СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ В РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Опубликовано: Рыбак Е. В. Социально-профилактическа
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ В РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Рыбак Е.В.,
н. п. н., доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности института комплексной безопасности ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», г. Архангельск
Социальное партнерство, как правило, рассматривают применительно к различным сферам жизнедеятельности: труда, антикризисного управления, здравоохранения, образования и т.п. За рубежом Social Partnership приоритетно исследуют в экономическом контексте (Hugh Compston, Justin Greenwood, 2001; Ronald Cohn, 2012 и др.). Большинство отечественных авторов сходятся во мнении, что институт социального партнерства в России находится в стадии становления, но его развитие создает предпосылки и возможности достижения разумного баланса интересов разных сторон и социальной справедливости на основе договоренностей и компромиссов. Трактовки понятия «социальное партнерство» в источниках разных лет существенно различаются. В одних работах, оно может трактоваться как тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и властными структурами или как особый тип социально-трудовых отношений, характерный для рыночной экономики, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. В других - как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями. Важнейшими критериями социального партнерства считаются общие интересы и равенство сторон. В последние годы происходит интенсивное расширение данного понятия.
Авторы авторитетных изданий указывают на необходимость пропаганды социального партнерства через систему мероприятий (семинаров, круглых столов, конференций), телевизионных и радиопередач, создание сайтов, написание социальных проектов и т.п. Социальное партнёрство может стать важным направлением в развитии системы социального обслуживания населения.
Примером успешного диалога социальных партнёров можно назвать международный проект «Изучение опыта Северных стран по взаимодействию государственных и некоммерческих организаций в области социально-правовой защиты детей и семьи» (№583 от 13.12.2013 в Программе обмена опытом для некоммерческих организаций и молодых лидеров России и Северных Стран № 082064-80436)[1]. В рамках проекта представители различных общественных организаций и государственных учреждений Финляндии, Дании, Швеции и России (Архангельской области) обменялись опытом социально-профилактической работы с семьёй.
Проект был подготовлен общественной организацией «Совет женщин города Новодвинска». Руководители проекта – Светлана Михайловна Вишнякова и Ольга Михайловна Каширская внесли особую лепту в развитие системы социального партнёрства, предоставив возможность специалистам различных государственных учреждений и общественных организаций, в том, числе и автору данной статьи, познакомиться и обменяться интересным и полезным опытом.
Общественная организация «Совет женщин города Новодвинска» - политически независимое объединение активных женщин города. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным на общем собрании учредителей и зарегистрированным Управлением Министерства Юстиции РФ по Архангельской области в 2001 г. В состав организации входят около 30 женщин, добровольными помощниками являются более 50 человек. Организация входит в состав общероссийского объединения «Союз женщин России» и включена в реестр социально - ориентированных организаций России.
Организация открыта для сотрудничества и поддерживает связи с другими общественными организациями города Новодвинска и Архангельской области.
Цели организации:
- защита интересов женщин, семьи, детей;
- формирование общественного мнения по вопросам социальной, экономической, политической и культурной жизни;
- продвижение идей построения гражданского общества.
Организация работает по следующим направлениям:
- общественно-полезная деятельность по продвижению планов, направленных на решение социальных проблем общества, путем проведения и участия в различных мероприятиях (конференциях, конкурсах, проектах, акциях, семинарах, встречах с представителями властных структур);
- культурно-просветительская деятельность; сохранение национальных и семейных традиций русского Севера.
- продвижение здорового образа жизни (без наркотиков, курения, алкоголизма);
- конкурсная проектная деятельность на соискание грантов областного и федерального уровня;
- расширение международного сотрудничества
Цели проекта «Изучение опыта Северных стран по взаимодействию государственных и некоммерческих организаций в области социально-правовой защиты детей и семьи» заключались в следующем:
- изучение опыта Северных стран по вопросам оказанию помощи и поддержки кризисным семьям во взаимодействии государственных и некоммерческих организаций;
- повышение уровня компетентности и представление технологий, способствующих социально-правовой защищенности семьи и детей в странах – партнерах Северного Измерения;
- укрепление сотрудничества и расширение контактов с партнерами из Северных стран для организации совместных проектов, направленных на улучшение социального благосостояния семей Северо-запада России.
