Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы обучающихся при обучении ОБЖ.

Кривоносова Людмила Леонидовна

      Представлен доклад, который рассматривался на заседании круглого стола на тему « Виды самостоятельной работы, применяемые на учебных занятиях по  ОБЖ,  как способ дифференцированного подхода к обучению  студентов » в  предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин техникума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема методической разработки:

Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы обучающихся при обучении ОБЖ.

     Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в предоставленное для этого время. При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных действий.

      Основные виды и формы самостоятельных работ, применяемых при обучении учебной дисциплине ОБЖ:

 

  1. Аудиторная самостоятельная работа

       Создание разноуровневых проверочных и  практических  работ, которые включают в себя:

а) знания основных понятий изучаемых тем

б) тестовые задания

в) проблемные задачи

г) решение ситуационных задач.

      Работа с учебником, решение ситуационных и проблемных задач,  составление опорных конспектов и схем, составление развёрнутых планов, анализ документов,  работа со словарём, выполнение тестовых заданий:  

        а)  выбором только правильных ответов

        б) с установкой правильной последовательности действий в случае возникновения ЧС.

2.   Внеаудиторная самостоятельная работа

 

Подготовка докладов, работа над рефератами, разработка электронных презентаций по темам, составление словаря  терминов, составление кроссвордов,  алгоритма ответа, заполнение таблицы, подготовка к повторительно-обобщающему уроку, к семинарскому занятию.

Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи:

- развитие у обучающихся самостоятельности в познавательной деятельности, формирование собственного мировоззрения;

- обучение самостоятельности в применении имеющихся знаний в практической деятельности.

.

Чаще всего обучающийся испытывает потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. В этом случае преподаватель может выступать в качестве консультанта. Умственное и волевое напряжение обучающихся при выполнении самостоятельной работы выражаются в потребности общения, направленного на обсуждение возникающих вопросов. Преподаватель помогает создать позитивный настрой в поисковом процессе, а это важно для поддержания творческих начинаний обучающихся, их добровольность, самостоятельность.

Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных элементов учебного процесса. Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки при выполнении различных видов самостоятельной работы.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во все процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение имеют:

-принцип доступности и  систематичности,

- принцип связи теории с практикой,

- принцип постепенности в нарастании трудностей,

- принцип творческой активности,

- принцип дифференцированного подхода,

- принцип перехода от контроля преподавателем к самоконтролю.

При организации самостоятельной работы любого вида преподаватель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс, цель, содержание и объем работы.

Приложение: Примеры оформления самостоятельных работ

по учебной дисциплине ОБЖ.

                                       Примеры оформления самостоятельных работ

по учебной дисциплине ОБЖ.

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:

1. Выбор одного варианта ответа из предложенного множества

Причинами переутомления являются:

1) неправильная организация режимов труда и отдыха;

2) чрезмерное употребление пищи;

3) негативные факторы природной среды;

4) чрезмерная учебная нагрузка.

Примечание: Количество вариантов ответа должно быть не менее 4 и не более 8.

2. Выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества

Электротравма или электрический удар током могут произойти в результате:

1) прикосновения к неисправной отключенной электропроводке;

2) соприкосновения друг с другом нескольких электропроводов, находящихся под напряжением;

3) прикосновения мокрыми руками к электророзетке;

4) нахождение вблизи линии электропередач.

Примечание: Количество предложенных вариантов ответа должно быть не менее 5 и не более 8.

3. Задания на установление соответствия

При помощи стрелок установите соответствие между вредными факторами и их последствиями, влияющими на органы зрения оператора при работе на персональном компьютере.

Недостаточно высокое разрешение монитора

Увеличивается нагрузка на глаза, шею, спину,

плечи и руки.

Быстрая утомляемость организма

Избыточная или недостаточная яркость изображения

Возможны ошибки при считывании символов за счет ухудшения их восприятия

Избыточная или недостаточная яркость изображения

Увеличивает частоту восприятия и утомляет зрение

Примечание: Количество элементов в столбце должно быть не менее 3 и не более 6. Во втором столбце должно быть большее количество вариантов ответов (для исключения возможности угадывания последнего соответствия).

4. Задание на установление правильной последовательности

Определите последовательность оказания ПМП при отравлении лекарственными препаратами 

(Выберите и расположите в порядке очередности)

А. дать пострадавшему выпить крепкого чаю и съесть черных сухарей

Б. вызвать скорую помощь

В. промыть желудок.

Примечание: Верная последовательность указывается нумерацией. Количество предложенных вариантов ответов должно быть не менее 3 и не более 6.

5. Задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания)

Вид оружия массового поражения, основанное на использовании токсических свойств химических веществ  –  ____________

Примечание: Формулировка тестового задания данного типа предполагает краткий и однозначный ответ.

 5. Графическая форма тестового задания

Укажите порядок  наложения  жгута:

а — подготовка к наложению; б — наложение первого витка;

 в — фиксация первого витка; г — окончательный вид

Примечание: Для удобства все рисунки следует пронумеровать. В этом случае правильный ответ – это номер рисунка (порядок действий по рисунку).

 Рисунок можно выполнить карандашом.