Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности студента в учебной деятельности"
Предварительный просмотр:
Максимова Г.С.
Формирование информационно-коммуникативной компетентности студента в учебной деятельности
Информационно-коммуникативная компетентность студента вуза является личностной характеристикой, проявляющейся в учебной деятельности. Рассмотрение категории деятельности позволило определить, что в разработке многих исследований она занимает важное место как методологическая основа [8; 11 и др.). В современных условиях категория деятельности приобрела важное методологическое и теоретическое значение, особенно для социально-гуманитарного познания, с ее помощью дается «общая характеристика специфического человеческого отношения к действительности» [7, с. 292]. Являясь одной из базовых в современной психолого-педагогической литературе, категория деятельности рассматривается как «ядро психологической теории и практики» [6; 10 и др.).
Важным базовым ориентиром в изучении информационно-коммуникативной компетентности студента вуза является деятельностный подход [1; 2; 3; 4; 7; 10 и др.), который позволяет рассматривать информационно-коммуникативную компетентность студента вуза как результат его информационно-коммуникативной деятельности. Данный подход состоит в ориентации на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Деятельностный подход дал основания исследовать развитие информационно-коммуникативной компетентности студента вуза как качественное преобразование его внутриличностных особенностей, осуществляемое в организованной информационной деятельности. В соответствии с этим подходом информационно-коммуникативная компетентность студента вуза проявляется в мотивированной и целенаправленной информационно-коммуникативной деятельности студента вуза, так как «деятельностный подход имеет своим основным постулатом утверждение о том, что личность и индивидуальность человека формируется и проявляется в деятельности» [4, с. 63].
Деятельностный подход выявляет такие характеристики специалиста, как способность рефлексировать исходный уровень информационно-коммуникативной компетентности, своих возможностей, объективно оценивать степень произошедших изменений в своей информационно-коммуникативной деятельности, готовность к изменениям в жизнедеятельности и др. В основе этого подхода лежит идея становления и развития личности специалиста как субъекта разнообразных видов и форм информационно-коммуникативной деятельности.
Рассматривая деятельностный подход, следует отметить, что ряд авторов интегрируют и исследуют его в тесном контакте с системным подходом. Так, например, В.А. Дмитриенко утверждает эту взаимосвязь следующим образом: «Рассмотрение деятельности как важнейшей силы, с помощью которой реализуется процесс перехода системы из одного состояния в другое, позволяет решать специфический класс задач по управлению развитием объекта, что чрезвычайно существенно, особенно когда возникают вопросы программирования, моделирования и прогнозирования будущих состояний систем» 5, с. 154].
Деятельностный подход к обучению позволяет усваивать знания в результате выполнения соответствующей деятельности. Для формирования информационно-коммуникативной компетентности студента вуза деятельность основывается на работе с готовыми программными средствами и разработке собственных, что позволяет на собственном опыте убедиться в эффективности применения информационно-коммуникативных технологий в обучении, создает условия для самовыражения.
Деятельностный подход требует изучать педагогические процессы в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов информационно-коммуникативной деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов. При таком подходе разрабатываемая система мер приобретает, на наш взгляд, полный, завершенный характер: от цели деятельности до конечного результата.
Близок к процессу формирования информационно-коммуникативной компетентности специалиста подход, связанный с организацией совместной деятельности. В рамках этого подхода в содержание образования включаются элементы, связанные с совместной деятельностью: взаимодействие, взаимоотношения, сотрудничество, совместность. Основателем школы совместной деятельности можно считать профессора Г.Н. Прозументову, создавшую в Томске целую научную школу по организации совместной деятельности. В основе этой школы лежит введение такой образовательной единицы, как «совместное действие» [9, с. 23]. Это связано с пониманием педагогической практики как практики человеческой, предметом которой является не объем усваиваемых знаний, а создание способов совместной деятельности педагогов и детей, способов деятельности, обеспечивающих развитие каждого. При этом совместность рассматривается как ресурс, способ и условие этого развития. Поскольку развитие отдельного человека опосредованно связано с другими, то совместность, соорганизация становятся «специальным «предметом» школьного образования, пространством развития индивидуальности, отдельного человека и полем порождения, образования смыслов человеческой жизни». Проецируя педагогическую ситуацию на процесс формирования информационно-коммуникативной компетентности студента вуза, согласимся с тем, что основным является содержание образования, включающее совместность, соорганизацию. Оно становится личностным и образующим (порождающим), так как в противовес заданное извне, оно инициирует порождение «личностных смыслов участников совместной деятельности, то есть их инициатив, проблем, опытов, вопросов, задач, трудностей, дефицитов» [там же]. Современный специалист – это профессионально мобильный профессионал, способный оценивать будущее как некий «веер возможностей», свободно принимать решения в ситуации выбора и действовать.
Литература
- Абульханова–Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 334 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Л., 1968.
- Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: МГУ. – 1984. – 104 с.
- Бугаева, Л. П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л. П. Бугаева. – М., 1968.
- Дмитриенко, В. А. Избранные труды. Концептуальные основы общей теории науки [Текст]: в 3 т. / В. А. Дмитриенко. – Томск: ТГПУ, 2008. – Т. 2. – 300 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методика психолого–педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
- Кондратьева, В. А. Идеи деятельностного подхода в современной педагогике [Текст] / В. А. Кондратьева // Концепция философии образования и современная антропология : сб. науч. ст. – Новосибирск : ГЦРО, 2001. – 364 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
- Прозументова, Г. Н. Формирование образовательного заказа: изменение содержания и форм повышения квалификации при переходе к открытому образовательному пространству [Текст] / Г. Н. Прозументова // Формирование образовательного заказа на повышение квалификации: опыт, организация, управление / под ред. Г. Н. Прозументовой. – Томск: UFO-press, 2003. – 120 с.
- Розов, Н. С. Культура, ценности и развитие образования [Текст] / Н. С. Розов. – Новосибирск: НГУ, 1993. – 162 с.
- Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения [Текст] / С. Т. Шацкий. – Минпросвещение РСФСР, 1858.