Контрольная работа по дисциплине: «Управление дошкольным образованием» на тему: «Основные признаки государственно-общественного управления образованием»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Основные признаки и государственно-общественного управления образованием……………………………………………………………………...5
2. Организационная структура государственно-общественного управления образованием России……………………….……….…………………………....6
3.Сущность и риски государственно-общественного управления в образовании…..…………………………………………………………………..10
Заключение…….…………………………..……………………………………..15
Список использованной литературы…...………………………………………16
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_po_upravleniyu_doshkolnym_obrazovaniem.docx | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Контрольная работа
по дисциплине: «Управление дошкольным образованием»
на тему: «Основные признаки государственно-общественного управления образованием»
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Основные признаки и государственно-общественного управления образованием……………………………………………………………………...5
2. Организационная структура государственно-общественного управления образованием России……………………….……….…………………………....6
3.Сущность и риски государственно-общественного управления в образовании…..…………………………………………………………………..10
Заключение…….…………………………..……………………………………..15
Список использованной литературы…...………………………………………16
Введение
Важным показателем эффективности модернизации российского образования является «внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования».
Сущность государственно-образовательного управления в современном образовании предполагает, согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов в образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную палитику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций.
Понимание сущности государственно – общественных отношений предполагает согласование и определение представлений о возможностях государственной и общественной составляющих и складывающихся между ними договорных отношений.
Государственная составляющая образования должна гарантировать обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования, а общественная составляющая – полноценную социализацию обучающихся и качественный уровень самого образования.
Государственно-общественное управление образования развивается на основе принципов, предполагающих:
- открытость и демократичность;
- взаимодействие и согласованность;
- участие и соуправление.
Преаритетными направлениями в соответствии с этим выступает:
- создание условий для взаимовыгодного сотрудничества различных моделей государственно-общественного управления на уровнях: региона, муниципалитета, образовательной организации;
- обучение и консультированная поддержка управленческих кадров государственно-общественного управления образованием;
- подготовка общественных управляющих – членов органов государственно – общественного управления образовательными организациями.
1. Основные признаки и принципы государственно-общественного управления образованием
Государственно-общественное управление - это тип управления, при котором субъекты, осуществляющие политику в области образования, и образовательные организации осуществляют постоянное взаимодействие в управлении образованием и оказании образовательных услуг с субъектами, представляющими интересы общества и населения, при их ответственном участии в этой деятельности.
Система государственно-общественного управления образованием включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия.
Признаками государственно-общественного управления образованием являются: наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью; наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью; согласованное и взаимно принятое распределение полномочий, и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях; принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов. Важную роль в процессе становления и развития государственно-общественного управления образованием призваны сыграть принципы ГОУО, под которыми понимаются те его основания, которые определяют не только главные направления, всю систему деятельности, цели, задачи, содержание, формы и методы (субъектов управления), но и отношения, складывающиеся между его участниками.
Можно выделить следующие основные признаки государственно-общественного управления:
- совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами;
- процедура принятия решения государственным (муниципальным) органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;
- делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определённых групп общественности.
Цель ГОУО - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.
Задачи ГОУО: реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением; повышение эффективности государственной политики в области образования; удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.
2. Организационная структура государственно-общественного управления образованием России
В организационную структуру государственно-общественного управления образованием России входят:
• органы исполнительной государственной власти - Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, главы администраций субъектов РФ,
• органы законодательной государственной власти – Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации,
• органы местного самоуправления,
• государственные органы управления образованием (Министерство образования РФ, органы управления образованием субъектов РФ) и местные (районные, городские) органы управления образованием,
• общественные органы управления образованием: Всероссийский съезд (конференция) участников образовательного процесса и избранный им (ею) Совет по образованию Российской Федерации; региональные съезды (конференции) участников образовательного процесса и избранные ими республиканские, краевые, областные, окружные, Московский и Санкт-Петербургский городские советы по образованию; районные и городские съезды (конференции) участников образовательного процесса и избранные ими районные и городские советы по образованию,
• руководители образовательных учреждений и советы образовательных учреждений, избранные общими собраниями (конференциями) участников образовательного процесса.
С учетом содержащейся в Законе РФ «Об образовании РФ» компетенции органов государственной власти и управления образованием определяются полномочия субъектов ГОУО на всех уровнях образования.
