АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИИ

Проектировочная работа "Развитие речи с помощью малых фольклорный форм"

с 2013 по 2014 годы ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ao_charushina.docx91.76 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей № 62» Асбестовского городского округа

Аналитический отчет

за межаттестационный период

с 2013 по 2014 годы

 

                                                                                        Составитель:

Чарушина

Ольга Владимировна

                                                                                                                                                                   

 

Должность:

воспитатель

                                                     

 

                                                      Асбест   2015 г.

Содержание

Введение

3

1

Аналитическая часть

1.1

Анализ результатов деятельности

6

1.2

Анализ внешних условий протекания педагогического процесса

9

1.3

Анализ собственного профессионального мастерства

16

2

Проектная часть

2.1

Противоречия и проблемы, возникшие в процессе деятельности.

17

2.2

2.3                

Стратегия и тактика организации образовательной

деятельности на следующий межаттестационный период

Программа профессионального самообразования                                                                  

18

26

Заключение

28

Приложения

Приложение №1

Результаты развития речи детей

Приложение №2

Программа профессионального самообразования

ВВЕДЕНИЕ

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Учитывая  актуальность изменений в образовательной деятельности передо мной, как перед педагогом, стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или актуализации умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации.

           В основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства.

        Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

        Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Наиболее актуальным направлением педагогической деятельности за отчетный период  являлось изменение содержания образовательного процесса посредством использование современных образовательных технологий  речевого развития детей раннего возраста, сохранение и укрепление здоровья  детей, установление партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих качественное сопровождение ребёнка в образовательном процессе.

   Для анализа профессиональной деятельности за межаттестационный период я определила следующие задачи:

  • проанализировать и  дать оценку результата эффективности образовательной деятельности за межаттестационный период;
  • определить степень решения задач, поставленных на межаттестационный период;
  • проанализировать эффективность применения новых педагогических технологий в образовательном процессе для стимулирования речевой активности детей посредством использования фольклорных форм;
  • выявить ведущие проблемы, противоречия на новый межаттестационный период.
  • определить тактику решения выявленных проблем, наметить цель и задачи на следующий межаттестационный период.

   Приоритетной целью образовательной деятельности в межаттестационный период было совершенствование психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие детей раннего возраста посредством  интегративного решение образовательных задач ФГОС ДО

Наиболее актуальной в межаттестационный период обозначилось проблема в  формировании у детей раннего возраста интереса к процессу познания, развитии активного и пассивного словаря посредством использования фольклорных форм.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое потому, что весь опыт человечества мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Произведения фольклора всегда близки природе ребенка: простота этих произведений, легкость запоминания, возможность обыгрывания привлекают детей. Отражение в играх, песнях, сказках, жизни и деятельности людей многих поколений позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста: формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры

Известно, что ранний и младший дошкольной возраст - это период интенсивного овладения языком, поэтому использование малых фольклорных форм в речевом развитии ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение.    

      Цель: выявить оптимальные социально-педагогические условия для эффективного развития речи детей раннего возраста, посредством фольклорных форм.

В межаттестационный период решались следующие задачи:

  • внедрить  эффективные технологии речевого развития детей раннего возраста, стимулировать речевую активности детей посредством использования фольклорных форм;
  • повысить эффективность образовательной деятельности в части укрепления здоровья воспитанников;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей раннего возраста, охраны и укрепления здоровья детей.

Предполагаемый результат:

  • развитие активной речи у детей раннего возраста;
  • изменился уровень собственной профессиональной компетентности по обозначенной проблеме;
  • в образовательный процесс внедрены инновационные педагогические технологии развития речи детей раннего возраста, оптимизированы формы, методы и приемы работы с детьми;
  • усовершенствована предметно-развивающая среда;
  • повысился уровень педагогической компетентности родителей воспитанников по данному направлению деятельности;

Поставленные мной задачи считаю выполненными в полном объеме, что подтверждается следующими результатами:

  • позитивная динамика образовательных достижений воспитанников;
  • развитие активной речи у 94 % детей;
  • сенсорное развитие  у 100 % детей;
  • двигательная деятельность у 100 % детей;
  • навыки самообслуживания и действия с бытовыми предметами-орудиями сформированы у 94 % детей;
  • навыки общение с взрослым и совместные игры со сверстниками соответствуют возрастным особенностям у 100 % детей.
  • предметно-развивающая среда в группе способствует развитию познавательной и речевой   активности   детей;
  • значительно повысилась заинтересованность родителей, их активное участие по данному направлению деятельности;

                                         

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Анализ результатов деятельности

Для определения  результата моей профессиональной деятельности за межаттестационный период в качестве индикативных показателей были установлены:

  • изменение содержания, форм и методов организации  образовательного процесса;
  • повышение эффективности образовательной деятельности в части укрепления здоровья воспитанников;
  • обогащение предметно-пространственной  среды, активизирующей речь детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей в вопросах развития и образования детей раннего возраста

  • Изменение содержания, форм и методов организации  образовательного процесса с применением фольклорных форм в  специально организованных занятиях, в совместной деятельности воспитателя с детьми, режимных моментах обеспечило положительную динамику развития речи детей раннего возраста, о чем свидетельствуют количественные и качественные показатели.(Приложение1)

 Таблица №1

                    Количественные показатели развития речи детей

Показатели развития речи детей раннего возраста

2012-2013

2013-2014

Употребление в речи существительных обозначающих название транспорта фруктов, овощей, домашних животных, растений;

87%

94%

Употребление в речи глаголов, обозначающих некоторые трудовые действия взаимоотношения;

87%

94%

Употребление в речи прилагательных обозначающих величину, цвет, вкус предметов;

94%

100%

Употребление в речи наречий;

78%

90%

  • Уровень умения говорить внятно, не торопясь, повысился с 80 % в 2012 году до 94% в 2014 году;
  • Уровень способности произносить звукоподражательные слова в разном темпе, с различной силой голоса изменился с 87% в 2012 году до 1005 в 2014 году;
  • Способность к согласованию существительного и местоимения с глаголом изменилось с 87% в 2012 году до 94% в 2014 году;
  • Умение составлять фразы из 3-4 слов, понимать обращенную речь, умение отвечать на вопросы повысилась с 80% в 2012 году до 94% в 2014 году;
  • Умение строить фразу из 2-4 предложений повысилось с 73% в 2012 году до 94% в 2014 году.

Таким образом: диагностические данные свидетельствуют о положительной динамике формирования пассивного и активного словаря детей, развитии связной речи, грамматического строя и звуковой культуры речи в соответствии с их возрастными особенностями. Однако, отмечая положительные результаты, следует отметить, что имеются проблемы в формировании у детей коммуникативных навыков и приобретение нового опыта социального взаимодействия и сотрудничества.

  • Повышение эффективности образовательной деятельности в части укрепления здоровья воспитанников.

 Приоритетным направлением деятельности ДОУ является физическое развитие детей. Наряду с традиционными формами физкультурно-оздоровительной работы мною применяются  нетрадиционные средства и методы оздоровления  и физического воспитания детей: ароматерапия и фитотерапия, пробуждающая гимнастика после дневного сна, нетрадиционные формы закаливания (хождение  по солевым дорожкам, обливание прохладной водой). В результате проводимых мероприятий  заболеваемость воспитанников снизилась, индекс здоровья составил в 2014 году 29 % (2013 год – 17 %).

  • Обогащение предметно-пространственной  среды, активизирующей речь детей;

     Предметно-развивающая среда - важный аспект, характеризующий качество организации образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

        Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Большое внимание в своей работе уделяю организации развивающей предметно-пространственной среды. В группе созданы мини-музеи «Деревянная игрушка», «Чудо по имени Матрешка»,  уголок русского быта с деталями народной одежды и атрибутами  к народным играм  и хороводам. Уголок театрализованной деятельности представлен различными видами театра по русским народным  потешкам и сказкам. В книжном уголке оформлены мини-книжки «Потешка-умывашка», «Потешка-засыпашка», «Потешка-одевашка», альбомы для рассматривания по темам «Твои корни, малыш», «Птица семейного счастья», «Коллекции наших семей», что с раннего детства  способствует формированию творческой личности, способной ценить, усваивать и приумножать ценности родной культуры.

Таким образом:   созданная  предметно-развивающая среда обеспечивает благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, активизирует речевую и интеллектуальную деятельность. Созданные условия отвечают требованиям охраны жизни и здоровья детей.

  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей в вопросах развития и образования детей раннего возраста

Ведущим направлением в моей педагогической деятельности является обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей в вопросах развития и образования детей раннего возраста, охраны и укрепления здоровья детей. Во взаимодействии с семьями воспитанников использую разнообразные формы сотрудничества (родительские собрания, «деловые игры», «устные журналы»), направленные на просвещение родителей в вопросах этнокультурного воспитания детей, приобщения детей к культурным традициям своего народа, организации оздоровительных мероприятий дома, вовлечение родителей в образовательный процесс. В творческой мастерской «Вместе весело» совместно оформляем игры для детей, разрабатываем досуговые мероприятия. Для родителей составлен «Сказочный словарь старинных русских слов», картотека пальчиковой гимнастики и игрового массажа на основе русского фольклора, альбом пословиц и поговорок. В своих отзывах о качестве организации образовательной деятельности в группе 100 % родителей отмечают заботливое и внимательное отношение к детям.

