Влияние типа этнической идентичности на ценностные ориентации личности подростка

Кузив Татьяна Анатольевна
  1. Среди набора актуальных тем проблема этнической идентичности, этнического самосознания, формирования ценностей на определенном возрастном этапе привлекает внимание исследователей различных дисциплин уже на протяжении нескольких десятилетий, по праву занимает одно из первых мест.
  2. Системность феномена этнической идентичности обусловливает комплексность и многоплановость его изучения, что позволяет представителям различных специальностей выделять собственное поле в изучении данного социального феномена, помогая, в свою очередь, решению более общих социально-экономических, этнополитических и этнокультурных задач.
  3. Исследуемый нами возрастной период, а именно 12-14 лет, является одним из значимых в становлении личности.
  4. Становление ценностных ориентаций формируются в ходе приобретения личного опыта и взаимодействия с социумом.
  5. Развитые ценностные ориентации – это один из признаков зрелости личности, показатель меры её социальности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konferentsiyu.docx310.1 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………….3
  2. Характеристика подросткового периода………………………4
  3. Теоретические аспекты формирования этнической идентичности у подростка……………………………………………………7
  4. Проблема ценностных ориентаций……………………..…….10
  5. Анализ влияния типа этнической идентичности на ценностные ориентации подростка………………………………………..14
  1. Организация исследования…………………………….14
  2. Результаты исследования………………………………16
  1. Выводы………………………………………………………....18
  2. Список литературы…………………………………………….19
  3. Приложения……………………………………………………20

  1. Введение

В наше время политических, социальных, национальных преобразований в центре внимания различных этнологических исследований, как наиболее важные темы стоят этнические конфликты, разноплановость этнической идентичности, рост национального самосознания.

Среди этого набора актуальных тем проблема этнической идентичности, этнического самосознания, формирования ценностей на определенном возрастном этапе привлекает внимание исследователей различных дисциплин уже на протяжении нескольких десятилетий, по праву занимает одно из первых мест. Этот интерес вызван не только потребностями познания путей развития современного общества, а так же тем, что этно-идентичность является одним из главных факторов и критериев развития национальных, этно-политических движений.

В то же время исследование этнической идентичности (национального самосознания) чрезвычайно затруднено ввиду системности этого феномена.

Системность феномена этнической идентичности обусловливает комплексность и многоплановость его изучения, что позволяет представителям различных специальностей выделять собственное поле в изучении данного социального феномена, помогая, в свою очередь, решению более общих социально-экономических, этнополитических и этнокультурных задач.

Было бы преувеличением считать, что в жизни человека вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, как и к другим социальным группам, являются центральными. Для большинства людей более важными оказываются проблемы повседневной жизни – работа, зарплата, воспитание детей, проведение свободного времени. Но не следует игнорировать и психологические проблемы, связанные с групповым членством: «В жизни человека – и целой общности – возможны ситуации, когда ответ на простой вопрос «Кто я?» («Кто мы?») становится существенной проблемой ».

Нередко подобные проблемы возникают уже в детстве, в процессе формирования этнической идентичности. И чаще всего с ними сталкиваются именно подростки, так как на данном возрастном этапе общество и этническая принадлежность определяют то, какие значимые ценности стоят на первом месте в более зрелом возрасте.

Актуальность данного исследования обуславливается недостаточной разработанностью проблемы , а так же важностью определения ценностных ориентаций личности подростка через призму этнической эго-идентичности.

Объектом исследования: этническая идентичность подростка, его ценностные ориентации.

Предмет исследования: особенности этнической идентичности и ценностных ориентаций у школьников.

Целью данного исследования было выявить и экспериментально доказать  влияния этнической идентичности на формирование ценностных ориентаций подростка.

Данный возрастной период, а именно 12-14 лет, является значимым в становлении личности.

Именно в этом возрасте происходит закладка ценностей и определение их как значимых. В связи с этим предположением, нами была выдвинута следующая гипотеза: определенная этническая идентичность определяет закладку соответствующих ценностных ориентаций в подростковом периоде.

