АКСИКРЕАЦИЯ И ДУХОВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МОЛОДЁЖИ
В статье рассматриваются ценности современного профессионального социального образования. К важнейшим ценностям автор относит духовную коммуникацию. Предложен аксикреативный подход в социальном образовании. Представлена социально-педагогическая модель «духовной коммуникации».
Полностью статья опубликована: Рыбак Е.В. Духовная коммуникация как аксикреативная составляющая социального образования молодёжи // Вестник Тверского университета. - №16.- 2011. – С. 117-123.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aksikreaciya_i_duhovnaya_kommunikaciya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 316.77
ББК 74. 6
Р 93
Рыбак Евгения Владимировна
АКСИКРЕАЦИЯ И ДУХОВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МОЛОДЁЖИ
Помня о пророчестве великого русского философа Ивана Ильина о том, что в России «…омрачение пройдёт, и духовные силы воскреснут», [3, 5] мы верим, что социальная жизнь в нашей стране носила, носит, и будет носить, преимущественно духовный характер.
Несмотря на то, что в современном обществе исследователи всё чаще бьют тревогу и говорят об угрозах экстремизма, терроризма, преступности, заболеваемости и т.п. в молодёжной среде. (Луков В.А., 2002; Левикова С.И., 2004; Ю.А.Зубок, В.И.Чупров, 2008; Бокша, Е. А., 2008;Калягин Н.В., 2009; Староверова И.В.,2009 и мн.др.), мы верим, что в двадцать первом веке, наряду с проблемами и «вызовами», молодые люди приобретают и возможности в усвоении совершенно новых универсалий культуры и духовных ценностей. Создаваемые в условиях нового духовного производства идеи и технологии позволяют молодёжи интенсивно развиваться. (Выборнова В.В., 2006; Ховрин А.Ю., 2007; Пак Л.Г., 2008; Гладилина И.П., 2009; Липатова М.Е., 2009)
Особая роль в воспроизводстве духовной культуры принадлежит социальному образованию молодёжи. По мнению В. Н. Ярской именно социальное образование «является знаковым для эпохи нынешних трансформаций и отражает все ее трудности и достижения», в нем «заложены параметры инновационной демократической модели в терминах принципов постнеклассического образовательного пространства». [12; 30].
Р.Б. Квеско определяет социальное образование как систему воспроизводства обществом своей сущности, выраженной и в интеллектуальном и социально-гуманитарном потенциале личности, гуманистической сущности человека и общества. Для расширения интеллектуального социально – образовательного пространства, формирования механизма творчества, развития эвристической поисковой социальной деятельности необходимо воспитание свойства человека, выходящих за пределы инструментального мышления пассивного обучения, а именно: воображения, рефлексии, ценностно-личностных ориентаций, активной социальной дееспособности. [6;62-63].
В.И. Жуков утверждает, что в самом общем виде социальное образование является ответом на бурный рост знаний, резкое усиление теоретических, системных, прогнозных доминант в теории познания. [2;5].
На наш взгляд, к относительно «новому» социальному знанию относится знание о природе духовной коммуникации как категории современной жизни. Воспроизводство духовной культуры, проявляется в частности, в реализации тех типов коммуникаций, которые являются результатом уникального опыта поколения третьего тысячелетия, включающего не просто усвоение социальных норм и ролей, но и их творческое, ценностное преобразование. Такое преобразование может быть связано не только с возрождением идей христианства, других религиозных, духовных и социально-философских учений, обращением к проблематике духовности средств массовой информации, сменой идеологической парадигмы в государстве в целом, но и с развитием современной социально-педагогической науки. Более того, оно обеспечено особым характером педагогического воздействия в системе социального образования. Тип подобных воздействий может определяться в педагогической науке категорией «аксикреациия», что означает «процесс порождения, «выращивания» у человека или группы людей новых или «регенерации» и принятия переосмысленных в своём личностно-индивидуальном значении социальных и других ценностей». [11; 9-10]
Наши исследования, в целом, посвящены осмыслению аксикреативного потенциала социального образования молодой семьи, молодёжи проживающей в северных территориях, где исконно сохранялось, трепетно сберегалось и преумножалось духовное наследие русского народа.