Так, если к полномочиям руководителя образовательного учреждения отнести подбор, прием на работу и расстановку кадров; установление надбавок и доплат к должностным окладам работников учреждения, порядка и размеров их премирования; разработку и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и др. (ст.32), то в порядке возможных полномочий совета образовательного учреждения можно предложить установление режима работы учреждения, порядка приема, перевода и выпуска учащихся из школы; утверждение Положения об оплате дополнительного труда работников учреждения; принятие решения по вопросам аренды зданий и оборудования образовательного учреждения; создание и использование в интересах образовательного учреждения фонда его развития; изучение и реализация потребностей участников образовательного учреждения; общественный контроль за расходованием бюджетных средств; контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством; контроль за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений; разработка положений об органах школьного самоуправления, кодексов прав и обязанностей педагогов, учащихся и их родителей и вынесение их на утверждение общешкольной конференции (собрания); заслушивание информации директора школы и др.
Аналогично, если к полномочиям муниципального органа управления образованием отнести планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности образовательных учреждений (по поручению органов местного самоуправления); обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений (если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения); контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями и др., то в порядке возможных полномочий муниципального общественного совета по образованию можно предложить контроль реализации конституционных прав граждан на образование и участие в управлении образовательными учреждениями; общественная оценка рациональности использования выделяемых ресурсов на образование; организация общественного обсуждения и экспертизы готовящихся и принятых нормативно-правовых актов в области муниципального образования; разработка проектов решений для органов муниципального самоуправления по актуальным проблемам муниципального образования; участие в изыскании дополнительных средств на нужды образования; координация деятельности органов общественного управления, обучение их членов по проблемам ГОУО и др.
Таким же образом осуществляется определение полномочий субъектов ГОУО на региональном и федеральном уровнях: если компетенция государственных органов управления региональным образованием содержатся в ст. 29 закона, а федеральным образованием - в ст. 28, то к определенным выше полномочиям общественных органов добавляются организация обсуждения проектов и программ развития региональной (федеральной) образовательной системы, разработка документов, направленных на развитее общественного управления образованием и др.
Важные функции, которые Совет обязан оставить исключительно в своем ведении (не может их делегировать):
- решения, касающиеся объема деятельности Совета;
- назначение, кооптирование и вывод членов Совета;
- назначение и вывод председателя и вице-председателя Совета;
- требования проведения полного сбора членов Совета;
- регулирование процедур Совета и его комитетов, комиссий;
-решения о делегировании функций комитетам Совета — об их формировании, членстве, процедурах и отчетах;
- одобрение перспективных направлений деятельности школы;
- одобрение ежегодных отчетов родителям;
- публикация предложений о закрытии школы или пересмотре ее статуса;
- публикация предложений об изменении статуса, категории школы;
- определение условий приема детей в школу;
- определение объемов («контрольных цифр») набора учеников и возможных допустимых изменений;
- определение процедур апелляции по приему;
- определение длительности проведения занятий, длительности семестров и четвертей, каникул;
- одобрение официального бюджета школы для представления в местные органы управления на каждый финансовый год (кроме черновиков и ревизий бюджета);
- решения, связанные с коллективными религиозными мероприятиями (разовыми или систематическими);
- решения о дисциплинарных требованиях в школе;
- принятие и пересмотр соглашений (типовых договоров) между школой и семьей;
- обеспечение адекватного курса сексуального воспитания;
- запрет политической индоктринации и обеспечение баланса в обсуждении политических вопросов;
- определение и пересмотр политики школы в области платы за образовательные услуги и скидок;
- организация апелляций по поводу увольнения с работы.
Некоторые функции не делегируются директору или штату, но могут быть делегированы тому или иному комитету (комиссии) Совета:
- стандарт посещаемости уроков;
- обращения к госсекретарю, оспаривающие решения местных органов управления по поводу приема учащихся;
- установление школьных стандартов достижений учащихся;
- решения по поводу помещений и оборудования;
- назначение и увольнение исполнительного секретаря Совета или секретаря одного из комитетов;
- решения по поводу приема конкретных учащихся.
3. Сущность и риски государственно-общественного управления в образовании
Важным показателем эффективности модернизации российского образования является внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.
Государственно-общественный характер системы управления образованием должен изначально появиться в отношениях между самими субъектами образования: должны появиться области взаимодействия, которые характеризуются паритетностью, «горизонтальностью» управления. Вариативные формы государственно-общественного управления определяются: выявленными возможностями и ресурсными дефицитами образовательного учреждения; потенциальными формами участия общественности в управлении образованием; условиями для реализации конкретной модели государственно-общественного управления в образовательном учреждении.
