Схема анализа урока с позиции применения системно – деятельностного подхода
Полный анализ урока - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач и цели урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие умственных, творческих способностей у обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Схема анализа урока с позиции применения системно – деятельностного подхода | 73.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема анализа урока с позиции применения системно – деятельностного подхода
1.Введение
Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. А поэтому для понимания и осознания происходящего на уроке существует такой вид деятельности, как анализ урока. Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".
Цель работы – выявление различий между традиционным анализом урока и анализом урока с позиции системно – деятельностного подхода.
Задачи работы:
- Систематизировать известные виды анализа урока.
- Сравнить традиционный анализ с анализом урока с позиции системно – деятельностного подхода.
- Основная часть
- Классификация анализов урока
Традиционно выделяют следующие виды анализа уроков:
1. Полный анализ урока
2. Структурный анализ урока
3. Аспектный анализ урока
4. Краткий анализ урока
5. Дидактический анализ урока
7. Психологический анализ
8. Комплексный анализ уроков
Полный анализ урока - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
Схема полного анализа урока
1. Целевая направленность урока (постановка триединой задачи).
2. Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.
3. Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результатов усвоения.
4. Как организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.
5. Как работа с учебником способствовала усвоению и закреплению знаний учащихся.
6. Выявить, каков уровень обратной связи со всеми учащимися.
7. Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она способствует достижению необходимого уровня знаний на данном уроке.
8. Рациональность проведения уроков - лекций, семинара, конференции, диспута, конкурса и т.д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов на данном уроке.
9. Какие методы и приемы обучения были использованы, их активность на уроке.
10. Осуществляется ли опора на межпредметные связи.
11. Как творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого ученика, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.
12. Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях.
Структурный анализ урока - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.
Схема структурного анализа урока
1. Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с учащимися.
2. Определить их последовательность и целесообразность.
3. Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.
4. Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего структурного элемента урока.
5. Какова взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.
6. Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний учащихся.
Аспектный анализ урока - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Схема аспектного анализа урока
1. Постановка и решение на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).
2. Оптимальность выбора типа и структуры урока для решения данной аспектной задачи.
3. Соответствие содержания, понятий, факторов и идей изучаемого материала решению данной аспектной задачи.
4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.
5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.
6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.
7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.
8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.
9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.
Краткий анализ урока (оценочный) - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
Схема краткого анализа урока
1. Постановка на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).
2. Какими методами она решалась.
3. Примеры, подтверждающие работу учителя по реализации .
4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.
5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.
6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.
7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.
8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.
9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.
Дидактический анализ урока - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.).
Схема дидактического анализа урока
1. Общие сведения об учителе и классе.
2. Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.
3. Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.
4. Оптимальный отбор содержания обучения под поставленные цели.
5. Адекватность, т.е. соответствие методов и средств целям и содержанию урока, их оптимальность и интенсивность.
6.Тип урока, рациональность избранной структуры урока, т.е. соответствие ее целям, содержанию и методам обучения.
7. Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.
8. Посильность объема и сложности домашнего задания.
9. Степень реализации триединой задачи урока.
Психологический анализ урока - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
Схема психологического анализа урока
1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций сравнение анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.
5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.
8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.
9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.
- Системно – деятельностный подход как основа современного урока
Многие годы целью школьного обучения было овладение системой знаний. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых в последнее десятилетие международных сравнительных исследований настораживают. Российские школьники неплохо выполняют задания репродуктивного характера, но показывают низкие результаты при выполнении заданий, связанных с наблюдением, классификацией, сравнением. Новая парадигма образования 21 века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать ЗУН и УУД- универсальные способы деятельности:
- познавательные;
- информационно-коммуникативные;
- рефлексивные.
На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировывать» ученика в выполнении каких-то приемов, операций- эти операции должны быть осмыслены и приняты учеником, в идеале- он должен находить свои способы действий.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у учащихся возник познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.
Основными компонентами системно – деятельностного подхода являются:
- мотивационный, на котором ставится учебная задача, с актуализацией ЗУН;
- планирование и организация деятельности, здесь нужны учебные действия с созданием ситуации успеха, именно на этом этапе вырабатываются УУД;
- самоконтроль и самооценка, такая последовательность необходима на любом системно- деятельностном уроке.
