Промежуточная аттестация по обществознанию. 8 кл.
Промежуточная аттестация по обществознанию. Материал предназначен для итоговой аттестации учащихся 8 кл. работа состоит из двух вариантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_v-t._itogovaya_promezhutochnaya_attestatsiya.doc | 56 КБ |
2_v-t._itogovaya_promezhutochnaya_attestatsiya.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая Промежуточная Аттестация. Обществознание, 8 класс. 1 вариант.
Часть 1
А1. Слово «индивид» происходит от лат. «individiium», что в переводе означает:
1) живое существо 3) отдельный человек
2) часть общества 4) особый признак
А2. Система взглядов на мир, на место человека в нём, на смысл жизни и деятельности
1) психология 3) философия
2) мышление 4) мировоззрение
А3. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения
1) государство 3) цивилизация
2) общество 4) племя
А4. Нормами, регулирующими поведение человека в обществе, являются
1) социальные нормы 3) технические нормы
2) духовные нормы 4) материальные нормы
А5. Переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным называется
1) общественным регрессом 3) революцией
2) общественным прогрессом 4) реформой
А6. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
Б. Культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А7. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?
1) совокупность представлений о добре и зле. справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях
2) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий
3) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов
4) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности
А8. Внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство можно определить как
1) идеал 3) мораль
2) долг 4) ответственность
А9. К техническим наукам можно отнести
1) этнологию 3) математику
2) геологию 4) кибернетику
А10. Организация учебной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей называется
1) обучением 3) воспитанием
2) принуждением 4) образованием
А11. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Одним из принципов российского образования является обязательность высшего профессионального образования.
Б. Одним из принципов российского образования является запрещение дискриминации в сфере образования.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А12. Особый вид деятельности человека, система исследований, направленных на получение новых знаний
1) наука 3) культура
2) образование 4) искусство
А13. Заполните пропуск.
В «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1789) _____________ трактуется как возможность делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами».
1) свобода 3) братство
2) равенство 4) право
А14. Самой древней мировой религией является
1) буддизм 3) ислам
2) христианство 4) иудаизм
А15. К материальным потребностям не относится
1) потребность в пище 3) потребность в общественном признании
2) потребность в жилище 4) потребность в одежде
А16. К экономическим благам относят
1) воздух 3) солнечный свет
2) услуги 4) морскую воду
А.17. Основу рыночной экономики составляет собственность на средства производства.
1) частная 3) коллективная
2) личная 4) государственная
А18. Вывоз из страны товаров для их продажи в других странах называется
1) иммиграцией 3) импортом
2) экспортом 4) эмиграцией
А.19. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется
1) ксенофобией 3) ассимиляцией
2) толерантностью 4) этногенезом
А.20. Виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания, называется
1) проступком 3) девиацией
2) преступлением 4) деликвенцией
Часть 2
В1. В приведённом списке указаны элементы этнической структуры общества п элементы, относящиеся к классовой структуре общества. Выберите и запишите в первую ко лонку таблицы порядковые номера элементов этнической структуры общества, а во вторую колонку — порядковые номера основных классов общества.
1) нация
2) пролетариат
3) народность
4) буржуазия
Элементы этнической | Элементы классовой | ||
В2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальная группа».
Большая, первичная, вторичная, неформальная, доктринальная.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: _________________________
В3. Вставьте пропущенное понятие: «Конфликт между государствами, происходящий в форме боевых действий между их вооружёнными силами, называется _______________».
Ответ: __________________
В4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество не просто разделено на группы, но и имеет чётко выраженную иерархическую структуру, где действует принцип — «выше — ниже». В науке для обозначения данного явления используется термин «стратификация». Все формы социальной стратификации изменяются по мере развития человеческого __________(1). Так, в средневековой Европе наиболее высоким __________(2) обладали духовенство и аристократия. Обедневший же представитель знатного ___________(3) был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе __________(4) стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социальной лестнице. А вот в советском обществе __________(5) приходилось скрывать, тогда как принадлежность к коммунистической партии открывала дорогу к ___________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) род Д) потребность
Б) статус Е) карьера
B) общество Ж) богатство
Г) капитал
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 | 2 | 3 | 1 | 5 | 6 |
Часть 3
С1. Прочтите текст и выполните задания.
