ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС 3 ПОКОЛЕНИЯ
Любое действие преподавателя в учебном процессе осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с обучающими и другими людьми, оно всегда включает коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие студентами, также называют коммуникативными действиями. Между тем, формирование различных аспектов коммуникативной компетентности входит в требования ФГОС 3 поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС 3 ПОКОЛЕНИЯ
Любое действие преподавателя в учебном процессе осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с обучающими и другими людьми, оно всегда включает коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие студентами, также называют коммуникативными действиями.
Коммуникативные способности у студентов в настоящее время развиты в ограниченной мере, они не владеют грамотной разговорной речью, многие не умеют работать с информацией, не могут публично доносить её до слушателей. Поэтому от «коммуникативной культуры» преподавателя зависит очень многое в процессе обучения и воспитания.
Между тем, формирование различных аспектов коммуникативной компетентности входит в требования ФГОС 3 поколения. В частности, для направлений подготовки 110800 и 140400 указаны следующие общекультурные компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «Химия»:
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (OK-12).
Эти компетенции формируются не только в процессе обучения, но и в процессе общения с преподавателем, группой внутри и вне стен вуза.
Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов - письменная коммуникация, устное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация. В каждом из этих направлений возможно самосовершенствование студента от начального уровня владения навыками общения до более высоких ступеней сформированности навыка и умения взаимодействовать с людьми. Педагог призван здесь помочь обучающемуся, побуждая его «подниматься» на все более высокие ступени коммуникативности.
В плане письменной коммуникации от начальных умений подавать свою мысль в форме стандартных простых структур можно научить студентов создавать письменные документы, содержащие аргументацию за или против предъявленной для обсуждения позиции.
Публичное выступление предполагает соблюдение норм публичной речи и регламента. Если студент умеет подготовить план выступления на основе заданных целей, может выделять смысловые блоки в своем выступлении паузами, то он владеет данной компетенцией на начальном уровне. Определять содержание и жанр в соответствии с целевой аудиторией, применять в своей речи логические или риторические приемы, поддерживать «обратную связь» с аудиторией адекватными методами студент может научиться у грамотного в этом отношении преподавателя. Если педагог предоставит обучающемуся возможность многократных выступлений и поучаствует в их анализе, студент сможет овладеть навыками публичной речи на более высоком уровне.
Диалог и дискуссия требуют не только определенных знаний по предложенному для обсуждения вопросу. Здесь важно придерживаться формата и не забывать о цели диалога. Следить за основной мыслью, определять причинно-следственные связи способен любой контролирующий себя человек. А высказывать свое мнение в корректной форме, запрашивать мнение партнера и поддерживать диалог, устраняя коммуникационные «разрывы». можно и нужно научиться. И сделать это необходимо именно в рамках высшей школы. Молодой специалист не может, как правило, похвастаться опытом работы или умением грамотно реагировать в нестандартных ситуациях. Но в наших силах научить его аргументированно и корректно предъявлять своё мнение и участвовать в обсуждении рабочих проблем коллектива. Такое поведение существенно «увеличит вес» вчерашнего выпускника среди новых коллег.
Продуктивная групповая коммуникация, как правило, приветствуется на лабораторных и практических занятиях. В этой области можно широко экспериментировать. Конечная цель работы группы — дать ответ или выполнить действие в соответствии с заданием для групповой работы. Но как наладить работу внутри группы? Каков оптимальный размер группы? Все ли участники одинаково будут вовлечены в процесс создания ответа? Или треть студентов, наиболее активных и знающих, выполнит 90% всей работы, приучая остальные две трети пассивно отсиживаться и пользоваться плодами чужого труда? Большая ответственность здесь лежит на педагоге, не только выдающем задание для работы, но и контролирующем всю процедуру группового обсуждения. Важно добиться, чтобы студенты разъясняли свою идею, предлагая её, или аргументировали своё отношение к идеям других членов группы. Следует также обратить внимание учащихся на необходимость фиксировать промежуточные результаты. Если группа не смогла добиться результата, обязательно нужно проанализировать причины этого [1,3].
