Рыбак Е.В. Аннотация Программы "Вместе"
Предложена аннотация к программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_programmy_vmeste_2021.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
ПРОГРАММЫ «ВМЕСТЕ»
Рыбак Е.В. ВМЕСТЕ. Программа социально - коммуникативного и творческого развития детей старших дошкольного и их родителей / под. ред. Е.В. Рыбак. Изд. 3 (дополненное и доработанное) - Севастополь, 2021 . [Электронный ресурс].
Программа разработана для детей дошкольного возраста и детско-родительских групп, а так же для детей и родителей, у которых наблюдаются определенные трудности в общении.
Программа направлена на социально - коммуникативное, творческое развитие, способствует формированию у дошкольников адекватного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремления к активному, самостоятельному действию. В процессе позитивного социального взаимодействия, организованного в процессе освоения программы, у всех членов группы (семьи) развиваются желание и потребность в сотрудничестве, появляются тенденции к проявлению нравственно-этических норм поведения и творческие способности.
Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (на период с сентября по май месяц). Занятия проводятся один, (максимум – два) раза в неделю.
Целевые ориентиры программы: социально - коммуникативное и творческое развитие ребёнка; оказание ему практической помощи в развитии самостоятельности, социальной адаптации; гармонизация детско-родительских отношений.
Программа учитывает требования к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»[1]:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательные задачи:
- Предоставление и закрепления знаний об общечеловеческих нормах и правилах общения.
- Ознакомление с шедеврами народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, песни)
- Знакомство с лучшими образцами классической и современной музыки.
Развивающие задачи:
- Развитие у детей уверенности в себе.
- Развитие способности выслушать, помочь, поддержать другого при решении поставленных задач.
- Развитие воображение и творческих способностей, сбалансированности эмоций, способности к волевому усилию.
- Развитие способности самостоятельно проявлять себя в различных видах коммуникативной и художественно-творческой деятельности.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Развитие речи.
Воспитывающие задачи:
- Воспитание и формирование положительного уважительного отношения к окружающим детям и взрослым.
- Воспитание культуры общения.
- Воспитание любви и уважения к традициям и народной культуры.
Использование в работе элементов знаковых (семиотических) систем
Язык, как важнейшее средство общения, относится к числу основных знаковых систем. Жесты, мимика, пантомимика, пара - и экстралингвические системы знаков: качество голоса, темп речи, тональность, смех, движения глаз и т.п. позволяют сделать процесс работы значительно интереснее, многограннее.
Творческая активность
Творческие задания, предлагаемые в ходе игрового занятия, призваны пробуждать внутренние силы, возможности, как ребенка, так и родителя. Руководитель имеет право только на подсказку, но не на принуждение выполнить задание, так или иначе.
И детей, и взрослых необходимо научить видоизменять, преобразовывать, комбинировать представления памяти и создавать на этой основе новые образы и ситуации, входить в различные изображаемые обстоятельства, использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.
На первом (ориентировочном) этапе работы руководитель группы знакомится с детьми и взрослыми, предлагают поиграть в необычные игры (игры-знакомства, коммуникативные, речевые - ритмические). Предварительно участникам группы дается некоторый «багаж» способов речевой и коммуникативной деятельности.
Основные этапы работы:
1 этап – ориентировочный (вводная диагностика);
2 этап – реконструктивный;
3 этап – закрепляющий;
4 этап – итоговый (заключительная диагностика и прогноз).
(На четвёртом этапе подводятся итоги, проводится итоговая диагностика коммуникативной сферы, совместно с родителями выстраивается перспектива дальнейшего индивидуального развития каждого ребенка).
Модель игрового занятия.
Каждое занятие представляет собой цепочку игр и этюдов, объединенных единым сюжетом и наглядным игровым пособием. В занятии всего семь фрагментов (по количеству цветовых пособий):
- игры-приветствия (знакомства);
- коммуникативно-творческие игры;
- речевые ритмические и интонационные игры;
- пение, песенные импровизации;
- музыкальная импровизация;
- элементарные танцы, хороводы;
- психогимнастические этюды, рефлексия.
Фрагменты занятия группируются свободно, по замыслу социального педагога. Для того чтобы не разрушалось целостное восприятие занятия, оно, по возможности, строится как небольшое художественное произведение. В нем имеет место завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка.
Система воздействий.
Социально – педагогическое и эмоциональное воздействие в Программе представлено четырьмя основными уровнями воздействий:
Воздействие музыки (пения, современной и классической музыки) происходит на уровне полевой реактивности; возникает ощущение единения, происходит примитивная оценка допустимости контакта, идет настраивание на коммуникацию.
Воздействие цвета, формы, величины предметов и других характеристик пособий обслуживает, в основном, уровень стереотипов, удовлетворяя сенсорные и соматические потребности ребенка; выполняет функцию своеобразного организатора совместной деятельности.
