СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ В РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рыбак Евгения Владимировна

Опубликовано: Рыбак Е. В. Социально-профилактическая работа с семьёй в России и Финляндии: опыт социального партнёрства // Социальное обслуживание. №8. 2014. С. 82-89.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ В РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ  

Рыбак Е.В.,

н. п. н., доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности института комплексной безопасности ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический)  федеральный университет им. М.В. Ломоносова», г. Архангельск

  Социальное партнерство, как правило, рассматривают применительно к различным сферам жизнедеятельности: труда, антикризисного управления, здравоохранения, образования и т.п.  За рубежом   Social Partnership приоритетно  исследуют  в экономическом контексте (Hugh Compston, Justin Greenwood, 2001; Ronald Cohn, 2012 и др.).  Большинство отечественных авторов сходятся во мнении, что институт социального партнерства в России находится в стадии становления, но его развитие создает предпосылки и возможности достижения разумного баланса интересов разных сторон и социальной справедливости на основе договоренностей и компромиссов.     Трактовки понятия «социальное партнерство» в источниках разных лет  существенно различаются. В одних работах, оно может трактоваться как тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и властными структурами или как особый тип социально-трудовых отношений, характерный для рыночной экономики, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. В других - как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями. Важнейшими критериями социального партнерства считаются общие интересы и равенство сторон.  В последние годы происходит интенсивное расширение данного понятия.

Авторы авторитетных изданий указывают на необходимость  пропаганды социального партнерства через систему мероприятий (семинаров, круглых столов, конференций), телевизионных и радиопередач, создание сайтов, написание социальных проектов и т.п.  Социальное партнёрство может стать  важным направлением  в развитии системы социального обслуживания населения.

Примером успешного диалога социальных партнёров  можно назвать  международный проект «Изучение опыта Северных стран по взаимодействию государственных и некоммерческих организаций в области социально-правовой защиты детей и семьи» (№583 от 13.12.2013 в Программе  обмена опытом для некоммерческих организаций и молодых лидеров России и Северных Стран № 082064-80436)[1].  В рамках проекта представители различных общественных организаций и государственных учреждений  Финляндии,  Дании, Швеции и России (Архангельской области)   обменялись опытом социально-профилактической работы с семьёй.  

Проект был подготовлен общественной организацией «Совет женщин города Новодвинска». Руководители проекта – Светлана Михайловна Вишнякова и Ольга Михайловна Каширская внесли особую лепту в развитие системы социального партнёрства, предоставив возможность специалистам различных государственных учреждений и общественных организаций, в том, числе и автору данной статьи, познакомиться и обменяться интересным и полезным опытом.

Общественная организация «Совет женщин города Новодвинска» - политически независимое объединение активных женщин города. Она осуществляет свою деятельность  в соответствии с Уставом, утвержденным на общем собрании учредителей и зарегистрированным Управлением Министерства Юстиции РФ по Архангельской области в 2001 г. В состав организации входят около 30 женщин, добровольными помощниками являются более 50 человек. Организация входит в состав общероссийского объединения «Союз женщин России» и включена в реестр социально - ориентированных организаций России.

  Организация открыта  для сотрудничества и поддерживает связи с другими общественными  организациями города Новодвинска и Архангельской области.    

Цели организации:

  • защита интересов женщин, семьи, детей;
  • формирование общественного мнения по вопросам социальной, экономической, политической и культурной  жизни;
  • продвижение идей построения гражданского общества.

  Организация работает по следующим направлениям:

  • общественно-полезная  деятельность по продвижению планов, направленных на решение социальных проблем общества, путем проведения и участия в различных мероприятиях (конференциях, конкурсах, проектах, акциях, семинарах, встречах с представителями властных структур);
  • культурно-просветительская деятельность; сохранение национальных и семейных традиций русского Севера.
  • продвижение здорового образа жизни (без наркотиков, курения, алкоголизма);
  • конкурсная проектная деятельность на соискание грантов областного и федерального уровня;
  • расширение международного сотрудничества

Цели проекта «Изучение опыта Северных стран по взаимодействию государственных и некоммерческих организаций в области социально-правовой защиты детей и семьи» заключались в следующем:

  • изучение опыта Северных стран по вопросам оказанию помощи и поддержки  кризисным семьям во взаимодействии государственных и некоммерческих организаций;
  • повышение уровня компетентности и представление технологий, способствующих  социально-правовой защищенности семьи и детей в странах – партнерах Северного Измерения;
  • укрепление сотрудничества и  расширение контактов с партнерами из Северных стран для организации совместных проектов, направленных на улучшение социального благосостояния семей Северо-запада России.

