Формирование начальных представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста как педагогическа проблема

Бондарцева Ольга Анатольевна

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономичекого развития любой страны. Данный материал адресован педагогам дошкольного образования, студентам педогогических Вузов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

           Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка(1989г.) прописаны его законные права одним из которых является  право на здоровый рост и развитие.

          Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

           Эффективность воспитания и обучения детей зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор  работоспособности и гармонического развития детского организма.

            Ряд философов (Дж. Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов и другие), психологов  (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов ( В.Г. Алямовская, Л.Г.Татарникова, В.В. Колбанов, В.К.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни детей. Они  разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.[19]

  Рассмотрим сущность понятия « здоровье». В современной литературе существует свыше 100 определений понятия «здоровье».

  По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности». [30,с. 116]

           Г. М. Коджаспирова здоровье понимает, как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела». [20]

           И. И. Брехман считает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой.[6]

Исходным  является определение, приведенное в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) -  здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. [30]

 Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Методом поддержания здоровья является здоровый образ жизни.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено. П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др. рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.[23]

            Ю. П. Лисицын отмечает, что «Здоровый ... образ жизни  -  это,  прежде  всего  деятельность,  активность  личности, группы людей, общества,  использующих  материальные  и  духовные  условия  и возможности в интересах здоровья,  гармонического  физического  и  духовного развития человека» [ 22,  с.  35].  

Здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. 

По данным отечественных исследователей (Т.И. Оверчук, Ю.Ф. Змановский, М. Ю. Картушина ) здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.[28,18]

Змановский Ю.Ф. выделяет основные принципы здорового образа жизни[14,39]:

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественного - белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов, и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

4. Рациональная двигательная активность.

5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.                                                                                              

         Как считают Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. на соблюдение принципов здорового образа жизни влияют как субъективные, так и объективные факторы.[24,10]                                                                                                              

К субъективным факторам относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни, отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта.

Среди объективных факторов выделяются следующие:

-  качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;

- доступность физкультурно-спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т.д.), спортивного инвентаря и т.д.

          В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативно-правовыми документами:

- Указ Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 г. «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», который  содержит пункты о сохранении и укреплении здоровья нации и улучшения на этой основе демографической ситуации.[36]

- Приказ Министерства образования и науки от 23 ноября 2009 г. № 655 « Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержит список требований к оздоравливающим аспектам общеобразовательной программы дошкольного образования.[33]

В концепции дошкольного воспитания (Давыдов В.В., Петровский В.А.,1989г.) решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. По мнению авторов, дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей. По мнению авторов концепции,  актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками.                     

Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни, как среди детей, так и среди взрослых - педагогов и родителей. В программах (« Детство»,  «Истоки», « От рождения до школы», « Счастливый ребенок») основной целью является воспитание здорового ребенка, формирование у воспитанников культуры здоровья и здоровьесберегающей компетенции.

      Так,  в примерной основной общеобразовательной  программе дошкольного образования «Истоки» (под редакцией Парамоновой Л.А.),  в содержании  направления «Физическое развитие» выделяются образовательные области «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.[15] 

          В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», на первом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться и т.п., то уже в старшем дошкольном возрасте дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни; узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п. [11]

        Формированию начальных представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников уделяется в программе в программе « Счастливый ребенок» под  руководством С.А.Козловой,  подготовленной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. В  содержании направления « Физическое развитие» входят образовательные области: «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность», в которых заложена задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: передача детям знаний о правилах дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.[35]

           В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) содержание образовательной области     «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.[29]

         Ю.Ф. Змановский  определил основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования:

  1. Удовлетворение базовых потребностей ребёнка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познаёт собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья.
  2. Создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребёнка. Только в этих условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальности каждого воспитанника.
  3. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения (основная цель). [14]

          В.Н. Зимонина рекомендует рассматривать проблему формирования

здоровья как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в котором ребенок – не объект педагогического воздействия, а несформировавшаяся личность, оберегаемая взрослыми.

          Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции, поэтому для создания педагогической оздоровительной системы в любом дошкольном учреждении  В.Н. Зимонина советует  придерживаться следующих основных направлений:

- создавать условия для двигательной деятельности, эмоционального, интеллектуального, социально – нравственного здоровья ребенка и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;

- организовать систему повышения квалификации кадров к работе в условиях здоровьесберегающей педагогики;

- создавать целенаправленную систему по взаимодействию с родителями;

- разработать двигательный режим для каждой группы с учетом ее специфики и возраста;

- совместно с медицинским персоналом организовать профилактическую, оздоровительную и лечебную (при необходимости) работу;

- обеспечить рациональное питание.[13]

     Здоровый образ жизни тесно связан с физкультурно-оздоровительной работой.

       С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа осуществляется на основе следующих направлений[37,17]:

1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.

2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по формированию основ здорового образа жизни.

            Таким образом, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни представляет одно из актуальных направлений в работе с дошкольниками на современном этапе.