Здоровье сберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ

Гусакова Нелли Евгеньевна

Приоритетной целью любого образовательного учреждения в Российской Федерации наряду с воспитательно-образовательными целями выступает поддержание, укрепление и сохранение здоровья воспитанников. А потому всё более актуальным является внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс образовательных учреждений.
     
Здоровьесберегающие технологии являются также неотъемлемой составляющей логопедической коррекционной работы в условиях ДОУ.
      Это обусловлено тем, что логопедическая работа непосредственно связана со здоровьем ребёнка, коррекцией его речевой составляющей. Осуществляя работу над исправлением речи детей (всех её компонентов), логопед сталкивается со вторичными проблемами соматики логопата – нарушение дыхания, разновыраженная амимичность лица, множественные саливации, препятствующие правильному звукопроизношению, нарушения или недостаточная сформированность мелкой моторики рук, в том числе наличие синкенезий.
      Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу,
как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

      Таким образом, перед логопедом встаёт задача не просто исправления речи, а комплексного воздействия на ребёнка в рамках логопедической работы.
     

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ . Подготовила: учитель-логопед Гусакова Н.Е. МКДОУ д /с №12.

Слайд 2

Приоритетной целью любого образовательного учреждения в Российской Федерации наряду с воспитательно-образовательными целями выступает поддержание, укрепление и сохранение здоровья воспитанников. А потому всё более актуальным является внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс образовательных учреждений. Здоровьесберегающие технологии являются также неотъемлемой составляющей логопедической коррекционной работы в условиях ДОУ. Это обусловлено тем, что логопедическая работа непосредственно связана со здоровьем ребёнка, коррекцией его речевой составляющей. Осуществляя работу над исправлением речи детей (всех её компонентов), логопед сталкивается со вторичными проблемами соматики логопата – нарушение дыхания, разновыраженная амимичность лица, множественные саливации, препятствующие правильному звукопроизношению, нарушения или недостаточная сформированность мелкой моторики рук, в том числе наличие синкенезий . Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья. Таким образом, перед логопедом встаёт задача не просто исправления речи, а комплексного воздействия на ребёнка в рамках логопедической работы.

Слайд 3

Особенности физического развития: 1.нарушение дыхания и голосообразования; 2.нарушения общей и мелкой моторики; 3.расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; 4.повышенная утомляемость; 5.заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости; 6.нарушение темпоритмической организации движений.

Слайд 4

Особенности психического развития: 1.нарушения оптико-пространственного праксиса ; 2.неустойчивость внимания; 3.расстройство памяти (особенно слуховой); 4.несформированность мышления. Задачи решаются непосредственно через использование логопедом в практической коррекционной работе здоровьесберегающих технологий.

Слайд 5

Система здоровьесберегающей работы у дошкольников. Артикуляционная гимнастика. Очень важная часть логопедической работы. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 6

Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика – это неотъемлемая часть оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетке. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального - речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Упражнения проводятся с помощью дыхательных тренажёров: «Дудочка», «Подуй в кольцо», «Подуй на шарик».

Слайд 7

Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интересней развивается его речь. Физминутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедическую группу. Для детей с ОНР физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более чёткой, ритмичной, эмоциональной, а так же развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Слайд 8

Развитие мелкой моторики. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимать прочное место в наших занятиях с детьми. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиваться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. 1.Пальчиковые игры.

Слайд 9

2 . Су – Джок терапия. Су – Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствующим всем органам и системам, расположенных на кистях рук . На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики). Эффективен и ручной массаж рук. С помощью шаров – «ёжиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Слайд 10

3. Песочная терапия. Это одна из эффективных и интересных направлений в работе. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние, является прекрасным средством для развития ребёнка. Начиная игру, делаю отпечатки кистей рук, рассказываю о своих ощущениях: «Мне приятно, я чувствую прохладу песка. Когда я двигаю руками, ощущаю маленькие песчинки, а что чувствуешь ты?» Получив образец, ребёнок сам рассказывает о том, что чувствует. Далее можно: - поскользить по поверхности песка («как змейка» – « ш-ш-ш », «машина» – « р-р-р »; -пройтись ладошками, оставляя там свои следы – отпечатки кулачков, рёбер ладоней; -пройтись каждым пальчиком поочерёдно с проговариваем слов, слоговых дорожек. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребёнка, для развития тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики, учат ребёнка прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушением речи. Главное – ребёнок учится понимать себя и других, формируются навыки позитивной коммуникации, снимается мускульное напряжение.

Слайд 11

4 . Дидактическая игра «Сад – огород». Игра способствует для активизации психических процессов у детей дошкольного возраста: мышления, внимания, воображения, восприятия. Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития связной речи, автоматизации звука [ Р ] , развитию слоговой структуры слова, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики рук, ориентирования в пространстве и познавательного развития.

Слайд 12

5 . Тактильная дорожка. Игра способствует: -развитию внимания; -учит на ощупь ощущать твердые и мягкие поверхности; -умение передавать свои ощущения в словесной форме; -различать их по цвету; - закреплять геометрические формы; -стимулированию анализаторов подошвы ног; -профилактика плоскостопия.

Слайд 13

Ожидаемые результаты: 1.правильное речевое дыхание у детей; 2.сформированные движения пальцев рук, общая моторика; 3.положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника; 4.отсутствие напряжения и скованности у детей; 5. улучшение соматического здоровья детей-логопатов; 6.использование родителями и педагогами здоровье-сберегающих технологий в занятиях с детьми.