- Критерии оценивания урока при системно – деятельностном подходе
Эффективность проведения урока при системно – деятельностном подходе оценивается по следующим критериям:
- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
2.2.2. Сравнительный анализ традиционного урока и урока нового
типа
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Этапы урока | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют («открывают») сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться (через ЗУН-ы) | Цели урока учителем определяются через образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) Цели урока должны быть сформулированы так, чтобы конечный результат на уроке определялся в наблюдаемых действиях учащихся, причем таких, которые учитель или другой эксперт могут надежно опознать (диагностичность цели) Обучающиеся должны участвовать в целеполагании, формулировать личностный смысл урока. Наивысший уровень сформированности целеполагания (А.Г.Асмолов) – самостоятельная формулировка целей учащимися через определение границ знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу, т.е. создать такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий |
Изучение нового учебного материала | «Изолированное» изучение учащимися системы научных понятий, составляющее содержание учебного предмета | Содержание обучения рассматривается как «субстрат, питающий смысловое развитие учащегося» (смысловая педагогика вариативного развивающего образования). Основной единицей содержания становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности (контекстный подход). В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (системно-деятельностный подход) |
Урок включает как предметное, так и надпредметное содержание. Предметный контекст по-прежнему важен (особенно включение содержания в контекст решения значимых жизненных задач), но он уже недостаточен. На первом месте стоят задачи формирования УУД (совокупности действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса) | ||
Трансляция содержания учителем, ученик не задействован в процесс («меня учат») Ориентация в процессе обучения на «среднего» учащегося | Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения Учитель предлагает вариативное содержание, в зависимости от уровня притязаний, возможностей, интересов школьников. Содержание урока сопряжено с внеурочной деятельностью учащихся, что создает условия для освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности | |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учитель создает условия для продуктивного применения знаний и УУД в условиях решения творческих или практических задач. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учитель должен осмысленно разработать содержательные критерии для измерения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и заранее предложить их учащимся Учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль (наивысший уровень сформированности) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию (наивысший уровень сформированности) |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учитель ставит перед учащимися задачу оценивания свой деятельности. Учащиеся дают оценку учебной деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Оценивание учителя должно быть дифференцированным с применением различных систем оценивания (5-бальной, многобальной, зачетной, рейтинговой и др.) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
| Проводится рефлексия. Учитель формирует у ученика установку на улучшение результатов своей деятельности, учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
2.2.3. Схема анализа урока с позиции применения системно – деятельностного подхода
Новые критерии эффективности урока требуют изменений в его анализе.
Схема анализа урока с позиции применения системно – деятельностного подхода
1. Организация обучения в зоне ближайшего развития на основе учета уровня актуального развития, предусматривающего разную меру трудности, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала.
2. Выделение учителем в качестве предмета усвоения системы научных понятий.
3. Работа над формированием понятий:
- работа по отбору существенных признаков понятия;
- опора на ранее сформированные понятия, представления, опыт обучающихся;
- решение практических задач.
4. Работа по формированию у обучающихся умения выделять главное в изученном материале:
- введение в тему урока, постановка целей и задач изучения темы;
- наличие на уроке: самостоятельной работы, наблюдения за объектом или явлениями, составление плана ответа, составление кратких записей, составления схем, алгоритмов;
- использование выражений: «так», «таким образом», «следовательно», «сделаем вывод».
5. Работа по развитию самостоятельности мышления обучающихся:
- ситуации дискуссий в процессе овладения знаниями, упражнения типа «докажите», «согласитесь», «прокомментируйте», «добавьте»;
- поддержка учителем наиболее интересных и правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме.
6. Использование на уроке разных источников сообщения информации:
- поиск необходимой информации внутри учебника, разных источников информации, справочников, Интернета.
7. Работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности).
8. Предложение на выбор зданий различной трудности, различного типа, виды и формы (индивидуализация и дифференциация).
9. Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной деятельности.
10. Использование различных способов оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата.
11. Учет индивидуальных возможностей и способностей.
12. Обеспечение условий сотрудничества, сотворчества, сопереживания.
13. Формирование разнообразных учебных и коммуникативных умений и навыков, позволяющих создать ситуацию успеха.
