«Self-work booklet». УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БУКЛЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Самостоятельная работа студентов над программой любого курса предполагает выбор заданий, которые в наибольшей степени соответствуют познавательным интересам и потребностям студента и его возможностям по освоению курса и приобретению важнейших компетенций.
В данной публикации хочется рассказать о личном опыте создания «универсальных» буклетов, которые позволяют преподавателю дать каждому студенту индивидуальное задание, при том, что студент будет иметь право выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rybak_e._universalnyy_buklet_sr.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбак Евгения Владимировна, к.п.н., доцент
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БУКЛЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Самостоятельная работа студентов над программой любого курса предполагает выбор заданий, которые в наибольшей степени соответствуют познавательным интересам и потребностям студента и его возможностям по освоению курса и приобретению важнейших компетенций. На страницах педагогической прессы и в учебно-методических пособиях мы с моими коллегами рассказывали о возможностях применения буклетов для самостоятельной работы на кафедре социальной работы [1];[2];[3]; [4]
В данной публикации хочется рассказать о личном опыте создания «универсальных» буклетов, которые позволяют преподавателю дать каждому студенту индивидуальное задание, при том, что студент будет иметь право выбора. (Материал публикуется впервые; ссылки – обязательны)
В целом, «универсальность» буклета предполагает выполнение творческих заданий по алгоритму при изучении любого курса.
ПРИМЕР 1. Можно к одной из изучаемых тем, подготовить (на выбор):
1. Аннотированный список научных статей (газетных публикаций) за последние, 5 лет.
2. Словарь (глоссарий, тезаурус) (от 10 до 20 терминов, ключевых понятий).
3. Презентацию (возможно, будет выбран один из разделов темы); (10 -20 слайдов)
4. Информационную модель или «системную карту» (на одном листе А 4 )
5. Сравнительную таблицу, «классификатор» (подходов, направлений и т.п. – исходя из разных оснований) – в зависимости от темы (формат А 4 – 1-3 стр.)
6. Тест самопроверки знаний (не более 10 вопросов - заданий)
7. Эссе или другую оригинальную творческую работу (в любом жанре)
8. Научную статью (на конференцию, в научный журнал – можно в соавторстве с научным руководителем) (до 12 стр.; 14 кегль) или статью в студенческую газету (другое издание).
9. Рецензию на научную статью или статью в Интернет (автореферат диплома, диссертации)
10. Обзор Интернет-сайтов по разделу (теме).
11. Стенную газету (возможно, несколько авторов)
12. Обоснование проблемы исследования (перевод проблемной ситуации в формулировку проблемы) или аналитический обзор публикаций по теме.
13. Программу социологического исследования.
14. Анализ теоретических источников.
15. Исследовательский проект (заявку на ГРАНТ)
16. Мини-монографию.
17. Портфолио.
18. Публичное выступление (лекцию, доклад, выступление в СМИ и т.п.)
19 Репортаж (Фото - репортаж)
20 Анкету (опросник) по теме исследования.
21. Рекомендации по организации исследования (алгоритм).
22. Проект.
23. Кроссворд (и т.п.)
Варианты буклетов, которые при определённых корректировках могут быть универсальными.
ПРИМЕР 2. «Self-work booklet» по курсу «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ» (ОРМ)
ТЕМА | СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ/ СЛОВАРЬ | ПРЕЗЕН ТАЦИЯ/ ТАБЛИЦА | ПОРТ ФОЛИО/ СТАТЬЯ | |
5-8 баллов | 8-10 баллов | 10-15 баллов | ||
1 | Государственная молодёжная политика | |||
2 | Молодёжные организации и движения: история и современность | |||
3 | Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном развитии | |||
4 | Социальное воспитание личности | |||
5 | Толерантность и воспитание культуры межнационального общения | |||
6 | Типология специфических молодежных конфликтов | |||
7 | Технология разрешения конфликтов в молодёжной среде | |||
8 | Профилактика негативных явлений в молодёжной среде | |||
9 | Социально-педагогические технологии работы с молодёжью | |||
10 | Молодёжные субкультуры |
Примечание.
- Аннотированный список публикаций по теме – 5-10 (за последние 5 лет).
- Словарь терминов (ключевых понятий темы) со ссылками на источник информации.
- Презентация и портфолио – м. б. выполнена группой, но не более 3 человек
- Таблица (или модель) – обобщение информации по теме.
