программа дополнительной образовательной программы по обучению игры на гитаре.
программа разработанная мною для дополнительного образования учащихся по классу гитара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gitarnoy_pesni.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор школы_____________ С.В.Замятина.
Программа прошла экспертную оценку и рекомендована к реализации на заседании экспертного совета школы
Программа предназначена для работы с умственно-отсталыми детьми в коррекционной школе VIII вида.
Программа рассчитана для работы с детьми 10-16 лет.
Работа по программе ведётся в 2 возрастных группах.
Срок реализации программы 3года.
Авторская программа дополнительного образования детей с особыми
образовательными потребностями
Кружок «Гитарной песни».
Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТь
Пояснительная записка
Программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, обучающихся в специальном образовательном учреждении VIII вида.
Программа рассчитана на возраст детей с12 до 16 лет. Планирование в программе ведётся по 2-м возрастным группам.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются занятия пению, сольное пение, хоровое пение. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения, обогащаются и дифференцируются их эмоциональные переживания, расширяется сфера познавательных интересов. В процессе занятий происходит коррекция речи и слуха у умственно отсталых детей с недостатками речевого развития.
У ребёнка формируются такие качества личности, как ответственность, активность в деятельности, возрастает уровень самоконтроля, сопереживания успеху, взаимопомощь.
Участие в деятельности данного кружка, способствует формированию адекватной самооценки, оказывает расслабляющие воздействие на детей.
Музыкальное воспитание оказывает благотворное воздействие на выявление имеющихся музыкальных, вокальных способностей и их дальнейшее развитие, способствует формированию эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность.
Занятия в кружке благотворно воздействует на формирование положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение снижают возбудимость, агрессивность.
Выступление дают возможность для самореализации ребенка. Свои исполнительские умения, полученные на кружке, они демонстрируют на общешкольных праздниках, конкурсах песни.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются занятия пения, сольное пение, хоровое пение. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность исполнительской деятельности школьников.
Цель: приобщение детей к музыкальной культуре.
Задачи программы:
1. Привитие навыка слушания музыки.
2. Знакомство с различными музыкальными жанрами.
З. Знакомство с современными музыкальными направлениями
4. Овладение вокально-хоровыми навыками, совершенствование вокально-хоровых навыков.
5. Развитие и коррекция чувства ритма, речевой активности, звуковысотного слуха, музыкальной памяти, музыкально-исполнительских навыков.
Задачи по коррекции и развитию психофизиологических функций умственно-отсталого ребёнка:
- корригировать нарушение звукопроизносительной стороны речи и слуха;
- способствовать приобретению навыков свободного общения с окружающими;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.
Принципы организации деятельности:
- личностно-ориентированный подход;
- сотворчество педагога и детей;
- принцип успешности, вера в свои силы;
- дифференциация форм и методов работы;
Учащиеся должны научиться:
- тематически ориентироваться в основных музыкальных направлениях, - знать композиторов, авторов и исполнителей изучаемого произведения и описывать его музыкальный характер.
- в кружке дети должны научиться слушать музыку, друг друга, точно интонировать музыкальную интонацию.
- чувствовать характер музыки, умение сопереживать.
- уметь различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки.
- в силу своих возможностей дети должны овладеть вокально—хоровыми навыками, петь по одному и в ансамбле.
- научиться передавать и понимать смысл произведения путём его исполнения.
Формы подведения итогов реализации программы:
Свои исполнительские умения, полученные знания ребята имеют возможность реализовать, участвуя в концертных выступлениях посвященных календарным датам, музыкальных праздниках, конкурсах песни, смотрах художественной самодеятельности, Готовясь к выступлению, ребёнок ощущает себя творческой личностью.
Организация работы по программе
Занятие проводятся с 5-9 классы, в 2 возрастных группах и организуются в форме кружка.
Состав участников кружка переменный, то есть может, меняться в течение года.
Набор занимающихся в кружке свободный.
