»;
Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Пограничники»
Подвижные игры «Перенеси боеприпасы», «Полоса препятствий», «Бег в каске»;
11 Слушание музыкальных произведений: «О той весне», «В землянке», «Прощание славянки» (Агапкин В. И.); «Мы за ценой не постоим» (муз. и сл. Б. Окуджавы);«День Победы» (Д. Тухманова), «Катюша»
13 Сбор информации для «Книги Памяти»
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1 Изготовление гирлянды памяти «Битва под Москвой»;
2 Мини-музей «Воинской Славы»
3 Альбом «Война глазами детей» Альбом «Помним, гордимся!»
4 Стенд «Гордимся вами, Земляки!»
5 Презентация «Помним, гордимся, благодарим!» Презентация «Велики полководцы» Презентация «Города ГЕРОИ»
7Выставка поделок «Письмо солдата»
План реализации проекта
Дата | Тема | Содержание |
5декабря 2016 год | «Что мы знаем о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.?»
| Просмотр презентации «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». Анкетирование родителей «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Анкетирование детей «Что мы знаем о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.?». Дидактические игры с детьми: «Назови рода войск», «Чья форма?», «Кому что нужно?», «Что для чего?», «Кто больше назовет качеств героя?», «Вещи военного времени», «Назови пословицу», «Раньше и теперь», «Защитники отечества», «Великие люди России». |
6декабря 2016 год | «Детям о войне» «Мы помним, мы гордимся!» | Консультация для родителей «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.?» Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток, книг с изображением ВОВ. Слушание песен военных лет. Беседы с детьми: «Великая Отечественная война 1941-1945 г.», «Почему война называется Великой Отечественной?», «Дети и война», «Праздник День Победы», «Победа». Чтение и заучивание наизусть стихов о войне. НОД по аппликации «Письмо солдата». |
7екабря 2015 год | «Никто не забыт, ничто не забыто!» | Чтение детям произведений Ю. Яковлева «Как Сережа на войну ходил», И. Туричина «Крайний случай», Н. Ходзы «Дорога жизни», С.Я. Маршака «Мальчик из села Поповки». НОД по развитию речи ««Полководцы». Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики и Пехотинцы», «Моряки», «Российская армия». |
8декабря 2016 год | «Этих дней не смолкнет слава» | Оформление гирлянды памяти «Война. Победа. Память». НОД по патриотическому воспитанию «Вспомним те дни». Подвижные игры: «Кто быстрее?», «Перетягушки», «Сапёры», «Перевяжи раненого», «Кто самый меткий?», «Чей отряд быстрее посадит самолеты?», «Будь внимательным», «Парашюты», «Доставь патроны», «Салют». |
9декабря 2016 год | «Наша армия родная» «Победой кончилась война» | НОД по рисованию «Праздничный салют». Выставка детских рисунков «Победой кончилась война». Оформление альбома «Они вернулись с победой». Физкультурный досуг «Мы солдаты, бравые ребята». Подведение итогов в реализации проекта. Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ. |
Отчет:
В целях повышения эффективности патриотического воспитания в МБДОУ д/с № 4 проведена Неделя Воинской Славы, педагогами ДОУ, были проведены мероприятия по реализации проекта, мероприятия включали в себя два направления работы: с родителями и с детьми, по обоим направлениям мы работали одновременно.
Поэтому мы продумали разнообразные формы работы с родителями по решению данных проблем. Первоначальные представления родителей о недели Воинской
славы были сформированы через такие формы работы, как — цикл бесед, плакат, наглядно-информационные формы работы и другие. Из цикла бесед родители узнали о датах Воинской славы Российской Федерации, воспитатели дали
консультацию для родителей «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.?», провели анкетирование «Память о Великой победе».
Воспитатели рассказали детям о «Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», «Почему война называется Великой Отечественной?», «Дети и война», «Праздник День Победы», «Победа».
- 5 декабря провели занятие в старшей группе «День Неизвестного Солдата». Детям была показана презентация «Герои ВОВ», минутой молчания почтили
память погибших героев. В заключении было проведено занятие, где ребята изготовили из бумаги аппликацию « Письмо солдата» .
Цель данного мероприятия: познакомить детей с жизнью людей во время ВОВ, рассказать о героическом подвиге народа в ВОВ, воспитывать бережное отношение к народной памяти, уважение к героям Родины;
- 7 декабря в честь начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой воспитатель рассказал детям о героических фактах в истории русского народа.
Воспитатель подготовил рассказ о мужестве советских солдат , о подвигах солдат; рассказали стихи о войне, мужестве, героизме, спели песни о военных годах.
- 9 декабря в ДОУ проведено тематическое занятие - «День героев Отечества». Ребят познакомили с историей появления этого праздника, с
самой главной воинской наградой - военным орденом Святого Георгия Победоносца, подбирали родственные слова к слову «Отечество».
Была проведена выставка рисунков, где были задействованы родители дошкольников.
Цель мероприятия: формировать у дошкольников чувство патриотизма, уважения к истории России, развивать чувство гордости и уважения к воинам - защитникам Отечества, воспитывать любовь к Родине.
- Педагоги ДОУ подготовили для родителей информацию о проводимых мероприятиях, с разъяснением истории возникновения памятных дат, рассказали о значимости проводимых мероприятий для нашей страны.
Силами родителей был изготовлена выставка «Военной техники».
В вечернее время организовывали с детьми свободную художественную деятельность,
для закрепления знаний о войне и военной техники.
Детям предлагалось рисовать, лепить и раскрашивать различные раскраски на военную тематику.
В конце недели мы с детьми сделали плакаты: «Города Герои» где закрепили и вспомнили все наши знания полученные во время занятия.
Проект «Поклонимся Великим тем годам» был реализован с 5 декабря 2016 года по 9 декабря 2016 года. В проекте приняло участие 25 родителей и 25 детей группы. По результатам проекта мы можем сделать вывод, что проблема О героях, отстоявших нашу Родину в тяжелые времена, и их подвигах, которые вечно будут жить в душе каждого россиянина, вызывая гордость за своих предков и восхищение силой и величием русского народа , заинтересовала наших родителей, самые активные и заинтересованные родители, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, взаимодействовали с детьми через совместную исследовательскую проектную деятельность.
В результате работы с детьми, при реализации данного проекта, были достигнуты следующие задачи: сформировалась эмоциональная заинтересованность; побудили
детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности; воспитали патриотические чувства и желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники. Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по данному направлению была успешной.
Используемые источники:
1. ФЗ от 13 марта 1995 года №32-ФЗ «О днях Воинской славы и памятных датах России»
2. Письмо Минобразования Ростовской области от 24.11.2016г № 24/3.1 – 9151 «О проведении Недели Воинской Славы»;
3. Чупахина Т. Н. Дни Воинской Славы. //Читаем, учимся, играем. - 2009.- №10, с. 66-79
4. Битва за Москву. – М.: Московский Рабочий,1985.
5.1418 дней войны. – М: Политиздат,1990.
6. «Педагогика» М. Б. Зацепина» Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет»http://TheLib.Ru, электронная библиотека.
7. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.:
ТЦ Сфера, 2006г.
8. Воспитываем любовь к малой родие // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004г. №5. С.19-22 . Дрешина Е.И
9. Родной край. – М.: Просвещение, 1990г. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А.
10. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005г. Ильчук Н.
11. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С.8-9 Казакова И.
12. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005г. Ковалева Г.А.
13.Система патриотического воспитания в ДОУ. – Издательство «Учитель». Гордеева Е. П.,