В связи с целью и гипотезой нами представлены следующие задачи:

  1. Проанализировать специализированную литературу
  2. Провести исследование среди учеников на определение этнической идентичности и ценностных ориентаций.
  3. Определить зависимость ценностных ориентаций от этнической установки личности подростка.

Методы исследования: в работе использовались общепсихологические методы исследования: теоретический анализ проблемы, анкетирование, методы письменного опроса (тестирование). Компоненты идентичности изучались с помощью методики «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова), ценностные ориентации определяли с помощью теста Рокича «Ценностные ориентации». В процессе эмпирического исследования был использован пакет статистики 6.0.

  1. Характеристика подросткового периода.

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни.
            Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

 В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.
               Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15лет. [8]
                В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
     

Кризис идентичности.

Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.
Итак, 
для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
  1. Теоретические аспекты формирования этнической идентичности у подростка

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одну из первых концепций развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже. В исследовании 1951 г. он проанализировал — как две стороны одного процесса — формирование понятия «родина» и образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:

1) в 6—7 лет ребенок приобретает первые — фрагментарные и несистематичные — знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;

2) в 8—9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации — национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства;

3) в младшем подростковом возрасте (10—11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры. Интервьюируемые Пиаже дети, которые пришли к осознанию когнитивных моделей, связанных с понятием «родина», даже приводили политико-идеологические аргументы, иллюстрирующие их патриотические чувства (Piaget, Weil, 1951). [8]

К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы и содержание этапов развития этнической идентичности. Первые проблески диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3—4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий — цвета кожи, волос — детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Пиаже в том, что реализованной этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение. Доказательства этого мы обнаруживаем и в отечественной психологии. Так, И.А. Снежкова, анализируя развитие этнической идентичности у украинских детей, выявила, что представления детей 6—10 лет о своей национальности отличаются нестабильностью и изменчивостью, а в 11—14 лет дети приводят убедительные мотивы ее выбора (Снежкова, 1982).

На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническое самоназвание, так и этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужой группах. Существует представление, что этнический ярлык, получаемый ребенком на начальных стадиях формирования его представлений о себе от ближайшего социального окружения, первоначально никак не соотносится с его этнической осведомленностью. Ребенок, рожденный в русской, еврейской или татарской семье, будет называть себя русским, евреем или татарином задолго до осознания своей этнической принадлежности (Баклушинский, Орлова, 1998).

Однако результаты эмпирических исследований со всей очевидностью свидетельствуют, что способность стабильно давать себе правильное этническое самоназвание, неизбежно связана с ростом этнической осведомленности о групповых различиях. В исследовании О.Л. Романовой пяти- шестилетние и даже более старшие дети не всегда правильно называли собственную национальность, национальность родителей, не могли установить логическую связь между такими фактами, как национальность родителей, страна проживания, язык общения, собственная национальность. И только подростки со сформировавшейся системой представлений об этнических явлениях, четко идентифицировавшие себя с этнической общностью на основе значительного набора этнодифференцирующих признаков, стабильно присваивали себе соответствующее самоназвание (Романова, 1994).

Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Первоначально она основывается на очевидных показателях — внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы — общность предков, общность исторической судьбы, религию. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном О.Л. Романовой в Беларуси, высказывания дошкольников о различиях между этническими группами были достаточно аморфны: «Люди там живут по-другому, не так, как мы». Разные понятия — житель города, гражданин республики, член этнической общности — оказались для них равнозначными. И только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых. А подростки делали еще более четкие и конкретные замечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического устройства и т.п. (Романова, 1994).

Споры о том, в каком возрасте дети начинают осознавать те или иные конкретные черты своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп, не имеют смысла, так как на этот процесс большое влияние оказывает социальный контекст. Общей закономерностью можно считать лишь то, что развитие представлений об этнической принадлежности идет от осознания внешнего, лежащего на поверхности сходства членов этнической общности, к осознанию более глубинного единства. Например, Д. Чепели, исследовавший изменения в понимании своей групповой принадлежности у венгерских школьников, обнаружил, что первоначально в их сознании возникают когнитивные элементы, отражающие объективные характеристики — национальность родителей, место рождения, затем — связанные с коммуникацией — родным языком, пониманием друг друга. Позже дети проявляют осведомленность о собственной стране: величине территории, природных условиях, благосостоянии населения, и, наконец, — о политическом устройстве общества (Csepeli, 1988).

