«Self-work booklet». УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БУКЛЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рыбак Евгения Владимировна

 

            Самостоятельная работа студентов над программой любого курса предполагает выбор заданий, которые в наибольшей степени соответствуют познавательным интересам и потребностям студента и его возможностям по освоению курса и приобретению важнейших компетенций.  

            В данной публикации хочется рассказать о личном опыте создания «универсальных» буклетов, которые позволяют преподавателю дать каждому студенту индивидуальное задание, при том, что студент будет иметь право выбора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybak_e._universalnyy_buklet_sr.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбак Евгения Владимировна, к.п.н., доцент

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БУКЛЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

         Самостоятельная работа студентов над программой любого курса предполагает выбор заданий, которые в наибольшей степени соответствуют познавательным интересам и потребностям студента и его возможностям по освоению курса и приобретению важнейших компетенций.  На страницах педагогической прессы и в учебно-методических пособиях мы с моими коллегами рассказывали о возможностях применения буклетов для самостоятельной работы на кафедре социальной работы [1];[2];[3]; [4]

        В данной публикации хочется рассказать о личном опыте создания «универсальных» буклетов, которые позволяют преподавателю дать каждому студенту индивидуальное задание, при том, что студент будет иметь право выбора. (Материал публикуется впервые; ссылки – обязательны)

В целом, «универсальность» буклета предполагает выполнение творческих заданий по алгоритму при изучении любого курса.  

 ПРИМЕР 1. Можно к одной из изучаемых тем, подготовить (на выбор):

1. Аннотированный список научных статей (газетных публикаций) за последние, 5 лет.

2. Словарь (глоссарий, тезаурус) (от 10 до 20 терминов, ключевых понятий).

3. Презентацию (возможно, будет выбран один из разделов темы); (10 -20 слайдов)

4. Информационную модель или «системную карту» (на одном листе А 4 )

5. Сравнительную таблицу, «классификатор» (подходов, направлений и т.п. – исходя из разных оснований) – в зависимости от темы (формат А 4 – 1-3 стр.)

6. Тест самопроверки знаний (не более 10 вопросов - заданий)

7. Эссе или другую оригинальную творческую работу (в любом жанре)

8. Научную статью (на конференцию, в научный журнал – можно в соавторстве с научным руководителем) (до 12 стр.; 14 кегль) или статью в студенческую газету (другое издание).

9. Рецензию на научную статью или статью в Интернет (автореферат диплома, диссертации)

10. Обзор Интернет-сайтов по разделу (теме).

11. Стенную газету (возможно, несколько авторов)

12. Обоснование проблемы исследования (перевод проблемной ситуации в формулировку проблемы) или аналитический обзор публикаций по теме.

13. Программу социологического исследования.

14. Анализ теоретических источников.

15. Исследовательский проект (заявку на ГРАНТ)

16. Мини-монографию.

17. Портфолио.

18. Публичное выступление (лекцию, доклад, выступление в СМИ и т.п.)

19 Репортаж (Фото - репортаж)

20 Анкету (опросник) по теме исследования.

21. Рекомендации по организации исследования (алгоритм).

22. Проект.

23. Кроссворд (и т.п.)

Варианты буклетов, которые при определённых корректировках могут быть универсальными.

ПРИМЕР 2. «Self-work booklet» по курсу «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ» (ОРМ)

 

ТЕМА

 СПИСОК

  ПУБЛИКАЦИЙ/

СЛОВАРЬ

ПРЕЗЕН

ТАЦИЯ/

ТАБЛИЦА

ПОРТ

ФОЛИО/

СТАТЬЯ

5-8 баллов

8-10 баллов

10-15 баллов

1

 Государственная молодёжная политика

2

 Молодёжные организации и движения: история и современность

3

Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном развитии    

4

Социальное воспитание личности

5

Толерантность и воспитание культуры межнационального общения  

6

Типология специфических молодежных конфликтов

7

Технология   разрешения конфликтов в молодёжной среде

8

Профилактика  негативных явлений в молодёжной среде

9

Социально-педагогические технологии работы с молодёжью  

10

Молодёжные субкультуры

Примечание.

