Контрольная работа по дисциплине: "Теория и методика обучения и воспитания в области дошкольного образования".
Тема: "Технология использования познавательной сказки в работе с дошкольниками".
план
Введение.................................3
1. Технология использования познавательной сказки в работе с дошкольниками................................4
1.1. Понятие сказка...........................................4
1.2. Классификация сказок.............................................5
1.3. Психолого-педагогическое значение сказок....................................8
1.4. Функциональные особенности сказки...............................................9
1.5. Методика работы со сказкой...................................................10
Заключение............................................12
Список литературы........................................13
Введение
Сказка дает детям необходимую гамму переживаний создает особое, ни в чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. "Сказка- писал В.А. Сухомлинский,- развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория и методика обучения и воспитания
в области дошкольного образования».
на тему «Технология использования познавательной
сказки в работе с дошкольниками».
Выполнил студент Полудницына В.В.
Группа ПДД-31
Направление подготовки: Педагогическое
Образование «Дошкольное образование»
Проверил преподавателя : Вахрушева Л.Н.
Дата сдачи на проверку:_______________
Оценка:________________
Киров 2015
Тема: «Технология использования познавательной сказки в работе с дошкольниками».
План
Введение…………………………………………………3
- Технология использования познавательной сказки в работе с дошкольниками………………………….4
- Понятие сказка………………………………4
- Классификация сказок………………………5
- Психолого-педагогическое значение сказки…………………….8
- Функциональные особенности сказки………………………………..9
- Методика работы со сказкой…………………………………….10
Заключение…………………………………………..12
Список литературы……………………………………13
Введение:
Дошкольное детство – это радость, игра, это период первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка.
«Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В.А.Сухомлинский. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, не с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Сказка – писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Однако, с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, компьютера, чем с книгой.
К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание в лицах или драматизация.
Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения. Мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Л. С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения, ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.
«У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства. Сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишиться всего: и мудрости, и чувства, и справедливости, и дара воображения и предвидения», – отметил С. Я Маршак.
Цель контрольной работы- узнать, что такое сказка и как её можно применять в работе с детьми дошкольного возраста.
1.Технология использования познавательной сказки в работе с дошкольниками.
В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье. К.И.Чуковский, создавая свои сказки, говорил: «Все дети в возрасте от 2 до 5 верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий для их нормального роста».
- Понятие сказка.
«Сказка – великая духовная культура, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (А.Н. Толстой)
В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».
С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.
Сегодня сказка один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особое, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Так что же за жанр – сказка и почему многие ведущие специалисты в области педагогики и психологии придают ей такое огромное значение?
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомятся с богатством его культуры.
Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Именно «намек», а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев.
Сказка так же имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Она глубоко захватывает волю, чувства, воображение ребенка. В.Г.Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».
Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности.
Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывается заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творение новых образов. Используя сказку в процессе развития ребенка можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, сравнительно – оценочная деятельность, то есть все то, что образует творческий потенциал личности.
Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.
1.2.Классификация сказок.
В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские.
И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки. Помимо этого авторские сказки могут иметь дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный характер.
Остановимся подробнее на каждом из этих видов сказок, а также их влиянии на развитие личности.
- Народные сказки:
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «ожитворения». Именно этот принцип используют сегодня, создавая новые сказки.
В народных сказках тема края как границы между домом и внешним миром очень подробно психологически проработана. Даже из небольшого репертуара сказок, известных современному городскому младшему дошкольнику, он может узнать, как по-разному можно пересекать эту границу в зависимости от обстоятельств и степени готовности главного героя к выходу за пределы родного дома. Приобщение ребенка к фольклорному пониманию темы края поднимало его личный опыт (опыт собственных падений и переступаний через край, неустойчивость поставленных на краю предметов, обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо), поднимало этот опыт на высоту культурно-символического обобщения и придавало этому понятию еще и магический смысл. Такие смысловые оттенки способен уловить ребенок старше двух-трех лет – в этом возрасте начинается активное становление символической функции сознания.