Таким образом:   созданные психолого-педагогические условия обеспечили положительные результаты, удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг. С  помощью традиционных и нетрадиционных форм работы мною достигнуто взаимопонимание, тесное сотрудничество с родителями по вопросам безопасности жизнедеятельности детей раннего возраста.

                                    1.2. Анализ внешних условий

протекания педагогического процесса.

Для успешной реализации целей и задач, определенных на межаттестационный период, были определены приоритетные направления деятельности, которые легли в основу анализа внешних условий протекания педагогического процесса. Это:

  • обеспечение сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
  • изменение содержания, форм и методов организации образовательного процесса, использование в образовательном процессе современных образовательных технологий развития детей раннего возраста, в том числе современных технологий речевого развития;
  • совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих качественное сопровождение ребёнка в образовательном процессе.

  • Обеспечение сохранения и укрепления здоровья дошкольников

      Для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в межаттестационный период осуществляла:

  • поиск и внедрение методов и приемов, обеспечивающий устойчивость детского организма к условиям окружающей среды:
  • ароматерапия, фитотерапия;
  • точечный массаж (особо активное использование в периоды вспышки вирусных инфекций и гриппа);
  • солнечные и воздушные ванны;
  • полоскание горла прохладной водой.
  • активизаровала имеющиеся условий:
  • регулирование   температуры   воздуха   в   помещениях,  
  • хождение   босиком,  
  • правильное использование теплозащитных свойств одежды,
  • соблюдение санэпидрежима.
  • оптимальную двигательную   активность воспитанников:  
  • соблюдение режима двигательной активности;
  • включение подвижных игр и игровых упражнений   в игровую деятельность в групповом помещении, физминутки, гимнастику после дневного сна, «час двигательного творчества» и др.;
  • изменения в организации пространственно-предметной игровой среды в группе.  Принципы построения развивающей среды соответствуют личностно-ориентированной модели. В группе имеется достаточное количество спортивного оборудования, игр и атрибутов, способствующих активизации двигательной активности детей. Игровая среда построена с учетом полоролевых и  возрастных особенностей детей, что позволяет, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности и предпочтения к различным видам двигательной деятельности.
  • комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка;
  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий (медико-профилактических, физкультурно-оздоровительных);
  • тесное сотрудничество со специалистами детского сада (инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем), родителями;
  • единство медицинского и педагогического воздействия в вопросах оздоровления детей обеспечили снижению уровня заболеваемости воспитанников.

  • Изменение содержания, форм и методов организации образовательного процесса

В межаттестационный период организация образовательного процесса осуществлялась в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, разработанной с учетом программы «Кроха», программы воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений, авт. Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др.

Содержание  образования  определялось:

  • Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений «Кроха». Авт. Григорьева Г.Г.

и также методическими рекомендациями авторов программы по приоритетным видам детской деятельности:

Приоритетные виды деятельности детей раннего возраста

Методические рекомендации авторов программы «Кроха»

предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

Ефанова З.А.Познание предметного мира.

Колдина Д.Н.. Игровые занятия с детьми 2-3 лет.

экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

Григорьева Г.Г. Кроха: Малыш в стране акварели

общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

Григорьева Г.Г Играем с малышами.

Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения впервой младшей группе детского сада.

самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями

Коробова М.В., Белоусова Р.Ю. Кроха: Малыш в мире природы.

Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа. Методическое пособие / под ред. Л.Л. Тимофеевой.

восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок

Увлекательный досуг для вас и вашего малыша. Методическое пособие / под ред. Л.Л. Тимофеевой.

двигательная активность

Кочетова Н.П. Кроха: Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста.

   Выбор данных методических рекомендаций основан на  идее комплексного воздействия на развитие ребенка, приоритетности речевого развития дошкольников, личностно-ориентированной модели организации образовательного процесса.  

  Для организации детской деятельности использовались разнообразные методы и приемы, активизирующие детей на деятельность:

  • чтение художественной литературы, рассказывание сказок, беседы о прочитанном;
  • инсценировка сказок;
  • заучивание стихотворений,  скороговорок,
  • творческие игры и т.д
  • В процессе взаимодействия с детьми   соблюдала  следующие принципы:
  • следование природе ребенка, его темпераменту, характеру;
  • заинтересованность, новизна, сюрпризность;
  • обучение в процессе игровой деятельности;
  • импровизация;
  • подбор доступного и интересного материала;
  • создание ситуаций успеха;
  • решение проблемных ситуаций, активизирующих речь ребенка

Развитие речевой деятельности дошкольников осуществлялось в ходе всего образовательного процесса, но наиболее эффективными формами взаимодействия с детьми были:

  • использование малых фольклорных форм в режимных моментах: потешки, загадки, чистоговорки, скороговорки,  что помогало детям выразить свои эмоции, ощущение, творческие умения;
  • ролевые диалоги: «Беседа овощей», «Воробей», «Реченька» и др.
  • дикция, темп, интонационная выразительность речи развивались в игровых упражнениях «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр» и др.;  
  • в играх-драматизациях: «На огороде», «Вот такие чудеса», «Веселые зайчата», сценках «Козленок», «Заячий хвостик», «Петрушка и его друзья»;
  • двигательная активность: использование логоритмических упражнений («Лошадки», «Аист», «Мыши» и т.д.),  подвижных игр с речевым содержанием.