В современной образовательной практике, в педагогической публицистике понятия «общественно-государственное» и «государственно-общественное управление» встречаются с одинаковой частотой. Что это - игра слов или какое-то более серьезное противоречие? Общество создает государство как инструмент достижения собственных целей. По крайней мере, такова природа демократического общества. С другой стороны, в центре нашего внимания находится именно государственная школа, которая в логике модернизации претерпевает существенные перемены. И сегодня именно государство (в лице руководителя) выступает инициатором развития взаимодействия с общественностью на школьном уровне. Получается, что по сути общественно-государственное в настоящее время является скорее государственно-общественным.
Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.
Понимание сущности государственно-общественных отношений предполагает согласование и определение представлений о возможностях государственной составляющей и общественной составляющих и складывающихся между ними договорных отношений.
Государственная составляющая образования должна гарантировать обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования.
Общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчинённые органам управления образованием. Это могут быть структуры:
- непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения);
- объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ);
- объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся);
- обеспечивающие систему образования определёнными ресурсами (за счёт внебюджетных источников - проектные группы, исследовательские лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы и так далее).
Развитие государственно-общественного управления в образовании связано с рядом ограничений и рисков, многие из которых обусловлены сложившимися стереотипами сознания представителей образования и социума.
Среди таких рисков могут быть:
- стремление к построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями;
- опасность понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления.
Цели государственно-общественного управления образованием не могут задаваться лишь ведомственными интересами самой системы образования, они должны формироваться в диалоге между всеми заказчиками и конкретными потребителями результатов образования. К заказчикам образовательных услуг можно отнести: детей, родителей, производственные структуры, хозяйствующие субъекты, местную, региональную власть, региональную и национальную элиту с учетом социально-культурных, экономических и других особенностей территории, культурно-образовательных традиций, национально-этнических отношений и заявленных стратегических приоритетов развития образовательного учреждения.
Государственно-общественное управление образованием развивается на основе принципов, предполагающих:
- открытость и демократичность,
- взаимодействие и согласованность,
- участие и соуправление.
Приоритетными направлениями в соответствии с этим выступают:
- создание условий для взаимовыгодного сотрудничества различных моделей государственно-общественного управления на уровнях муниципалитета, органов местного самоуправления, некоммерческих неполитических организаций, профессиональных сообществ и так далее, отвечающих требованиям Закона РФ «Об образовании», «Концепции и стратегии модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»;
- обучение и консультационная поддержка управленческих кадров государственно-общественного управления образованием.
Современная система управления образованием изменяется по нескольким направлениям:
- снижается степень централизации управления образованием,
- в системе образования переходят к договорным отношениям,
- повышается роль инноваций,
- развиваются общественные инициативы в сфере образования,
- создаются «горизонтальные» управленческие структуры.
Потребность общественности в управлении образовательными системами зависит от уровня организованности самой общественности, от наличия структур, представляющих её интересы, в том числе от экспертных структур. Поэтому разнообразные меры, позволяющие изучать общественное мнение, привлекать общественность к аттестации образовательных учреждений, к экспертизе образовательных результатов, организовывать общественное обсуждение проблем образования - необходимое условие повышения уровня общественной активности в сфере образования.
Заключение
Система государственно-общественного управления образования включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия.
Важную роль в процессе развития и становления государственно-общественного управления образованием призваны сыграть принципы ГОУО, которые определяют не только главные направления, всю систему деятельности, цели, задачи, содержание, формы и методы (субъектов управления), но и отношения, складывающиеся между его участниками.
Основными признаками государственно-общественного управления являются:
- совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами;
- процедура принятия решения государственным (муниципальным) органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;
- делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определённых групп общественности.
Приоритетными направлениями выступают:
- создание условий для взаимовыгодного сотрудничества различных моделей государственно-общественного управления на уровнях муниципалитета, органов местного самоуправления, некоммерческих неполитических организаций, профессиональных сообществ и так далее, отвечающих требованиям Закона РФ «Об образовании», «Концепции и стратегии модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы».
Список использованной литературы
1. Бочкарёв В.И. Государственно-общественное явление образования: каким ему быть?//Педагогика.-2001.-№2.
2. Вестник образования.-2001.-№5.
3. Закон образовании РФ[электронный ресурс]/http://base.garant.ru/10164235/.
4. Сластёнин В.В. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластёнина.-М.; Изд.центр «Академия»,2002.