В профессиональном социальном образовании аксикреативная направленность обусловлена спецификой данной сферы. В Программах обучения бакалавров и магистров социальной работы, предусмотрено не только усвоение основ социальных знаний, развитие социальной компетентности личности (психологической, педагогической, коммуникативной, институциональной и т.п.), но предложены курсы по истории социального служения; изучается роль церкви, духовных лидеров в развитии социальной жизни. Система социальной помощи людям рассматривается в историческом контексте с позиции духовных ценностей. Значительное внимание уделяется вопросам семьеведения, социальной защиты семьи и детства, изучению семейного права;
В системе образования интерес исследователей к проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающих поколений действительно усиливается (Кучерова О.Е., 2000; Мануйлов Б.Б., 2001; Нестеренко А.В., 2001; Князева Н.И., 2002; Козлов Ф.М., 2007; Горбачёва Д.А., Т.Э. Мангер, 2008; 2009; Акутина С.П., 2010). Во многом эти процессы связаны с осмыслением обществом и государством молодёжи не только как социально-демографической группы, но и как духовно-творческой и социально-политической силы. Анализируя данные исследований в духовно-нравственной сфере, мы вспомнили высказывание Ивана Ильина о том, что на «испытания и потрясения народы отвечают возвращением к своей духовной субстанции, восстановлением своего духовного акта, новым расцветом своих сил». [4;10]
Изучение аксикреативных основ и потенциальных возможностей социального образования, таких как духовная коммуникация, преемственность, социальная компетентность, творчество, сотворчество в молодёжной среде, по нашему мнению, может быть показательным для возрождения этой «внутренней жизни» государства и общества. В целом наши исследования носят комплексный и синергетический характер; в них задействовано множество субъектов социально-педагогической и социокультурной деятельности; использованы количественные, качественные, статистические методы. В данной статье мы хотели бы рассмотреть аксикреативный потенциал коммуникации (духовный уровень), формирующийся у молодых людей в системе социального образования, в котором в силу специфики преобладает личностно ориентированное педагогическое общение.
К понятию «духовая коммуникация» обращаются философы (М.М. Бахтин, А. Гжегорчик, М.С. Каган, К. Ясперс); психологи (В. И. Кабрин, И. П. Мирошник, Е.В. Гаврилин), психотерапевты (Б.Д. Карвасарский), социологи (Субочев М.В., 2009) и представители различных духовных учений. Т.е. оно может быть рассмотрено как в философском, светском, так и в религиозном контексте.
Важным для нас является то обстоятельство, что практически всеми исследователями духовная коммуникация трактуется как общечеловеческая ценность. Так, М.С. Каган утверждает, что в рамках субъект - субъектного «взаимодействия сознаний» возможно собственно духовное общение, в котором возникает общность ценностей для достижения целей: общения ради общения, в котором происходит достижение духовной общности людей; приобщение к ценностям инициатора общения; приобщение самого «инициатора» к ценностям партнёра. [4; 285- 310]
В конце ХХ века В.И. Кабриным, при исследовании психосемантического пространства личности, было выявлено четыре иерархических уровня структуры человеческой коммуникабельности. [5; 3-24] Эта теоретическая модель много лет была успешно использована нами при разработке и апробации программ коммуникативного развития детей дошкольного возраста [8] и в многолетней социально-педагогической работе с детско-родительской группой [9];[10].
Позднее В.И. Кабрин усовершенствовал модель и описал уровни общения следующим образом: импульсивное, нормативное, ролевое проблемное и духовное общение. Духовная коммуникация здесь трактуется как общение, в котором «партнёры стараются поддерживать и развивать друг в друге общие духовные ценности, вкусы и чувства – солидарность, понимание, доверие, любовь, красоту, истину и т.п.» [6;С. 88-89]. Таким образом, было дано наукоёмкое определение исследуемого нами понятия, которое может быть использовано как рабочее в системе социального образования.
Одним из значимых для изучения духовной коммуникации направлений в исследованиях является изучение компетентности в общении. Основоположником компетентностного подхода принято считать Дж. Равенна. В дальнейшем идеи компетентности интенсивно развивались (Р. Кениг, Р. Хинч, У. Пфингстен, Р. Уайт, И.Д. Фрумин, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Л.И. Берестова, А.В. Хуторской, В.А. Болотов, В.В. Сериков и другие). Особое внимание исследователей направлено на изучение функций и структуры коммуникативной компетентности (В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша и др.).
Важным для нашего исследования является утверждение исследователей о том, что коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной (форме) сфере; опыт восприятия искусства. Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. [1; 16] В целом, именно социальное образование создаёт подходящие условия для получения такого опыта.
В статье приведём некоторые данные исследований, в которых ставилась задача выявить представления о духовной коммуникации у молодых людей, получающих профессиональное социальное образование (252 респондента) По итогам кластерного анализа данных мы определили состав кластеров («групп», уровней) духовной коммуникации.
