ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рыбак Евгения Владимировна

Статья старая и написана мной практически «в донаучный период». Можно было бы забыть о ней, если бы случайно на одном из Башкирских (!) сайтов я не обнаружила,

  что автор этой статьи, оказывается, какая-то Выходцева Евгения! (Сначала была  совсем  другая фамилия). Поскольку я люблю справедливость, хочу расставить всё по своим местам. 

10.10.2011 23:56  я написала:

«Как же так, Евгения? Вы даже не изменили название моей статьи! и текст - практически тот же (Рыбак Е.В. Современные подходы к созданию здоровьесозидающего образования/ Информационно - методический журнал АОИППК РО "Северная Двина", Архангельск, 2001. - №3. - С. 20-24.) Только фамилия - Ваша! На что Вы рассчитывали? Нехорошо! Пожалуйста, либо уберите статью, либо, сделайте соответствующую ссылку!»

Однако «мастера плагиата» посчитали, что можно ничего не менять. (нет, фамилию ещё раз изменили). А ведь даже в тексте статьи есть информация обо мне, поскольку я предметно занималась этой темой в конце 90-х годов вместе с Валентиной Михайловной Кузнецовой (Мурманск), Михаилом Львовичем Лазаревым (Москва), Еленой Ивановной Касаткиной (Вологда). Сколько совместных семинаров провели мы тогда в Архангельске, Мурманске, Вологде! И коллеги из указанных мною в статье учреждений могут подтвердить это (если, конечно, они продолжают работать). Кстати, с Михаилом Львовичем мы по-прежнему поддерживаем дружеские отношения, переписываемся в Инете. (Он, конечно, внёс огромный вклад в развитие здоровьесозидающего образования!)

 

 Сегодня, я многое бы поменяла в этой статье. Но, "что написано пером..." - материал опубликован. (Можно,  в конце-концов, дать критическую оценку, посмотреть с высоты "нынешнего положения вещей").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_zhurnala_severnaya_dvina.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Опубликовано:

Рыбак Е.В. Современные подходы к созданию здоровьесозидающего образования/ Информационно - методический журнал АОИППК РО «Северная Двина», Архангельск, 2001. - №3. - С. 20-24.

 

В процессе исторического развития неоднократно принимались попытки создания науки о здоровье, здоровом образе жизни. Работы И.И. Мечникова, П.Ф. Лесгафта, Н.А. Семашко свидетельствуют о том, насколько прочный фундамент этой науки был заложен в нашей стране. И все же здание ее долгое время оставалось недостроенным. Проблема в том, что для большинства людей понятие “здоровье” ассоциируется с терминами “медицина” и “здравоохранение”, несмотря на то, что еще Гиппократ провозгласил формулу: “Здоровый образ жизни – это недопущение болезней!”. Термин “Здоровье” до сих пор остается абстрактным понятием, даже если учесть, что различными специалистами предложено множество определений.

Одно из направлений интегративной науки о здоровье определяется современными учеными как валеологическое (здоровьесозидающее) образование – система, обеспечивающая разностороннее развитие, оптимальную деятельность, социальную адаптацию, самоактуализацию, увеличение резервов здоровья и достижение активного долголетия человека. По мнению профессора В.В.Колбанова валеологическое образование в России, в отличие от западноевропейского и американского типов, имеющих узко профилактическую направленность, базируется на национальных приоритетах, традициях и нравственных ценностях, активной здравотворческой стратегии. Исходя из этой стратегии, можно выделить несколько подходов к становлению и развитию здоровьесозидающего образования в нашей стране.