Общее количество часов в год 78 , общее количество часов в неделю 2, общее количество занятий 2.
Занятия проводятся один раз в неделю для средней и старшей возрастных групп.
Программа рассчитана на возраст детей с 12 до 16 лет. Планирование в программе ведётся по 2-м возрастным группам.
Занятия проводятся в форме кружка, в средней и старшей возрастной группе 1 раз в неделю длительность занятия один час.
В занятие включены упражнения на развитие речевого аппарата, распевки, скороговорки, ритмические упражнения на развитие чувства ритма, гимнастика для пальцев, чтение слов с листа, пение песен под пианино, расстановка пальцев, аппликатура, исполнение и показ педагогом песни под гитару, слушание песни в записи, знакомство с творчеством поэтов- бардов, исполнение индивидуально, группой.
Распределение учебных часов
№ | Возрастная группа | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в году |
1 | Средняя | 1час | 1 | 1 | 39 ч |
2 | Старшая | 1 час | 1 | 1 | 39 ч |
Материальное обеспечение программы:
Класс, в котором проводятся занятия кружка «гитарной песни» оборудуется:
- музыкальными инструментами- гитара, синтезатор.
- техническими средствами обучения (магнитофон, видеоаппаратура, микрофон);
- музыкально — дидактическими пособиями ( тексты песен, методическая литература).
Особеннности содержания программы:
Содержание программы направлено на выявление музыкальных и вокально-хоровых способностей у умственно отсталых детей и дальнейшее их развитие.
Обучение исполнительским навыкам, умение петь в коллективе. Работа над певческим дыханием. Умение точно передавать интонацию. Коррекция и развитие высших психических функций (мышление, воображение, память, мотивация).
Песни должны быть художественно ценными, тематически подобраны к утренникам, разными по характеру (веселые, грустные, с быстрым и медленным темпом) доступными для выступления и исполнения учащимися коррекционной школы.
Содержание текста песни должно быть ясным, понятным, а объём слов незначительным. Таким образом, репертуар песен в каждом классе составлен с учетом возраста и особенностей речевого развития учащихся, а также с учетом тематики мероприятия, на котором будет исполнена песня.
Однако если сложная песня отличается яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, дети легче усвоят именно такую песню, чем легкую, но с маловыразительной мелодией или текстом.
Большое значение в развитии музыкального слуха, голоса и формировании вокально-хоровых навыков у умственно отсталых детей имеют специальные вокальные упражнения и «распевания» на легких песнях. («Петушок», «Скок поскок»).
Развитие певческих навыков имеет целью не только техническое совершенствование певческого аппарата учащихся, но, прежде всего применение полученных навыков и умений для художественного исполнения песни и ее более глубокого эстетического воздействия на учащихся.
Занятия по пению благотворно воздействует на формирование положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение снижают возбудимость, агрессивность.
Музыкальный репертуар для пения дан на выбор. В зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от обстоятельств.
Содержание программы
Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе эмоционального овладения певческим дыханием.
Активизация внимания к правильной единой интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на основе специальных ритмических упражнениях.
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы.
Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.
Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
Средняя возрастная группа
(5 — 6 класс) (39 ч)
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Развитие умения контролировать слухом качество пения.
Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками.
Развитие умения различать звуки по высоте (высокие, низкие) и длительности (долгие, короткие).
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведении.