Общественная организация «Совет женщин города Новодвинска» дважды участвовала в соискании гранта Совета Министров Северных стран и получила их. Полезный опыт Северных стран по решению социальных проблем стал достоянием общественности города и был включен в виде дополнительных пунктов в городскую целевую программу по поддержке социально-незащищенных слоев населения «Развитие системы социальной поддержки населения муниципального образования «Город Новодвинск» на 2012-2014гг.
В процессе реализации данного проекта делегация Архангельской области, в частности, посетила офис общественной организации «Союз во благо детей имени Маннергейма» (MLL). Минна Маанпяя, менеджер организации, информировала участников проекта о том, что MLL является мощной неправительственной организацией социальной направленности, которая была основана в Финляндии ещё в 1920 году. На 2014 год в состав организации входит десять районных организаций, 568 ассоциаций по всей стране (93000 членов). Центральный офис организации, в котором работают более шестидесяти сотрудников, находится в Хельсинки. В локальных организациях столицы работает около четырёхсот сотрудников и более 12000 волонтёров.
В Финляндии социальная работа с семьёй строится на общей (трёхуровневой) модели социальной помощи населению страны:
- первый уровень – универсальные услуги для всех людей;
- второй уровень – адресные услуги для конкретных, нуждающихся граждан;
- третий уровень – оказание профессиональной помощи нуждающимся людям (социально - медицинские услуги, психологическая помощь; социальное образование, консультирование и т.п.).
Общественные организации оказывают помощь семье приоритетно на первом уровне. Довольно часто, именно общественные организации участвуют в исследовании проблем семьи.
Организация «Союз во благо детей имени Маннергейма» ведёт большую социально-профилактическую работу. MLL организует:
- различные мероприятия для родителей и детей культурной направленности;
- деятельность «Родительского кафе»;
- клубы по интересам для учащихся 1-х и 2-х классов (7-8 лет);
- центры встреч для одиноких матерей;
- встречи для пожилых одиноких людей: «коммунальных бабушек и дедушек» микрорайона для участия в работе клубов по интересам и вовлечения их в работу семейных кафе и встреч с младшими школьниками;
- работу телефона доверия для подростков и их родителей;
- консультирование молодых родителей по телефону и через печатные издания;
- размещение информации для консультирования на интернет-сайтах для молодежи и молодых родителей;
- работу «Агентства по оказанию краткосрочных услуг семье» с маленькими детьми;
- обучение волонтеров (по специальным программам подготовки).
Так, «Родительское кафе» как форма работы общественной организации с семьёй, является одной из самых распространённых, и уже представляет собой отдельное направление социально-профилактической деятельности. «Родительское кафе» становится не только местом встречи для детей и родителей: здесь идёт интенсивный обмен мнениями, навыками, опытом; происходит оказание взаимопомощи семей друг другу. В таком кафе могут проходить встречи с профессионалами (психологами, педагогами, юристами, экономистами; деятелями культуры, артистами…). Родители и сами могут провести обучающие игры или мастер-классы; организовать семейные праздники. Общественная организация создаёт возможности для этого: предоставляет помещения, мебель, оборудование, посуду и т.п.
Так же общественная организация успешно разрабатывает социально-профилактические программы. Программу «Учусь ухаживать за своим ребёнком» можно назвать «службой» обучения молодых отцов и матерей уходу за маленькими детьми. Программа «Учимся хорошо учиться в школе» - это компания, направленная на всех учащихся первых классов и их родителей. «Школьная программа Мира» нацелена на формирование толерантного отношения учащихся друг к другу, пресечение издевательств; создание комфортной среды пребывания в школе детей разных национальностей. «Хочу стать волонтёром» - программа для людей разных возрастов, (для различных целевых групп).
