Статья "Cоциально - психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании"

Ивашкина Елена Викторовна

Материал о социально - психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, используя возможности Центра профессиональной реабилитации инвалидов на базе профессионального лицея №26 г. Ярославля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zashchity.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Батагова Л.О., Ивашкина Е.В.,

 социальные педагоги профессионального лицея №26 г. Ярославля

Ежегодно в нашей стране более 30 тысяч детей рождаются с наследственными заболеваниями, 60% из них являются инвалидами. До недавних пор социальная политика в России ориентированная на инвалидов (взрослых и детей) строилась на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривалась как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляла позицию человека имеющего инвалидность, обрекала на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими. Особенно это отражалось на детях. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества.

Многие наблюдатели, находясь в Европе или Америке, замечают сравнительно большое количество инвалидов, которые, не чувствуя себя ущемленными активно участвуют в общественной жизни, посещают магазины и кафе. Кажется, что там на них никто не обращает особого внимания, в то время, как увидеть инвалида на наших улицах – редкое явление. Значит ли это, что в нашей стране инвалидов меньше? Вовсе нет. Просто, наши инвалиды, слабо адаптированы в обществе, они чувствуют себя ущербными, изгоями. Люди эти, в дополнение к проблемам со здоровьем, вызвавшим инвалидность, получают отторжение общества, препятствия на каждом шагу и, зачастую, физически непреодолимые.

Это тем более удивительно, если учитывать исторические аспекты этой проблемы в Европе и России.

В средневековой Европе, когда слишком велико было влияние церкви, любое отклонение от нормы расценивалось, как проявление "злого духа". Считалось, что болезнь – это наказание за грехи, а психические отклонения – одержимость демонами. Такие люди подвергались гонениям, отстранением от всякой общественной жизни и даже пыткам инквизиции.

В славянских же государствах на детей с различными отклонениями смотрели как на "божьих людей", окружали их ореолом святости. В Киевской Руси широко было распространено милосердное движение: оказывалась посильная помощь убогим детям, приютам и богадельням, где проживали несчастные и больные люди. Один из первых документов на Руси, обязывающий церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых, был принят еще в 996 году князем Владимиром Святославичем. Ровно через 100 лет в 1096 году князь Владимир II (Мономах) в своем "Поучении" дает такие наставления: "Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сиротам".

Подобные указы были приняты при Иване Грозном (о необходимости попечения больных, нищих и лишенных разума), в царствие Федора Алексеевича (указы, запрещавшие бродить по улицам нищим, убогим, юродивым, обязывающие открывать для них богадельни, помещать в монастыри для прокорма и призора. В царствование Екатерины II появились дома для душевнобольных, открылось несколько государственных учреждений для присмотра за инвалидами и сиротами.

К счастью в последние годы социальная политика государства изменила свои позиции и инвалидность перестала быть заботой только медиков. Сейчас «оживились» и наука, и практика и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.

В 80-90-х годах прошлого столетия Россией были подписаны международные соглашения, гарантирующие детям с ограниченными возможностями соблюдение их прав в разных областях. Но, к сожалению, приходиться констатировать, что многие из этих полезных и важных документов, несмотря на факт их подписания и ратификации, остаются лишь формальным средством защиты прав и интересов детей с ограниченными физическими или психическими возможностями. На текущий момент реальные инструменты реализации прав инвалидов только прорабатываются. Однако, сам факт принятия международных актов, гарантирующих соблюдение прав инвалидов, накладывает на Российскую Федерацию определенные обязательства по их исполнению. В этой связи в России гармонизируется национальное законодательство, которое приводится в соответствие с нормами международного права. Например, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования предполагает запрет дискриминации детей при их приеме на обучение, в том числе и основанный на тех или иных психических или физических недостатках

Современное государство предоставляет ребенку, имеющему ограниченные возможности здоровья не только определенные льготы и привилегии, оно идет навстречу его потенциальным потребностям.

Создается система социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Особенное внимание в последнее время уделяется идее внедрения в систему образования, так называемого инклюзивного метода.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха. Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учебных заведениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Часто родители боятся, что их ребенок «нахватается» у детей с нарушениями развития. Опыт показывает, что здоровые дети не только «не нахватываются», но и еще приобретают полезный опыт помощи ребенку, у которого не все получается.  Родители часто соглашаются, что совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов приносит пользу последним, но недоумевают, какие «выгоды» в этом общении может получить здоровый ребенок. В первую очередь это деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого, терпимость к менее успешному сверстнику. И способность, помочь, которая включает в себя некоторые специальные навыки. Здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые абсолютно не развивает современная система образования. Но именно эти навыки и способности пригодятся школьникам во взрослой семейной жизни, а для многих и в профессиональной. Таким образом, в образовательной интеграции как аспекте социальной адаптации наблюдаются тенденция делать помощь детям-инвалидам проблемой не только их несчастных родителей, но всего общества в целом. И детского сообщества, в частности.