Учитывая возрастные особенности детей в образовательном процессе активно использую малые фольклорные формы, применяю технологию проектирования. Разработаны и реализованы такие проекты, как: «Мини-музей деревянной игрушки»», «Мама солнышко моё»», «Русская народная сказка», «Потешки и прибаутки», что способствовало повышению речевой и познавательной  активности детей. Результатом реализации проектов стало создание в группе тематических альбомов, персональных и семейных выставок, видео-презентаций.

На каждом возрастном этапе были определены приоритетные задачи

  • с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет совместная деятельность заключалась формировании умений:
  • в  общении (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», «Лошадка» А. Барто, «Прогулка по лесу»);
  • находить выразительные средства в интонации (показ сказки «Теремок», «Репка»,  где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных),
  • эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давались понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами),
  • произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, использовала игровые упражнения на  развитие речевого дыхания (после отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята», «Ветер дует зимой»: делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают);
  • с детьми от 2 лет до 3 лет совместная работа над речевым развитием заключалась в закреплении умений  
  • сочетать движения и речь (игры на пальцах, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота» и др.);      
  • произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница-осень», мини-сценка «Еж-чистюля», «Аист длинноногий», инсценировка стихотворения А. Тараскиной «Воробей»);
  • проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса, интонацию;
  • выразительно произносить придуманную фразу (игра «Угадай чей голосок», «Веселые превращения»);
  • в интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр» и др.).  

  • Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды

    Игровое оборудование в группе расположено так, что ребенок в предметной среде свободно мог выбирать материалы, а предметы, в свою очередь, наталкивать его на новые формы активности и стимулировать речевую активность детей.

Были подобраны соответствующие настольно-печатные игры («Сложи картинку», «Какая сказка?», «Спрячь колобка» и др.), книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить   простейшие   речевые   навыки   и   знания   произведений   народного   жанра, формировать   умение   самостоятельно   использовать   эти   знания.   В   книжном   уголке размещены книги - игрушки, книжки - раскладушки, книжки - малышки, предметные и сюжетные картинки. Создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками.

В интерьере нашей группы на стенах размещены  фигурки  персонажей  знакомых потешек,  сказок,  прибауток  по  мотивам фольклорных произведений. Все это сразу привлекает внимание детей, они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых произведений.

  В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется «Уголок ряжения» с элементами костюмов, предметов одежды (как для мальчиков, так и для девочек), в этом принимали активное участие родители.

    В театральном уголке представлены различные виды театров: пальчиковый, настольный театр, театр игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе, на  палочках по сюжетам русских народных сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».

Музыка является неотъемлемой частью спектакля, поэтому в театральную зону вошел музыкальный уголок, где  в соответствии с возрастом детей и требованиями программы приобретены музыкальные инструменты и игрушки, способствующие развитию детского музыкального творчества, а также имеется проигрыватель с дисками детских песенок, сказок.

  • Установление партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих качественное сопровождение ребёнка в образовательном процессе.

 В Законе «Об образовании РФ» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, заинтересованные в успешном развитии детей, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, что нужно сделать, что бы родители стали активными участниками образовательного процесса, проявляли инициативу?

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность осуществлялась по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое.  С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта и согласованности воспитательных воздействий использовала анкетирование. На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На первом этапе взаимодействия с родителями учитывала их включенность в образовательный процесс: посещение родительских собраний и консультаций,  присутствие  родителей на  детских  праздниках,  участие в благоустройстве и озеленении детского сада, «Дне открытых дверей», помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил условно выделить три группы родителей:

  • родители-лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе;
  • родители-исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;
  • родители, желающие  решить  проблемы  с  помощью специалистов.

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей. Сотрудничество со специалистами детского сада (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, старший воспитатель) в  педагогическом сопровождении  семьи, направленное на осознание  равной ответственности в организации образовательного процесса, было направлено:

  • на оптимизацию условий  для  благоприятного  климата  взаимодействия  с родителями;
  • на становление доверительных и партнерских отношений с родителями;
  • на вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
  • Для этого использовались активные формы и методы работы с родителями:
  • родительские собрания в форме круглого стола, «Устного журнала»;
  • консультации с решением практических проблемных ситуаций;
  • выставки детских работ, изготовленных совместно с родителями;
  • Дни общения, Дни добрых дел, Дни открытых дверей
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • оформление фотомонтажей о жизни группы, газет;
  • участие родителей в организации предметно-развивающей среды группы;

В результате повысился уровень педагогической просвещенности родителей, их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Совместная работа сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной для общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.