Для реализации социально-профилактической работы с семьёй у общественной организации «Союз во благо детей имени Маннергейма» имеется значительный потенциал. MLL имеет:
- помещения (для родительских кафе; комнат дневного пребывания школьников; клубов для пожилых людей коммуны; лекционные залы для организации обучения волонтеров и молодых родителей), аренду которых оплачивает муниципалитет;
- собственный интернет-сайт;
- магазин «Second hand»;
- телефон доверия.
Быть членом общественной организации в Финляндии очень почетно. Каждый четвертый житель страны является волонтером. При приеме на работу молодого специалиста преимущество отдают тому, кто добровольно работает на благо общества, особенно, если это связано с его будущей профессией.
Для того, чтобы стать волонтером организации необходимо иметь:
- возраст от 18 до 80 лет;
- наличие свободного времени;
- заинтересованность в семье и детях;
- систему ценностей, которая совпадает с мнением большинства членов MLL;
- согласие на обучение.
Когда некоммерческие общественные организации начали сотрудничать с семейными центрами, то групповые мероприятия, направленные на встречу семей отличались низкой посещаемостью. Объединение усилий позволило увеличить включение семей в работу центров, организованных муниципалитетом. Поддержка семей по оказанию взаимопомощи стала более распространена.
МLL разработала схему профессиональной поддержки в организации сотрудничества между семьями, волонтерами и муниципальными работниками на практике. В неё вовлечены социальные работники, семейные педагоги, психологи. Они дают профессиональные советы волонтерам и консультации родителям. В более сложных и длительных по времени ситуациях помощь родителям предоставляется специалистами - психологами за небольшую плату.
Профессиональные инструкторы (муниципальные работники) выполняют множество функций:
- поощряют и вдохновляют волонтеров;
- участвуют в обучении волонтеров;
- дают информацию и знания по национальным и общим запросам и направляют его;
- учат привлекать к работе новых волонтеров.
- разрабатывают новые методы, модели, виды деятельности (вместе с волонтерами и сотрудниками)
- планируют работу и оценивают отчеты.
Через инструкторов общественная организация присоединяется к планированию услуг, предоставляемых муниципалитетами, и помогает организовать первичную помощь в партнерстве с другими организациями.
Вся работа организации направлены на то, чтобы показать важность:
- задач, выполняемых профессионалами муниципальной работы, волонтерами, журналистами и авторами педагогических и психологических книг и самой семьи, как участников процесса воспитания подрастающего поколения;
- создания службы по оказанию услуг для поддержки молодых родителей и семей;
- удовлетворения желания родителей, способных и готовых давать и получать взаимопомощь в среде сверстников;
- общения между людьми разного возраста;
- воспитания в среде школьников мнения, что ты не одинок, и тебе всегда придут на помощь, не только родители, но и люди твоего микрорайона.
Об эффективности работы с семьями говорят результаты проведенных в организации опросов:
- около 80 % респондентов, обратившихся за помощью, говорят, что они получили хорошие советы и практические навыки; что непосредственное общение всегда приятно;
- три четверти (74 %) участников клубов и центров считают, что совместное общение сделало их сильнее, что они приобрели много друзей;
- больше половины (51 %) участников утверждают, что чувствуют себя лучше после обмена своими мыслями с другими родителями в семейном кафе; после того, как они взглянули на свою проблему глазами других людей.
Со своей стороны, российские участники проекта подготовили отчёт по проекту, в котором освещался и отечественный опыт социально-профилактической работы с семьями в социальных и образовательных учреждениях и в общественных организациях.
В частности, был описан опыт работы автора статьи с детско-родительскими группами по программе развития семейной коммуникации «Вместе». Задачи социально-профилактической работы: развитие у детей и родителей (особенно - молодых) чувства уверенности в себе, навыков самостоятельного и творческого проявления в общении; формирование положительного отношения к окружающим, способности к волевому усилию; тренинг умения выслушать, помочь, поддержать другого; создание условий, возможностей для полноценных контактов ребенка и взрослого друг с другом, окружающим миром; формирование навыков и знаний общечеловеческих норм и правил общения; развитие речи, воображения и творческих способностей детей и родителей.
