Педагогический совет "Современный учитель- современный урок"

Болушкова Ольга Николаевна

Модернизация современного общества охватила все его стороны.

Изменения охватили и систему российского образования.

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, образовательная инициатива «Наша новая школа» требуют от учителя принципиально новых подходов к построению учебно-воспитательного процесса, осознания новой роли педагога в этом процессе.Общество предъявляет новые требования к современному учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_uchitel.docx41.85 КБ
Файл презентация к выступлению1.02 МБ

Предварительный просмотр:

06.11.2014.   Педсовет  «Современный учитель – современный урок»

 Модернизация современного общества охватила все его стороны.

Изменения охватили и систему российского образования.

 Ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, образовательная инициатива «Наша новая школа» требуют от учителя принципиально новых подходов к построению учебно-воспитательного процесса, осознания новой роли педагога в этом процессе.

На предыдущих педсоветах говорили  о  важнейших проблемах современного образования.

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ
(по результатам мониторинга специалистов    Психологической службы образования РФ)

  1. Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.
  2. Приоритет антропоцентрического подхода  
    к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности.
  3. Способность «видеть» многообразие учащихся,
    учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии
    и др.) и реагировать на их потребности.
  4. Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду.
  5. Умение применять здоровьесберегающие технологии.
  6. Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.

В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров,   оформляется  востребованность в психолого-педагогической подготовке учителя

Хочу остановиться на психолого – педагогических компетенциях, определяющих эффективность учебного процесса. Проанализировать вместе с вами практические исследования

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Компетенция – базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно – продуктивной деятельности. Компетенция -совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно – продуктивной деятельности. 

Компетенция –  заданное социальное  требование, необходимое для продуктивной, эффективной деятельности.

 К психолого – педагогическим компетенциям, по которым можно определить эффективность современного  урока можно отнести:

Эмоциональные:

  1. доброжелательность;
  2.  эмпатия;
  3.  стрессоустойчивость;
  4. усталость/бодрость

Доброжелательность – положительный настрой учителя в отношении учеников, желание помочь  и повысить уровень успеваемости независимо от той позиции, которую занимает сам школьник.

Эмпатия – способность чувствовать других людей, сопереживать им.  В случае выраженности таких компетенций  как умение слушать,  сотрудничество, смена видов деятельности  можно предположить, когда обучающимся  интересен материал, а когда они скучают, когда готовы  или не готовы к  его усвоению, и вовремя сменить форму деятельности.

Стрессоустойчивость – устойчивость к эмоционально – стрессовым ситуациям……

Усталость/бодрость – 1-  выраженность эмоциональной активности.

2- способность преподавателя контролировать это состояние .

Когнитивные

  1. самосознание;
  2. умение слушать.

Самосознание – способность рефлексировать и  управлять  своими и  эмоциями и поведением. От того, насколько выражена эта компетенция, зависит уровень познавательной активности, а также то, насколько он способен анализировать и оценивать свою деятельность….

Умение слушать - умение слушать и слышать других людей. Это умение позволяет получить информацию о мыслях и чувствах обучающихся, понять, каким образом трансформируется материал в их представлении, вовремя расставить нужные акценты и внести необходимые коррективы в его изложении.

 И к эмоциональному и когнитивному относится такая компетенция как вовлеченность в процесс.  Под ней понимается увлеченность самого учителя темой и процессом урока. Слишком высокий уровень вовлеченности может быть причиной чрезмерного увлечения процессом. Урок превращается в монолог без активного включения обучающихся. Низкий уровень вовлеченности указывает на невысокий уровень интереса к изучаемой теме. (монолог, диалог, полилог)

Среди форм организации коммуникации в качестве наиболее значимых-  избегание конфликтных ситуаций; сотрудничество; доминирование; смена видов деятельности; поддержка обучающихся.

…...

Коммуникативные:

  1. избегание конфликтных ситуаций;
  2. сотрудничество;
  3. доминирование;
  4. смена видов деятельности;
  5. поддержка обучающихся.

По описанным выше компетенциям выделено восемь основных типов преподавателей. В основу типологизации вошли три базовых фактора (С.Ю. Манухина)

Профессиональная позиция преподавателя – жесткая/гибкая.

При крайней жесткой позиции преподаватель не приемлет критики в свой адрес и в адрес обсуждаемого материала. Его знания – это догма. При гибкой – допускаются дискуссии, обсуждение, рассмотрение материала с различных точек зрения.

 Уровень вовлеченности или увлеченности преподавателя излагаемой темой – увлеченный/отстраненный.

Умение работать с запросами всего класса – умение держать весь класс, отвечать на запросы каждого и при этом не упускать линию всего урока.

Выделяют восемь основных типов преподавателей.

Тип 1. Жесткий. Вовлеченный. Избранно работающий.

Тип 2. Гибкий. Вовлеченный. Избранно работающий.

Тип 3. Жесткий. Отстраненный. Избранно работающий.

Тип 4.  Гибкий. Отстраненный. Избранно работающий.

Тип 5. Жесткий. Вовлеченный. Держащий класс.

Тип 6. Жесткий. Отстраненный. Держащий класс.

Тип 7. Гибкий. Вовлеченный. Держащий класс.

Тип 8. Гибкий. Отстраненный. Держащий класс.

Тип 8 и тип 4 – наименее эффективные.

Тип 8. Гибкий. Отстраненный. Держащий класс.

Тип 4.  Гибкий. Отстраненный. Избранно работающий.

Для преподавателей такого типа характерны доброжелательность, демонстративная бодрость и активность, готовность пойти на сотрудничество. Но из - за внутренней боязни неэффективной коммуникации, страха потерять контакт с людьми, внутреннего безразличия или просто неумения работать с коллективом все взаимодействие сводится к отвлеченному общению на любые темы,  основная задача – поддержка коммуникации.  Такой преподаватель не пойдет на конфликт, ученикам просто манипулировать (напр. Не писать кр. или получить оценку выше.)