Влияние ситуации творческой активности, побуждающей ребенка к действию, «движению», соотносится с уровнем экспансии: ребенок берет на себя роль, совершает некоторый «акт». Это обязательное условие для каждого ребенка («Выскажись», «сделай по-своему»).
Воздействие слова происходит на всех нижележащих уровнях и восходит к уровню «эмоционального контроля», «открытой духовной коммуникации». Здесь «слово» не только эмоционально окрашено, но и духовно значимо.
Творческие приёмы работы по программе
Предварительно детям дается некоторый "багаж" способов игры:
а) - темп - (медленно, с ускорением, умеренно)... ритм (различные ритмические рисунки)
б) - с разнообразными рисунками ("показателями") в динамике (тихо, громко); качестве (шепотом,"в нос"); высоте звука; ("скрипучим", таинственным, высоким голосом, низким)
в) - с варьированием интонаций (нисходящие, восходящие, восклицательные, вопросительные)
г) - с использованием всевозможных "звуковых жестов" (хлопки, щелчки, притопы...их сочетания, ритмизация,,,)
д) - с погружением в разные эмоциональные настроения в сочетании с вышеизложенными приемами
е) - с делением детей на подгруппы и "солистов"
Пример одного из занятий
«Разноцветные дорожки» (краткий конспект)
Описание пособий
Разноцветные полоски-символы дорожек из любого материала, всевозможных форм и размеров. Для "карусели"- яркие ленты.
Вхождение
Взрослый, указывая на расположенные по всему залу дорожки, предлагает отправиться в путешествие по необыкновенным дорожкам.
Эти дорожки не простые, а волшебные: По дорожкам кто пойдет, / Тот и пляшет и поет, / Веселится и играет,/ И даже песни сочиняет!
Условие
Дети должны выполнить зарядку для ног. Проводится игра -"цепочка". "Маленькие ножки". . Сначала взрослый говорит: "Маленькие ножки шли по дорожке". Дети выполняют движение, произвольно или под музыку. Затем каждый ребенок должен подобрать слово, не повторяясь: бежали, шагали, прыгали, скакали, топали, шуршали, скользили, мчались, неслись, тяжело шагали, легко шагали...и т.д. Здесь взрослый имеет право на подсказку, если дети «заходят в тупик». После того, как глагол назван, все выполняют это действие. Достаточно проиграть один раз, дети принимают правила игры, и в других играх - "цепочках они будут применяться с большей легкостью.
По окончании "разминки" педагог приглашает детей к одной из дорожек.
Первая –"Дорожка Знакомств". На ней все знакомятся. Дети парами идут навстречу друг другу и обыгрывают знакомство. Как нужно смотреть в глаза, как говорить, как улыбаться. "Правильное" или "неправильное" знакомство - любые этюды может предложить детям педагог. Н-р: Знакомство с инопланетянином, с кем-то, кого никогда не видел и т.п.
Вторая "Дорожка различных настроений". Дети по одному проходят по полоске (Н-р: "В гости" (вариант игры) в каком-то настроении, а остальные должны узнать, в каком. Если настроение плохое, грустное, поддержать, помочь словами, жестами.
Третья дорожка "Загадочная" .. На ней дети находят загадки или их загадывают для тех, кто встал на дорожку, взрослый. (Н-р:"Имена"- "Чье имя я прохлопаю?". "Отгадай по ритму песенку", "Узнай знакомое произведение", «Узнай пословицу/ поговорку по ритму» и т.п.
Четвертая - «Певучая дорожка». Когда дети проходят по ней, их голоса становятся звонче, они хорошо слышат друг друга, вместе распевают свои любимые песни ( хоровод).
Пятая - "Дорожка музыкальных инструментов". Продолжается усвоение ритмичной игры "Колокольцы - бубенцы"(оркестр).
На шестой дорожке «Зачада». встречаются с какой-то проблемой, которая волнует педагога в данное время. Детям предлагают разрешить противоречие, все сообща ищут выход. (Например, детям предлагают придумать варианты примирения, если поссорились с друзьями).
Последняя дорожка - "Плясовая". Звучит русская народная мелодия. Свободная пляска или выученная на музыкальном занятии. В заключении дорожки могут по желанию педагога превратиться в "Карусель". Проводится игра "Карусель".
Если занятие затягивается, путешествие можно продолжить на следующий день.
Таким образом, за 9-10 месяцев целенаправленной работы по программе, у ваших детей происходят наблюдаемая динамика:
- в развитии общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- в становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- в развитии эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- в формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формировании позитивных установок к различным видам творчества.
- в обогащении активного словаря, музыкального репертуара.
[1] ФГОС ДО