Наглядно-информационное Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей использовались, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали-отвечаем», «Говорят дети», «Носики-курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

В родительском уголке размещались  

  • папки-передвижки «Здоровейка», «По совету всему свету»
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семья», «День за днем», «Воспитание со всех сторон»
  • фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»,
  • Для родителей составлен «Сказочный словарь старинных русских слов», картотека пальчиковой гимнастики и игрового массажа на основе русского фольклора, альбом пословиц и поговорок.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия со своим ребенком, с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

  • праздники «Осени», «День рождения», «Лучшая семья моя»;
  • развлечения «В гостях у Матрешки», «К нам пришел Петрушка»

Чтобы родители стали равноправными участниками образовательного процесса, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, дающие ребенку социальный опыт для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Таким образом, изменение содержания,  методов,  форм организации образовательного процесса, интеграция различных видов детской деятельности, преобразование предметно-развивающей среды, установление партнерских отношений с семьями воспитанников обеспечили развитие речи дошкольников, но наряду  с положительными результатами деятельности имеется необходимость во внедрении инновационных технологий речевого развития дошкольников: создание психологического пространства для повышения у детей коммуникативных навыков и приобретение нового опыта социального взаимодействия и сотрудничества средствами арт-педагогики.

1.3. Анализ собственного профессионального мастерства

 Одним из условий качественной организации образовательного процесса является профессиональная компетентность педагога, его умение проектировать и конструировать образовательный процесс, анализировать собственную профессиональную деятельность, определять проблемы и пути их решения.

          Благодаря систематической и целенаправленной работе:

  • по самообразованию: составление плана по самообразованию на межаттестационный период, изучение методической литературы и опыта работы педагогов по развитию речи детей раннего возраста,  просмотр открытых педагогических форм;
  • участие в методической работе детского сада и города: Свои идеи, инновационные проекты и профессиональный опыт неоднократно представляла педагогической общественности: на городском семинаре «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС ДО», мастер-классе «Создание предметно-развивающей среды группы в соответствии с ФГОС ДО по направлению «Познавательное развитие», заседании городской группы профессионального общения воспитателей групп раннего возраста по теме «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста». О практической значимости развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм свидетельствуют отзывы коллег и использование ими моих наработок в практической деятельности.
  • в  2014 году создала личный сайт в социальной сети работников образования «Нашасеть», где представляю свой педагогический опыт (эссе «Мой взгляд на мир – профессия воспитатель», презентация оформления помещений группы, сценарий праздника «В гости к нам пришла Матрёшка», книжка «Потешки для маленьких», «Подвижные русские народные игры»).
  • принимала участие в профессиональных конкурсах:  победитель Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку, посвящённую социокультурному воспитанию детей (2014г.), призер Всероссийского конкурса на лучшее оформление группы «Наш любимый детский сад» (2014г.),  призер Всероссийского конкурса «День здоровья» на лучшую методическую разработку, посвящённую здоровью детей и здоровому образу жизни (2014г.).

Таким образом, рефлексирующая деятельность помогла выделить положительные аспекты в повышении собственного профессионального мастерства и проблемы, связанные:

  • с выполнением профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий, обеспечивающих интеграцию образовательных задач;
  • с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе;
  • с осуществлением поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

2.  Проектная часть

2.1. Противоречия и проблемы, возникшие в процессе деятельности.

В процессе проведенного анализа деятельности  за межаттестационный период мною выделены противоречие и проблемы связанные с особенностями моей профессиональной деятельности, не позволяющие в полной мере реализовать права детей на качественное образование:

противоречия: 

  • между желаемыми и реальными результатами речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста;
  • потенциалом возрастных особенностей и возможностей ребенка в речевом и коммуникативном развитии детей раннего возраста и условиями, для проявления активности в речевом общении.

проблемы:

  • пересмотр и качественное преобразование содержания образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
  • преобразование педагогических условий для стимулирования речевой активности детей в общении со взрослыми и сверстниками;
  • формирование интереса детей к общению со сверстниками и взрослыми, к проявлению речевой  активности посредством использования ИКТ в образовательном процессе.  