14. Содействие сохранению и укреплению здоровья школьников
3. Заключение
Совершенствование педагогического мастерства невозможно без грамотно построенного педагогического анализа урока. Анализ урока позволяет оценить сильные и слабые стороны учителя, определить нереализуемые им резервы учащихся и свои собственные, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение для учителя, дающего урок и осуществляет ряд функций: контрольную (вспомогательную), учебную (основную) и воспитательную (предоставляет помощь учителю в определении направления самообразования и самовоспитание). В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы: во-первых, научность исследуемого материала, его соответствие программе, качество полученных в институте знаний (контрольная функция); во-вторых, отмеченные достижения и недостатки в работе учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, данные конкретные рекомендации по повышению педагогического мастерства (учебная функция); в-третьих, оцененные деловое и этическое качества учителя, его язык, культура общения и т. д. (воспитательная и развивающая функция).
Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель-ученики", обусловленные спецификой учебного предмета.
- Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма - урок, то каждому руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта - из разряда "вечных": время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы. Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.
- Возможность установить персональную ответственность учителя (и школы в целом) за качество процесса обучения. В ходе анализа урока проверяется соответствие достигнутых результатов обучения планируемым (установленным стандартом).
5. Приложение
Диагностическая карта оценки деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий
№ | Дата посещения урока, класс, учитель | |||
Основные параметры | Класс :Учитель: | |||
Предмет | ||||
Тема урока | ||||
I | Личностные универсальные учебные действия | |||
Работает над смыслообразованием: | ||||
-установление связи между учебной деятельностью и мотивом | ||||
-формирование нравственно- эстетических ценностей | ||||
II | Регулятивные универсальные действия | |||
Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию | ||||
Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания | ||||
Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы | ||||
Учит работать по образцу, по алгоритму | ||||
Учит организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств | ||||
III | Чтение. Работа с текстом | |||
1. | Уделяет на уроке внимание процессу чтения | |||
2. | Находят в тексте конкретные факты, сведения | |||
3. | Определяют тему и главную мысль | |||
4. | Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации | |||
5. | Учит работать с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами | |||
6. | Учит ориентироваться в словарях и справочниках. | |||
IV | Коммуникативные универсальные учебные действия | |||
1. | Развивает внимание учащихся | |||
2. | Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика | |||
3. | Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы | |||
4. | Учит правилам участия в коллективной деятельности | |||
5. | Учит постановке вопросов | |||
6. | Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества | |||
V | Познавательные ( логические ) действия | |||
1. | Работает над формированием логических умений:
| |||
2. | Опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт. Учит формулировке проблемы/ | |||
3. | Работает над формированием знаково - символическими действиями; -моделирование; -преобразование моделейс целью выявления законов | |||
4 | Вводит умение практически | |||
5 | Осуществляет метапредметные связи | |||
Общая сумма баллов (примечание: 1 балл за каждый параметр) |
АНАЛИЗ УРОКА
с позиции системно-деятельностного подхода
Ф.И.О педагога ___________________________________________________________
Урок ______________________________________________________ в ______ классе
Тема урока_______________________________________________________________
Форма проведения ______________________Класс к уроку готов_________________
Дата «____» ____________20____г.
Аспекты анализа | Оценка реализации | ||||
Организация изучения и усвоения содержания учебного материала | 0 | 1 | 2 | 3 | |
1 | Организация обучения в зоне ближайшего развития на основе учета уровня актуального развития, предусматривающего разную меру трудности, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала. | ||||
2 | Выделение учителем в качестве предмета усвоения системы научных понятий. | ||||
3 | Работа над формированием понятий: - работа по отбору существенных признаков понятия; | ||||
- опора на ранее сформированные понятия, представления, опыт обучающихся; | |||||
- решение практических задач. | |||||
4 | Работа по формированию у обучающихся умения выделять главное в изученном материале: - введение в тему урока, постановка целей и задач изучения темы; | ||||
- наличие на уроке: самостоятельной работы, наблюдения за объектом или явлениями, составление плана ответа, составление кратких записей, составления схем, алгоритмов; | |||||
- использование выражений: «так», «таким образом», «следовательно», «сделаем вывод». | |||||
5 | Работа по развитию самостоятельности мышления обучающихся: - ситуации дискуссий в процессе овладения знаниями, упражнения типа «докажите», «согласитесь», «прокомментируйте», «добавьте»; | ||||
- поддержка учителем наиболее интересных и правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме. | |||||
6 | Использование на уроке разных источников сообщения информации: - поиск необходимой информации внутри учебника, разных источников информации, справочников, Интернета. | ||||
Методы организации учебной деятельности и способы активизации | |||||
7 | Работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности). | ||||
8 | Предложение на выбор зданий различной трудности, различного типа, виды и формы (индивидуализация и дифференциация). | ||||
9 | Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной деятельности. | ||||
10 | Использование различных способов оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата. | ||||
Организация и осуществление педагогического взаимодействия | |||||