     Общественная организация «Совет женщин города Новодвинска»   дважды участвовала в соискании гранта Совета Министров Северных стран и получила их. Полезный опыт Северных стран по решению социальных проблем  стал достоянием общественности города и был включен в виде дополнительных пунктов в городскую целевую  программу по поддержке социально-незащищенных слоев населения  «Развитие системы социальной поддержки населения муниципального образования «Город Новодвинск» на 2012-2014гг.                                                                          

В процессе реализации данного проекта делегация Архангельской области, в частности, посетила офис общественной организации «Союз во благо детей имени Маннергейма» (MLL). Минна Маанпяя, менеджер организации,   информировала участников проекта о том, что MLL  является мощной неправительственной организацией социальной направленности, которая была основана в Финляндии ещё  в 1920 году.  На 2014 год в состав организации входит десять районных организаций, 568 ассоциаций по всей стране  (93000 членов). Центральный офис организации, в котором работают более шестидесяти сотрудников, находится в Хельсинки.  В локальных организациях столицы работает около четырёхсот сотрудников  и более 12000 волонтёров.

В Финляндии социальная работа с семьёй строится на общей (трёхуровневой) модели социальной помощи населению страны:

  • первый уровень – универсальные услуги для всех людей;
  • второй уровень – адресные услуги для конкретных, нуждающихся граждан;
  • третий уровень – оказание профессиональной помощи нуждающимся людям (социально - медицинские услуги, психологическая помощь; социальное образование, консультирование и т.п.).

Общественные организации оказывают помощь семье приоритетно на первом уровне. Довольно часто, именно общественные организации участвуют в  исследовании проблем семьи.

Организация «Союз во благо детей имени Маннергейма» ведёт большую социально-профилактическую работу.   MLL организует:

  • различные мероприятия для родителей и детей культурной направленности;  
  • деятельность «Родительского кафе»;
  • клубы по интересам  для учащихся 1-х и  2-х классов (7-8 лет);
  • центры  встреч для одиноких матерей;
  • встречи для пожилых одиноких людей: «коммунальных бабушек и дедушек» микрорайона для участия в работе клубов по интересам и вовлечения их в работу семейных кафе и встреч с младшими школьниками;
  • работу телефона доверия для подростков и их родителей;
  • консультирование молодых родителей  по телефону и через печатные издания;
  • размещение информации для консультирования на интернет-сайтах для молодежи и молодых родителей;
  • работу «Агентства по оказанию краткосрочных услуг семье» с маленькими детьми;
  • обучение волонтеров (по специальным программам подготовки).

Так, «Родительское кафе» как форма работы общественной организации с семьёй, является одной из самых распространённых, и уже представляет собой отдельное направление социально-профилактической деятельности. «Родительское кафе» становится не только местом встречи для детей и родителей: здесь идёт интенсивный обмен мнениями, навыками, опытом; происходит оказание взаимопомощи семей друг другу. В таком кафе могут проходить встречи с профессионалами (психологами, педагогами, юристами, экономистами; деятелями культуры, артистами…). Родители и сами могут провести обучающие игры или мастер-классы;  организовать семейные праздники. Общественная организация создаёт возможности для этого: предоставляет помещения, мебель, оборудование, посуду и т.п.

Так же общественная организация успешно разрабатывает социально-профилактические программы.  Программу «Учусь ухаживать за своим ребёнком»  можно назвать «службой» обучения молодых отцов и матерей уходу за маленькими детьми. Программа «Учимся хорошо учиться в школе» - это компания, направленная на всех учащихся первых классов и их родителей. «Школьная программа Мира» нацелена на формирование толерантного отношения учащихся друг к другу, пресечение издевательств; создание комфортной среды пребывания в школе детей разных национальностей. «Хочу стать волонтёром» - программа для людей разных возрастов,  (для  различных целевых групп).  

