ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Приходько Валентина Евгеньевна

 

Основная цель исследовательской работы состоит в стимулировании познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического и научного мышления учащихся.   Ещё Я. Коменский, основоположник дидактики, считал эффективным обучение, при котором ученику отводится роль «первооткрывателя истины, а не потребителя чужих наблюдений и объяснений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta_zankov_.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Приходько Валентина Евгеньевна

учитель начальных классов

высшей категории МАОУ гимназии «Мариинская»,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики начального обучения

ФГБОУ ВПО «ТГПИ им. А.П. Чехова» г. Таганрога

 

          Образ современного выпускника начальной школы включает  развитые способности к  самостоятельному поиску, ориентацию на приобретение позитивного опыта самостоятельной работы. Средством формирования личности школьника в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации обучающегося,  является  исследовательская деятельность.

        Основная цель исследовательской работы состоит в стимулировании познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического и научного мышления учащихся.   Ещё Я. Коменский, основоположник дидактики, считал эффективным обучение, при котором ученику отводится роль «первооткрывателя истины, а не потребителя чужих наблюдений и объяснений».

        Когда и где место учебным исследованиям в школе? Учебно-исследовательская деятельность школьников может развиваться в трех направлениях: на уроках, во внеурочное время (факультативные занятия), во внеклассной работе (организация научного общества учащихся).

          У А. И. Савенкова представлены методики кратковременного и долговременного исследования. Экспресс – исследование предполагает массовое участие детей по предлагаемой теме.

       Долговременные исследования проводятся во внеурочное время. Продолжительность выполнения проекта может быть несколько месяцев.  Исследования могут быть и теоретическими, и даже фантастическими. Долгосрочные исследования  предназначены для наиболее способных детей.

        В нашей гимназии особо получили своё развитие два направления исследовательской деятельности: на уроках и во внеклассной работе. Чтобы подготовить ребят к исследовательской работе, в учебный план был введён  спецкурс по основам исследовательской деятельности, разработанный на основе  программы А.И.Савенкова «Я - исследователь».

      Ко 2 классу уже сформированы определенные предметные и метапредметные умения. На занятиях  я знакомлю ребят с основными видами исследовательских работ, с правилами их написания и оформления. На спецкурсе мы разбираем каждый этап проделанной работы. Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различными. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет.  

       Моя задача -  организовать деятельность по изучению исследовательской практики. Это возможно только проводя различные виды исследовательской работы. В настоящее время учащиеся моего 4 класса активно участвуют в интернет-конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях, которые являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя. На конференцию выносятся лучшие работы ребят. Все это способствует развитию исследовательских компетенций учащихся, что позволит им осознанно и грамотно определить индивидуальную образовательную траекторию развития.

         Конечно, успех исследовательской работы школьников в большей степени зависит от научного руководителя, в частности от меня.  Я помогаю  выбрать  тему исследования и форму самой работы. И здесь необходимо чётко представлять возможности школы, чтобы не выйти за разумные пределы. Тема должна быть актуальна, понятной, вызывать интерес у исполнителя и, наконец, не должна вызывать сомнений в возможности её реализации. Именно этими правилами руководствуюсь я, когда помогаю выбрать тему исследования своим ребятам.  Например: « О левшах: дети зеркальных богов», «Феномен популярности бренда «Hello, Kitty», «Зачем жирафу пятна?» «Как появился бадминтон?»

       Далее мы вместе с учащимся  формулируем цели и задачи исследования. Цель и задачи – не одно  и то же: цель – существенно шире задач. Задач может быть много, они все конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы.

        Цель вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют поставленной цели. После этого мы вместе  выбираем объект исследования. Это не так просто. Характеристики объекта должны соответствовать поставленным задачам и этическим нормам.  Сам объект должен быть доступен и понятен ученикам.

         Следующий шаг – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Помочь подобрать литературу для анализа – моя задача, как  руководителя.  Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. Сведения, полученные из источников, обсуждаем вместе.

        Теперь можно сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат, чтобы потом сравнить теоретические представления с эмпирическими данными. Далее переходим к выбору методики проведения исследования. Они должны быть адекватны поставленным задачам, а выбранные методы работы - простыми и доступными для школьников. Число наблюдений должно быть достаточно велико, чтобы данные были достоверны.

        Теперь учащиеся приступают к проведению исследований. После этого наступает момент обработки результатов. По окончании обработки материалов исследования проводится обсуждение полученных результатов. Закономерный итог выполнения исследовательской работы по определённой теме, без которого деятельность школьника вряд ли может считаться по-настоящему завершенной,  - научный доклад.  В нём должно кратко отражаться основное содержание исследовательской работы. Выступление школьника, как правило, регламентировано и не превышает 10-15 мин. Поэтому выступление должно быть тщательно продумано. Общая структура доклада может быть следующей:

  1. Формулировка темы исследования.
  2. Представление исполнителей и научного руководителя работы.
  3. Актуальность исследования.
  4. Цель работы и задачи исследования.
  5. Гипотеза.
  6. Методика проведения.
  7. Результаты исследования.
  8. Выводы исследования.

        Написание исследовательских работ требует времени и подготовки, от которых  зависит успех всей исследовательской работы школьника. Работу готовим в течение  всего учебного года. Конечно,  далеко не все дети хотят и могут заниматься этим видом деятельности. Но в любой школе есть такие ребята, которым свойственна жажда открытия, стремление проникнуть в тайны природы.  С целью развития интеллектуальных способностей в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей в нашей гимназии  существует ученическое научно-исследовательское общество. Вместе с руководителями школьного методического объединения мы разработали пакет документов, планируем  работу общества на год и как результат ежегодно проводим школьную конференцию, на которой учащиеся представляют свои исследовательские работы.

     УНИО – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, публичных защит, конференций, а так же встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ. УНИО  как сообщество детей и взрослых несёт в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над учебными исследованиями ребята могут получить здесь опыт самоуправления, развития своих коммуникативных способностей, а так же приложения своих творческих сил в области искусства, литературы.

        Цели УНИО: выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; поддержка научно-исследовательской работы в гимназии.

       Работа руководителя исследовательской работы сводится к тому, чтобы помочь ребёнку правильно сориентироваться в выборе темы, в постановке цели и задач, помочь выбрать правильно методику.

       Кроме настоящих школьных исследований, которые требуют времени и детальной подготовки, на уроках я применяю элементы исследовательской деятельности, что так же способствует развитию познавательного интереса учащихся, закреплению основных  понятий и развитию  мышления.  Такая  работа не должна требовать сложного или специального оборудования. В ходе её проведения   развиваются следующие исследовательские умения: понимание сущности  проблемы и формулирование проблемного вопроса, обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента и наблюдения, обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчёта о выполненном исследовании.

      Конечно, подготовка учителя к проведению таких работ огромна, но результат будет налицо.

      У ребят повышается мотивация к выполнению лабораторных работ на уроке и все понятия усваиваются качественнее, что доказано моим педагогическим опытом.

Список литературы:

  1. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org
  2. Румянцева  Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-  pedsovet.org
  3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
  4. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.