"Система работы воспитателя на основе диагностики"
Владение педагогическими диагностиками в воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы воспитателя на основе диагностики | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое диагностика? Это процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, не поддающиеся обнаружению в прямом непосредственном взаимодействии с человеком.
диагностика Скрининг – диагностика Дифференциальная диагностика Психолого-педагогическое изучение ребенка. Задачи психолого-педагогической диагностики: Ранее выявление нарушений развития у детей; Определение причин и характера нарушений; Определение оптимального педагогического маршрута ребенка; Выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка; Разработка индивидуальных программ развития и обучения.
Педагогическая д иагностика Э то способы тонкого исследования социально – психологических характеристик ребенка, скрытые в глубинах его личностной структуры, но выявляемые путем особых методик, организуемых как в контексте естественно протекающей жизнедеятельности , так и в лабораторных условиях. Педагогические диагностики констатируют в статистике характеристики исследуемых. Педагогу необходимо знать о ходе становления некоторых характеристик воспитанников, чем о самих характеристиках. Это позволяет корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.
В основу диагностики воспитательного процесса положено не сравнение изучаемого явления с какими – то общепринятыми нормами, а главным образом, сопоставление полученных результатов, характеризующих нынешнее и предыдущее состояние воспитательного процесса. Поэтому некоторые методики используются ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения наблюдать динамику развития и эффективность воспитательного процесса.
Диагностики педагога, в большинстве случаев, носят скрытый характер, чтобы дети не чувствовали себя объектом исследования. Поэтому они всегда принимают формы занимательные, интересные, лаконичные.
Педагогические диагностики составляют один из элементов воспитательной работы с детьми . Профессиональное владение педагогическими диагностиками выступает как непременный компонент профессионального мастерства педагога любого профиля. Но не увлекаться до абсурдности диагностикой. В силу своей предназначенности , рабочие диагностики должны быть мобильны, просты и доступны любому педагогу.
Рабочие диагностики – это система методик, применяемых педагогом в процессе его работы с детьми по социально-психологическому их развитию, вмонтированная в систему воспитания в качестве средства выявления, фиксирования и оценивания воспитательных результатов, а также как способ проверки эффективности реализуемой модели воспитательного процесса.
После проведенного диагностирования в практике воспитания выдвигается еще один профессиональный вопрос: а что делать после того, как некоторые характеристики выявлены и сообщают о плодотворности или бесплодности деятельности педагога с детьми?
Рассмотрим воспитанность как педагогическое понятие Воспитанность – результат воспитания, предназначенного подготовить ребенка к жизни в современном мире. Воспитанность – мера соответствия развитых социально – психологических образований. Говоря о воспитанности , подразумевают степень соответствия высоким требованиям культуры. Критерии оценки воспитанности:
Воспитание положительного отношения к наивысшим ценностям жизни- является общим критерием для развития каждого ребенка. Ценность – то, что значимо для жизни. Наивысшей ценностью является сам Человек . Природа как дом человечества и Общество как социальное условие существования человека на земле, а также сама Жизнь выступают ценностями второго порядка, обеспечивающими ценность Человека, Добро, Истина и Красота - характерологические ценности, определяющие основания человеческой жизни.
Прослеживание тенденции ценностных предпочтений от возраста к возрасту дает основание судить о качестве организованного воспитательного процесса. А зафиксированная графически, она позволяет судить о преобладании того или иного отношения к ценностям жизни.
Если кривая в конечном счете идет вверх, то несмотря на некоторые падения в отдельных случаях, можно говорить о позитивном изменении в отношениях детей. Если наблюдается снижение ценностных отношений , то следует признать неудачу.
Перечень используемых методик Направленность, методика цель исполнитель выход Диагностика психологических особенностей. / т.Айзенк, Леонгард/ Выявление и коррекция особенностей личности и черт личности психолог Занятия, тренинги, рекомендации Социометрия Изучение межличностных отношений, определение референтной группы психолог воспитатели Формирование плана работы, рекомендации Уровень воспитанности. Изучение коллектива и индивидуальных особенностей. Педагоги Формирование плана работы Адаптация . Карта Стотта. Выявление харак-тера адаптации/ дезадаптации ребенка Психолог, воспитатели Рекомендации, коррекционные занятия
Диагностика профессиональной направленности воспитанников.. Выявление уровня возможностей и профессиональных предпочтений. психолог Индивидуальная работа с воспитанниками, рекомендации Диагностика личностных отклонений. Выявление агрессивных, подверженных суициду воспитанников. психолог Рекомендации, тренинги Сформированность житейских умений и навыков . Выявление уровня сформированности житейских умений и навыков. социальный педагог Рекомендации. Оценка жизненных целей. Подготовка к жизни Социальный педагог Рекомендации.
