Здоровый образ жизни и его составляющие - статья

Сницарева Нина Викторовна

О здоровом образе жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сницарева Нина Викторовна

ОГБОУ НПО ПУ № 6,  РФ, г. Зима

Здоровый образ жизни и его составляющие

«Люди должны осознать, что здоровый образ жизни —

это личный успех каждого»

 В.В. Путин

Сохранение и укрепление здоровья неразрывно связано с образом жизни.

Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Образ жизни - это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений

Образ жизни обусловлен социально-экономическими условиями, но во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим объясняется многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень, качество и стиль жизни. Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении потребностей человека. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека. Здоровье будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в значительной степени носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традициями и личностными наклонностями.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Здоровый образ жизни - это система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на конкретное выражение возможностей в достижении любой поставленной цели, это необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Одним из важнейших факторов являются образование и просвещение в их конкретном выражении, т.е. в системе гигиенических знаний, навыков и умений, направленных на сохранение и укрепление здоровья. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни. Образование тесно связано с воспитанием. Это долгий и трудный процесс педагогического воздействия на человека на всем протяжении роста и развития, становления его личности, воспитания характера.

По современным представлениям в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

  1. оптимальный двигательный режим;
  2. рациональное питание;
  3. психическая и эмоциональная устойчивость;
  4. отказ от вредных пристрастий;
  5. личная гигиена и соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  6. соблюдение режима труда и отдыха;
  7. грамотное экологическое поведение;
  8. культура сексуального поведения, межличностного общения;
  9. повышение уровня медицинской грамотности;
  10. закаливание, пребывание на свежем воздухе, тренировка иммунитета.

Здоровье во многом зависит от жизненных позиций и усилий человека, способного активно регулировать состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовать программы самосохранения, самоорганизации, саморазвития. Для этого нужны мотивация сохранения здоровья, культура знаний своего организма, понимание своих психофизиологических возможностей. Однако у большинства населения этих знаний недостаточно. Установка на здоровый образ жизни, а соответственно и на здоровье, формируется в результате определенного педагогического воздействия. Достижение высокого уровня здоровья проходит через ряд этапов: знания - убеждения - поведение - здоровье. Однако, знания о здоровье расходятся с истинным поколением человека. Поэтому должно сформироваться глубокое убеждение в необходимости такого поведения, которое способствует укреплению здоровья. Быть  здоровым должно быть внутренней потребностью человека.

Формирование устойчивой мотивации на здоровье следует осуществлять через содержание образовательных программ, в которых решаются следующие задачи:

  1. создание, поддержание и упрочение у детей мотивации здорового образа

жизни;

  1. включение в содержание образовательных программ информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;
  2. выбор форм, методов и средств учебного процесса в соответствии с психофизиологическими требованиями;
  3. формирование умений и навыков здорового образа жизни;
  4. создание благоприятной социально-культурной и образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности, формированию здоровья и здорового образа жизни.