Игра как метод музыкального воспитания и освоения фольклора детьми
Игра как метод музыкального воспитания и освоения фольклора детьми.методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrakak_metod_muzykalnogo_vospriyatiya_osvoeniya_falklora_detmi.doc | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игра как метод музыкального воспитания и освоения фольклора детьми.
План:
1.Из истории игровой деятельности.
2. Педагогические аспекты игровой деятельности.
3. Роль игры в освоении музыкального фольклора.
4. Методика разучивания музыкальной игры.
1. Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они не находились. Любопытные факты, связанные с игрой, содержатся в исторических документах. Лучшие люди Греции не считали зазорным играть и всегда готовы были дать пример детям в играх, признавая в них большой смысл для их будущего развития.
У древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства. В неё непременно входили разнообразные народные состязания и забавы, такие, как « стенка на стенку», «палочные бои», « стрельба из лука», « метание копья» и др. Любопытными были состязания на ходулях и качелях. Эти состязания приурочивались к календарным праздникам. Люди верили, что увеличение человеческого роста ходулями будет способствовать высоте будущих колосьев.
Особый интерес к использованию игр в педагогике возник в середине 19 века. Он был связан с деятельностью немецкого педагога Фребеля. Под влиянием его идей в воспитательных целях игр начали вводить в детских садах и школах. Кроме того, стали возникать летние детские игровые площадки в России, Европе, Америке.
2. Многовековой опыт показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Они дают как бы первый толчок направлению характера, склада ума ребенка. Ребенок не может расти без игры. Поэтому нередко детство называют возрастом игры.
П.П. Блонский: «Естественная жизнь ребенка наполнена игрой, а игра является великой учительницей ребенка. Она не является бесцельной расточительницей энергии ребенка. В ней развивается и проявляется весь ребенок. В играх развиваются органы движения и ощущений ребенка, его внимание и воображение, сметливость и догадливость, подражание и творчество, социальные чувства, подчинение законам и т.д. (в каждой игре есть правила и их надо соблюдать). Играть для ребенка – значит, накоплять социальный опыт.
Многие передовые педагоги подчеркивали роль народной игры в воспитании детей. Игра – это своеобразная школа социализации (поведение в общественной жизни) ребенка. В этой школе много « предметов», каждый из которых развивает ценные человеческие качества, способствует формированию гармонически развитой личности.
Сегодня традиционные народные игры, игровой фольклор рассматривают как начальную азбуку, в которой дети знакомятся с фольклором как самобытной и самостоятельной художественно-образной системой.
Хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства и таланта народа. Игры влияют на развитие ума, характера, воли, нравственных чувств ребенка, укрепляют его физическое здоровье.
Поразительным оказывается не только глубокий смысл каждой народной игры, но и то, что народная педагогика прекрасно определила последовательность игр – от младенческих до зрелых. Пример:
3. Для детей игра – действительность, более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она еще ребенку потому, что для него она понятна его сознанию. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, со своими сложностями. В игре дитя – зрелый человек. Он пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же сознаниями. Достаточно вспомнить « козу рогатую», «сороку», « ладушки». Ребенок познает в игре азы справедливости, отношение к труду. При четырехкратном повторении слов « этому дала» мать показывает последовательно на большой, указательный, средний палец, а при словах « этому не дала» - указывает на мизинец и грозит ему (чтобы получить кашу надо потрудиться).
Ребенок растет, и его игра усложняется, становится более интересной, продолжительной. Отражая в играх окружающую жизнь, подражая взрослым, дети одевают и раздевают кукол, «ходят в гости», «воюют», «сватаются», «едут на лошади» и т.д. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события, верит в их правду.
В игре подражание сочетается с творческим воображением. Но оно не появляется само собой. Оно воспитывается, развивается в результате длительной и регулярной работы педагога. Игровое творчество проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игр. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и использование средств изображения. Каждой возрастной группе соответствует близкий её круг образов, эмоций, и наиболее живучая – заимствование игр друг от друга.