2.2. Стратегия и тактика организации образовательной деятельности

на следующий межаттестационный период

Педагогический проект, разработанный на новый межаттестационный период направлен на решение проблем и противоречий, определенных в ходе анализа.  Приоритетом  в организации образовательной деятельности  для решения проблем и противоречий я определила использование арт-педагогической технологии «Разноцветный мир», которая направлена на раскрытие внутренних ресурсов детей и выступают одной из форм познавательно-речевой деятельности, формирующей потребности в общении детей со взрослыми и сверстниками.

Арт-педагогика по отношению к образованию - это синтез искусства и педагогики, обеспечивающий изменение содержания образовательной деятельности, направленной на речевое развитие детей и формирование навыков общения через художественно-творческую деятельность. Основной идеей арт-педагогики является интеграция личности, развитие творческих способностей, адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром.

Уникальность данной технологии состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка. Для раннего возраста она  особенно интересна тем, что  способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе.

Таким образом, арт-технология «Разноцветный мир» позволит внедрить методы и приемы взаимодействия с детьми и родителями, которые обеспечат успешность в речевом и коммуникативном развитии детей раннего возраста, максимально быстро позволят решить задачи связанные с успешной адаптацией детей к условиям детского сада.

Цель: 

совершенствование  психолого-педагогических условий, обеспечивающих речевое развитие детей раннего возраста и  формирование коммуникативных навыков, приобретение нового опыта социального взаимодействия средствами арт-педагогики.

Задачи:

  • способствовать развитию речи детей, развитию познавательных процессов;
  • способствовать развитию межличностного общения;
  • стимулировать развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста;
  • создание ситуации успеха;
  • развитие эстетического восприятия художественных образов;

Принципы построения технологии:

  • доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
  • систематичность и последовательность;
  • личностно-ориентированный подход;
  • интеграционный подход к решению образовательных задач;
  • создание атмосферы эмоционального благополучия и безопасности, необходимой для свободного выражения ребенком содержания своего внутреннего мира;

Предполагаемый результат:

  • в ходе работы установлен хороший эмоциональный контакт между детьми, между детьми и специалистами детского сада, создана атмосфера психологической безопасности, необходимая для свободы самовыражения;
  • работа с использованием театральных кукол вызывала у ребят разнообразные эмоциональные реакции, помогала им в образной форме  выражать свои чувства и мысли, а специалистам с помощью различных помогающих воздействий оказывать ребятам эмоциональную поддержку.
  • ситуации успеха стимулировали детей к проявлению активности в общении со сверстниками и взрослыми;
  • систематическое, творческое самовыражение детей позволили снимать нервно- психологические нагрузки, обеспечило эмоциональное благополучие, то есть, способствовало эмоционально-положительной регуляции поведения детей.
  • прослеживается положительная динамика в обогащении словарного запаса детей, что, несомненно способствует развитию коммуникативной культуры, как основы успешной социализации.

В качестве методической поддержки определены методики, адаптированные к использованию в работе с детми раннего возраста:

  • «Арт-педагогика и арт-терапия в дошкольном образовании» С.А.Медведева, И.Ю. Левченко и др. М.: Издательский центр «Академия», 2011.;
  • «Арт-терапия для детей» С.Г. Рыбакова. Учебное пособие. – С-Пб.: Речь, 2007.;
  •  «Куклотерапия». А.Ю. Татаринцева. С-Пб.: Речь, 2009. 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • 1 этап – подготовительный (2015 г.)
  • 2 этап – организационно-содержательный  (2015-2018 г.г.)
  • 3 этап – оценочный (2019 г.)

Этапы

Направления деятельности

Содержание деятельности

Сроки

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

2015 год

Изучение примерной основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ДО и УМК к ней  

Анализ условий для реализации программы:

  • программно-методического обеспечения
  • развивающей предметно-пространственной среды

Повышение профессиональной компетентности по программе внедрения ФГОС ДО

Знакомство с новыми технологиями, на основе деятельностного подхода:

  • Метод проектов (изучение передового педагогического опыта)
  • Педагогическая технология «Развитие речи у детей раннего возраста, с использованием Арт-терапии»  Автор С.Г. Рыбакова
  • «Арт-педагогика и арт-терапия в дошкольном образовании» С.А.Медведева, И.Ю. Левченко
  • «Куклотерапия». А.Ю. Татаринцева. С- 
  • Использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды:

  • декорации к сказкам
  • сборник воспитательных сказок
  • ширма-занавес
  • видеотека, аудиотека «Мои любимые сказки»
  • уголок «Театральная костюмерная»
  • дидактические игры из серии «По следам сказочных героев »
  • книжки – малышки:   «Мои первые сказки»,
  • детские компьютерные презентации

2015 год

мотивация родителей  на активное участие в образовательном процессе

Проведение консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов по использованию метода проектов, кукло-терапия, арт-терапия с использованием ИКТ

