Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Вельмова Светлана Петровна

Психологическая характеристика детей - инвалидов и детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       «Система психолого-педагогического  

                                                                                         сопровождения детей - инвалидов»

                                                                                         Вельмова С.П., педагог-психолог

Слайд №2

    Согласно Законам  «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и «О социальной защите инвалидов »: 

- ребенок с ограниченными возможностями (ОВЗ) - ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм;

- ребенок-инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.

Слайд №3

   Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

   Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Слайд №4

      Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:

- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе обучения;

-создание социально-педагогических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения;

- обучение педагогов (родителей) психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

Слайд №5

   Инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных сферах.

Слайд №6

   Формирование личности у детей ОВЗ и детей-инвалидов, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. 

  Это вызывает у детей: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. 

Слайд №7

   Целью реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов  является адаптация и интеграция их в общество.

Слайд №8

    Процесс реабилитации включает в себя широкий круг мер.

   «Реабилитация – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.      

    Целью реабилитации является восстановление социального статуса человека, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».

    Основная задача сопровождения – создание специальных условий для полноценного развития, становления социально успешной личности, защиты прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями. 

Слайд №9

   Психолого-медико-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.

Слайд №10

    Работа  педагога-психолога  с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ.

   Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

      Психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая реабилитация — проводятся наряду с медицинской.

      Психолого-педагогическое сопровождение детей  осуществляют учитель-логопед, психолог, воспитатель и все службы сопровождения.

         В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению ребенка.

Слайд №11

         Психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.        

      Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.

Слайд №12

    При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую — проявлению девиантного поведения.          

         Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.

Слайд №13

       При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде.

     Лечение в данной ситуации — это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.

   

Слайд №14

   Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ может состоять:

  • коррекции самооценки;
  • в снятии нервно-психического напряжения;
  • развитии психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;
  • преодолении пассивности;
  • формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;

     - преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Слайд №15

    Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки.

Слайд №17

    Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда.    

       Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала. 

Слайд №18

   А также при организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей – инвалидов, это обеспечение высококвалифицированными кадрами, повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками.

Слайд №19

    Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении.

      Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Слайд №20

     Поэтому для педагога-психолога  определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта.

   Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

-игровые ситуации;
-дидактические игры;
-игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
-психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Слайд №21

    Коррекционно-развивающая работа  с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ осуществляется посредством игр. Таким детям часто свойственна  эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п. Но чтобы достичь  ожидаемого результата, надо точно определить возможности той или иной игры.

       В работе можно использовать 6 методов организации игровой деятельности, предложенные  С.А. Шмаковым в книге «Уроки детского досуга»

Слайд №22

1. метод игрового  тренинга ( например: «Съедобное – несъедобное», «Паровоз», «Ниточка – иголочка»)

2.метод театрализации;

3. метод состязательности;

4.метод равноправного духовного контакта;

5.метод воспитывающих ситуаций;

6.метод импровизации

Слайд №23

     Необходимо помнить, что игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью детей.