Во-первых, речь идет о разработке критериев индивидуального, общественного (национального) здоровья, здорового образа жизни, методах диагностики, самодиагностики и прогнозирования здоровья в образовании. Мотивация здоровья -–непреложное условие его достижения. К сожалению, по данным проса, проведенного нами среди педагогов Архангельской области, свыше 50% опрошенных до проведения самодиагностики здоровья не осознавали всей важности собственной ответственности за свое здоровье: многие педагоги курят, почти не занимаются физической культурой (за исключением специалистов), имеют слабое представление о своих двигательных качествах и о роли их развития и натренированности для здоровья, не следят за питанием, совсем не закаляются, не владеют даже элементарными практическими методами саморегуляции. В этой связи предстоит серьезная трансформация отношения учителя к своему здоровью: придется научиться относиться к себе и к своему здоровью как к ценности.

Идея создания системы здоровьесозидающего образования возникла не на пустом месте. Решение проблем здоровья только медицинскими методами оказалось невозможным. Потребовался принципиально новый взгляд на проблему, связанный с серьезной трансформацией научных представлений о здоровье, здоровом образе жизни, ценностных ориентации личности.

По данным Г.Л. Апанасенко валеология – это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а так же коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.

Предмет исследования валеологии: индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими.

Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья.

Теоретические основы: 1. Валеология рассматривает индивидуальное здоровье как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями. 2. Между состояние здоровья и состоянием болезни выделяются переходные состояния, характеристика которых определяется соотношением здоровья и болезни. 3. Здоровье рассматривается как более широкая категория по сравнению с болезнью. Предболезнь и болезнь – частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются дефекты. 4. Уровень структурной организации, исследуемый в валеологии – преимущественно организменный, подход – холистический (целостный).

Основные задачи валеологии: 1. Разработка и реализация представлений о сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования. 2. На основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения. 3. Формирование “психологии здоровья”. 4. Разработка методологии и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья. 5. Обеспечение первичной и вторичной профилактики заболеваний путем повышения уровня здоровья. 6. Разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье.

Методы валеологии: диагностика уровня здоровья, прогнозирование и управление здоровьем индивида.

По данным В.В.Колбанова (1998г.).в разработке концептуальных основ валеологии как науки в настоящее время имеются следующие достижения:

 накоплены материалы исследований, позволяющие утверждать, что количество и качество здоровья можно измерить и оценить;

 установлено, что резервы здоровья не безграничны, но у большинства людей они недостаточно мобилизуются в детстве, не раскрываются в зрелом возрасте, вследствие чего легко угасают в старости;

 определена современная стратегия перехода от общественной здравоохранительной к индивидуальной здравосозидательной деятельности (через систему образования);

 признано, что повышение уровня здоровья связано во многом с увеличением потенциала здоровья за счет осознанного отношения к образу жизни;

 предприняты попытки разработки критериев и методов оценки соматического статуса людей разных возрастов;

 создается методическая база диагностики и прогнозирования функциональных состояний и резервных возможностей организма;

 разрабатывается система непрерывного валеологического образования.

Развивается теория валеологии и совершенствуется ее изучение в Российских вузах. Так, в Саратовском Государственном университете предпринята попытка разработать теоретические основы валеологии семьи, общества, нации (В.В.Чебан., Н.В. Тимушкина и др.)

Разработана целостная модель здоровья (О.Л.Трещева, Сибирская Государственная академия.) включающая в себя:

 психический компонент, определяющий уровень развития психических процессов, характером проявления и степенью регуляции эмоционально-волевой сферы;

 физический компонент, характеризующийся уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей;

 социальный компонент, обусловленный степенью социальной адаптации человека в обществе и наличием здоровьесозидательной активности в социуме;

 духовный компонент, определяющий уровень личностного развития, базирующийся на целях и ценностях личности, его отношении к себе, обществу, природе.

Второй подход – это профессиональная подготовка учителя здоровья, разработка квалификационных требований, предъявляемых к учителю и любому педагогу с позиции здоровьесозидающего образования.

В настоящее время разработана модель организационно-управленческой деятельности по формированию и функционированию системы валеологического образования (А.Г.Обоскалов, г.Челябинск), включающая в себя:

 цель – обеспечение возможности для всех участников образовательного процесса получения знаний в области здоровья;

 уровень управления – определение компетенции органов управления;

 содержание деятельности – управление, координация, практическая реализация;

 взаимосвязь – на различных уровнях системы;

 критерии эффективности – разработки примерных (ожидаемых) результатов.