Таким образом, развитию коммуникативной компетентности необходимо уделять время в процессе преподавания любых дисциплин в высшей школе. В этих условиях интересным, на наш взгляд, является использование нетрадиционных методик преподавания, в которых усилена коммуникативная составляющая. Такие методы преподавания требуют от педагога дополнительных усилий, а именно коммуникативной компетентности. Основными принципами коммуникативной методики являются:
-активное участие слушателей в процессе обучения;
-поощрение совместной работы слушателей;
-слушатели выражают свое мнение, чувства и делятся опытом.
Роль преподавателя различна на каждом этапе в зависимости от задач (носитель информации, наблюдатель, консультант).
Если на лабораторных занятиях и семинарах организовать подобное общение несложно не нарушая логики самого занятия, то в организацию лекций и самостоятельной работы приходится вносить коррективы.
Коммуникативный метод проведения лекционных занятий принципиально отличается от традиционного метода тем, что лекционные занятия проводятся преподавателем в форме живого общения с аудиторией, сценарий которого имеется у студентов в виде готового конспекта лекции. Такой конспект, содержащий изучаемый материал, раздается студентам ведущим преподавателем заранее, до начала занятий в электронном виде или на бумажном носителе (твердая копия). При такой методике проведения занятий студенты с помощью преподавателя первоначально знакомятся по уже имеющемуся у них конспекту лекции с изучаемым материалом в определенном преподавателем объеме. Затем начинается его немедленное освоение в форме вопросов и ответов[2].
Мы опробовали лекцию-интервью как разновидность этого типа лекционных занятий при преподавании тем «Электролиз» и «Коррозия» студентам электроэнергетического факультета в 2012-2013 уч. году. Изучение обеих тем на лабораторных занятиях идёт в опережающем лекции темпе. В СДО «Прометей» (www.sdo.volgau.com) находятся требования для подготовки к лабораторным занятиям. Конспект лекций также выложен в СДО в составе общего «Лекционного курса по химии» (автор- доцент Г.А. Вершинина). Само построение презентационного материала при чтении лекции предлагает аудитории сначала вопросы на активизацию имеющихся у них знаний, а затем побуждает их самих задавать вопросы. На этом этапе лектор выступает в роли консультанта. Заключение по теме проводится в виде блиц-опроса по изложенному материалу. Аудитория сама формулирует выводы, преподаватель выступает здесь в роли наблюдателя.
Реализуя этот подход, мы столкнулись с определёнными трудностями. Так как коммуникативные способности у студентов в настоящее время развиты в ограниченной мере, они не владеют грамотной разговорной речью, то многие не умеют работать с информацией, и не могут публично доносить её до слушателей. Некоторые студенты неправильно определяют для себя область изучения проблемы. Поэтому в целом занятие без строго контроля состояния аудитории может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собственном ошибочном мнении , а не попытаться понять или изменить его. Сложно также каждого студента вовлечь в обмен мнениями. Связано это с недостатком времени, даже если группа малочисленна. Опыт показал также, что студент стремится вникнуть только в свою подготовленную часть вопроса. Все эти ситуации можно постараться поправить или скомпенсировать.
Преподавание коммуникативным методом учебных дисциплин в университете требует от преподавателя дополнительных больших социально – психологических затрат.
Самостоятельная работа включает не индивидуальное задание, а проекты, рассчитанные на работу малых групп, по заранее предложенным темам. Используя только оборудование и материалы кафедры, студенты ставят опыт и снимают на любительскую камеру. Затем видеоролик монтируется. Эти мини-мильмы (в I семестре 2012-2013 уч. года студентами подготовлено 10 роликов) с наложенным звуком и смысловыми комментариями помещаются в систему СДО. Среди таких работ начинается конкурс и в конце семестра сюжет, получивший максимальное число проголосовавших, выигрывает, а создатели-студенты поощряются определенным числом баллов.
Съёмка мини-сюжета требует слаженной работы трех- четырех человек. Но входя в «рабочую группу», подписывая «авторский договор» на передачу прав, первокурсники научаются нести ответственность вместе с товарищами, планировать не только свою, но и совместную работу.
В целом, применение коммуникативных методик повышает интерес к изучению предмета и способствует формированию коммуникативного потенциала у студентов. Подготовка будущих специалистов в этой области не может быть обеспечена лишь традиционными методами, ориентированными на усвоение определенной суммы академических знаний. Необходимо использование таких методов, которые способствуют развитию рефлексивных знаний и умений, несмотря на то, что преподавание коммуникативным методом учебных дисциплин в университете требует от преподавателя дополнительных больших социально – психологических затрат.