  1. Аннотированный список публикаций по теме – 5-10 (за последние 5 лет).
  2. Словарь терминов (ключевых понятий темы) со ссылками на источник информации.
  3. Презентация и портфолио – м. б. выполнена группой, но не более 3 человек
  4. Таблица (или модель) – обобщение информации по теме.
  5. Статья – в стенную газету, на сайт, конференцию, научный журнал

Очень хорошо зарекомендовали себя буклеты, в которых студенты «записываются» на тот или иной вид задания.

 ПРИМЕР 3.  «Self work booklet (буклет для самостоятельной работы)» по курсу «…»    с указанием ФИО студента (на выбор.) :

1. Анализ документов (нормативно - правовой базы)  по теме за последние, 5 лет.

ФИО студента

Международный

уровень документов

(ООН, ЮНЕСКО)

Уровень содружеств

(БЕАР, СНГ и ДР.)

Документы отдельных государств

1

2

3…

 Важно предоставить студенту возможность выбора более сложного или более простого задания и формы его выполнения (с указанием количества баллов).

ПРИМЕР 4.

БУКЛЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

 ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА С МОЛОДЁЖЬЮ»

Содержание

Форма (на выбор)

Кол-во стр. (А 4) /

слайдов

Кол.

часов

Оценка в баллах

ФИО студента

1

История метода работы с группой.

 Аннотированный обзор научных статей

1-3

4-6

10-15

Кроссворд

1

4

8-10

2

Теоретические и методологические основы групповой работы.

Глоссарий

1-3

4

8-10

Модель

1

4

8-10

3

Типологии социально-групповой работы

Таблица

1-3

2- 4

8-10

Презентация

10-15 слайдов

4

10 -12

4

 Методика организации групповой работы.

Модель

1-2

4

8-10

Презентация

10-15

4

10-12

5

 Специфика групповой работы  с молодёжью

Модель

1-2

4

8-10

Обзор научных статей

2-3

4

8-10

6

 Этапы работы группы. Групповая динамика

 Таблица

1

4

5-8

Модель

1

4

8-10

7

 Эффект группы

Эссе

1-2

2-4

6-8

8

 Задачи специалиста ОРМ  на разных этапах работы с группой

Таблица

1-2

2-4

6-8

Обзор статей

1-2

4

8-10

Эссе

1-3

4

8-10

9

 Зарубежный   и отечественный опыт организации работы с группой

Модель

1

2-4

6-8

таблица

1-4

4-6

8-10

10

Консультирование как вид групповой  работы  

Обзор статей

1-2

2-4

6-8

Таблица

2-3

4-6

8-10

11

 Технологии групповой работы.

Свободная

(Проект, презентация, эссе, обзор литературы  

Без ограниче-

ний

4-8

10-20

Портфолио

10-15

4- 8

10-20

12

 Коллектив как высшая форма малой группы

Вопросы для обсуждения

на групп. дискуссии  

1-2

4

8-10

13

Этические основы групповой работы  

Эссе

1-2

4

8-10

Статья

8-10

Обзор сайтов

1-2

2-4

4-8

14

Влияние группы на личность 

Анализ научных статей

(Операционализация понятий)

1-3

4-6

8-10

  1. Рыбак Е.В. Самостоятельная подготовка студентов по курсу «Теория социальной работы» - Архангельск: изд – во ПГУ, 2006. – 60 с.
  2. Рыбак Е.В., Бобылёва Н.И., Цихонцик Н.В. Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на многоуровневую систему образования / Социальная работа. Учёные записки Российского государственного социального университета. Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы: научный журнал. – М.: Издательство РГСУ, 2007. №4. (128 с.) С. 80 -90.
  3. Бобылева Н.И. Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на многоуровневую систему образования: учебно-методическое пособие /Н.И. Бобылева, Е.В. Рыбак, Н.В. Цихончик; Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, - Архангельск: Кира, 2007. -139 с.
  4. Бобылева Н.И., Рыбак Е.В., Цихончик Н.В. «Self-work booklet» как элемент информационного обеспечения самостоятельной работы студентов контексте социального образования //Alma mater.Вестник высшей школы, 2012. № 4. С.47- 51.