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть ( 9 часов)
Тема Часы
«Наша школьная страна» - Ю.Чичков 2
«Рыба-кит» - Ю.Ким 2
« С барабаном ходит ёжик» 2
« Кузнечик» 3
Вторая четверть (9 часов)
Тема Часы
«Колыбельная Медведицы» Из мулътфильма «Умка» 2
Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева 2
«Кабы не было зимы» Из мультфильма «Зима в Прастоквашино» 2
Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина 3
Третья четверть (12 часов)
Тема Часы
«Катюша» Музыка М. Блантер, слова М. Исаковского 2
«Не плачь, девчонка!» Музыка В. Шаинского, слова Б.Харитонова 2
«Милая мама» Музыка А. Аверкин, слова И. Лашков 3
«Весенняя песенка». Музыка С. Полонского, слова Н. Виноградовой 3
«Веселые путешественники» Музыка М. Старокадомского, 3
слова С. Михалкова
Четвертая четверть (9 часов)
Тема Часы
«Первым делом самолеты» Музыка В. Соловьева-Седова З
слова А. Фатьянова
«Идет солдат по городу» Музыка В. Шаинского, слова М. Танича 2
«Пропала собака» Музыка В. Шаинского, слова А. Ламм. 2
«Ёжик с барабаном» 2
Учащиеся должны знать:
- значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо, меццо форте — умеренно громко);
- основные направления в эстрадной музыке;
- знать известных бардов и авторов произведений ( композиторов и поэтов).
Учащиеся должны уметь:
- петь хором;
- выполняя требования художественного исполнения;
- исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно.
- различать разнообразные по характеру и звучанию песни, различать на слух песни выученные за четверть.
Старшая возрастная группа
(с 7 по 9 класс) (62 часа)
Развитие и совершенствование навыка певческого дыхания на песенном материале. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения: ритм, строй, ансамбль, динамические оттенки при пении хором. Исполнение одноголосых песен, развитие певческой дикции в песнях, различных по содержанию и характеру. Совершенствование исполнительского мастерства.
Первая четверть (9 часов)
Тема Часы
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» 2
Музыка О.Митяева, слова О. Митяева
«Что такое осень?» Музыка Ю. Шенчук, слова Ю. Шенчук 2
«Осень» Музыка А. Макаревич, слова Александра Макаревича 2
«Куда уходит детство?» Музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева З
Вторая четверть ( 9часов)
Тема Часы
Синева – гр «Голубые береты» 3
«Маленькая страна» Музыка И.Николаева, слова И. Резника 2
«С чего начинается Родина?» Музыка В.Баснер, слова М. Матусовский 2
Снег - А.Городницкого 2
Третья четверть (12 часов)
Тема Часы
«Маруся» Музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева 2
«Морячка» Музыка О. Газманова, слова О. Газманова 2
«Мама» Музыка О. Молчанова, слова Славоросова 2
«Мы желаем счастья Вам» Музыка С. Намина, слова И. Шаферана 2
« Музыкант» 2
«Россия» 2
Четверная четверть (9 часов)
Тема Часы
«Весна» Музыка С. Касторского слова М. Танича 1
«Этот мир» Музыка А.Зацепина, слова Л. Дербенева 2
«Смуглянка» Музыка А. Новикова слова Шведова 2
«Алеша» Музыка Э. Колмановского слова К. Ваншенкина 2
«Остров детства» Музыка О. Фельцмана, слова М. Рябинина 2
Учащиеся должны знать:
- значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо, меццо форме — умеренно громко).
- основные направления эстрадной музыки, наиболее популярные направления музыки.
- знать известных советских авторов бардовской песни.
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные умения и навыки при художественном исполнении музыкальных произведений;
- исполнять ряд музыкальных произведений двухголосно.
Используемая литература:
- Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические разработки. Книга вторая.- Москва: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.
- Воронкова В.В. Программы специальной(коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 2- Москва: «Владос», 2001.
- Худенко Е.Д, Гаврилычева Г.Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной)школе-интернате, детском доме. Москва: Издательство «Аркти», 2008.
- Савченко Е.В. Жиренко О. Е. Мир школьных праздников. Москва: Издательство «5 баллов», 2007.
- Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006.
- Николаева О. Занимательные игры для детей. Ростов-на –Дону: Издательство «Феникс», 2008.
- Журналы «Весёлая нотка», 2006-2008.
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Москва: Издательство «Айрис Пресс», 2007.
- Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Москва: Издательство «Айрис Пресс», 2007.
Resource id #4034