2015 год

Привлечение родителей к участию в детских спектаклях и литературно-музыкальных гостиных  

По плану

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Организация образовательной деятельности

Составление перспективного плана организации образовательного процесса с использованием педагогических технологий на основе деятельностного подхода: метод проектов, арт-терапия,кукло-терапия, ИКТ-технологии

Сентябрь

ежегодно

Разработка конспектов деятельности  с использованием инновационных технологий

ежегодно

Проведение мероприятий в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Проведение музыкально –литературных гостиных

1 раз в квартал

Реализация программы творческой мастерской «Кукла своими руками»

По плану

Участие детей в конкурсных мероприятиях

ежегодно

Взаимодействие со специалистами детского сада

Оформление картотеки речевых дидактических игр, речевых подвижных игр

2016 год

Реализация совместных проектов

  • Сезонные проекты
  • Проекты по русским народным сказкам и авторским сказкам

По плану

Создание совместных мультимедийных презентаций

2015-2019

год

Участие в методической работе детского сада и города

2015-2019

год

Участие в конкурсных мероприятиях, представление собственного опыта работы

2015-2019

год

Взаимодействие  с родителями

Использование ИКТ-технологий во взаимодействии с родителями:

  • мультимедийные презентации на различных встречах с родителями;
  • консультирование, представление результатов деятельности на Сайте ДОУ, через электронную почту

Организация  совместных мероприятиях:

  • Сезонные проекты
  • Проекты по русским народным сказкам и авторским сказкам
  • Встречи в литературно-музыкальной гостинной

2015-2019

год

Создание уголка сказки  на участке детского сада

2017 год

Привлечение родителей к участию в работе творческой мастерской «Кукла своими руками»

2015-2019

год

Просвещение родителей через родительский уголок, памятки, брошюры

2015-2019

год

ОЦЕНОЧНЫЙ

Анализ и оценка качества организации образовательного процесса

Мониторинг образовательных достижений детей

ежегодно

Результаты участия детей в конкурсных мероприятиях

2019 г.

Анкетирование удовлетворенности родителей качеством организации образовательного процесса

Анализ результатов деятельности за межаттестационный период

Обобщение и представление собственного опыта работы

2. 3. Программа профессионального самообразования

Одним  из необходимых условий повышения качества образования является профессионализм педагога.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в организации образовательного процесса посредством использования педагогических технологий на основе деятельностного подхода, обеспечивающих оптимальное развитие речи, навыки коммуникативного общения с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста

Задачи:

  • изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  • изучить передовой опыт педагогов;
  • овладеть новыми педагогическими технологиями путем внедрения их в образовательный процесс;
  • вести мониторинг саморазвития;
  • обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Основные направления реализации программы:

  • повышение профессиональной компетентности, результативности и продуктивности педагогической деятельности;
  • развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков.

                                                                                            Приложение 2

№п/п

Название мероприятия

Примерный срок (год) реализации

1.

Разработка дополнительной образовательной программы «Речевое развитие, через художественно-творческую деятельность »

2015г.

2.

Теоретическое изучение вопроса. Проблема развития речи, у детей раннего возраста посредством художественно-творческой деятельности»

Сентябрь – июнь 2015 г.

3.

Выявление основных задач по речевому развитию,  через художественно-творческую деятельность детей раннего возраста.

Июнь 2015г.

4.

Прохождение курсов повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы теории и методики дошкольного обучения и воспитания».

Январь – ноябрь 2015 г.

4.

Знакомство с педагогическими технологиями

-Арт-терапия

-Пескотерапия

-Куклотерапия

Июнь-август 2015 г

5.

Разработка и отбор игровых упражнений по развитию речи посредством художественно-творческой деятельности

Сентябрь – декабрь 2015 г.

6.

Изучение разнообразных форм работы в познавательной и воспитательной деятельности

Январь-февраль 2016 г

7.

Разработать перспективное планирование игр-драматизаций для детей раннего возраста по теме

-«Мой первые сказки»

Май 2016 г.

8.

Работа в городской группе профессионального общения для воспитателей ДОУ по проблеме

- художественно-творческого развития

-познавательно-речевого развития

2015-2019 г.

9.

Курсы повышения квалификации по теме самообразования

2017 г.

10.

 Обобщение  и представление опыта работы по теме самообразования

2019 г.

11.

Городские педагогические чтения

2019 г.

12.

Мультимедийная презентация на сайте детского сада

2019.г.

12.

Аттестация на первую (высшую) квалификационную категорию

2019 г.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Самообразование должно стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст  происходящего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Составив аналитический отчет и проанализировав свою педагогическую деятельность за межаттестационный период с 2013 по 2014 годы, считаю, что поставленная цель достигнута, созданные психолого-педагогические условия обеспечили  эффективное развитие речи детей раннего возраста, посредством фольклорных форм..

      Положительным результатом своей деятельности считаю:

  • рост собственного профессионального мастерства;
  • внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий;
  • разнообразие методов и приемов, используемых в организации образовательного процесса;
  • положительную динамику в познавательно-речевом развитии детей;
  • тесное сотрудничество с родителями, их заинтересованности и активное участие в образовательном процессе.

Составление аналитического отчета позволило мне оценить эффективность своей педагогической деятельности по выявленной проблеме и определить деятельность на следующий межаттестационный период.

Список литературы

  1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. 141 с.
  2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М: Центр «Академия», 1997г.
  3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
  4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. 2002. №5-6. С.5-8.
  5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.
  6. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.
  7. Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9.
  8. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47- 49.
  9. Бородич А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. 149 С.
  10. Виньков Ю. В. Пословицы как средство развития речи / Ю. В. Виньков // Русский язык в школе: Научно-методический журнал. 2005. № 2. С.9-16.
  11. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / М.: Академия, 2008. 368 с.
  12. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. 352 с.
  13. Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Н. Гавриш, М. Загрутдинова / Дошкольное воспитание, 2001. № 9. С15-18.
  14. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. М.: КомКнига, 2005. 320 с.
  15. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. Чебоксары: Академия, 2000. 216 с.
  16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада В.В. Гербова. М.: Синтез, 2007. 264 с.
  17. Горохова И.А. Развитие речи: Динамика формирования речи в онтогенезе /И.А. Горохова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosmama.ru. Дата обращения 22.11.2009.
  18. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? / О.Е. Грибова.- М.: Айрис-пресс, 2004. 48 с.
  19. Громова О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология. 2009. №2. С.66-69.
  20. Дети со сложными нарушениями развития: Психофизиологические исследования / Л.П. Григорьева, В.А. Толстова, Л.А. Рожкова и др. ; под ред. Л.П. Григорьевой. М.: Экзамен, 2006. 369 с.
  21. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций / авт.-сост. Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др. СПб.: Детство-пресс, 2001. 240 с.
  22. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога – дефектолога /Т.Б. Епифанцева. Ростов н /Д: Феникс, 2006. 576 с.
  23. Еретнова Г.М. Ребенок не говорит. Что делать? / Г.М. Еретнова // Логопедия. 2007. №1. С.30-32.
  24. Жулина Е.В. Психологическая коррекция задержки речевого развития в период кризиса трех лет средствами малых фольклорных форм / Е.В. Жулина. Н.Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т., 2000. 64 c.

25. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования.

Приложения

                                                                                                   Приложение 1

Количественные показатели развития речи детей

Показатели развития речи детей раннего возраста

2012-2013

2013-2014

Употребление в речи существительных обозначающих название транспорта фруктов, овощей, домашних животных, растений;

87%

94%

Употребление в речи глаголов, обозначающих некоторые трудовые действия взаимоотношения;

87%

94%

Употребление в речи прилагательных обозначающих величину, цвет, вкус предметов;

94%

100%

Употребление в речи наречий;

78%

90%

                                                                           Приложение 2

№п/п

Название мероприятия

Примерный срок (год) реализации

1.

Разработка дополнительной образовательной программы «Речевое развитие, через художественно-творческую деятельность »

2015г.

2.

Теоретическое изучение вопроса. Проблема развития речи, у детей раннего возраста посредством художественно-творческой деятельности»

Сентябрь – июнь 2015 г.

3.

Выявление основных задач по речевому развитию,  через художественно-творческую деятельность детей раннего возраста.

Июнь 2015г.

4.

Прохождение курсов повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы теории и методики дошкольного обучения и воспитания».

Январь – ноябрь 2015 г.

4.

Знакомство с педагогическими технологиями

-Арт-терапия

-Пескотерапия

-Куклотерапия

Июнь-август 2015 г

5.

Разработка и отбор игровых упражнений по развитию речи посредством художественно-творческой деятельности

Сентябрь – декабрь 2015 г.

6.

Изучение разнообразных форм работы в познавательной и воспитательной деятельности

Январь-февраль 2016 г

7.

Разработать перспективное планирование игр-драматизаций для детей раннего возраста по теме

-«Мой первые сказки»

Май 2016 г.

8.

Работа в городской группе профессионального общения для воспитателей ДОУ по проблеме

- художественно-творческого развития

-познавательно-речевого развития

2015-2019 г.

9.

Курсы повышения квалификации по теме самообразования

2017 г.

10.

 Обобщение  и представление опыта работы по теме самообразования

2019 г.

11.

Городские педагогические чтения

2019 г.

12.

Мультимедийная презентация на сайте детского сада

2019.г.

12.

Аттестация на первую (высшую) квалификационную категорию

2019 г.