В последние годы особое внимание исследователей привлек еще один аспект формирования этнической идентичности — появление у индивида чувства неизменности и устойчивости этнических характеристик — этническая константность (Осатро, Bernal, Knight, 1993). Как свидетельствуют полученные эмпирические данные, формирование этнической константности протекает аналогично процессам усвоения постоянства половых и расовых признаков: сознательное отнесение себя к определенному этносу и использование этнических ярлыков происходит раньше, чем ребенок начинает осознавать константность этнических характеристик. Более того, К. Окампо, М. Бернал и П. Найт — сторонники теории когнитивного развития Пиаже — подчеркивают, что этнические константы, утверждаясь в сознании индивида в подростковом возрасте, завершают собой как формирование этнической идентичности, так и процесс поэтапного осознания неизменности основных психосоциальных характеристик. Иными словами, наблюдается четкая временная последовательность формирования трех основных констант. Осознание неизменности половых характеристик наступает в 2—2,5 года, расовых — в 8—9 лет, а этнических, в процессе которого необходимо использование сложных механизмов социокультурной идентификации и межпоколенной передачи информации, — не ранее 12—13 лет.

Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках. Но дети пытаются давать этническим группам оценки, хотя и достаточно примитивные.

Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивного и аффективного компонентов идентичности. Одни авторы, вслед за Пиаже, считают, что этнические предпочтения формируются только на основе достаточно значительных этнических знаний в подростковом возрасте. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью о них, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию, хотя и в этом случае они становятся более дифференцированными и интегрированными с возрастом.

  1. Проблема ценностных ориентаций

Проблемы связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, которые занимаются изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего, тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом.

Ценностные ориентации - важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Специфика ценностных ориентации состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности.

Ценностная ориентация включает в себя три компонента:

1. когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познаниедействительности, способствующее становлению ценностного отношения;

2. эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;

3. поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.

Ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде.

Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический мир ребенка. Формирование системы ценностных ориентации представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей.

Механизм ценностной ориентации реализуется следующим образом: потребность — интерес - установка — ценностная ориентация. Интерес - это осознанная потребность, установка - предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, приобретаемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям, и готовность поступать в соответствии с данной оценкой. Ценностная ориентация воспринимается как общая направленность сознания и повеления личности [4].

Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерархическую совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность ее поведения.

В познании особенностей социального развития и характера процесса социализации этап подросткового возраста занимает особое место. Он рассматривается как специфический пубертатный период, характеризующийся особой динамикой «изживания предыдущей фазы развития» и становления новой системы жизненных ориентации. Именно поэтому актуальным остается раскрытие структурно-содержательных характеристик, тенденций, факторов, условий, определяющих процесс социализации подростка, формирование его социальной позиции, самоопределения.

Психолог Б. Битинас при анализе механизмов формирования ценностных ориентации показывает роль свободного воспитания, фиксированных социальных установок, убеждений. Под интериоризацией понимается процесс превращения социальных идей как специфического опыта человечества в побуждающие его к позитивным поступкам и сдерживающие от негативных. Следовательно, интериоризация — это не только усвоение социальных норм, но и становление этих идей доминантами, регуляторами жизни человека. Социальные идеи считаются интериоризированными, когда овладевают человеком. Таким образом, процесс формирования ценностных ориентации представляет собой процесс перевода объективных ценностей в субъективные, личностно значимые.

Возникает задача формирования у ребенка неосознанных движущих сил просоциального поведения и внутренних «тормозов», сдерживающих негативное поведение. На этом строится концепция свободного воспитания, которая отказывается от принуждения, но только при условии, что сформированы неосознанные внутренние регуляторы поведения ребенка.

