Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у старших дошкольников
Материал представляет собой обобщённый опыт работы с детьми старшей группы по основам безопасности в дорожно-транспортной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые педагоги! Представляю Вашему вниманию опыт работы на тему «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) в России приобрел признаки национальной катастрофы. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Именно поэтому особенно актуально проводить работу по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах, начиная с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах. Наибольший вклад внесли работы следующих исследователей: О.А. Скоролуповой, С.Н. Черепановой, Т.Г. Кобзевой, Т.А.Шорыгиной и др.
В последующие годы в дошкольной педагогике все больше разрабатываются парциальные программы по правилам дорожного движения. Проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности актуальна не только для педагогов и родителей. К её решению подходят писатели, научные сотрудники, инспектора безопасности дорожного движения, пропагандисты.
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, среди которых необходимо выделить особую значимость возрастных психофизиологических особенностей детей.
1. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. Он видит только то, что находится напротив.
2. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны.
3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. 4. Ненадёжная ориентация налево - направо. 5. Большое влияние эмоций. 6. Переоценка своих возможностей (снижено чувство собственной безопасности).
Для изучения уровня знаний по ПДД у детей старшего дошкольного возраста была проведена работа, состоящая из трёх этапов:
- Диагностика
- Целенаправленная работа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах
- Повторная диагностика
Целью диагностики было выявление у старших дошкольников уровня знаний, умений, навыков по Правилам безопасности дорожного движения.
В соответствии с данной целью мною была выбрана методика С.Н. Черепановой.
Результаты диагностики показали, что уровень знаний и умений находится большей частью на среднем и низком уровнях. Это говорит о том, что в целом у детей есть знания и умения соблюдения безопасного поведения на дорогах, но они нечеткие, дети часто путаются в ответах.
Это указывает на необходимость целенаправленной работы по повышению уровня знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах, которую проводим по трём направлениям: организация предметно-развивающей среды, работа с детьми и работа с родителями.
Большое значение имеет предметно – развивающая среда, с этого я и начала свою работу. Совместными усилиями детей и родителей в группе значительно пополнился уголок безопасности дорожного движения. В нем представлены: наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, плакаты, сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями), настольно-печатные игры, детская художественная литература по тематике дорожного движения, конструкторы, пособия и игры по обучению детей ПДД. Вместе с детьми мы изготовили настольный макет «Перекрёсток», отдельные атрибуты для игр: светофоры, дорожные знаки. С помощью родителей в группе появились атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, модель светофора, жилеты). Проделанная работа вызвала живой интерес у детей, особенно у мальчиков. Некоторые из них стали коллекционировать модели автомобилей, другие собирать наклейки, вырезки из журналов на тему «Транспорт», из конструкторов изготавливали автомобиль будущего.
В работе с детьми мы сочетали разнообразные по содержанию и форме виды детской деятельности:
- ООД
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки к проезжей части;
- подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры
- составление коллажа по ПДД «Про ребят и про дорогу»;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- беседы, чтение художественной литературы;
- познавательные викторины, КВНы, на которых дети показывают свои знания (в частности участвовали в городской игре «Виктория»);
- минутки безопасности;
- просмотр обучающих мультфильмов и мультимедийных презентаций;
- посещение Северодвинского Драмтеатра, спектакль "Красный, желтый, зеленый"
- смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка «Дорожные знаки», «Улицы нашего города».
- встреча с инспектором по пропаганде ОГИБДД по г. Северодвинску Анисимовой О.А.
Работа велась систематически как с группой детей, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы.
Большое внимание уделяли работе с родителями, использовали разнообразные формы работы с ними. На собраниях, в беседах, консультациях и рекомендациях с помощью наглядной дорожной пропаганды подчеркивали ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Нами были изготовлены стенгазеты, папки-передвижки, брошюры, анкеты, памятки для родителей, оформлены информационные стенды, «Газета для любознательных родителей», организованы выставки совместных с детьми и родителями творческих работ. Перед нами стояла задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте.
Для определения эффективности проведенной работы в конце года была проведена повторная диагностика с использованием той же методики. Результаты диагностики показали, что уровень знаний, умений и навыков по правилам безопасности дорожного движения у старших дошкольников возрос, что позволяет мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.
У детей произошли значительные изменения. Они сами составляют и решают дорожные ситуации, умело пользуются плакатами и картинками, демонстрируют различные варианты решения проблемных ситуаций, активно используют в самостоятельной деятельности дидактические игры; дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода проезжей части, отлично знают правила поведения пассажиров. Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.