Артикуляционная гимнастика

Гусакова Нелли Евгеньевна

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребёнка. Для того, чтобы детская речь была внятной, чёткой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_c_z.docx16.95 КБ
Файл zvuki_sh_zh_ch_shch.docx12.19 КБ
Файл zvukil_l.docx12.02 КБ
Файл zvuki_r_r.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребёнка. Для того, чтобы детская речь была внятной, чёткой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С, З, Ц].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  4. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится правильно выполнять движения.
  5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  6. Если для ребёнка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  7. Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получится какое – либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребёнку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Правильная артикуляция звуков [С] [З]:

- зубы в улыбке;

- губы сближены;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка;

- звук [С] произносится без голоса – глухой;

- звук [З] произносится с голосом – звонкий.

«Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счёт от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить и вытянуть вперёд, как при произнесении звука «О». Удерживать под счёт от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать «Заборчик» - «Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами, произносить звуки: «пя – пя – пя», а потом покусать зубами: «тя – тя – тя».

«Блинчики»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счёт от 10 до 5 секунд.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щёки не надувать.

«Почистим нижние зубки»

Сделав улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево – вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и  внутри).

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

 «Волшебная палочка»

Улыбнуться, открыть рот и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счётную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без неё.

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя – логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!



Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ].

«Лопаточка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, боковые края языка должны касаться углов рта.

«Маляр»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад – вперёд (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, нижняя челюсть не двигалась.

«Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы.

«Грибок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживается в широком положении под счёт от1 до 5 – 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были постоянно прижаты к нёбу.

«Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке.

Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в)широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой.

«Гармошка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и , не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и дольше удерживать в таком положении.



Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [Л], [Ль].

«Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами, произносить звуки  пя – пя – пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от5 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Боковые края языка касаются углов рта.

«Пощёлкать кончиком языка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

«Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос пока не послышатся звуки «бл – бл». Следить, чтобы язык не сужался.

«Горка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

«Катушка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Лопаточка»

«Качели»

«Вкусное варенье»



Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [Р], [Рь].

«Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

«Фырканье»

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щёки не раздувались, язык зубами не зажимался.

«Автомат»

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произносятся звук     [т – т - т] – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. Звук [т] носил характер чёткого удара, а не хлопал, кончик языка не подворачивался.

«Барабан I»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук [д – д – д]. Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно темп убыстрять, следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, чтобы звук [д] носил характер чёткого удара, а не был хлопающим.

«Барабан II»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к нёбу и производить отчётливо [да - ды]. При произнесении слога ДА язык отводится к центру нёба, при произнесении ДЫ – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется.

«Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке.

Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в)широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой.