Рыбак Е.В. Аннотация Программы "Вместе"

Рыбак Евгения Владимировна

Предложена аннотация к программе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_programmy_vmeste_2021.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

ПРОГРАММЫ «ВМЕСТЕ»

 Рыбак Е.В. ВМЕСТЕ.  Программа социально - коммуникативного и творческого   развития  детей старших дошкольного и их родителей / под. ред. Е.В. Рыбак. Изд. 3 (дополненное и доработанное) -  Севастополь, 2021 .  [Электронный ресурс].

     

Программа  разработана для  детей дошкольного возраста и детско-родительских групп, а так же для  детей и родителей, у которых наблюдаются определенные трудности в общении.

Программа направлена на социально - коммуникативное, творческое развитие, способствует формированию у дошкольников  адекватного отношения  к  себе  и окружающим, уверенности в своих силах, стремления к активному, самостоятельному действию. В процессе  позитивного социального  взаимодействия, организованного в процессе освоения программы,  у   всех членов группы (семьи) развиваются желание и потребность в сотрудничестве, появляются тенденции к проявлению нравственно-этических норм поведения и творческие способности.

 

Курс занятий рассчитан  на 8 месяцев (на период с сентября по май месяц). Занятия проводятся один, (максимум – два)  раза в неделю.

          

Целевые ориентиры программы: социально - коммуникативное и  творческое развитие  ребёнка; оказание ему практической помощи в  развитии самостоятельности, социальной адаптации; гармонизация детско-родительских отношений.

      

Программа учитывает   требования к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»[1]:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Образовательные задачи:

  • Предоставление и закрепления знаний об общечеловеческих нормах и правилах общения.
  • Ознакомление с шедеврами народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, песни)
  • Знакомство с лучшими образцами классической и современной музыки.

Развивающие задачи: 

  • Развитие у детей  уверенности в себе.
  • Развитие способности выслушать,  помочь, поддержать другого при решении поставленных задач.
  • Развитие воображение и творческих способностей, сбалансированности эмоций, способности к волевому усилию.
  • Развитие способности  самостоятельно проявлять себя  в  различных видах коммуникативной и художественно-творческой   деятельности.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Развитие речи.

Воспитывающие задачи:

  • Воспитание и формирование положительного уважительного отношения к окружающим детям и взрослым.  
  • Воспитание культуры общения.
  • Воспитание любви и уважения к традициям и народной культуры.

Использование в работе элементов знаковых (семиотических) систем

Язык, как важнейшее средство общения,  относится к числу  основных знаковых систем. Жесты, мимика, пантомимика, пара - и экстралингвические системы знаков:  качество голоса, темп речи, тональность, смех, движения глаз и т.п.  позволяют сделать процесс работы значительно интереснее, многограннее.  

 

  Творческая активность  

    Творческие задания, предлагаемые в ходе игрового занятия, призваны пробуждать  внутренние  силы,  возможности,  как ребенка, так и родителя.  Руководитель  имеет право только на подсказку, но не на принуждение выполнить  задание,  так  или иначе.  

И детей, и взрослых необходимо научить видоизменять,  преобразовывать, комбинировать представления памяти и создавать на этой основе  новые образы и ситуации, входить в различные изображаемые обстоятельства, использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для  воплощения образов.

     

 На первом (ориентировочном)  этапе работы руководитель группы  знакомится с детьми и взрослыми, предлагают поиграть в необычные игры (игры-знакомства, коммуникативные, речевые - ритмические). Предварительно участникам группы дается некоторый «багаж» способов речевой и коммуникативной деятельности.

Основные этапы работы:

1 этап – ориентировочный (вводная диагностика);

2 этап – реконструктивный;

3 этап – закрепляющий;

4 этап – итоговый (заключительная диагностика и прогноз).

 

(На четвёртом этапе подводятся итоги, проводится итоговая диагностика коммуникативной сферы, совместно с родителями выстраивается перспектива дальнейшего индивидуального развития каждого ребенка). 

 

Модель игрового занятия.

Каждое занятие представляет собой цепочку игр и этюдов, объединенных единым сюжетом и наглядным игровым пособием. В занятии всего семь фрагментов (по количеству цветовых пособий):

  • игры-приветствия (знакомства);
  • коммуникативно-творческие игры;
  • речевые ритмические и интонационные игры;
  • пение, песенные импровизации;
  • музыкальная импровизация;
  • элементарные танцы, хороводы;
  • психогимнастические этюды, рефлексия.

Фрагменты занятия группируются свободно, по замыслу социального педагога. Для того чтобы не разрушалось целостное восприятие занятия, оно, по возможности, строится как небольшое художественное произведение. В нем имеет место завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка.  

 

 Система воздействий.

Социально – педагогическое и эмоциональное воздействие в Программе  представлено четырьмя основными уровнями воздействий:

Воздействие музыки (пения, современной и классической музыки) происходит на уровне полевой реактивности; возникает ощущение единения, происходит примитивная оценка допустимости контакта, идет настраивание на коммуникацию.

