Методическая разработка и презентация для обучения детей учебно-исследовательской деятельности в форме экскурсии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Фантазия учащихся безгранична. Прочитанная книга, путешествие по метрополитену в период дневного затишья, увлечение граффити, готикой, петербургскими трущебами, величественными дворцами, ансамблями площадей, страсть к неизведанным историческим фактам, любовь к мифическим существам, способность объяснить необъяснимое и объять необъятное и т.д., все это многообразие интересов можно превратить в исследовательскую работу в форме экскурсии.
Креативность сегодня в моде, но способы ее проявления редко укладываются в жесткие рамки ежедневного учебного процесса. Нередко причинами межличностных и внутриличностных конфликтов подростков становится их невостребованность и незаметность в общественной жизни. Кроме того, кризисы переходного возраста и проблемы социализации порождают страх будущего и неуверенность в собственных силах. Помощь подростку может оказать учебно-исследовательская деятельность, где каждый найдет возможность проявить свои скрытые таланы и приобрести умения, знания и навыки, необходимые в современном мире. В Центре Дополнительного Образования на базе гимназии 205 Фрунзенского района, учащиеся 7-8 классов могут почувствовать себя юными экскурсоводами, получив возможность приобщиться к этой сложной профессии. Созданные учениками работы участвуют в ежегодных районных и городских историко-краеведческих чтениях. Юный исследователь не только разрабатывает экскурсию на интересующую его тему, но и представляет свою работу в форме устной защиты перед беспристрастным жюри, состоящим из опытных краеведов, педагогов и профессиональных экскурсоводов. Ежегодно издаваемые «Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений» Детского Дворца Творчества Юных, строго регламентируют внешний вид и внутренний порядок создания краеведческого исследования в виде экскурсии. Необходимо заявить тему, обосновать ее ценность и новизну, определить цели и задачи, а также предоставить визуальный ряд городских объектов. Учащиеся добавляют на свое усмотрение различную информацию: исторические сведения с датами, архитектурные особенности, выбранных зданий и строений, а для эффектности, «расцвечивают» свое творение стихами, выдуманными персонажами или почерпнутыми где-то слухами и сплетнями. Все вышеперечисленное, укладывается в определенный хронометраж и корректируется в соответствии с предполагаемым видом (или способом) передвижения. Обычно юные краеведы предпочитают автобусные экскурсии, так как можно выдавать информацию не только у выбранного объекта, но и при проезде от одной тематической остановке к другой. Даже на начальном этапе становится понятно, что и выбор темы и подбор материала, не говоря уже о написании стройной, выдержанной в заданных рамках работы, - это титанический труд, требующий от автора эмоционально-волевых, временных, умственных и прочих затрат. Поэтому главной задачей педагога дополнительного образования является мотивация учебно-исследовательской деятельности и личностно-ориентированный подход к каждому юному творцу. Тема экскурсии должна отвечать интересам подростка, затрагивать его внутренний мир, волновать и вызывать положительные эмоции. В этом случае педагог может лишь показать возможные пути соединения эмоционально-чувственных порывов ученика с реальными городскими объектами, т.е. предложить концепцию будущей экскурсии. Если учитель сможет предложить нечто оригинальное, необычное, но отвечающее внутренним побудительным мотивам учащегося, то можно надеяться, что исследования в области краеведения дадут свои положительные плоды. Процесс определения темы сложен еще и потому, что юный экскурсовод слабо или вовсе не представляет цельной картины своего исследования. Зачастую, учитель может добиться от своих подопечных лишь невнятных причин внутренних побудительных мотивов их деятельности: Кому-то нравятся кладбища, а кому-то граффити, кто-то сочиняет стихи, а кому-то запала в душу улица Пестеля. Нельзя заставлять подростка заниматься дворцами Растрелли, если сфера его интересов – помойки вдоль набережной Обводного канала. Ведь именно там так вольно дышится свободолюбивому готу и сталкеру, получившему первое место в районе, за свою ни на кого не похожую экскурсию. Любителю граффити можно предложить украсить брэндмауэры однотипных, давно не видавших ремонта блочных домов, своими собственными рисунками. Выбор маршрута, зданий и создание макетов граффити вперемежку с историческими и краеведческими заметками, производится самим автором, ведь кто как не он может со знанием дела преподнести свою тему. Передвигаться юный экскурсовод и его слушатели предпочитает на роликах. Этот способ в данном случае оправдан. Умение обличать свои мысли в стихи - уникальный дар. Задача учителя – найти применение такому таланту, но не превратить поэтическую экскурсию в непосильную ношу для автора. Стихи о городе с пожеланиями всего наилучшего влюбленным в день их бракосочетания, будут уместны в небольшой вертолетной экскурсии «Свадебный полет». (3 место). Тайны кладбищенских захоронений, хранящие прах некогда великих мира сего, может стать темой автобусной экскурсии для любителей шокирующих тайн светской жизни. Известные рок – идолы, актеры и писатели в своем последнем пристанище не перестают волновать и шокировать своих фанатов. Желание представить интересные события из семейного архива, способно подтолкнуть подростка к исследованию старейших закрытых учебных заведений Петербурга. Второе место на районном конкурсе - результат возвращения и осмысления истории своих предков в формате автобусной экскурсии. Улица Пестеля может рассказать об истории всей страны, надо только пройти от храма к храму, от Маршака к Бродскому, пересекая Соляной переулок и Литейный проспект. (3 место). В повседневной жизни мы перестали замечать красоту. Большинство из тех, кто торопятся утром на работу, видят в метро лишь способ передвижения. А жаль. Юный экскурсовод поможет превратить подземный транспорт в царство Аида, а заодно расскажет об архитектуре и истории на глубине 60 метров. (3место). |