11 | Учет индивидуальных возможностей и способностей. | ||||
12 | Обеспечение условий сотрудничества, сотворчества, сопереживания. | ||||
13 | Формирование разнообразных учебных и коммуникативных умений и навыков, позволяющих создать ситуацию успеха. | ||||
14 | Содействие сохранению и укреплению здоровья школьников | ||||
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | |||
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | |||
3. Выявление места и причины. | |||
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | |||
5. Первичное закрепление | |||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |||
7. Рефлексия |
Технологическая карта оценивания урока
Учитель Реакция на действия ученика |
Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его. |
| |
Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление. | |
Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений учащегося. | |
Учитель. Самостоятельные действия. Реакция на действия ученика |
|
Характер вопроса, обращенность, форма. | |
| |
Приведение фактов, их обоснование, цитирование | |
источников. | |
Форма. | |
Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение учащегося, объяснение, почему учитель этого требует | |
Цель, продолжительность, результативность. | |
Ученик. Действия, побуждаемые учителем |
Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей. |
| |
| |
| |
| |
Ученик. Самостоятельные действия. |
Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога. |
Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока. | |
| |
| |
| |
|
Технологическая карта контроля педагога
Цель: Выявление затруднений по организации урока на деятельностной основе и их предупреждение в дальнейшей работе
Вопросы для анализа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Мотивация деятельности учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Стимулирование учеников к творческим действиям - побуждающий диалог - подводящий диалог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выявление места и причины затруднений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствие учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие: - фронтальной - групповой - индивидуальной работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выдвижение и проверка гипотез |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие проблемного диалога на уроке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Создание учителем проблемной ситуации и организация выхода из нее: - с удивление - с затруднением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ: Побуждающий от проблемной ситуации диалог Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации Побуждение к формулированию учебной проблемы Принятие ученических формулировок учебной проблемы. Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ: Побуждающий к гипотезам диалог Побуждение к выдвижению гипотез Принятие выдвигаемых учениками гипотез Побуждение к проверке гипотез. Принятие предлагаемых учениками проверок Подводящий к знанию диалог Проговаривание алгоритма решения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая направленность урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа на уроке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие обратной связи Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль Самоконтроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональная направленность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке | Оценка в баллах | Уровень работы учителя |
1.Целеполагание | ||
Учитель формирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету) | 1-2 | низкий |
Формулирует содержательную и развивающую цели урока | 3-4 | средний |
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам | 5-6 | Выше среднего |
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий ) | 7-8 | Хороший |
Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата) | 9-10 | Высокий |
2.Мотивация | ||
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. | 1-2 | Низкий |
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся | 3-4 | Средний |
Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием | 5-6 | Выше среднего |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества | 7-8 | Хороший |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. | 9-10 | Высокий |
3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО) | ||
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока | 1-2 | Низкий |
Отбирает СУМ адекватно теме , содержательной и развивающей целям урока . СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран с учетом работы с мотивацией | 3-4 | Средний
|
Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение )представлена обучающимся наглядно | 5-6 | Выше среднего |
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО | 7-8 | Хороший |
Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата | 9-10 | Высокий |
4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся | ||
Работает с классом фронтально на всех этапах урока | 1-2 | Низкий |
Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи | 3-4 | Средний |
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе | 5-6 | Выше среднего |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета | 7-8 | Хороший |
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний | 9-10 | Высокий |
5.Методы обучения | ||
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения | 1-2 | Низкий |
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму) | 3-4 | Средний |
Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам | 5-6 | Выше среднего |
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию | 7-8 | Хороший |
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления | 9-10 | Высокий |
6.Рефлексия | ||
Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся | 1-3 | Низкий |
Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) | 3-4 | Средний |
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно ,чему они научились на уроке , а над чем еще предстоит работать | 5-6 | Выше среднего |
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям) | 7-8 | Хороший |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный хар-р в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке | 9-10 | Высокий |