Живя в мире игры и сказки, дети учатся быть ловкими, чуткими, сообразительными. Такие игры как « Гуси-гуси», « Кошка и мышка», « Колечко», «Коршун» и многие другие. Гуси не должны попасть в лапы злому волку, а маленькая беззащитная мышка – к ловкой и хитрой кошке. Тети очень любят играть в животных, изображать птиц. Это позволяет создать у детей определенное настроение. Дети имеют возможность самостоятельно оценить тот или иной образ, проявить свою изобретательность и выразительность. Кроме того, такие коллективные игры воспитывают в детях чувство ответственности перед коллективом. В игре «Коршун» по условиям игры, играющий роль наседки должен защитить своих цыплят от коршуна. Проявив ловкость, раскрыв руки (крылья) он бросается то влево, то вправо, пытаясь заслонить собой и спасти самого маленького цыпленка. Вместе с ним (наседкой) движется вся колонна цыплят. Чувство ответственности перед самым младшим ложится на каждого игрока. Даже в природе выживает самый сильный, ловкий. Точно так происходит и в жизни ( а игра –это реальность для детей). Именно здесь у ребят формируются еще и волевые качества.
Особую радость детям доставляют музыкальные ролевые игры, в которых происходит перевоплощение в конкретные персонажи. Кроме того, дети имеют возможность создать индивидуальный образ, в котором он проявляет свою фантазию, а самое главное ребенок передает свое настроение. Например: «Трух-трух, ходит по двору петух», «Олень», « У медведя во бору», «Дрема».
Существуют игры, основанные на русских народных сказках (авторские), такие как: « Репка», « Петушок», «Теремок,» которые позволяют детям проявить изобретательность, выразить свое отношение к происходящему. Такие игры способствуют воспитанию мыслительной активности. Каждая игра ставит ребенка в такую ситуацию, когда его ум должен работать живо и энергично. В результате этого действия ребенка становятся все более осмысленными и целенаправленными.
Игру надо рассматривать творчески. Это не просто физическая игра. Это создание образов, ролевое общение, игра посредством и с помощью кукол, сделанных своими руками из различных материалов (бумага, дерево, ткани, глины и т.д.) Одушевляя куклу, ребенок её жалеет, вкладывает в нее всю свою душу.
Подобные игры можно использовать при выработке певческих навыков.
1 качание куклы заставляет ребят петь негромко, ласково, распевно, сохраняя при этом естественное звучание.
С помощью игровой деятельности можно работать над следующими певческими навыками: чистое интонирование (прием «Эхо»), работа над певческим дыханием (скороговорки).
Все дети любят сказки. Сказки легко перевести в игру, а игру - в песню. Дети очень любят веселый новогодний обряд колядования. Недаром главный персонаж его – Коза, которая воспевается в народных сказках. Коза – образ веселящейся силы. Кроме того, в колядовании представлены вол, медведь, дед и т.д. Игра сопровождается песнями – щедровками, новогодними поздравлениями. Варианты игры могут быть самыми разными. Неуемная детская фантазия проявляется буквально во всем: в одежде ряженых, в маскировке, в пении, в изображении, в повадках. С большим энтузиазмом играют дети в обряды гадания.
Существуют фольклорные игры и музыкальные игры основанные на русских сказках (например «Стоит в поле теремок»), где каждый герой должен быть озвучен. Это позволяет вырабатывать у детей навыки сольного и коллективного пения, чистого интонирования, чувства ритма и т.д.
Кроме того, существуют музыкальные разминки, игры развлекательного характера:
« Вперед четыре шага». А также можно использовать танцевальные игры « Солдатушки, бравы ребятушки». Эти игры развивают у детей ориентацию в пространстве. Дети усваивают такие понятия как «левое», «правое», учатся вниманию, координации движения.
4. Методика разучивания музыкальной игры.
Музыкальные игры состоят из попевки и действия. Делятся они на народные и авторские. Они могут использоваться как отдельные элементы музыкальной игры в качестве смены вида деятельности.
1. Разучивание литературного и музыкального текстов.
2. Знакомство с правилами музыкальной игры.
3. Выбор главных героев.
4. Сам процесс игры.