программа дополнительного образования художественого творчества по пению "Соловушка"
разработанная мною программа по обучению детей пению для учащихся 1-9 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_solovushka.doc | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Модифицированная программа
дополнительного образования
«Соловушка»
Для учащихся
1-9 классов.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 3 года
Автор и руководитель кружка:
Марина Афанасьевна Булыгина
учитель музыки
первой квалификационной
категории
с. Горки 2013 г
Модифицированная программа дополнительного образования детей
с особыми
образовательными потребностями
Кружок «Соловушка».
Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, обучающимися в специальном образовательном учреждении VIII вида.
Программа рассчитана на возраст детей с 9 до 16 лет. Планирование в программе ведётся по 2-м возрастным группам.
I. Пояснительная записка
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
В программах «Музыка и пение Начальные классы» (под редакцией В.В.Воронковой 2004г) и «Музыка. 5 – 6 классы» нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности коррекционных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Исходными документами для составления данной образовательной программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- программа «Музыка и пение» под редакцией В.В.Воронцовой 1-6кл
- Программы специальных (коррекционных) учреждений. «Музыка»: 5-6 классы.
- утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цель музыкального образования и воспитания — формирование и развитие музыкальной культуры, развития музыкальности школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения, пробудить интерес к музыкальной деятельности учащихся.
Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности: Умение слушать музыку; слухоречевое координирование; точность интонирования; умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощённые в ней; умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки. Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих на занятиях кружка.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально - исполнительской деятельности;
- формировать музыкально – эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению детей через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
II. Структура и содержание программы
Структуру программы «Соловушка» составляют разделы «Теоретико-познавательный», «Вокально-хоровое искусство», «Творческая мастерская» и «Репетеционный», формы их реализации. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блоков занятий, четверти, года.
Младшая группа. Программа рассчитана на 77,5 час.
Структура и содержание программы «Соловушка» 5 – 9 классов. Программа рассчитана на 310часов Структуру программного материала составляют разделы «Теоретико-познавательный», «Вокально-хоровое искусство», «Творческая мастерская» и «Просмотрово-информационный»,формы реализации состоят из тем программного материала1 раздел «Теоретико –познавательный»,в него входит беседа, прослушивание музыкальных сочинений для исполнения, вокальных упражнений.
Вокально – хоровое искусство включает в себя пение в хоре, пение в ансамбле, индивидуальные занятия, упражнения на развитие чувства ритма, слуха, дикции. Основу музыкального репертуара для разучивания составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Содержание текста песни должно быть ясным, понятным, а объём слов незначительным. Таким образом, репертуар песен в каждой группе составлен с учетом возраста и особенностей речевого развития учащихся, а также с учетом тематики мероприятия, на котором будет исполнена песня.
Однако если сложная песня отличается яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, дети легче усвоят именно такую песню, чем легкую, но с маловыразительной мелодией или текстом.
Раздел «Творческая мастерская» включает в себя сценические движения, ритмические упражнения ,»звучащие жесты», работа с микрофоном. В разделе «Репетиционный» включены репетиции к праздникам, концертам, режиссура праздников, запись фонограмм.
.Материально – техническое обеспечение.
Средства обучения:
- Баян-1
- Синтезатор-1
- Компьютер-1
- Колонки -2
- Микрофон-2
- Гитара-1
- Музыкальный центр-1
Младшая возрастная группа
(1 – 4 класс).
Учебно – тематический план
Распределение учебных часов
№ | Учебная четверть | Общее количество учебных часов | В том числе теоретических | В том числе практических |
Младшая возрастная группа | ||||
1. | 1 четверть | 17,5 | 3,5 | 14 |
2. | 2 четверть | 17,5 | 3,5 | 14 |
3. | 3 четверть | 25 | 5 | 20 |
4. | 4 четверть | 17,5 | 3,5 | 14 |
5. | итого | 77,5 | 15,5 | 62 |
Структура и содержание программы
Основные разделы, формы их реализации | Кол-во часов |
а) беседа б) прослушивание | 15,5 |
а) пение в хоре; б) пение в ансамбле, в) индивидуальные занятия; г)развитие чувства ритма, слуха, дикции | 40 |
а) сценические движения; б) ритмические упражнения; в) работа с микрофоном | 12 |
а) репетиции к праздникам; б) режиссура праздников; в) запись фонограмм итого: | 12 77,5 |
Учебно – тематический план
1 четверть
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во учебных часов | теория | практика |
1 | Вводная беседа «Правила пения», Прослушивание голосов Певческая установка хористов | 3,5 | 1,5 | 2 |
2 | Пение в группе. Разучивание попевок «Андрей-воробей», «во поле берёза стояла» Работа над дыханием «Задуй свечу», «паровоз» Цепное дыхание Формирование вокальных навыков примерный музыкальный материал для разучивания младшей группы «Пение» 1 четверть
| 10 | 2 | 8 |
3 | Ритмические упражнения «шлёп-шлёпышки», «ворон», Сочини ритм на стихи «гори ясно», Сценические движения, постановка корпуса во время пения, Работа с микрофоном. | 3 | 1 | 2 |
4 | Проведение репетиций к праздникам День знаний, День учителя, Осенний бал. Запись фонограмм | 3 | 1 | 2 |
2 четверть
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во учебных часов | теория | практика |
1 | Беседы: «Правила поведения на сцене», «Регистры певческого голоса» | 4 | 1 | 3 |
2 | Пение в группе. Разучивание попевок «барабан» «Уж как шла лиса» Работа над дыханием «Задуй свечу», «Ш»,»С» Музыкальный материал для разучивания младшей группы «Пение» 2 четверть
| 10 | 2 | 8 |
3 | Ритмические упражнения «шлёп-шлёпышки», «ворон», Сочини ритм на стихи «гори ясно», Сценические движения, постановка корпуса во время пения, Работа с микрофоном. | 3 | 1 | 2 |
4 | Проведение репетиций к праздникам День Ямала, новогодний бал. | 3 | 1 | 2 |
3 четверть
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во учебных часов | теория | практика |
1 | Беседы: «Что вредно и полезно для голоса», »Индивидуальный тембр голоса» | 4 | 1 | 3 |
2 | Пение в группе. Разучивание попевок «Ладушки» «Я шагаю вверх» Работа над дыханием « машина», «Ша»,»Су» Музыкальный материал для разучивания младшей группы «Пение» 3 четверть
| 10 25 | 2 5 | 8 20 |
3 | Ритмические упражнения «Звучащие жесты» «шлёп-шлёпышки», «ворон», прохлопай ритм на стихи «Наша Таня», «бык тупогуб» Сценические движения, постановка корпуса во время пения, Работа с микрофоном. | 3 | 1 | 2 |
4 | Проведение репетиций к праздникам 23 февраля, мамин праздник, день рождения. | 3 | 1 | 2 |
4 четверть
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во учебных часов | теория | практика |
1 | Беседа «Что значит петь правильно?», Прослушивание голосов Пение с закрытым ртом | 4 | 1 | 3 |
2 | Пение в группе. Разучивание попевок «камертон» «Карусель» Работа над дыханием « ха- очищающее дыхание», «и-э-а»,»ра-ри-ру» Музыкальный материал для разучивания младшей группы «Пение» 4 четверть
Бескозырка белая муз В.Шаинского, сл.З.Александровой
Пёстрый колпачок – муз.Г.Струве сл. Н.Савельевой | 10 | 2 | 8 |
3 | Ритмические упражнения «шлёп-шлёпышки», «ворон», Прохлопай ритм на стихи «джон брай бой», Сценические движения, постановка корпуса во время пения, Работа с микрофоном. | 3 | 1 | 2 |
4 | Проведение репетиций к праздникам Широкая масленица, День победы, Песенная карусель. | 3 | 1 | 2 |
Основные требования к знаниям и умениям учащимся младшей группы
(1-4 класс):
учащиеся должны знать:
- современные детские песни для самостоятельного исполнения;
- значение динамических оттенков (форте - громко, пиано - тихо);
- народные музыкальные инструменты;
- особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто,скачкообразно);
- особенности музыкального языка современной детской песни, и её идейное и художественное содержание;
учащиеся должны уметь:
- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
- ясно и чётко произносить слова в песнях подвижного характера;
- исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
Старшая возрастная группа | ||||
1. | 1 четверть | 49 | 5 | 44 |
2. | 2 четверть | 49 | 5 | 44 |
3. | 3 четверть | 70 | 8 | 62 |
4. | 4 четверть | 49 | 5 | 44 |
5. | итого | 217 | 23 | 194 |
Индивидуальные занятия | ||||
1. | 1 четверть | 21 | 3 | 18 |
2. | 2 четверть | 21 | 3 | 18 |
3. | 3 четверть | 30 | 6 | 24 |
4. | 4 четверть | 21 | 3 | 18 |
5. | итого | 93 | 15 | 78 |
№ | Возрастная группа | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в году |
1. | Младшая | 1ч.15мин. | 2 | 2,5 часа | 77,5 |
2. | Средней | 2ч.20мин. | 3 | 7 часов | 217 |
3. | Индивидуальные занятия | 1ч. | 3 | 3 | 93 |
Структура и содержание программы
Основные разделы, формы их реализации | Кол-во часов |
а) беседа б) прослушивание | 20 |
а) пение в хоре; б) пение в ансамбле, в) индивидуальные занятия; г)развитие чувства ритма, слуха, дикции | 163 |
а) сценические движения; б) ритмические упражнения; в) работа с микрофоном | 64 |
а) репетиции к праздникам; б) режиссура праздников; в) запись фонограмм итого: | 63 310 |
Учебно – тематический план
1 четверть
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во учебных часов | теория | практика |
1 | Вводная беседа «Правила пения», Прослушивание голосов | 5 | 1 | 4 |
2 | Пение в группе. Разучивание попевок «Андрей-воробей», «Во поле берёза стояла», »Артикулляция», скороговорки «Шла Маша по шоссе», ритмодикломация - приём Работа над дыханием «Задуй свечу» Музыкальный материал для разучивания средней группы «Пение» 1 четверть
Выработка чистого интонирования по секундам
| 25 23 | 3 6 | 22 17 |
3 | Ритмические упражнения «звучащие жесты» «шлёп-шлёпышки», «ворон», Сочини ритм на стихи «гори ясно», Сценические движения, постановка корпуса во время пения, Работа с микрофоном. | 8 | 2 | 6 |
4 | Проведение репетиций к праздникам День знаний, День учителя, Осенний бал. Запись фонограмм | 6 | 2 | 4 |
2 четверть
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во учебных часов | теория | практика |
1 | Вводная беседа «Правила поведения на сцене»,»Регистры певческого голоса» Прослушивание голосов | 5 | 1 | 4 |
2 | Пение в группе. Разучивание попевок «барабан» «Уж как шла лиса» Работа над дыханием «Задуй свечу», «Ш»,»С», Скороговорки «Как на горке на пригорке стоят 22 Егорки» Музыкальный материал для разучивания младшей группы «Пение» 2 четверть
Пение а. капелла
| 25 23 | 3 6 | 22 17 |
3 | Ритмические упражнения «скок скок поскок », «ворон», Сочини ритм на стихи «гори ясно», Сценические движения, «Выразительные жесты в пении», постановка корпуса во время пения, Работа с микрофоном. | 6 | 1 | 5 |
4 | Проведение репетиций к праздникам День Ямала, новогодний бал. День рожденья Запись фонограмм | 8 | 2 | 6 |
3 четверть
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во учебных часов | теория | практика |
1 | Вводная беседа «Что вредно и полезно для голоса», «Индивидуальный тембр певческого голоса» Прослушивание голосов | 5 | 1 | 4 |
2 | Пение в группе. Разучивание попевок «Ладушки» «Я шагаю вверх»
Пение а. капелла
| 70 23 | 8 6 | 62 17 |
3 | Ритмические упражнения «камертон», «Слава солнцу- канон», прохлопай ритм на стихи «бык тупогуб» Сценические движения, постановка корпуса во время пения, Работа с микрофоном. | 6 | 1 | 5 |
4 | Проведение репетиций к праздникам 23 февраля, Мамин праздник, День рождения. | 8 | 2 | 6 |