Воздействие цвета, формы, величины предметов и других характеристик пособий обслуживает, в основном, уровень стереотипов, удовлетворяя сенсорные и соматические потребности ребенка; выполняет функцию своеобразного организатора совместной деятельности.

Влияние ситуации творческой активности, побуждающей ребенка к действию, «движению», соотносится с уровнем экспансии: ребенок берет на себя роль, совершает некоторый «акт». Это обязательное условие для каждого ребенка («Выскажись», «сделай по-своему»).

Воздействие слова происходит на всех нижележащих уровнях и восходит к уровню «эмоционального контроля», «открытой духовной коммуникации». Здесь «слово» не только эмоционально окрашено, но и духовно значимо. 

    Творческие приёмы работы по программе        

      Предварительно детям дается некоторый "багаж" способов игры:

     а) - темп - (медленно, с ускорением, умеренно)... ритм (различные ритмические рисунки)

     б) -  с разнообразными рисунками ("показателями") в динамике (тихо, громко); качестве (шепотом,"в нос"); высоте звука; ("скрипучим", таинственным, высоким  голосом, низким)

     в) - с варьированием  интонаций  (нисходящие, восходящие, восклицательные, вопросительные)

     г) -  с  использованием  всевозможных  "звуковых  жестов"  (хлопки, щелчки, притопы...их сочетания, ритмизация,,,)

     д) - с погружением в разные эмоциональные настроения в  сочетании с вышеизложенными приемами

     е) - с делением детей на подгруппы   и "солистов"  

 

 

Пример одного из занятий

«Разноцветные  дорожки» (краткий конспект)

Описание пособий  

     Разноцветные полоски-символы дорожек из любого материала, всевозможных форм и размеров. Для "карусели"- яркие ленты.

      

Вхождение

     Взрослый, указывая на расположенные по всему залу дорожки,  предлагает отправиться в путешествие по необыкновенным дорожкам.

      Эти дорожки не простые, а волшебные: По дорожкам кто пойдет, /         Тот и пляшет и поет, / Веселится и играет,/ И даже песни сочиняет!

       Условие

     Дети должны выполнить зарядку для  ног. Проводится  игра -"цепочка". "Маленькие ножки". . Сначала взрослый говорит: "Маленькие ножки шли по дорожке". Дети выполняют движение, произвольно или под музыку. Затем каждый ребенок должен подобрать слово,  не повторяясь: бежали, шагали, прыгали, скакали, топали, шуршали, скользили, мчались, неслись, тяжело шагали, легко шагали...и т.д. Здесь взрослый имеет право на подсказку, если дети «заходят в тупик». После того, как глагол назван, все выполняют это действие.  Достаточно проиграть один раз, дети принимают правила игры, и в других играх - "цепочках они будут применяться с большей легкостью.

По  окончании  "разминки"  педагог приглашает детей  к одной из дорожек. 

Первая –"Дорожка Знакомств". На ней все знакомятся. Дети парами идут навстречу друг другу и обыгрывают знакомство.  Как нужно смотреть в глаза,  как говорить, как улыбаться. "Правильное" или "неправильное" знакомство - любые этюды может предложить детям педагог. Н-р: Знакомство с инопланетянином, с кем-то, кого никогда не видел и т.п. 

 Вторая "Дорожка различных настроений". Дети по одному проходят по полоске (Н-р: "В гости" (вариант игры) в каком-то настроении,  а  остальные должны узнать, в каком. Если настроение плохое, грустное, поддержать, помочь словами, жестами.

   Третья дорожка  "Загадочная" ..  На ней дети находят загадки или их загадывают для тех, кто встал на дорожку, взрослый. (Н-р:"Имена"- "Чье имя я прохлопаю?".  "Отгадай по ритму песенку", "Узнай знакомое произведение", «Узнай пословицу/ поговорку по ритму» и т.п.

      Четвертая - «Певучая дорожка». Когда дети проходят по ней,  их голоса становятся звонче, они хорошо слышат друг друга, вместе распевают свои любимые песни  ( хоровод).  

      Пятая - "Дорожка музыкальных инструментов". Продолжается усвоение ритмичной игры "Колокольцы - бубенцы"(оркестр).

      На шестой дорожке «Зачада». встречаются с какой-то проблемой,  которая волнует педагога в данное время. Детям предлагают разрешить противоречие, все сообща ищут выход. (Например, детям предлагают придумать варианты примирения, если поссорились с друзьями).

      Последняя дорожка  - "Плясовая". Звучит русская народная мелодия. Свободная пляска или выученная на музыкальном  занятии.  В  заключении дорожки могут по желанию педагога превратиться в "Карусель".  Проводится игра "Карусель". 

     Если занятие затягивается, путешествие можно продолжить на следующий день.

Таким образом, за 9-10 месяцев целенаправленной работы по программе, у ваших детей происходят наблюдаемая динамика:

  • в развитии общения и взаимодействия  со взрослыми и сверстниками;
  • в становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • в развитии    эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • в формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • формировании позитивных установок к различным видам   творчества.
  • в обогащении активного словаря, музыкального репертуара.

 


[1] ФГОС ДО