Для реализации социально-профилактической работы с семьёй у общественной организации «Союз во благо детей имени Маннергейма» имеется значительный потенциал. MLL имеет:

- помещения  (для родительских кафе; комнат дневного пребывания  школьников; клубов для  пожилых людей коммуны; лекционные залы для организации обучения волонтеров и молодых родителей), аренду которых оплачивает муниципалитет;

- собственный интернет-сайт;

-  магазин «Second hand»;

- телефон доверия.

       Быть членом общественной организации в Финляндии очень почетно. Каждый четвертый житель страны является волонтером. При приеме на работу молодого специалиста преимущество отдают тому, кто добровольно работает на благо общества, особенно, если это связано с его будущей профессией.

Для того, чтобы стать волонтером организации необходимо иметь:                                                                    

  • возраст от 18 до 80 лет;
  • наличие свободного времени;
  • заинтересованность в семье и детях;
  • систему ценностей, которая совпадает с  мнением большинства членов MLL;
  • согласие на обучение.

      Когда некоммерческие общественные организации  начали сотрудничать  с семейными центрами, то групповые мероприятия, направленные на встречу семей отличались  низкой посещаемостью. Объединение усилий позволило увеличить включение семей в работу центров, организованных муниципалитетом. Поддержка семей по  оказанию взаимопомощи  стала более распространена.  

        МLL разработала схему профессиональной  поддержки в организации сотрудничества между семьями, волонтерами и муниципальными работниками  на практике. В неё вовлечены социальные работники, семейные педагоги, психологи. Они дают профессиональные советы волонтерам и консультации родителям.  В более сложных и длительных по времени  ситуациях помощь родителям предоставляется специалистами  - психологами  за небольшую плату.

     Профессиональные инструкторы (муниципальные работники)  выполняют множество функций:

  • поощряют и вдохновляют волонтеров;
  • участвуют в обучении волонтеров;
  • дают информацию и знания  по национальным  и общим запросам и направляют его;
  • учат привлекать к работе новых волонтеров.
  • разрабатывают новые методы, модели, виды деятельности (вместе с волонтерами и сотрудниками)
  • планируют работу и  оценивают отчеты.  

Через инструкторов общественная организация присоединяется к планированию услуг,  предоставляемых муниципалитетами,  и помогает организовать первичную помощь в партнерстве с другими организациями.

Вся работа организации  направлены на то, чтобы показать важность:

  • задач, выполняемых   профессионалами муниципальной работы, волонтерами, журналистами и авторами педагогических и психологических книг и самой семьи, как участников процесса воспитания подрастающего поколения;
  • создания службы по оказанию услуг  для поддержки молодых родителей и семей;
  • удовлетворения желания родителей, способных и готовых  давать и получать взаимопомощь  в среде сверстников;
  • общения между людьми разного возраста;
  • воспитания в среде школьников мнения, что ты не одинок,  и тебе всегда  придут на помощь, не только родители, но и люди твоего микрорайона.

     Об эффективности работы  с семьями говорят результаты проведенных в организации опросов:

  • около 80 %  респондентов, обратившихся за помощью, говорят, что они получили хорошие советы и практические навыки; что непосредственное общение всегда приятно;
  • три четверти        (74 %)  участников клубов и центров считают, что совместное общение    сделало их  сильнее,  что  они приобрели много друзей;
  • больше половины (51 %) участников  утверждают, что чувствуют себя лучше после обмена своими мыслями с другими родителями в семейном кафе; после того, как они взглянули на свою проблему глазами других людей.

Со своей стороны, российские участники проекта подготовили отчёт по проекту, в котором освещался и отечественный опыт социально-профилактической работы с семьями в  социальных и образовательных учреждениях и в  общественных организациях.

 В частности, был описан опыт работы автора статьи с детско-родительскими группами по программе развития семейной коммуникации «Вместе».  Задачи социально-профилактической работы: развитие у детей и  родителей (особенно  - молодых) чувства уверенности в себе, навыков самостоятельного и творческого проявления  в общении; формирование положительного отношения к окружающим, способности к волевому усилию; тренинг умения выслушать, помочь, поддержать другого; создание условий, возможностей для полноценных контактов ребенка и взрослого друг с другом, окружающим миром; формирование навыков и знаний общечеловеческих норм и правил общения; развитие речи, воображения и творческих способностей детей и родителей.