4 четверть
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во учебных часов | теория | практика |
1 | Вводная беседа «Что значит петь правильно?», «Способы управления голосом» Прослушивание голосов | 5 | 1 | 4 |
2 | Пение в группе. Разучивание попевок «Белый голубь» «Карусель» Работа над дыханием « ха- очищающее дыхание», «и-э-а»,»ра-ри-ру» Музыкальный материал для разучивания средней группы «Пение» 4 четверть
| 49 23 | 5 6 | 44 17 |
3 | Ритмические упражнения «шлёп-шлёпышки», «ворон», Прохлопай ритм на стихи «джон брай бой», Сценические движения, постановка корпуса во время пения, Работа с микрофоном. | 7 | 2 | 5 |
4 | Проведение репетиций к праздникам Широкая масленица, День победы, Песенная карусель. | 7 | 2 | 5 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся старшей группы
(5-9 класс):
учащиеся должны знать:
- понимать роль музыки в жизни человека;
начинать и заканчивать пение одновременно
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, трещотка, деревянные ложки, бас – балалайка);
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всём диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
- несколько песен и самостоятельно исполнять их;
- музыкальные профессии, специальности;
- правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.
учащиеся должны уметь:
- самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
- сдерживать эмоционально – поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;
- инсценировать песни. самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всём диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
- несколько песен и самостоятельно исполнять их;
- не выделять свой голос в общем хоре;
- прислушиваться в ансамбле к пению других хористов.
Музыкальный материал для разучивания младшая группа 2-3 год обучения
«Пение» 1 четверть
- На горе – то калина- русская народная песня
- Каравай – русская народная песня
- Неприятность эту мы переживём муз Б.Савельева, сл.А.Хайта из м\ф «Лето кота Леопольда»
- Огородная – хороводная муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пасовой
- Как на тоненький ледок – русская народная песня
- Новогодняя муз. А.Филиппенко,сл. Г.Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен)
- НРК – Песня оленевода
Песенка Деда мороза из м\ф «дед Мороз и дети» муз Е.Крылатова сл.Ю.Энтина
- А.Спадавеккиа – Е.Шварц Добрый жук из к\ф «Золушка»
«Пение» 3 четверть
- Песня о пограничнике муз С.Богославского сл. О.Высотской
- Мамин праздник муз. Ю.Гурьева, сл.С.Вигдорова
- Улыбка муз. В. Шаинского сл.М. Пляцковского из м\ф «Крошка Енот
- Пойте вместе с нами
Кашалотик муз.Р.Паулса,сл. И.Резника
- Настоящий друг муз Б.Савельевасл.м.Пляцковского
- С.Рахманинов «Итальянская полька»
- Колыбельная медведицы из м\ф «Умка» муз. Е.Крылатова сл.Ю.Яковлева
«Пение» 4 четверть
- Бабушкин козлик - русская народная песня
- Если добрый ты муз. Б.Савельева, сл.А.Хайта из м\ф «День рождения кота Леопольда»
- На крутом бережку муз Б.Савельева, сл.А.Хайта из м\ф «Леопольд и золотая рыбка»
- Будьте добры из м\ф «Новогодние приключения» муз. Флярковского сл. А.Санина
- Волшебный цветок из м\ф «шёлковая кисточка» муз Ю.Чичкова сл.М. Пляцковского
- Когда мои друзья со мной муз. В.Шаинского сл.М.Пляцковского из к\ф «По секрету всему свету»
Музыкальный материал для разучивания старшая группа 2-3 год обучения
«Пение» 1 четверть
- Чему учат в школе муз В.Шаинского сл.М.Пляцковского
- Наша школьная страна – муз. Ю.Чичкова, сл.К.Ибряева
- Крылатые качели. из т\ф «Приключения Электроника» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина
- Прекрасное далёко из к\ф «Гостья из будущего» муз Е.Крылатова сл.Ю.Энтина
«Пение» 2 четверть
- Новогодний хоровод муз. А.Филиппенко сл.Г.Бойко
- НРК- Тетель-ветель
- Кабы не было зимы из м\ф «Зима в Простоквашино» муз Е.Крылатова сл.Ю.Энтина
- Северный край - муз.