Например,  создаются реабилитационные центры при учебных заведениях, где ребенок получает желаемое образование наравне со здоровыми сверстниками. Таким центром в г.Ярославле является  центр профессиональной реабилитации инвалидов, созданный в профессиональном лицее № 26. Профессиональное образование и профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в рамках лицензии ГОУ НПО ЯО ПУ № 26. Исходя из законов, разработано Положение о центре профессиональной реабилитации инвалидов государственного образовательного учреждения начального профессионального образования ярославской области, профессионального лицея № 26, утвержденное Департаментом образования Администрации Ярославской области в 2005 году.

Основными задачами которого являются:

- организация профессионального образования и профессиональной подготовки граждан с ограниченными возможностями здоровья, имеющими статус инвалидов;

- обеспечение медико-психологической поддержки граждан, обучающихся в группах инвалидов;

- подготовка обучающихся в группах инвалидов к последующей профессиональной и социальной адаптации на рынке труда.

Процесс адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья – процесс сложный и многоуровневый, он включает в себя не только уроки и производственное обучение. Гораздо ярче и многограннее он происходит во внеурочное время. Педагогическая работа с этой категорией учащихся всегда таит в себе много неожиданного. Она усложняется из-за перепадов настроения, свойственных любому подростку, когда обстановка из неформальной может легко превратиться в неконтролируемую. Педагогу нельзя позволить себе расслабиться, поскольку дети с нарушениями здоровья более эмоционально нестабильны, чем их здоровые сверстникии. Необходимо научиться не только вовремя распознавать пограничные ситуации, но и умело и тактично направлять эмоции учащихся в нужное русло, руководить ими, незаметно, часто в игровой форме, обучая детей с ограниченными возможностями здоровья правилам нормального общения, проведения досуга и т.п. И внеурочные мероприятия как раз помогают в этом.

Основные задачи внеурочных мероприятий:

- повышение самооценки учащихся;

- приобретение навыков общения со здоровыми сверстниками, умения разрешать проблемы, обучение способам психологической самозащиты, умению отстаивать свое мнение;

- смягчение общего фона эмоционального дискомфорта, который испытывают люди с ограниченными возможностями здоровья;

- преодоление тревоги, страхов, неуверенности и вызванных ими таких отрицательных форм поведения, как агрессия и склонность к суициду;

- формирование навыков здорового образа жизни и нормального досуга.

        Решаются эти задачи разными способами, например,  уже много лет в училище проходит традиционный КВН, тематика которого «Здоровый образ жизни». Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья выступают наравне с другими. Первоначально, когда ребятам-инвалидам предложили участвовать в КВН, желающих не нашлось. Все стеснялись, не верили в свои силы, не думали, что смогут, сумеют  «не ударить в грязь лицом», опасались насмешек. Преодоление этих комплексов было сложнейшей педагогической проблемой, вставшей перед коллективом лицея. Процесс оказался долгим и трудным – и личные беседы с учащимися, и коллективное написание сценария, и многодневные репетиции в кабинете и на сцене, и как результат, отличное выступление. Сейчас желающих участвовать в КВН становится все больше, опыт учащихся прошлых лет даёт им стимул попробовать и свои силы. КВН проводятся в ДК «Энергетик» с которым лицей давно и тесно сотрудничает. Ребята впервые выступают на профессиональной сцене, а в зрительном зале  не только их товарищи, но и их друзья, и родители. Это  накладывает бóльшую ответственность, чем выступление в классе или спортивном зале, где  проводятся вечера или линейки, но и цена успеха несомненно выше, и как следствие, повышается их самооценка и социальный статус в группе. Да и опыт публичного выступления сам по себе очень ценен для последующей социальной адаптации. Сама обстановка заставляет почувствовать себя настоящими артистами, так потом описывают ребята свои ощущения.

Ежегодным стало и мероприятие «Добру откроются сердца», которое также проводится в ДК «Энергетик». Оно приурочено к международному дню инвалидов (3 декабря) и проводится традиционно в начале декабря. Ребята участвуют в создании сценария мероприятия, готовят свои номера, охотно выступают. В этот день их ждёт сладкий стол, множество сюрпризов, подарки и традиционная дискотека, на которую остаются даже те, кто никогда не ходит на такие мероприятия и зачастую не умеет и стесняется танцевать. Этот день они долго и с удовольствием вспоминают, рассказывают о нём друзьям и близким.

В лицее также постоянно проходят разнообразные творческие конкурсы, выставки работ, рисунков, плакатов, фотографий, которые позволяют раскрыть творческий потенциал учащихся и в которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут проявить себя не только наравне со здоровыми детьми, но и оставить их далеко позади, тем самым четко осознав, что они не хуже других, просто имеют некоторые особенности, которые, однако, не могут помешать им жить полноценной жизнью, если они того захотят.

Опыт работы в команде, публичные выступления становятся стартовой площадкой для развития творческой активности, уверенности в себе и в счастливой полноценной жизни и после окончания лицея. Сейчас, встречаясь, выпускники вспоминают, как им было интересно. Очень замечательно, что они подружились и, окончив лицей, не забыли друг друга, продолжают встречаться, общаться, помогают в трудных ситуациях и с удовольствием навещают педагогов, и лицей, который стал им вторым домом.