Состояние здоровья воспитанников Мониторинг здоровья воспитанников Ст.медицинская сестра Подготовка карты Мониторинг успеваемости, посещаемости, занятости воспитанников Динамика успеваемости, посещаемости уроков , занятости, выявление детей группы риска Заместитель директора по УВР, соц.педагоги, психолог, воспитатели групп Работа с детьми Изучение социализированности детей. Выявление уровня социальной активности, соц.адаптированности Зам.директора по УВР, воспитатели групп Формирование плана работы Методика « Наши отношения» Выявление степени удовлетворенности детей различными сторонами жизни коллектива Воспитатели групп Формирование плана работы
Раскрывая веер педагогических диагностик : Любая диагностика фиксирует положение на данный миг жизни и , значит, не может служить основанием для создания личностной характеристики как нечто статичного и устойчивого. Но есть возможность с помощью последующих методик выявить и очертить тенденцию формирующегося отношения.
Наблюдение Ситуация поведенческого выбора Опросник Игра Сочинение Методики
Наблюдение это диагностика , осуществляемая педагогом в процессе реальной жизни, но не всегда объективная. в процессе наблюдения педагог слышит и видит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод.
Наблюдение за поведением детей в процессе подготовки и проведения мероприятия, когда можно фиксировать позицию каждого ребенка по определенным показателям. Сравнение данных наблюдения для различных ситуаций позволяет оценить эффективность педагогических средств, используемых при проведении мероприятий, и в целом эффективность формы воспитательной работы.
Так, например, после беседы о культуре поведения или обсуждения отношений в коллективе важно найти факты, подтверждающие положительные изменения в поведении и действиях детей, чтобы убедиться в полезности проведенного мероприятия. Если после завершения разговора по какой – либо теме дети продолжают обсуждать затронутую проблему , можно предположить, что проведенная беседа достигла в определенной мере своей цели.
Ситуация поведенческого выбора Наблюдения за детьми в естественном взаимодействии с ними и с миром вместе с детьми дают богатейший материал для характеристик процесса становления и развития личности. Но не все видит глаз педагога и не все слышит ухо. Поэтому педагог может прибегнуть к крайне простому внешне, но достаточно сложному по его последствиям, методу создания ситуации поведенческого выбора.
Как создаются такие ситуации? Отмечу методику « Кто хочет? » Методика « Акт добровольцев » « Альтернативный метод » Но неразумно использовать данную методику при низком уровне воспитанности детей или при отсутствии воспитанности как таковой.
Опросник обнаружение направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений, личных проблем жизни. Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам.
Например : « Что люблю – что ненавижу » « Мои социальные роли » « Знаю ли тех, кого знаю » « Кому хочу блага » « Как длится мой день »
Анкета Анкетирование – тот же опросник, но составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой – либо жизненной ценности. Анкету проводят чаще всего в конце какого – то пройденного совместного периода активной деятельности.
При составлении «срезовых анкет» особенно важно продумать возможность быстрой обработки. Цель анкет: определить, что и в какой мере является значимым для детей, влияет на их отношение к окружающему миру; изучить эффективность воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса.
Игра Игровые методики имеют богатый материал. Ведя игру, педагог наблюдает настоящий спектакль: он видит и слышит богатую палитру отношений, рождающихся, развивающихся, противоборствующих. - сюжетно-ролевые; - игры с правилами; - игры драматизации и др.
Сочинение предоставляет материал для выводов о социально-психологическом развитии ребенка. - Человек создан для счастья; - Мир без людей; - Однажды мне стало радостным; - Зачем мне телевизор книга, песня, друзья, семья; Богата диагностическим материалом форма сочинения АВТОБИОГРАФИЯ
Методика это когда ребенка ставят в ситуацию мысленного выбора, в ситуацию социально-психологической проблемы . Методика Ассоциативного теста ; Незавершенный рассказ; Прерванный диалог; Недописанный тезис; Ранжирование; Фантастический выбор;
Диспут; Коллективный анализ не только интересны и полезны, но и при правильной педагогической инструментовке дают объективную информацию о состоянии воспитательного процесса.
Осталось добавить следующее. Педагог со временем научается избирать адекватную методику диагностирования детей и создавать простые и точные диагностики, если он научается точно осмысливать, что именно его интересует как профессионала, какие отношения и какие стороны ценностных отношений необходимо выяснить в настоящий период возрастного развития детей, и – очень важно! Способны ли воспитанники в этот период воспринимать и реагировать на ситуацию диагностирования.
Необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность носила воспиты-вающий характер и способствовала решению педагогических задач .
«Кто не может сам исправиться, тот не может исправлять других» Сенека
Комментарии
Педагогические диагностики
Педагогические диагностики необходимые в работе воспитателя интернатного учреждения
Отличая информация!
Отличая информация!