Наиболее значимым для подростка является личное участие в социально значимых событиях. При этом Б. Битииас отмечает, что в подростковом возрасте важны не столько сами социальные идеи, сколько эмоциональное отношение взрослых к этим идеям и построение на этом отношении поведения. В младшем подростковом возрасте на первый план выдвигаются удовольствие, переживаемое благодаря правильному поступку, и страдания из-за проступка. При негативном эмоциональном опыте формируется негативная позиция личности. Так, установлено, что в неблагоприятных семьях дети практически не испытывают позитивных переживаний, и это является основной причиной формирования их негативной позиции. Создание условий для позитивных эмоциональных переживаний формирует благоприятные предпосылки для изменений негативной позиции.

Правомерно можно выделить два аспекта освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный. Содержательный компонент реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями и имеет ряд особенностей (неустойчивость, недостаточность), обусловленных возрастными особенностями подросткового возраста. Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении.

Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения [3].

Процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие. Фаза присвоения личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение -ценностные ориентации и иерархическую систему ценностных ориентации. Фаза преобразования, базируясь на присвоенных ценностях, обеспечивает преобразование образа Я, которое развивается во взаимодействии «Я -реальное» - «Я - идеальное» - «жизненный идеал». Фаза прогноза — завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации.

Для определения эффективности формирования ценностных ориентации Н.Н. Ушакова выделяет следующие критерии:

1. Знание ценностей. Результатом здесь является умение формировать ценностные ориентации. Понятие ценностей считается усвоенным, еслиподросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач.

2. Дифференциация ценностей — умение подростков производить ценностный выбор.

3. Действенность ценностных ориентации [4].

Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения, о котором пойдёт речь ниже [1].

  1. Анализ влияния типа этнической идентичности на ценностные ориентации подростка.
  1. Организация исследования

Данное исследование проводилось на базе Майской общеобразовательной школы Джанкойского района среди учеников 8-9 классов. Ученики были разделены на две моноэтнические группы: ученики с родным русским и крымско- татарским языком по 9 человек в каждой.

Для проведения исследования были применены две методики: опросник «Типы этнической идентичности Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой» и «Ценностные ориентации» М.Рокича.

Опросник «Типы этнической идентичности» содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

-терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

-инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Чтобы выявить различие между выборами ценностей среди учеников был применен критерий U-критерий Манна-Уитни. В подсчете для выявления различий в типах этнической идентичности был использован качественный анализ.

Экспериментальная база исследования составила 18 человек. Тестирование проводилось воочию и анонимно.

  1. Результаты исследования

На первом этапе мы определили, к какой национальности относят себя испытуемые и какой тип этнической идентичности преобладает у той или иной группы.

В ходе исследования выявлены следующие особенности: в перечне терминальных ценностей у подростков из моноэтнической выборки с родным русским языком преобладают такие ценности как здоровье (5 из 9), у учеников с родным крымско-татарским языком в выборке так же преобладает такая ценность как здоровье (3 из 9) [граф.1]. По результатам статистического расчета значимых различий между группами не выявлено (р≤0,05). На последнем месте у моноэтнических групп с русским и крымско-татарским родным языком стоят такие ценности как «познание», «творчество», «красота природы» [граф.2]. Значимых различий в выборе ценностей на последнем месте между группами не обнаружено (р≤0,05).

Среди инструментальных ценностей у подростков группы с крымско- татарским языком преобладает аккуратность, у группы с русским: воспитанность. [граф.3] Значимых различий в преобладании той или иной ценности не обнаружено (р≤0,05). Наименее значимыми ценностями для обеих групп испытуемых оказались: независимость, непримиримость к недостаткам, высокие запросы [граф.4].

При анализе типа этнической идентичности были обнаружены следующие особенности: у русскоязычных подростков наиболее выраженная этническая индифферентность (7 из 9) [табл.1]. У детей с родным крымско-татарским языком нет ярко выраженной идентичности, основное количество выборов в пределах нормы (8 из 9). Менее выражена, но у большого количества учеников этническая индифферентность (2/3 от общего количества) [табл.2].