В 2005 году Институт социологии РАН и представительство Фонда Ф. Эберта в РФ провели исследование «Российская молодежь в регионах скромного достатка: каковы жизненные перспективы?», отдельные результаты которого были опубликованы в статье Е. Добрыниной «Песня о тревожной молодости». В первую пятёрку проблем, которые волнуют сегодняшнюю молодежь, входят инфляция, рост цен, преступность, пьянство и наркомания в обществе, жилищная проблема, невозможность найти себе работу по душе. Причём инфляцию и рост цен называет каждый третий из респондентов 16 - 21 года, а к тридцати годам эта озабоченность возрастает почти в два раза (до 58,6%). А вот преступность больше беспокоит совсем молодых людей. Пьянство и наркоманию считают бичом общества более трети молодежи. По мере взросления молодых людей всё больше заботит жилищная проблема. Каждый третий страдает от отсутствия реальных возможностей найти работу по душе и вообще работу. В числе проблем молодежи — отсутствие рабочих мест на производстве, неважное здоровье, коррупция, резкое расслоение общества, загрязнение окружающей среды, трудности с получением образования и плохая организация досуга молодежи.... Из списка 8 сфер деятельности социологи попросили назвать три самые привлекательные для молодежи. Лидирует частное предпринимательство. К нему стремятся 37,5% всех опрошенных (чем старше, тем «частников» меньше). Хотят в управленцы 35,1%. Сфера образования манит 23,5%, спорт — почти каждого пятого (18,5%), промышленность — 18,4%, искусство — 14,9%, транспорт — 14,2%, наука — 12,7%, строительство — 12,6%, здравоохранение — 11,9%, сельское хозяйство — 8,8%. «Факторы успеха» по ранжиру выстроились так: личные качества, амбиции самого человека назвали 75,9%, влиятельные связи — почти столько же (74,7% опрошенных). Способности ...на третьем месте по значимости в глазах молодых людей (71,2%). А дальше можешь рассчитывать на своё трудолюбие (70,0%), на помощь родственников и друзей (50,4%), а ещё на удачу и везение (49,6%), поддержку со стороны государства (39,1%).- Замыкают список государственные социальные программы — 26,7%. «Российская газета». 24 марта 2006 г.
Задания к тексту:
1) Дайте определение понятия «социальная группа» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.
2) Можно ли молодежь в целом назвать единой социальной группой? Докажите свою точку зрения. Используя текст, перечислите, какие основные сферы жизни общества опрошенные считают наиболее привлекательными для своего дальнейшего профессионального роста. Всего напишите не менее пяти положений.
3) Дайте определение «факторам успеха», упомянутым в тексте. Используя свои знания из курса обществознания, истории и общественной жизни, приведите не менее двух примеров влияния, которое оказывают факторы успеха на социальную мобильность людей.
С2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и
собственный жизненный опыт.
1. «Общего у людей только одно: все они разные» (Р. Зенд).
2. «Человек — мера всех вещей» (Протагор).
3. «Детей нет, есть люди» (Януш Корчак).
Предварительный просмотр:
Итоговая Промежуточная Аттестация. Обществознание, 8 класс. 2 вариант.
Часть 1
А1. Самой общей характеристикой человека является термин
1) индивид 3) личность
2) индивидуальность 4) уникум
А2. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения
1) государство 3) цивилизация
2) общество 4) племя
А3. Общие черты или формы, присущие всем культурам, называются
1) культурными символами 3) культурными универсалиями
2) духовными идеалами 4) духовными приоритетами
А4. Мораль не выполняет такую социальную функцию, как
1) регуляторная 3) ценностно-ориентационная
2) правоохранительная 4) социализирующая
А5. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе
1) начального образования 3) начального профессионального образования
2) среднего (полного) образования 4) высшего профессионального образования
А6. Верны ли следующие суждения и науке?
А. Наука — это область человеческой деятельности, вырабатывающая объективное знание о мире.
Б. Наука — это форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А7. Выберите верное высказывание.
1) государственной религией России является православие
2) государственными религиями России являются православие и ислам
3) государственными религиями России являются православие, ислам и иудаизм
4) в России нет государственной религии
А8. Макроэкономика изучает
1) экономику семьи 3) экономику рынков, товаров и услуг
2) экономику фирмы 4) общеэкономические процессы
А9. Основу рыночной экономики составляет собственность на средства производства.