Успешно реализуется созданная в Государственном Университете педагогического мастерства г.С.-Петербурга программа эколого-валеологической подготовки школьных команд учителей для создания экологической среды в образовательном учреждении, выстроенная на концепции взаимодействия экологической (С.В.Алексеев) и валеологической (В.В.Колбанов) подготовки педагога.

В нашем регионе вопрос требует немедленной проработки, так как по данным опроса слушателей курсов повышения квалификации, в некоторых школах области предмет “валеология” вдут учителя, не прошедшие даже курсовой подготовки, а в некоторых дошкольных учреждениях вообще не знают о программах формирования здоровья детей.

Третий подход связан о разработкой здравотворящих педагогических технологий как залога здоровья и работоспособности и педагога, и ребенка.

B Северо-Западном регионе уже ищется позитивный опыт создания обновленных условий в детский садах, с применением эффективных оздоровительных технологии. Например, в рамках межрегионального эксперимента под общим названием: “Здравствуй” на Севере”, в котором участвуют ДОУ Архангельской, Мурманской, Вологодской областей (соруководители эксперимента Кузнецова В.М., Касаткина Е.И., Рыбак Е.В.).Ведется экспериментальная и исследовательская работа по внедрению программы формирования здоровья М.Л.Лазарева “Здравствуй”. В детских садах № 13, № 154, 96, №147 г.Архангельска, № 69,№ 57 г.Северодвинска, № 15 г.Апатиты,№ 5 г.Мончегорска, №5 г.Кировска, №10, “Улыбка” г.Няндомы, во многих ДОУ г. Мурманска ( № 110, №127, №139, №57, №27 и др.) получены обнадеживающие результаты:

 значительно снизились показатели заболеваемости;

 создан благоприятный микроклимат в детских коллективах и педагогически коллективах;

 повысился интерес детей, сотрудников и родителей к здоровому образу жизни;

 везде ведутся “Дневники здоровья”, в которых дети сами отмечают свои достижения, создают образы “Страны Здоровья”, учителей здоровья, отмечают своё настроение, рисуют полезные и вредные для здоровья предметы;

 практически все педагоги за счет включения в систему саморазвития и самопознания повысили уровень своего профессионального мастерства, многие поступили в высшие учебные заведения, защитились на высшую и первую категории, организуют творческие группы и клубы “Здоровья”;

 в некоторых садах (№15 г.Кировска) созданы группы Юных учителей здоровья, в которых участвуют дети подготовительной группы: обучают навыкам здорового образа жизни малышей и даже выступают перед школьниками с обучающей программой;

 в нескольких ДОУ (№ 15 г.Апатиты, №5 г.Мончегорска) созданы комнаты Здоровья, где дошкольники могут отдохнуть, самостоятельно проверить некоторые показатели своего здоровья: пульс, силу, реакцию, частоту дыхания и т.п., позаниматься у Стенки здоровья, нарисовать что-то или выполнить задание в своих дневниках здоровья;

 интересе опыт возникновения в детских садах “Театра Здоровья”, где дети сами придумывают спектакли на темы здоровья, а потом показывают их родителям ( ДОУ №5 г.Мончегорска);

 богаты материал накоплен для создания предметной развивающей среды: дидактические игры, куклы-учителя здоровья, альбомы, книги, журналы, атрибутика для проведения оздоровительных мероприятий;

 возникают родительские объединения, клубы “Здорового образа жизни”.

Хочется выразить большую благодарность педагогам-энтузиастам, которые несмотря на объективные трудности сумели продемонстрировать удивительную прозорливость, творчество, а главное – результаты, которые не могут не радовать.