  1. Выводы

На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В перечне терминальных ценностей у подростков из моноэтнической выборки, как с родным русским языком, так и крымско-татарским, преобладает такая ценность как здоровье.
  2. Среди инструментальных ценностей у подростков группы с крымско - татарским языком преобладает аккуратность, у группы с русским: воспитанность.
  3. Существуют различия в этнической идентичности подростков с различным родным языком, но они не существенны.
  4. Можно предположить, что такая этническая идентичность, как этническая индифферентность определяет преобладание таких ценностей как здоровье, аккуратность, воспитанность.
  5. Этническая идентичность у подростков с родным крымско-татарским языком менее выражена относительно представителей с родным русским языком и находится в пределах нормы.
  6. В итоге можно судить о том, что гипотеза относительно влияния типа этнической идентичности на формирование ценностных ориентаций подростка подтвердилась. Но для достоверного подтверждения данных нужно более развернутое исследование с большим количеством испытуемых. Поэтому данное исследование можно считать пилотным.

  1. Список литературы
  1. Белинская Е.П., Этническая социализация подростка
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Сфера, 2003.
  3. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // – 2009. - № 4. – С. 53-57.
  4. Данилова Е.А. Социодинамика ценностей молодежи Республики Беларусь // Социология. – 2008. - № 4. – С. 99-107.
  5. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. – 2008. - № 8. – С. 118-122.
  6. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007.- № 4. – С. 37-43.
  7. Сизанов А.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций и состояния здоровья студентов педагогических специальностей // Психология. – 2008. - № 3. – С. 36-40.
  8. Туревская Е.И. Возрастная психология // http://www.tula.net/tgpu/resources/turevskaya/index.htm
  9. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. – М., 1994.
  10. club.imaton.ru/mod_files/upload_1/fle_file_upload_1_19.doc
  11. http://www.kursx.ru/psy74.html
  12. http://www.dissercat.com/content/etnicheskaya-identichnost-podrostkov-iz-natsionalno-smeshannykh-semei-po-materialam-etnosots#ixzz3EoJkkXhV

  1. Приложения    

Приложение 1

Граф. 1. Результаты выбора терминальных ценностей среди моноэтничных подростков, 1е место (1-руский язык,2-крымско-татарский).

Приложение 2

Граф.2. Результаты выбора терминальных ценностей среди моноэтничных подростков, последнее место (1-руский язык,2-крымско-татарский).

Приложение 3

Граф.3. Результаты выбора инструментальных ценностей среди моноэтничных подростков, 1е место (1-руский язык,2-крымско-татарский).

Приложение 4

Граф.4. Результаты выбора инструментальных ценностей среди моноэтничных подростков, последнее место                                                          (1-руский язык,2-крымско-татарский).

Приложение 5

№ в.

1р.

2р.

3р.

4р.

5р.

6р.

7р.

8р.

9р.

Всего  

1

5

4

2

4

0

2

8

9

11

 1/9

2

14

13

14

12

14

14

8

13

6

 7/9

3

18

10

12

10

15

11

4

12

10

 4/9

4

3

9

0

7

6

6

4

14

10

 1/9

5

6

1

2

2

11

6

8

14

12

 1/3

6

6

8

6

7

11

12

8

10

10

 2/9

Табл.1. Таблица этнической идентичности среди подростков с родным русским языком. Всего: кол-во ярко-выраженных/общее количество.

№ в.

1 кт

2 кт

3 кт

4 кт

5 кт

6 кт

7 кт

8 кт

9 кт

Всего  

1

14

3

2

7

2

7

1

3

3

1/9

2

9

12

14

7

15

15

12

8

13

2/3

3

0

20

16

18

13

18

16

18

12

8/9

4

17

5

9

1

6

4

6

6

5

1/9

5

15

3

4

0

8

3

8

6

13

2/9

6

12

2

8

5

10

12

4

12

7

1/3

Табл.2. Таблица этнической идентичности среди подростков с родным крымско-татарским языком. Всего: кол-во ярко-выраженных / общее количество.

Условные обозначения для 1й колонки:

1-этнонигилизм;

 2-этническая индифферентность;

3-норма;

4-этноэгоизм;        

5-этноизоляционизм;

6-этнофанатизм.