1) частная 3) коллективная
2) личная 4) государственная
А10. Нематериальным объектом права собственности является
1) вещь 3) интеллектуальная собственность
2) земля 4) животное
А11. К признакам рынка не относится
1) нерегулируемое предложение 3) нерегулируемая цена
2) нерегулируемый спрос 4) нерегулируемое налогообложение
А12. Верны ли следующие суждения о праве собственности?
А. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Б. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А13. Излишек выручки от продажи товаров над затратами на их производство называется
1) себестоимостью 3) ценой
2) прибылью 4) акцией
А14. Какой налог из перечисленных относится к косвенным налогам?
1) подоходный налог 3) транспортный налог
2) налог на прибыль 4) налог на добавленную стоимость
А15. Расходы населения на товары и услуги называются
1) потреблением 3) налогообложением
2) производством 4) прожиточным минимумом
А16. Часть доходов граждан, которая не используется на потребление, называется
1) сбережениями 3) реальными доходами
2) банковским кредитом 4) потребительским кредитом
А17. Фактором производства в виде участвующей в производстве рабочей силы является
1) рынок 3) конкуренция
2) капитал 4) труд
А18. Ввоз из-за границы товаров для их продажи в данной
стране называется
1) иммиграцией 3) импортом
2) экспортом 4) эмиграцией
А19. Процесс усвоения индивидом образцов поведения социальных норм и духовных ценностей называется
1) модификацией 3) нострификацией
2) социализацией 4) адаптацией
А20. По общему правилу уголовная ответственность наступает с
1) тринадцати лет 3) семнадцати лет
2) шестнадцати лет 4) восемнадцати лет
Часть 2
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «трудовой договор».
Срок, испытание, время отдыха, административное наказание, дисциплина труда, увольнение.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: ______________________________
В2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение
которого пронумеровано.
(1) Отдельные исследователи считают, что ситуация |
Определите, какие положения текста
А) отражают факты Б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.
1 | 2 | 3 | 4 |
В3. Вставьте пропущенное понятие: «Общая численность граждан страны в трудоспособном возрасте, которые имеют работу, и граждан, которые найти работу для себя не могут, определяется термином _____________ ___ ___________».
Ответ: __________________________________
В4. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В соответствии с Законом о __________(1) населения в Российской Федерации безработными признаются трудоспособные ___________(2), которые не имеют работы и __________(3), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут _________(4) и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты ____________(5) и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ____________(6) организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,
мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) занятость Д) гражданин
Б) выходное пособие Е) ликвидация
B) заработок Ж) приватизация
Г) работа
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть 3
С1. Прочтите текст и выполните задания.
Р. Киплинг. «Заповедь»
Владей собой среди толпы смятенной.
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил — жди, не уставая.
Пусть лгут лжецы — не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая.
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье.
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями.
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье.
Часов и дней неумолимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь, как владенье.
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(Перевод М. Лозинского)
Задания к тексту:
а) Дайте определение понятия «человек». Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл.
б) Автор этого стихотворения Редьярд Киплинг прожил долгую, полную событий жизнь. Он родился в 1865 году в Индии, в семье англичан-переселенцев. До шести лет мальчик рос в кругу дружной семьи, его воспитанием занимались индийские няни и слуги, любившие и баловавшие ребёнка. Но вскоре маленького Редьярда отправили в Англию на попечение дальних родственников, которые держали частный пансион. Хозяйка пансиона сразу невзлюбила мальчика, постоянно унижала его. Жизнь в таком
окружении плохо сказалась на его здоровье, ребёнок на несколько месяцев потерял зрение. Спас его только приезд матери. Затем его определили в военную школу, где от воспитанников требовали не столько знаний, сколько железной дисциплины. Тем не менее там он нашёл настоящих друзей и оформился как личность. Именно этот период в жизни Киплинга повлиял на его решение стать писателем.
Какие агенты социализации повлияли на формирование личности Редьярда Киплинга? Приведите не менее трёх положений.
в) Напишите три аргумента в пользу выбора любой профессии.
С2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к
позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной
жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Человек — это единственное животное, которое краснеет или, при определённых обстоятельствах, должно краснеть» (Марк Твен).
2. «Самая занимательная для нас поверхность на земле — это человеческое лицо»
(Г. Лихтенберг).
3. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И. Гёте).