Четвертый подход обусловлен созданием валеологической службы (службы здоровья) образовательного учреждения и системы образования в целом. Сегодня детскому саду и школе нужны не простые уроки здоровья, оздоровительные мероприятия различного уровня. Должна быть в каждом ОУ стройная система сохранения, укрепления и формирования здоровья, включающая:

 мониторинг здоровья;

 непрерывное повышение качества образования в области здоровья всех субъектов образовательного процесса, включая родителей; обслуживающий персонал, а особенно – административный корпус;

 организацию развивающей, здоровьесозидающей образовательной среды (психологического микроклимата, предметного мира, мира общения, отношений, игровой, образно-художественной, речевой, музыкальной, информационной);

 программы немекаментозного оздоровления детей, педагогов, родителей;

 использование высоких технологий, компьютерной базы в практике планирования работы и прогнозирования результатов на основе системного анализа данных о психологическом, физическом, социальном и духовно-нравственном здоровье детей и взрослых;

 выработку Кодекса Здоровья для каждого ОУ и жизнь по этому Закону.

Согласно концепции валеологической поддержки учащихся и учителей (В.И.Сыренский, С.-Петербург), важнейшей задачей здоровьеобразования является духовное, интеллектуальное и физическое самосовершенствование личности. Система валеологической поддержки (“С”) включает в себя семь функциональных блоков:

1. “Установка” – призван ознакомить человека с возможностями системы “С”.

2. “Постановка личной цели” – направлен на воспитание гражданина-гуманиста, созидающего здоровье, побеждающего недостатки.

3. “Обследование” – определяет нервно-психический статус личности и ее особенности.

4. “Выбор программы действия” включает в себя коррекционные, профилактические, реабилитационные и др. мероприятия.

5. “Направление образовательной деятельности” - предусматривает теоретическую и практическую подготовку и усвоение здоровьесозидающих технологий.

6. “Совершенствование” - охватывает все системы жизнедеятельности.

7. “Оценка степени освоения системы “С” – констатирует способность педагога передать свои знания и умения другим людям.

В Педуниверситете Ростова-на-Дону разработана программа медико-педагогического всеобуча для родителей как часть учебной валеологической программы, исходящая из следующих позиций:

 семья есть естественная экологическая система выращивания здорового человека;

 человек живет и развивается уже до рождения;

 необходимо строго учитывать сенситивные и критические периоды восходящего онтогенеза человека;

 к материнству и отцовству человека необходимо готовить;

 основными факторами строительства здоровья в семье являются движение, питание и закаливание;

 залог успеха – сотрудничество семьи и образовательного учреждения в решении проблем здоровья.

Научно обоснована на сегодняшний день концепция использования искусствотерапии в образовании (Л.В.Андреева, М.Л.Лазарев, Е.В.Квятковский и др.), Основополагающим в ней является понятие синкретизма, которое раскрывает первоначальную слитность элементов (свет, цвет, звук, ритм), которые невозможно рассматривать отдельно от внутренней гармонии человека как системы. Решение проблемы “искусство-здоровье” в валеологическом образовании возможно через активизацию синкретического потенциала искусства. Именно через искусство возможно возрождение традиций духовно-нравственного воспитания и, как итога, - здоровья поколения.

27-28 апреля 2000 года в Архангельске на базе санаторной школы-интерната №1 (Директор Смекалова А.И.) – семинар по координации деятельности всех структурных подразделений региона, в чью компетенцию входит решение проблем образования и здоровья. В работе семинара принимали участие представители других территорий. Был представлен вопрос о создании Координационного Совета по выработке регионального нормативного (юридического) и организационного здоровьесозидающего образования, решению вопросов профессиональной подготовки учителей здоровья.

Уже в 2001 году Координационный Совет приступил к работе. Таким образом в нашем регионе созданы предпосылки для создания системы здоровьесозидающего образования.

Безусловно, без государственной поддержки, без укрепления материально-технической базы, решения социально-экономических проблем усилия многих людей могут быть минимизированы. Но, вооружившись лозунгом: “Никто не позаботится о нас лучше, чем мы сами”, будем жить, работать и надеяться на лучшее.