«Использование современных технологий в изучении « Обществознания» на профильном уровне в работе с одарёнными детьми»
В данной статье представлен педагогический опыт использования современных информационных и педагогических технологий в изучении «Обществознания» на профильном уровне в работе с детьми, чьи склонности и способности ориентированы в соответствии с их профессиональными интересами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolaeva_sukhodol_gbou_sosh_no1_pgt_sukhodol.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование современных технологий в изучении
« Обществознания» на профильном уровне в работе с одарёнными детьми»
Л.И.Николаева, учитель обществознания
(Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол
муниципального района Сергиевский Самарской области)
Аннотация.
В данной статье представлен педагогический опыт использования современных информационных и педагогических технологий в изучении «Обществознания» на профильном уровне в работе с детьми, чьи склонности и способности ориентированы в соответствии с их профессиональными интересами.
Развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. Обучение в профильной школе призвано обеспечить формирование личности учащегося с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором.
Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения. Это позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, в соответствии с их профессиональными интересами.
Отличительной чертой профильного обучения является использование современных педагогических технологий. Особого внимания заслуживает в этой связи проектно-исследовательские и информационные методы обучения. Применение данных технологий повышают эффективность образовательного процесса и гарантируют развитие одаренности, достижение учащимися высоких результатов обучения.
В своей педагогической деятельности я использую информационные технологии. Современные информационные технологии предоставляют большие возможности для саморегуляции при получении знаний. Интернет на современном этапе позволяет реализовать очень важные аспекты индивидуального обучения: самостоятельный выбор интересующих материалов для изучения, форму и способы их изучения; в любой момент можно обратиться за помощью к обучающей системе. Это не ставит одаренного ребенка в зависимость от взрослого, и, следовательно, не лишает его самостоятельности и уверенности в себе.
Обучающиеся усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
В своей работе использую электронные учебники, диски: Поляков Л.В., Иоффе А.Н. «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке», Москва «Просвещение», 2008; который благодаря наглядности позволяет дольше держать внимание учеников, активизируя разные виды памяти, увлекая интересом, как к самому предмету, так и к технологиям его преподавания.
Использование ИКТ позволяет применять на практике проектно-исследовательский, личностно-ориентированный методы обучения.
Учащиеся обращаются к компьютерным технологиям, создают презентации, находят материал для сообщений, рефератов в Интернете, используют электронные ресурсы для учебного проекта, знакомятся с библиографическими правилами цитирования источников. При подготовке к занятиям я использую электронные энциклопедии, специальные программы по обществоведческому курсу, создаю дидактические материалы в текстовом редакторе.
Таким образом, использование ИКТ вместе с другими деятельностными технологиями позволяет сформировать информационно- коммуникативные компетентности у учащихся.
Особую значимость на профильном уровне изучения дисциплины обществознание приобретает проектно - исследовательская деятельность.
Организация работы исследовательской деятельности ученика имеет свою специфику: требует предусмотреть тематику, методическое сопровождение реализации исследования, элементы мотивации к самостоятельному выбору тем, инициирования проблематики самим учащимся.
Творческая инициатива ребенка развивается только тогда, когда инициативен педагог. Для того, что бы работа в этом направлении была результативной, и сам учитель должен обладать определёнными компетентностями:
- быть творческой личностью
- постоянно заниматься самообразованием
- занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
- уметь прогнозировать перспективу.
В процессе осуществления проектной деятельности помощь учителя ученикам сосредоточена, прежде всего, в следующих направлениях:
- ориентирование в многообразии источников;
- совместное с учащимися обсуждение различных способов преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;
- психологическая поддержка, одобрение или неодобрение различных фаз рабочей процедуры;
- обучение фиксированию (ведению записей) результатов своей проектной деятельности;
- предложение направлений систематизации, анализа результатов выполнения проекта.
Выбор тем исследовательских работ по обществознанию в профильном классе во многом определяется личностно-значимыми факторами. Так, например, Пименова Екатерина, ученица 10 класса, избрала для себя профессию юриста и написала исследовательскую работу «Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность (сравнительный анализ положений уголовного права РФ и США). Литовкина Виктория мечтает стать социологом и поэтому темой её исследования стала «Демография современной Росси». Анну Семёнову волнуют проблемы, касающиеся электоральной культуры современной российской молодёжи, тема её исследования «Политический абсентеизм в электоральном поведении современной российской молодёжи».
Работа над исследованием позволяет приучить к кропотливому труду, к терпеливости в процессе обработки информации, к умению тщательного анализа полученных результатов.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
В процессе выполнения исследовательского проекта расширяется понимание, определяются, конкретизируются, углубляются знания социальных явлений и процессов.
Результатом использования проектно-исследовательской деятельности в системе профильного обучения является: достижение учащимися уровня образованности: функциональная грамотность, уровень общекультурной компетентности допрофессиональная компетентность, методологическая компетентность, соответствующая росту их личностного потенциала, развития коммуникативной направленности, научного мышления, творческого подхода к собственной деятельности, предметные показатели.
В рамках подготовки старшеклассников к успешной сдаче ЕГЭ, помимо изучения программы обществоведческого цикла на профильном уровне, в своей педагогической практике я веду элективные курсы. Один из них - «Право и экономика в жизни общества».
Данный курс разработан на основе авторской программы, прошедшей экспертизу Министерства образования и науки Самарской области. Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества» соответствует задачам модернизации содержания образования, основным положениям Концепции профильного обучения.
Курс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (2 часа в неделю).
Содержание авторской программы элективного курса «Право и экономика в жизни общества» направлено на углубление и расширение знаний старшеклассников о нормах современного российского законодательства, регулирующих экономическую деятельность людей, в условиях развития рыночных отношений. Изучение данной программы позволит старшеклассникам овладеть комплексом современных знаний о роли права в условиях рыночной экономики, не вошедших в программу общеобразовательного предмета «Обществознание» на профильном уровне.
Полученные знания и умения при изучении программы элективного курса «Право и экономика в жизни общества» позволяют выпускникам более качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию, что отражает запросы обучающихся и их родителей.
На занятиях элективного курса активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, критического мышления, исследовательские методы обучения, ИКТ, формирующие информационно-коммуникативные компетентности учащихся.
Широко используются дополнительный теоретический и практический материал по праву, экономике, возможности сети Интернет.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: использование современных информационных и педагогических технологий в образовательном процессе способствует формированию положительных мотиваций к обучению, углубленному изучению материала, развитию творческого потенциала обучаемых, а также позволяет старшеклассникам уже в процессе обучения получать научные и практические результаты.
Необходимо помнить, что забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Развитие и воспитание одаренных и талантливых детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.