Личностно-ориентированное и художественное общение выступает в программе как интегрирующая основа работы. Коммуникация в данном случае не только обмен информацией, знаниями, действиями, но и установление взаимопонимания, обогащение духовно - нравственными ценностями.
Факторами оптимизации семейной коммуникации в программе являются: создание позитивного микроклимата; опора на положительные проявления участников группы; безусловное принятие, эмпатия, доверие детей и взрослых друг к другу; стимулирование познавательной и творческой активности; обогащение развивающей среды многообразием элементов семиотических систем. Важнейшим фактором является постоянное личностное и профессиональное развитие взрослых, воспитывающих ребенка.
Творческие задания коммуникативного характера, предложенные в ходе игрового занятия по программе, призваны пробуждать внутренние силы, возможности, как ребенка, так и родителя. В своей деятельности мы руководствовались «моделью творчества», которая удобна в обращении и включает в себя четыре основных уровня. Спонтанный (креативный) уровень творчества, на котором пробуждается творческая потребность, приводящая к созданию неких незавершенных продуктов, не отвечающих всем критериям творческого продукта; репродуктивно-творческий (формальный) уровень, на котором создаваемый творческий продукт содержит элементы новизны, но, по сути, является трансформацией некой, уже известной формы; уровень открытия (инсайта), на котором появляется принципиально новая идея создания творческого продукта; собственно творческий уровень, где появляется продукт, отвечающий всем критериям творчества (творческого общения).
Каждое занятие по программе представляет собой цепочку игр и этюдов, объединенных единым сюжетом и наглядным игровым пособием. В занятии всего семь фрагментов (по количеству цветовых пособий): игры-приветствия (знакомства); коммуникативные игры; речевые ритмические и интонационные игры; пение; музыкальная импровизация; элементарные танцы, хороводы; психогимнастические этюды.
Коммуникативная игра – это маленькое «живое» произведение, которое создаётся здесь и сейчас. Но это и не театр – т.к. здесь нет зрителей – все актёры, как в жизни. Алгоритм проведения коммуникативной и речевой ритмической игры прост и сложен одновременно, так как в нём «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков и самого руководителя группы, владения им способами художественно – творческой деятельности, готовности к сотрудничеству, и особенностей коммуникации участников детско-родительской группы. Подробнее с программой можно ознакомиться на сайте.[2]
Важно отметить, что системы социально-профилактической работы с семьёй в Северных странах существенно отличается. В Финляндии деятельность общественных организаций, работающих с семьями, широко спонсируется государством и различными Фондами (через систему грантов). В России работа с семьёй сориентирована, главным образом, на социальную помощь и поддержку в трудной (опасной) жизненной ситуации, а профилактическая работа ведётся, в целом, спонтанно, энтузиастами и отдельными организациями. Даже профильные законы предусматривали профилактическую работу как «деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении».[3] В новом Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который вступит в силу с 1 января 2015 года, введено понятие «профилактика обстоятельств, обусловливающих потребность в социальном обслуживании»[4]. Расширение системы социального обслуживания, согласно новому закону, будет происходить и за счёт включения негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
Думается, что данное обстоятельство повлечёт за собой новый виток развития системы социально-профилактической работы с семьёй.
[1]Изучение опыта Северных стран. Финляндия. http://www.dvinainform.ru/ourtime/1357.html
[2] Е.В. Рыбак ВМЕСТЕ. Программа коммуникативного, творческого социально-личностного развития детей дошкольного возраста и их родителей / под. ред. Е.В. Рыбак. Изд. 2 (дополненное и доработанное)- Архангельск, изд-во «Народная реклама» , 2012 . – 50 с. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/11/10/ev-rybak-programma-vmeste
[3] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161264/ © КонсультантПлюс, 1992-2014
[4] Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ © КонсультантПлюс, 1992-2014