Методические рекомендации по работе с цифровым микроскопом для сельской школы
Одной из форм применения компьютерных технологий на занятиях по биологии является сочетание возможностей микроскопа с возможностями цифровой камеры. В школах появляется два вида микроскопа: цифровой микроскоп «БИОР» и Цифровой микроскоп Miview с PС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика работы с цифровым комплексом | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по работе с цифровым микроскопом для сельской школы
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне,
- я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
В сельской малокомплектной школе наполняемость классов низкая: пять семь учеников, обучаются дети из разных семей: малообеспеченных, многодетных семей, полных и неполных, дети оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты ит.д. Поэтому многие дети медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. В работе с ними на каждом уроке необходимо применять методы и приемы, активизирующие учебную и познавательную деятельность учащихся. Поэтому перед каждым из нас, педагогов, встает проблема создания такой образовательной среды, целью которой является обеспечение условий и помощь школьнику в получении образования. Задача учителя – дать знания о живой природе, на базе знаний и умений, сформировать научную картину мира, гигиеническое воспитание и формирование ЗОЖ в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; формирование у школьников отношение к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности.
Активная познавательная деятельность учащихся обеспечивает полное и прочное усвоение материала на уроке и дает возможность получить некоторые практические навыки и умения. Поэтому повышение активности учебной деятельности требует совершенствования содержания, методов и приемов обучения и некоторой перестройки форм организации учебной работы. Качественное преподавание естественных дисциплин невозможно без широкого использования микроскопов, позволяющих раскрывать перед ребенком тайны живой природы. В школах появляются современные кабинеты информатики, кабинеты биологии оснащаются цифровыми микроскопами, мультимедийными проекторами, разрабатываются новые программные продукты. Одной из форм применения компьютерных технологий на занятиях по биологии является сочетание возможностей микроскопа с возможностями цифровой камеры. В школах появляется два вида микроскопа: цифровой микроскоп «БИОР» и Цифровой микроскоп Miview с PС. Данные модели цифрового микроскопа сочетают в себе особенности светового микроскопа и фото–видео камеры. Цифровой микроскоп Miview с PС представляет собой небольшую трубу с линзами и электронной системой, умеющуюся в руке.
Методика работы с цифровым комплексом, несмотря на его богатые функциональные возможности, очень проста. Ребята за одно занятие хорошо осваивают методику работы на цифровом комплексе. В первом случае микроскоп позволяет рассматривать объекты, представленные в виде тончайшего среза довольно подробно. Во втором случае микроскоп позволяет рассматривать любые объекты, но не при таком большом увеличении. У каждого из них свои преимущества. Но каждый из них, подключаясь к компьютеру позволят разнообразно работать с исследуемым объектом:
- рассмотреть не только объект, но и процессы.
- на микроскопе Miview с PС рассмотреть и измерить настоящий размер.
- создать виде и фото.
- передавать изображение непосредственно в Интернет (позволяет программное обеспечение).
- демонстрировать результаты опытов с помощью цифрового проектора на экран, т.е. при проведении опыта или изучении объекта все обучающиеся одновременно могут наблюдать результат опыта или объект и слушать комментарии педагога. В результате удается воплотить один из самых важных принципов изучения естественных наук – принцип наглядности.
- возможность проведения видеосъемки для отображения промежуточных стадий длительных опытов, когда нет возможности показать превращения в режиме реального времени, например, процесс прорастания семян.
- можно совмещать демонстрацию объекта цифровым комплексом с индивидуальной работой учащихся со световыми микроскопами.
Одна из самых больших сложностей, подстерегающих педагога при проведении лабораторной работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно – в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина…
Те же занятия проходят значительно легче и эффективнее, если проведение лабораторной работы предваряется вводным инструктажём, проведённым с помощью цифрового микроскопа.
При такой организации урока учащиеся могут сравнить результаты своей работы с результатами той работы, которую провел учитель. Такие методы работы развивают самостоятельность, критическое мышление, наблюдательность у учащихся, а также позволяют экономить время, затрачиваемое учителем на индивидуальные комментарии и консультации, которые приходится давать во время проведения практических работ по стандартной методике каждой паре учащихся. Это особенно актуально при проведении самых первых практических работ.
- фотографии, заранее сделанные, можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объяснения или опроса.
- можно проводить всевозможные демонстрации на занятиях в том случае, если мы имеем один небольшой натуральный объект (например, крыло бабочки), но не имеем времени на проведение лабораторной работы по его изучению.
Для получения снимков с цифрового микроскопа необходимо:
- Подобрать объект наблюдения
- Приготовить препарат.
- Расположить его на предметном столике микроскопа или любой другой поверхности, в зависимости от модели микроскопа.
- Добиться стандартными приемами четкого изображения сначала в окуляре микроскопа, потом на мониторе компьютера.
- В окне фото или видео щелкнуть на строчке «Сделать новый снимок, видео».
- Дальше этот снимок можно сохранить в любой папке.
Для работы с "микроскопным" изображением на компьютере в комплекте поставляется специальное программное обеспечение для управления цифровой камерой от общего производителя. Через удобный интерфейс можно устанавливать пользовательские настройки качества изображения, запоминать и сохранять информацию в цифровом виде, создавать тематические галереи съемки и итоговые презентации с элементами видеоэффектов и видео анимации.
Соответственно, нет никаких проблем оформить сохраненные кадры указательными знаками и подписями, а также распечатать изображения в бумажном виде. Выполнить подписи к рисункам очень просто, особенно в программе PowerPoint. Этим удобно пользоваться во время проведения практических занятий с большим количеством опытов или с объектами, имеющими сложное строение.