Можно выделить общие для всех народных сказок чрезвычайно важные для нас идеи:
- Это окружающий нас мир – живой идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
- Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
- Разделение добра, зла, победа добра. Это идея – важное для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственное развития.
- Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
- Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.
- Сказки о животных:
Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал. Может быть, все они «сходят» к нему с телевизионного экрана, где в этом возрасте даже реклама излучает волшебный свет.
- Бытовые сказки:
Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
- Страшные сказки:
Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки – страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Что такое страшилка? Это интереснейший психологический материал, позволяющий увидеть сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало «испорчены» прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем. Содержание страшных рассказов очень зависит от культурных и социальных традиций окружения, в котором растет и воспитывается ребенок. Эти истории у детей разных стран имеют несомненные черты сходства в сюжетах, поэтических особенностях, манере исполнения. Сходство заложено как в общих фольклорных сказочных корнях страшных рассказов, так и в психологии маленьких рассказчиков и слушателей, в коллективной жизни которых страшилкам принадлежит особое место и значение. Герои страшилки условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки почти не мотивируются. Они просто олицетворяют столкновение сил добра и зла. В страшилке всегда можно найти персонажей страдающих – это члены сказочной семьи. Именно с героем-ребенком отождествляет себя рассказчик. Разнообразие сюжетов страшилок невелико. Как и в сказке, они монтируются из традиционных смысловых кирпичиков – мотивов, ситуаций. Практически все они ясно несут на себе печать психологических проблем детства.
- Волшебные сказки:
Эльконинова Л.И. и Эльконин Б.Д. в своей работе полагают, что форма субьектности, представляемая в волшебной сказке, «заложенная» в ней, – это форма инициативного действия. То есть, субъект, который задан в волшебной сказке – это субъект, олицетворяющий место сомой задачи в мире. Его субъектность выражается в принятии на себя труда и решения задачи, заботы и работы по выполнению действия. Это субъект поступка (в том смысле, в каком об этом писал М.М. Бахтин), субъект инициации действия [там же]. В сказке представлена форма инициативного отношения к миру. Инициация действия – это основное событие, в котором рождается субъект слушания сказки. Волшебные сказки и близкие к ним художественные формы часто используются в исследовательской и педагогической практике. С их помощью у дошкольников пытаются выстроить желательное «морально-правильное» поведение.
- Авторские сказки:
Они более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций (они-то и ценны на тот момент). Некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий, но он складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят (т.е., было доминирующее чувство, которое повлекло за собой выбор определенного момента). Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки.
Это сказки у которых есть автор. Такой вид авторских сказок, как дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Другой вид сказок – психокоррекционные – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение этих сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
1.3 Психолого-педагогическое значение сказки.
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):
- Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
- Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
- Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Дошкольный возраст – это период активного становления художественного восприятия ребенка. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети разного возраста по - разному воспринимают сказку.
Так, например, в младшем возрасте восприятие сказки (ее понимание) напрямую зависит от личного опыта ребенка, который у него еще очень ограничен.
При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Но, так как сами представить это дети чаще всего не могут, то нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях.
Одной из особенностей детского восприятия является то, что ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его мотива.
В среднем возрасте расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события. Уже не обязательно использование иллюстраций к каждому повороту событий сказки, но они по прежнему несут положительную функцию.
В этом возрасте дети осмысленно воспринимают сюжет, устанавливают простые причинно – следственные связи. Характеризуя героя чаще всего, высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт.
Математика требует от детей точного запоминания и оперирования такими абстрактными и непонятными для детей терминами как цифра, знак, размер, цвет, понятиями больше и меньше и другими. Используя на занятиях и в повседневной деятельности сказку, сказочных героев, мы в полной мере используем все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, познавательные способности, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, так как все то, что образует творческий и мыслительный потенциал личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени.
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для дошкольников разного возраста. Дети легко входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь. Они интуитивно чувствуют, что сказки нереальны, но в то же время допускают, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном, сказочном, волшебном.
Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного
В сказке снимаются и компенсируются обиды, горести, несчастья, восстанавливается исконная гармония человека и мира. Необходимо пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству. Воспитательные возможности эстетического развития дошкольников средствами сказочного творчества огромны – творческая работа со сказкой ведёт к приобщению ребёнка к эстетическим ценностям красоты, силы, смелости, наряду с нравственной и моральной ориентации на добро, помощь и справедливость.
В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника через приёмы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребёнка. При определённой заинтересованности можно добиваться позитивных и довольно быстрых изменений в их внутреннем мире и поведении.
1.4 Функциональные особенности сказки.
Любая сказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.
Я предлагаю использовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки.
- Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
- Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
- Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
- способность сказки в малом являть большое;
- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
- способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
- Развивающе-терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
- Культурно-этническая функция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
- Лексико-образная функция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.
- Методика работы со сказкой
- Отбор литературного материала.
В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.
Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.
- Направления в работе
Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе со сказкой
- Познавательное развитие
- Социальное развитие
- Физическое развитие
- Развитие творческого воображения
- Формы организации
Предлагаю следующие формы организации:
- игровые занятия;
- комплексные занятия;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
- праздники.
4. Методы и приемы
В качестве основных методов и приемов использую:
- элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;
- моделирование сказочных сюжетов;
- творческие задания;
- пластические игры и упражнения;
- элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.
Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.
Заключение
Дошкольный возраст считается одним из самых сложных и ответственных периодов социально-психологического развития личности, поскольку это время связано с началом активного самоутверждения ребенка, неизбежно сопровождающегося обретениями и потерями, творческим постижением окружающего мира. Уроки, которые преподносят дошкольникам сказки запоминаются на всю жизнь и имеют колоссальное влияние.
Сказки для дошкольников свидетельствуют: традиции доброго, умного, психологически точного и педагогически значимого диалога с ребенком, которые не боятся говорить с детьми о серьезных проблемах в жизни и воспитать в них лучшие человеческие качества: смелость, доброту, чуткость, способность сострадать героям сказок, радоваться вместе сними и огорчаться.
Традиционно педагогическая деятельность с дошкольниками по развитию познавательного интереса посредствам сказки включает в себя следующие формы:
1. Специально организованные занятия.
2. Изобразительная деятельность по мотивам сказок.
3. Викторины.
4. Изготовление кукол для театра.
5. Драматургия (театрализованные игры, игры-драматизации).
Закрепление впечатлений от сказки происходит в изобразительной деятельности – аппликации, конструировании, лепке, выставках детских работ. Ценность сказочного творчества очевидна, так как оно тесно связано с другими видами деятельности – слушанием, движениями под музыку, пением, театрализованной деятельностью, рисованием и т.д. Формы работы со сказкой могут быть бесконечно разнообразными, и с правильной подачи воспитателя будут способствовать благотворному воздействию на формирование личности ребенка. Работая со сказочными сюжетами, образами и языком, воспитатель может решать многочисленные воспитательные и образовательные задачи.
Благодаря сказкам, в душе ребенка возникает прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием чувств и фантазии. Ушинский разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, дошкольник может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить нежность и любовь, сочувствие адекватно ситуации.
К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного воспитания для развития детей. Проведя анкетирование родителей, диагностику детей, исследователи пришли к выводу, что сказка постепенно уходит из жизни детей. Из бесед с родителями видно, что они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но финансовые семейные проблемы, временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяют использовать ее в полной мере в жизни ребенка.
В течение тысячелетий сказка открывает ребенку дорогу в мир. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Представляя себя на месте сказочного героя, и пытаясь найти свой выход из трудноразрешимой ситуации, ребенок учится мыслить творчески, оценивать сложившиеся обстоятельства, прогнозировать последствия своих действий.
Список литературы:
1.Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)║ Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С.
2. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ║ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
4.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.
5. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева.- М., 1988.
6. Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии║
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. , 1986
8. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
9.Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.-С. 3-14
10.Фесюкова, Л. Воспитание сказкой. [Текст]. - М. 2000.
11.Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки ║журнал практического психолога.-1999, N10-11.