- Статья – в стенную газету, на сайт, конференцию, научный журнал
Очень хорошо зарекомендовали себя буклеты, в которых студенты «записываются» на тот или иной вид задания.
ПРИМЕР 3. «Self work booklet (буклет для самостоятельной работы)» по курсу «…» с указанием ФИО студента (на выбор.) :
1. Анализ документов (нормативно - правовой базы) по теме за последние, 5 лет.
№ | ФИО студента | Международный (ООН, ЮНЕСКО) | Уровень содружеств (БЕАР, СНГ и ДР.) | Документы отдельных государств |
1 | ||||
2 | ||||
3… |
Важно предоставить студенту возможность выбора более сложного или более простого задания и формы его выполнения (с указанием количества баллов).
ПРИМЕР 4.
БУКЛЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА С МОЛОДЁЖЬЮ»
№ | Содержание | Форма (на выбор) | Кол-во стр. (А 4) / слайдов | Кол. часов | Оценка в баллах | ФИО студента |
1 | История метода работы с группой. | Аннотированный обзор научных статей | 1-3 | 4-6 | 10-15 | |
Кроссворд | 1 | 4 | 8-10 | |||
2 | Теоретические и методологические основы групповой работы. | Глоссарий | 1-3 | 4 | 8-10 | |
Модель | 1 | 4 | 8-10 | |||
3 | Типологии социально-групповой работы | Таблица | 1-3 | 2- 4 | 8-10 | |
Презентация | 10-15 слайдов | 4 | 10 -12 | |||
4 | Методика организации групповой работы. | Модель | 1-2 | 4 | 8-10 | |
Презентация | 10-15 | 4 | 10-12 | |||
5 | Специфика групповой работы с молодёжью | Модель | 1-2 | 4 | 8-10 | |
Обзор научных статей | 2-3 | 4 | 8-10 | |||
6 | Этапы работы группы. Групповая динамика | Таблица | 1 | 4 | 5-8 | |
Модель | 1 | 4 | 8-10 | |||
7 | Эффект группы | Эссе | 1-2 | 2-4 | 6-8 | |
8 | Задачи специалиста ОРМ на разных этапах работы с группой | Таблица | 1-2 | 2-4 | 6-8 | |
Обзор статей | 1-2 | 4 | 8-10 | |||
Эссе | 1-3 | 4 | 8-10 | |||
9 | Зарубежный и отечественный опыт организации работы с группой | Модель | 1 | 2-4 | 6-8 | |
таблица | 1-4 | 4-6 | 8-10 | |||
10 | Консультирование как вид групповой работы | Обзор статей | 1-2 | 2-4 | 6-8 | |
Таблица | 2-3 | 4-6 | 8-10 | |||
11 | Технологии групповой работы. | Свободная (Проект, презентация, эссе, обзор литературы | Без ограниче- ний | 4-8 | 10-20 | |
Портфолио | 10-15 | 4- 8 | 10-20 | |||
12 | Коллектив как высшая форма малой группы | Вопросы для обсуждения на групп. дискуссии | 1-2 | 4 | 8-10 | |
13 | Этические основы групповой работы | Эссе | 1-2 | 4 | 8-10 | |
Статья | 8-10 | |||||
Обзор сайтов | 1-2 | 2-4 | 4-8 | |||
14 | Влияние группы на личность | Анализ научных статей (Операционализация понятий) | 1-3 | 4-6 | 8-10 |
- Рыбак Е.В. Самостоятельная подготовка студентов по курсу «Теория социальной работы» - Архангельск: изд – во ПГУ, 2006. – 60 с.
- Рыбак Е.В., Бобылёва Н.И., Цихонцик Н.В. Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на многоуровневую систему образования / Социальная работа. Учёные записки Российского государственного социального университета. Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы: научный журнал. – М.: Издательство РГСУ, 2007. №4. (128 с.) С. 80 -90.
- Бобылева Н.И. Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на многоуровневую систему образования: учебно-методическое пособие /Н.И. Бобылева, Е.В. Рыбак, Н.В. Цихончик; Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, - Архангельск: Кира, 2007. -139 с.
- Бобылева Н.И., Рыбак Е.В., Цихончик Н.В. «Self-work booklet» как элемент информационного обеспечения самостоятельной работы студентов контексте социального образования //Alma mater.Вестник высшей школы, 2012. № 4. С.47- 51.