Так преподаватель типа «Гибкий. Отстраненный. Избранно работающий» для взаимодействия выбирает от одного до пяти обучающихся, с которыми у него постоянная коммуникация (тактичные, вежливые дети).

 

Тип 5. Жесткий. Вовлеченный. Держащий класс.

Преподаватели этого типа эрудированны, отлично владеют материалом. Требовательны и непреклонны.  Искусно управляют классом, периодически меняют форму взаимодействия  с обучающимися. При коммуникации он старается обратиться к каждому и каждого включить в процесс урока. В тоже время старается выдерживать максимально нейтральную позицию по отношению ко всем. Такой преподаватель пользуется авторитетом, но требует  выполнять правила, нормы и договоренности. Он не склонен к конфликтным ситуациям, любые конфликты старается вовремя купировать. Про него говорят, что он строгий , но справедливый. На уроках он преимущественно использует такой способ коммуникации как монолог. Не боится потерять контроль над классом, обладает навыками диагностики и наблюдения. Диалог применяется в основном для прояснения непонятных вопросов.

Тип 7. Гибкий. Вовлеченный. Держащий класс.

По результатам  наблюдений, самый эффективный для достижения задач учебного процесса. Доля монолога составляет 52%, диалога -30%, полилога -18%. Преподавателя этого типа характеризует доброжелательность, выраженная способность к эмпатии, умение слушать и слышать других людей. Он способен держать себя в руках, активен, собран, сосредоточен в тоже время спокойно реагирует на эмоциональные проявления обучающихся, не боится конфликтных ситуаций, старается их использовать на благо учебному процессу. Проясняет непонятные моменты и для обсуждения  сложных ситуаций  затрачивает столько времени, сколько потребуется. При этом четко регламентирует время и наверстывает упущенный материал за счет применения разных форм взаимодействия с учениками. Такой преподаватель пользуется авторитетом. За счет увлеченности предметом часто заинтересовывает слушателей. Преподаватель данного типа имеет четкую цель профессиональной деятельности, представление о необходимости своей работы. При взаимодействии с обучающимися успевает обратить на каждого, получить обратную связь, вовремя скорректировать формы проведения урока.

В каждом из типов есть положительные и отрицательные моменты. Но если обобщить классификацию, можно проследить закономерность. Самым эффективным является 7 тип – преподаватель гибок в ведении урока, при этом увлечен им и может завладеть вниманием класса. в то же время такой преподаватель должен четко удерживать нить урока, осознавать и выдерживать цели, которые он перед собой ставит.

По Закону об образовании. Статья 2

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

     

 На предыдущих педсоветах говорили  о  важнейших проблемах современного образования,   в частности  о гуманизации отечественного образования, которое возможно  за счет формирования у участников образовательного процесса таких межличностных отношений, которые представляют собой терпимые и толерантные отношения; говорили от личности учителя, как ведущая составляющая эффективности учебно-воспитательного процесса»

Литература:

  • материалы выступлений, статьи и презентации
  • Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ Рубцова В.В., Кондакова  А.
  • Манухина С.Ю. Оценка персонала образовательного учреждения. – М.: чистые пруды, 2010;
  • school.edu.ru;
  • nsportal.ru;
  • http://ppt4web.ru/pedagogika/sovremennyjj-uchitel.html 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный учитель – современный урок Болушкова О.Н., педагог – психолог МБОУ Наро – Фоминской сош № 6 06. 11. 2014г. http://mousosh6nf.narod.ru/files/img/sh.jpg

Слайд 2

http://standart.edu.ru/

Слайд 3

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Слайд 4

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ ( по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей ( одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др .) и реагировать на их потребности . Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду. Умение применять здоровьесберегающие технологии. Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.

Слайд 5

В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, оформляется востребованность в психолого-педагогической подготовке учителя

Слайд 6

Компетенция (от лат . competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Слайд 7

Психолого – педагогические компетенции

Слайд 8

Эмоциональные:

Слайд 9

Когнитивные

Слайд 11

Коммуникативные:

Слайд 13

Умение работать с запросами всего класса

Слайд 14

восемь основных типов преподавателей Тип 1. Жесткий. Вовлеченный. Избранно работающий. Тип 2. Гибкий. Вовлеченный. Избранно работающий. Тип 3. Жесткий. Отстраненный. Избранно работающий. Тип 4. Гибкий. Отстраненный. Избранно работающий. Тип 5. Жесткий. Вовлеченный. Держащий класс. Тип 6. Жесткий. Отстраненный. Держащий класс. Тип 7. Гибкий. Вовлеченный. Держащий класс . Тип 8. Гибкий. Отстраненный. Держащий класс.

Слайд 15

Тип 8 и тип 4 – наименее эффективные. Тип 4. Гибкий. Отстраненный. Избранно работающий. Тип 8. Гибкий. Отстраненный. Держащий класс.

Слайд 16

Тип 7. Гибкий. Вовлеченный. Держащий класс По результатам наблюдений, самый эффективный для достижения задач учебного процесса. Доля монолога составляет 52%, диалога -30%, полилога -18%.

Слайд 18

Новой школе – нового учителя. Новый учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность . Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в этом информационном пространстве. Человек , любящий свою работу и своих воспитанников. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования.

Слайд 19

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Слайд 21

литература материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ Рубцова В.В., Кондакова А. Манухина С.Ю. Оценка персонала образовательного учреждения. – М.: чистые пруды, 2010; school.edu.ru ; nsportal.ru http://festival.1september.ru/ http://ppt4web.ru/pedagogika/sovremennyjj-uchitel.html