Фотографии, заранее сделанные учениками или учителем, можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объяснения или опроса. Обрабатывать снимки можно любыми программами – фото редакторами, имеющимися на компьютере: ACDSee, Photoshop, PowerPoint, Nero и т.п.
Для этого необходимо иметь стандартный набор программного обеспечения, установленного на компьютере (WINDOWS, OFFICE и т.п.) и начальные навыки работы на компьютере.
Данные цифровые комлексы используются не только на уроке, но и во внеурочной детельности:
- Кружок
- Исследовательская работа
- Внеурочная деятельность в рамках ФГОС и т.д.
Применение цифрового комплекса при выполнении исследовательских работ позволяет:
- Соблюдать технику безопасности при работе с опасными объектами, так как юные исследователи будут обрабатывать результаты по фотографиям.
- Хорошо проиллюстрировать работу.
- Подготовить компьютерную презентацию проделанной исследовательской работы.
Лабораторные работы:
Методика применения цифрового комплекса
в лабораторной работе «Строение кожицы лука».
Рекомендуемые виды микроскопов:
- световой
- цифровой микроскоп «БИОР»
Ход работы:
- Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей.
- Нанесите 1-2 капли воды на стекло.
- Препоравальной иглой снимите кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.
- Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
- Накройте кожицу покровным стеклом.
- Добейтесь четкого изображения в окуляре микроскопа стандартными приемами.
- Рассмотрите изображение на мониторе компьютера. Поработайте над четкой настройкой при необходимости.
- Найдите на мониторе участок изображения с хорошо просматриваемыми клетками и клеточными органоидами.
- Сделайте снимок и сохраните его в памяти компьютера.
- Выполните на фотографии с использованием редактора изображений PowerPoint указательные подписи и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль.
- Сформируйте вывод.
- (Если осталось время до конца урока) Рассмотрите клетки других растений, их различных частей.
Также клеточное строение можно рассмотреть на примере срезов картофеля, моркови, свеклы и других овощных культур. Результатом должно стать слайд-шоу «Клеточное строение овощных культур».
Методика применения цифрового комплекса
в лабораторной работе «Бактериальная клетка».
Рекомендуемые виды микроскопов:
- световой
- цифровой микроскоп «БИОР»
Ход работы:
- Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей.
- Нанесите 1-2 капли воды на стекло.
- Ватной палочкой проведите по поверхности коренных зубов.
- Нанесите полученный результат на стекло.
- Накройте покровным стеклом.
- Добейтесь четкого изображения в окуляре микроскопа стандартными приемами.
- Рассмотрите изображение на мониторе компьютера. Поработайте над четкой настройкой при необходимости.
- Измерьте размер полученных клеток.
- Сделайте снимок и сохраните его в памяти компьютера.
- Сформулируйте вывод.
Методика применения цифрового комплекса
в лабораторной работе «Простейшие».
Рекомендуемые виды микроскопов:
- световой
- цифровой микроскоп «БИОР»
Ход работы:
- Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей.
- Нанесите на предметное стекло пробу воды из реки.
- Добейтесь четкого изображения в окуляре микроскопа стандартными приемами.
- Рассмотрите изображение на мониторе компьютера. Поработайте над четкой настройкой при необходимости.
- Измерьте размер полученных клеток.
- Понаблюдайте за движением организмов
- Сделайте снимок и виде, сохраните его в памяти компьютера.
- Сформулируйте вывод.
Методика применения цифрового комплекса
в лабораторной работе «Кожа».
Рекомендуемые виды микроскопов:
- Цифровой микроскоп Miview с PС.
Ход работы:
- Рассмотрите изображение кожи вашей руки на мониторе компьютера. Поработайте над четкой настройкой при необходимости.
- Измерьте размер пор на поверхности кожи на тыльной стороне ладони.
- Найдите на изображении волоски, частички пыли.
- Сделайте снимок и виде, сохраните его в памяти компьютера.
- Помойте руки тщательно и снова рассмотрите тыльную поверхность ладони.
- Сделайте снимок и сохраните его в памяти компьютера.
- Сравните полученные изображения.
- Сделайте снимок и сохраните его в памяти компьютера.
- Сформулируйте вывод.
Методика применения цифрового комплекса
в лабораторной работе «Разнообразие форм растительных и животных клеток».
Рекомендуемые виды микроскопов:
- световой
- цифровой микроскоп «БИОР»
- Цифровой микроскоп Miview с PС.
Ход работы:
- Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей.
- Нанесите 1-2 капли воды на стекло.
- Приготовьте препарат из кусочка мяса, животного жира, волос, лист растения.
- Добейтесь четкого изображения в окуляре микроскопа стандартными приемами.
- Рассмотрите изображение на мониторе компьютера. Поработайте над четкой настройкой при необходимости.
- Найдите на мониторе участок изображения с хорошо просматриваемыми клетками.
- Сделайте снимки и сохраните его в памяти компьютера.
- Выполните на фотографии с использованием редактора изображений PowerPoint указательные подписи и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль.
- Сформируйте вывод.
- (Если осталось время до конца урока) Рассмотрите клетки готовых микропрепаратов.
- Результатом должно стать слайд-шоу «Клеточное строение растений , животных, человека».
Адреса рекомендуемых сайтов:
http://olgagribunova.narod.ru/index.08.htm | Сайт методиста по ИКТ |
http://krasnoperova.jimdo.com | Сайт учителя с разработками лаб. работ |
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии и химии | |
Презентация на тему: "Использование цифрового микроскопа на уроках.. |