«Пение» 3 четверть
- Мамины глаза-
- Прекрасное далёко из к\ф «Гостья из будущего» муз Е.Крылатова сл.Ю.Энтина
- Песенка про папу – муз. В.Шаинского, сл. М.Танича
- Варяг – русская народная песня
- Мерси боку! Из т\ф «Д Артаньян и три мущкетёра»- муз. М.Дунаевского, сл. Ю.Ряшенцева
- Балалайка-русская народная песня
«Пение» 4 четверть
- Пойте вместе с нами муз и сл. А.Пряжникова
- Белые кораблики муз.В.Шаинского сл.Л.Яхнина
- Ты у меня одна – муз и сл. Ю.Визбора
- Погоня из к\ф «Новые приключения неуловимых» муз. Я.Френкеля, сл.Р.Рождественского
- Крылатые качели. из т\ф «Приключения Электроника» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина
- Священная война – муз.А.Александрова,сл. В.Лебедева-Кумача
- Русский солдат-
Основные требования к знаниям и умениям учащихся старшей группы
(5-9 класс):
учащиеся должны знать:
- несколько песен и самостоятельно исполнять их;
- музыкальные профессии, специальности;
- правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.
учащиеся должны уметь:
- самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
- сдерживать эмоционально – поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;
- инсценировать песни.
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всём диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
- несколько песен и самостоятельно исполнять их;
- не выделять свой голос в общем хоре;
- прислушиваться в ансамбле к пению других хористов.
IV. Дополнительная литература и звуковые пособия для обучающихся
1.Серия Музыкальные обучалочки «Весёлые уроки» Екатерина и Сергей.Железновы издательство «Весть –тда» Москва 2007;
2.Сборник серии «Русский фольклор» Детско-юношеский фольклорный ансамбль «Игранчики» компакт-диск издательство детских образовательных программ»Весть –тда» Москва 2007;
3. Воспитание в школе «Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах» автор О.П.Власенко Волгоград учитель 2002;
4.»Как рассказывать детям о музыке» Д.Кабалевский
5.Козлов Б.В.»Изучение музыкальной грамоты на уроках музыки во вспомогательной школе»- Дефектология-1984-№4
6. Миловская С.М.»Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников».- М просвещение,1977.
7.Г.П.Стулова «Теория и практика работы с детским хором»- Москва 2002
8.Пение в школе 1-4 классы пособие для учителя м-просвещение 1997
9. В.Голиков песни для детей разного возраста »Край родимый здравствуй»!
М-Просвещение 2001
10.Ю. Юнкеров Сборник песен народов севера 6 выпуск «Старинные и современные песни народа ханты» ОЦНК ЗАО «Спейб»-2003
11.М.А.Медведева русские народные игры-хороводы для детей младшего возраста «Со двора со дворика» М- музыка 2001
12. Журнал «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург 2011.
13.Ю.Савельев «Песни для детей разного возраста» М-2004.
14.песни на стихи В.Татаринова «Ласковая ласточка» М-2004
15.С.Цупиков «Я люблю тебя, Ямал» - ЗАО «Спейб»-2004
16.»Здравствуй, детский фестиваль» издательство «Современная музыка»
М-2003.