СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Рыбак Евгения Владимировна

Организация самостоятельной творческой деятельности моих учеников, студентов  - пожалуй, оно из самых увлекательных и любимых моих профессиональных  "деяний"...Здесь можно забыть о "стандатах" и "нормах", выйти за рамки, заглянуть в будущее, увидеть иногда потрясающие воображение "взрослого" возможности пытливого юного ума...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyat._rabota.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

http://do.teleclinica.ru/206995/

 

Е.В.Рыбак

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Высокая интенсивность общественного развития, рост научных исследований в социальной сфере приводит к возникновению множества теорий, концепций, трактовок социальных процессов, их неоднозначных оценок и целому спектру различных мнений. Современному студенту, да и специалисту-практику, чрезвычайно сложно ориентироваться в этом безбрежном море информации. Вместе с тем, каждому, кто посвятил себя многотрудному поприщу социальной работы, необходимо выработать собственную позицию, свой взгляд на проблему оказания помощи. Нужно иметь широкий кругозор, определенные мировоззренческие принципы, выработать стратегию и тактику профессионального социального поведения.

Социальная работа – это сложнейшая система, которая по глубине своего исторического развития превосходит многие современные науки, однако, как чисто теоретическая дисциплина она чрезвычайно молода. В этой связи, имеются определенные трудности ее формирования и становления. В современной литературе имеются различные формулировки основных понятий социальной работы (социальная зашита, социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация, социальные гарантии, социальное управление и др.). Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития. Важно, чтобы будущие специалисты ориентировались в этих, исторически детерминированных социальных процессах. Вместе с тем, студенту необходимо понимание того, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В целом, социальная работа определяется социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Мы полностью разделяем мнение теоретиков о том, что пора разрешить теоретический «беспорядок» в учебном процессе по социальной работе. С этой целью надо научить студентов изучать и использовать многие, пусть и явно различные, а порой – взаимоисключающие, теории, так как социальная работа содержит или может содержать элементы всех этих теорий. Но для достижения такой цели совершенно недостаточным и несовершенным представляется нам «классический способ» передачи информации от преподавателя, профессора – студенту, потому что, как правило, маститый автор той или иной концепции, идеи, научного подхода, придерживается собственной позиции и зачастую недооценивает наработки в данной области других школ и направлений. Да и в рамках аудиторного времени сделать глубокий и исчерпывающий анализ информации по каждой теме чрезвычайно сложно. Студент, в данном случае должен «подняться» над амбициями, иногда искусственно созданной дихотомией различных взглядов, выработать собственное представление о тех процессах, которые происходят в науке, в теории социальной работы на момент его обучения. Самостоятельная работа, серьезное и кропотливое, а главное, осмысленное обобщение, систематизация различных «блоков» информации, которая может привести студента к глубокому осмыслению сущности изучаемых процессов и явлений, овладению приемами обработки и понимания изучаемого материала.

Принимая во внимание тот факт, что механизм понимания текста состоит из развернутых умственных действий и толкований к более свернутым логическим связям между явлениями, студенту важно показать этот механизм, научить выделять системообразующие компоненты информации. Преподаватели вузов в работе со студентами применяют структурно-логические схемы, которые включают в себя основные понятия по каждой теме, основные задания, объединенные в смысловые блоки, логические связи между блоками, смысловое и структурное уплотнение материала, наглядную демонстрацию материала. Туда же входят примерный перечень основных и обязательных для усвоения знаний и умений, методические указания и рекомендации [5]. В виде схем нередко представлены конспекты лекций по различным дисциплинам в учебниках и учебных пособиях [3; 6]. Однако мы ставим перед студентами задачу самостоятельного поиска и установления логических связей, освоения навыков моделирования. Мы уверены в правоте Анатолия Гина, утверждающего, что «идеальная дидактика» – это ее отсутствие, где ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать, а идеальное управление – когда управления нет, но его функции выполняются, и каждый знает, что делать [2].

Сначала на семинарских занятиях студенты знакомятся с требованиями к составлению схемы или познавательной модели, а затем выполняют задания, работая в группах. При составлении самостоятельных заданий мы используем принципы, сложившиеся в системе развивающего обучения, где преподаватель:

·        заранее готовит максимальное разнообразие форм и способов самостоятельной работы;

·        стремится к тому, чтобы каждый студент выбрал свою проблему (тему, вид задания, способ работы, свое место в общей работе и т.д.);

·        имеет право продемонстрировать свою логику вхождения в тему лишь по просьбе студента или в работе «партнеров» и стремится к индивидуализации результатов;

·        должен предоставить каждому, измерить свое собственное продвижение в предмете;

·        содействует укреплению социальных связей и отношений в группе, за счет создания ситуаций «нужности» молодых людей друг другу;

·        учится вместе со своими студентами [4].

Позднее, когда навык составления структурно-логических схем и моделей сформировался, студенты выбирают темы для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. Затем подготовленные модели и схемы защищаются на семинарских занятиях. Нами подготовлено методическое пособие, где представлены варианты заданий для самостоятельной работы, разработанные автором, и результаты индивидуальной работы студентов третьего курса дневного и заочного отделений, которым студенты пользуются при подготовке к семинарским занятиям. Каждый раз схемы и модели усложняются, совершенствуются.

Опыт организации самостоятельной работы с использованием заданий по выполнению структурно-логических схем и моделей показал, что данная технология предполагает существенное расширение возможностей обучения и повышает эффективность образовательного процесса. Это связано, в первую очередь, с тем, что студенты при выполнении задания вынуждены обращаться по одному и тому же вопросу к различным источникам, сопоставлять различные точки зрения и вырабатывать свою позицию по отношению к полученной информации, излагая ее в сжатом виде. В дальнейшем, такой опыт пригождается при подготовке курсовых работ и дипломного проекта.

Во-вторых, как правило, работы выполняются в электронном варианте, что позволяет студентам легко обмениваться информацией. Здесь уместно напомнить, что выделенный исследователями по типу коммуникации метод преподавания «многие-многим», для которого характерно активное взаимодействие между участниками образовательного процесса, является важным источником получения знаний [7]. В преподавательской деятельности в данном случае происходит определенное разделение труда: студенты выполняют функции «специалиста по интерактивному предоставлению материалов учебного курса». Разработчиком же ежегодно обновляются задания, что не позволяет использовать готовые варианты выполненных на предыдущем курсе работ.

Кроме того, накопленная, собранная студентами в «Банке данных» информация легко дополняется, совершенствуется, позволяет воспринимать целостно систему данных по курсу. Материалы используются как базовые данные для подготовки и проведения семинарских занятий, студенческих конференций. Они легко преобразуются с помощью технических средств, (в том числе, и мультимедийных) в наглядные средства обучения. Освободившееся время студенты могут успешно направить на научно-исследовательскую работу и практическую работу с супервизорами. Очень важна такая организация самостоятельной работы для студентов заочного обучения. Они существенно активизируются на семинарских занятиях, так как в обязательном порядке предполагается защита авторских моделей и схем.

Если же заглянуть в ближайшее будущее, то именно специалистам по социальной работе придется участвовать в тех глубоких общественных преобразованиях, которые сегодня переживает Россия. Государством поддерживается активность и самостоятельность молодежи. Приветствуется инициативность специалистов, способных разрабатывать структурно-функциональные модели различных социальных систем [1].

Самостоятельная подготовка студентов чрезвычайно важна и в связи с тем, что социальная работа относится к таким видам деятельности, в которых необходим высокий уровень социального интеллекта как средства познания социальной действительности и социальная компетентность как продукт этого познания. В целом самостоятельная работа – это осмысленное обобщение, систематизация различных «блоков» информации, которая приводит студента к пониманию и познанию «единого и целостного» мира социальной работы,имеет особое значение для развития профессиональной компетентности.

 

Библиографический список

 

1.      Гиль С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. М., 2004.

2.      Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М., 2000.

3.      Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск, 1999.

4.      Леонтьева О. Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов? // Новые ценности образования: Сб. / Под ред. Н.Б.Крыловой. М., 1997. Вып.7.

5.      Нюдюрмагомедов А.Н., Рамазанов М.Б. Структурно-логические схемы и задачи по педагогике: Учеб.-метод. пособие. Махачкала, 1995.

6.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.,1998.

7.      Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты /А.Н.Тихонов, А.Е.Абрамешин, Т.П.Воронина, А.Д.Иванников, О.П.Молчанова; под ред. А.Н.Тихонова. М., 1998.