Личностно-ориентированное и  художественное общение выступает в программе как интегрирующая основа работы.  Коммуникация в данном случае  не  только обмен информацией, знаниями, действиями, но и установление взаимопонимания, обогащение духовно - нравственными ценностями.

Факторами оптимизации семейной коммуникации в программе являются:  создание позитивного микроклимата;  опора  на положительные проявления участников группы;   безусловное принятие, эмпатия, доверие детей и взрослых друг к другу; стимулирование  познавательной и   творческой           активности; обогащение  развивающей среды многообразием элементов семиотических систем.  Важнейшим фактором является   постоянное личностное и профессиональное развитие взрослых, воспитывающих ребенка.

Творческие задания коммуникативного характера,  предложенные  в ходе игрового занятия по программе, призваны пробуждать  внутренние  силы,  возможности,  как ребенка, так и родителя.  В своей деятельности  мы руководствовались «моделью творчества», которая удобна в обращении и включает в себя четыре основных уровня. Спонтанный (креативный) уровень творчества, на котором пробуждается творческая потребность, приводящая к созданию неких незавершенных продуктов, не отвечающих всем критериям творческого продукта; репродуктивно-творческий (формальный) уровень, на котором создаваемый творческий продукт содержит элементы новизны, но, по сути, является трансформацией некой, уже известной формы; уровень открытия (инсайта), на котором появляется принципиально новая идея создания творческого продукта; собственно творческий уровень,  где появляется продукт, отвечающий всем критериям творчества (творческого общения).  

Каждое занятие по программе представляет собой цепочку игр и этюдов, объединенных единым сюжетом и наглядным игровым пособием. В занятии всего семь фрагментов (по количеству цветовых пособий): игры-приветствия (знакомства); коммуникативные игры; речевые ритмические и интонационные игры; пение; музыкальная импровизация; элементарные танцы, хороводы; психогимнастические этюды.

Коммуникативная игра – это маленькое «живое» произведение, которое создаётся здесь и сейчас. Но это и не театр – т.к. здесь нет зрителей – все актёры, как в жизни.  Алгоритм  проведения коммуникативной и речевой ритмической игры прост и сложен одновременно, так как в нём «готового» рецепта.  Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков  и самого руководителя группы, владения им способами художественно – творческой   деятельности, готовности к сотрудничеству, и особенностей коммуникации участников детско-родительской группы.  Подробнее с программой можно ознакомиться на сайте.[2] 

Важно отметить, что системы социально-профилактической работы с семьёй в  Северных странах существенно отличается. В  Финляндии деятельность общественных организаций, работающих с семьями, широко спонсируется государством и различными Фондами (через систему грантов). В России работа с семьёй сориентирована, главным образом, на социальную помощь и поддержку в трудной (опасной) жизненной ситуации, а профилактическая работа  ведётся, в целом, спонтанно, энтузиастами и отдельными организациями. Даже профильные законы предусматривали профилактическую работу  как «деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении».[3] В новом Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации",  который вступит в силу с 1 января 2015 года, введено понятие «профилактика обстоятельств, обусловливающих потребность в социальном обслуживании»[4]. Расширение системы социального обслуживания, согласно новому закону, будет происходить и за счёт включения негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

Думается, что  данное обстоятельство повлечёт за собой новый виток  развития системы социально-профилактической работы с семьёй.


[1]Изучение опыта Северных стран. Финляндия. http://www.dvinainform.ru/ourtime/1357.html

[2] Е.В. Рыбак ВМЕСТЕ. Программа коммуникативного, творческого  социально-личностного развития  детей дошкольного возраста и их родителей / под. ред. Е.В. Рыбак. Изд. 2 (дополненное и доработанное)- Архангельск, изд-во «Народная реклама» , 2012 . – 50 с. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/11/10/ev-rybak-programma-vmeste

[3] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161264/ © КонсультантПлюс, 1992-2014

[4] Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ © КонсультантПлюс, 1992-2014