В первую группу вошли определения, включающие в себя «обращение к своему внутреннему миру, духовное самопознание». Несмотря на не значительное количество, эти ответы поражают своей глубиной, своеобразием и богатством языковых оттенков. Общий смысл ответов в этой группе: «духовная коммуникация - это способность человека глубоко и тонко понимать и принимать себя, свой внутренний мир, проникать в него; чувствовать духовные вибрации…это сопереживающее высокое общение с готовностью принять и себя и другого человека таким, каков он есть».
Вторая группа, в которой были представлены наиболее распространенные ответы, продемонстрировала понимание духовной коммуникации как «общения между (двумя) любящими, принимающими и понимающими друг друга людьми». Возможно, приоритет любви в этих ответах обусловлен тем, что возраст респондентов близок по времени возрасту первого – сильного и непознанного чувства. Молодым людям характерна влюблённость в целом.
В третьей группе духовная коммуникация связана с «общением в группе близких по духу и родных людей», что очень близко к контексту определений второй группы, однако выходит за рамки межличностного общения. Это скорее «коллективное общение», если рассматривать коллектив как высшую форму малой группы. Таким образом, большая часть респондентов, не вкладывает в понятие религиозного смысла, а трактует его как высокий уровень межличностной и групповой коммуникации.
В последнюю группу вошли мнения о том, что суть духовной коммуникации составляет «общение с Богом», «Природой», «Миром», и где, в той или иной степени были дополнительно представлены и предыдущие варианты определений. Необходимо уточнить, что ни один из ответов, не содержал намёка на общение в социальных сетях, Интернет или по телефону, т.е. «духовную коммуникацию» респонденты однозначно не связывают с использованием технических средств.
Полученные в результате кластерного анализа данные мы условно распределили по уровням, в результате чего, получилась достаточно ёмкая модель представлений о «духовной коммуникации» у молодых людей, получающих и получивших профессиональное социальное образование, которая имеет выраженную структуру и включает в себя:
1. На микроуровне - общение со своим внутренним миром: «Я – Я».
2. На мезоуровне - общение с другим (любимым) человеком: « Я – Он (Она)».
3. На макроуровне - общение с группой близких по духу людей: « Я – Они».
4. На метауровне - общение с Миром, Природой и Богом: «Я – Мир»; «Я – Природа»; « Я – Бог».
Нам представляется, что подобное видение сути духовной коммуникации, несмотря на довольно простой способ её выявления, может иметь место при дальнейшей разработке категории «духовная коммуникация» в социальной педагогике (хотя бы в контексте критического анализа) и понимания её как социальной ценности. На наш взгляд, данные исследований косвенно свидетельствуют об определённой динамике в формировании духовной жизни общества, подтверждают идею современных социологов о “парадигмальном сдвиге» в социальных науках (П. Штомпка, 2008) и убеждённость В. Н. Ярской в особой Миссии социального образования в России. [12]
Мы надеемся, что комплексные исследования концептов «аксикреация» и «духовная коммуникация», в ближайшем будущем выявят те ценностные основания и потенциалы социального образования молодёжи, которые стабилизируют современное общество рисков и угроз, и которые так важно сберечь и сохранить для будущих поколений.
Библиографический список.
- Вердерберг Р., Вердерберг К. Психология общения [Текст] – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - С.16.
- Жуков В.И. Социальное образование: взгляд в будущее [Текст] // Ученые записки. – 2000. - №1. – С. 5-11.
- Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения [Текст] / И.А. Ильин.- М.: Эксмо, 2006. – 912 с.
- Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. – М. Политиздат, 1988. – 319 с.
- Кабрин В.И. Коммуникативный подход в психологии и многомерная метрическая модель общения [Текст] // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. - Томск, 1982. -С. 75-99.
- Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транс - коммуникативный потенциал жизни личности: теории, методы, исследования [Текст] – М.: Смысл, 2005. - 248 с.
- Квеско Р.Б. Специфика социального образования [Текст] // Ученые записки. – 1999. - №1. – С. 62-66.
- Рыбак Е. В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников[Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Архангельск, 2001. 158 c.
- Рыбак Е. В. Социальное образование молодой семьи. В помощь специалисту по работе с семьёй [Текст] / Рыбак Е.В., Телицына Ю.В., Безбородова Е.С. – Архангельск: ПРЕСС – ПРИНТ, 2007. – 120 с.
- Рыбак Е.В. Основы семейной коммуникации: социально-педагогическая работа с детско-родительской группой [Текст] / Евгения Рыбак. – Архангельск: Изд-во «КИРА», 2007. -110 с.
- Софронов М.В. Китайский язык и китайское общество [Текст]. – М: Наука, 1979.- С. 9-10.
- Ярская В. Н. Миссия социального образования [Текст] // Ученые записки Российского государственного социального университета. М.: РГСУ, - 2007. - С. 28-36.