Из опыта работы учителя начальных классов по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности

Приходько Валентина Евгеньевна

       На мой взгляд, неотъемлемой частью эффективного образования в начальной школе  является исследовательская работа учащихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода  задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он «открывает» знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В процессе такой работы формируется исследовательская компетентность учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_prikhodko_valentina.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности

Учитель начальных классов высшей категории

                                  МАОУ гимназии «Мариинская»,

                  кандидат педагогических наук,

                доцент кафедры педагогики  

             начального обучения

                 ФГБОУ ВПО «ТГПИ им. А.П.Чехова»

ПРИХОДЬКО ВАЛЕНТИНА ЕВГЕНЬЕВНА


      На мой взгляд, неотъемлемой частью эффективного образования в начальной школе  является исследовательская работа учащихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода  задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он «открывает» знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В процессе такой работы формируется исследовательская компетентность учащихся. 

         Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. При формировании исследовательской компетентности происходит сознательное усвоение материала, более четкое выделение признаков основных понятий, расширение объема знаний, формирование различных умений и навыков, обеспечение преемственности с другими учебными дисциплинами. 

         В основе исследовательской компетентности лежит понятие «умения»  как готовности личности к определенным действиям и операциям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков. Умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в тот момент, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

              При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания.

            Формирование исследовательских умений возможно при проведении исследовательской работы в два этапа: а) теоретический, б) практический.

            Основная деятельность принадлежит на первом этапе мне - учителю, я являюсь помощником, соратником в поисках истины и овладения мастерством, приобщаю учеников к предмету.

             Второй этап является продолжением первого. Только на этом этапе учащиеся самостоятельно проводят исследования, формируют и закрепляют данные умения. Как показывает опыт, наибольшие затруднения вызывает у учащихся умение правильно формулировать цель исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в основу. Поэтому при проведении первых работ исследовательского характера я обращаю именно на это внимание. Чем быстрее эти умения будут сформированы, тем эффективнее будут проходить уроки, факультативы, спецкурсы, поэтому исследовательские умения необходимо начинать формировать как можно раньше на простых по содержанию и выполнению опытов.

          Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путей её решения учащимися. Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований.

           Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний. Я обратила внимание на то, чему способствует и что развивает исследовательская деятельность учащихся.

Значение исследовательской работы.

1.Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам. 

2.Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся. 

3.Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач. 

4.Развивает личностные качества ученика. 

5.Влияет на выбор будущей профессии учеников. 

Как я организацию исследовательскую  деятельность учащихся.

        Учащиеся начинают изучать курс А.И.Савенкова «Я - исследователь», когда уже сформированы определенные предметные и метапредметные умения.  Моя задача -  организовать деятельность по изучению исследовательских умений. Это возможно только проводя различные виды исследовательской работы. В настоящее время учащиеся моего 4 класса активно участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях, которые являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя. На конференцию выносятся лучшие работы ребят. Все это способствует развитию исследовательских компетенций учащихся, что позволит им осознанно и грамотно определить индивидуальную образовательную траекторию развития.

        Настоящие школьные исследовательские работы мы с ребятами готовим во внеурочное время, т. к. эти работы требуют много времени для написания. Помогает нам в этом спецкурс по основам исследовательской деятельности, на котором  я знакомлю ребят с основными видами исследовательских работ, с правилами их написания и оформления. На спецкурсе мы разбираем каждый этап проделанной работы. Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различными. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет.

      Конечно, успех исследовательской работы школьников в большей степени зависит от научного руководителя, в частности от меня.  Я помогаю  выбрать  тему исследования и форму самой работы. И здесь необходимо чётко представлять возможности школы, чтобы не выйти за разумные пределы. Тема должна быть актуальна, понятной, вызывать интерес у исполнителя и, наконец, не должна вызывать сомнений в возможности её реализации. Именно этими правилами руководствуюсь я, когда помогаю выбрать тему исследования своим ребятам.  Например:……….

       Далее мы вместе с учащимся  формулируем цели и задачи исследования. Цель и задачи – не одно  и то же: цель – существенно шире задач. Задач может быть много, они все конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы.

        Цель вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют поставленной цели. После этого мы вместе  выбираем объект исследования. Это не так просто. Характеристики объекта должны соответствовать поставленным задачам и этическим нормам.  Сам объект должен быть доступен и понятен ученикам. Следующий шаг – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – моя задача, как  руководителя, т.к. учащиеся не смогут найти первоисточники. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. Сведения, полученные из источников, обсуждаем вместе. Теперь можно сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат, чтобы потом сравнить теоретические представления с эмпирическими данными. Далее переходим к выбору методики проведения исследования. Они должны быть адекватны поставленным задачам, а выбранные методы работы - простыми и доступными для школьников. Число наблюдений должно быть достаточно велико, чтобы данные были достоверны. Теперь учащиеся приступают к проведению исследований. После этого наступает момент обработки результатов. По окончании обработки материалов исследования проводится обсуждение полученных результатов. Закономерный итог выполнения исследовательской работы по определённой теме, без которого деятельность школьника вряд ли может считаться по-настоящему завершенной,  - научный доклад.  В нём должно кратко отражаться основное содержание исследовательской работы. Выступление школьника, как правило, регламентировано и не превышает 10-15 мин. Поэтому выступление должно быть тщательно продумано. Общая структура доклада может быть следующей:

  1. Формулировка темы исследования.
  2. Представление исполнителей и научного руководителя работы.
  3. Актуальность исследования.
  4. Цель работы и задачи исследования.
  5. Гипотеза.
  6. Методика проведения.
  7. Результаты исследования.
  8. Выводы исследования.

        Написание исследовательских работ требует времени и подготовки, от которых  зависит успех всей исследовательской работы школьника. Работу готовим в течение  всего учебного года. Конечно,  далеко не все дети хотят и могут заниматься этим видом деятельности. Но в любой школе есть такие ребята, которым свойственна жажда открытия, стремление проникнуть в тайны природы.  С целью развития интеллектуальных способностей в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей в нашей гимназии  существует ученическое научно-исследовательское общество. Вместе с руководителями школьного методического объединения мы разработали пакет документов, планируем  работу общества на год и как результат ежегодно проводим школьную конференцию, на которой учащиеся представляют свои исследовательские работы.

     УНИО – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, публичных защит, конференций и др., а так же встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ. УНИО  как сообщество детей и взрослых несёт в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над учебными исследованиями ребята могут получить в здесь опыт самоуправления, развития своих коммуникативных способностей, а так же приложения своих творческих сил в области искусства, литературы.

        Цели УНИО: выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; поддержка научно-исследовательской работы в школе.

       Работа руководителя исследовательской работы сводится к тому, чтобы помочь ребёнку правильно сориентироваться в выборе темы, в постановке цели и задач, помочь выбрать правильно методику.

       Кроме настоящих школьных исследований, которые требуют времени и детальной подготовки, на уроках я применяю элементы исследовательской деятельности, что так же способствует развитию познавательного интереса учащихся, закреплению основных  понятий и развитию  мышления.  Такая  работа не должна требовать сложного или специального оборудования. В ходе её проведения   развиваются следующие исследовательские умения: понимание сущности  проблемы и формулирование проблемного вопроса, обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента и наблюдения, обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчёта о выполненном исследовании.

      Конечно, подготовка учителя к проведению таких работ огромна, но результат будет налицо. У ребят повышается мотивация к выполнению лабораторных работ на уроке и все понятия усваиваются намного лучше, что доказано данным педагогическим опытом.

Библиографический список

  1. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org
  2. Румянцева  Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-  pedsovet.org
  3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
  4. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.