Организация практики специалиста по работе с молодёжью в условиях модернизации высшего образовния

Рыбак Евгения Владимировна

Открытие специальности "Организация работы с молодёжью" на факультете социальной работы Поморского государственного университета (ныне - САФУ) в 2007 году - один из наиболее удачных проектов, которые мне удалось реализовать. Есть очень достойный преемник - Надежда Васильевна Цихончик. Предлагаю  совместную с ней статью, посвящённую подготовке Программы практики на отделении ОРМ. Статья опубликована в журнале "Учёные записки Петрозаводского университета" (см.список публикаций)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1rybak_cihonchik.doc.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 316.77  

организация практики специалиста по работе

с молодёжью в условиях модернизации

высшего образования

Евгения Владимировна Рыбак, к.п.н., доцент; Надежда Васильевна Цихончик, аспирант, ст. преподаватель; С(А)ФУ им. М.В.Ломоносова, факультет социальной работы, кафедра социальной работы; evarubak2010@yandex.ru; 8 902 198 68 11

ORGANIZATION OF PRACTICE SPECIALIST WORK

YOUTH IN THE MODERNIZATION

HIGHER EDUCATION

Eugenia V. Ryback, Ph.D., Associate Professor Nadine Tsyhonchik, graduate student, Art. teacher; (Arctic), Federal University; Faculty of Social Work, Department of Social Work

Аннотация. В статье  рассматриваются вопросы содержания и методики организации  практики студентов, обучающихся по специальности (направлению) организации работы с молодёжью. Показаны особенности этого процесса в переходных условиях реформирования высшего профессионального образования в контексте компетентностного подхода.

Ключевые слова: практика, молодёжь; модернизация высшего профессионального образования; компетентностный подход.

The questions of organization of practice of students are examined in the article.  Direction is organization of work with young people.  The features of the transition in education. Describes the competence approach.

Key words: practice; youth; modernization of higher education, the competence approach.

 Вопросы практической  подготовки специалиста (в ближайшем будущем - бакалавра) по работе с молодёжью в условиях модернизации системы высшего профессионального образования актуализированы сложностью и противоречивостью    социально-политических процессов, связанных с молодёжной проблематикой, потребностью общества в развитии социально активной и социально компетентной молодёжи. Основная цель организации практики при подготовке профессионалов для работы в молодёжной сфере - формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для решения комплексных задач социального развития молодежи, а также реализации молодежной политики в сферах труда, науки и образования, политики, коммуникации, досуга, культуры и спорта. Среди таких компетенций, представляющих собой критерии развития и воспитания специалиста по работе с молодежью как гражданина и профессионала,  доминирующими являются: готовность  соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, в своей деятельности; проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность; понимание социальной значимости своей профессии;  умение осуществлять профессиональную оценку и самооценку; готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей; готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу и окружающей среде;  стремление к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.  Важное значение для специалиста  имеют такие компетенции, как соблюдение норм здорового образа жизни; понимание сущности и значения информации в развитии современного общества;  способность  аргументировано формулировать свои мысли в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке.

Перед руководителями практики стоит задача выстраивать программы с учётом того, что студент должен приобрести  компетенции в области воспитания и социального развития молодежи;  профессиональные компетенции специалиста по работе с молодёжью; управленческие; информационные; коммуникационные компетенции;  консалтинговые компетенции.

Организация практики по специальности «Организация работы с молодежью» на факультете социальной работы ПГУ проходит по единому алгоритму действий.  Помимо традиционных мероприятий (установочная конференция, направления на практику   индивидуальные задания  руководителя, отчетная документация и т.п.) в программе каждого курса студентам предложена серия творческих заданий (усложняющихся год от года), направленных  на развитие профессиональных компетенций и связанная с предшествующим выполнением ими самостоятельной работы [1].

При планировании Программы практической деятельности мы  исходили из того, что   практиканты находятся на разных уровнях освоения  компетенций.    Всего в модели практического обучения можно выделить четыре уровня освоения профессиональных умений: ознакомительный; первоначального освоения компетенций;  уровень закрепления компетенций в самостоятельной деятельности и уровень «собственно компетентностный».

На первом, «ознакомительном»  уровне (1-2 курс), студенты  изучают и анализируют статусное положение специалиста по работе с молодежью,  его функциональные обязанности, взаимодействия вне учреждения; требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам эффективной работы в учреждениях разного типа. При выполнении практического задания «Характеристика базы практики»  знакомятся с нормативно-правовыми основами деятельности учреждения и функциональными обязанностями специалистов. На этом же  уровне практиканты  вникают в специфические проблемы молодых людей,  особенности работы с ними.  Практическое задание «Портрет» требует от студентов выбрать  для анализа  группу молодёжи и дать обоснование того, почему выбраны  данные объекты, какую роль они играют в системе работы с молодежью; описать суть социальной проблемы, прав и обязанностей данной категории; её специфические особенности.  

 При выполнении задания «Планирование» происходит ознакомление студентов с видами планирования, формами,  структурой и содержанием планов. Предусмотрено знакомство с диагностической и исследовательской деятельностью специалиста в учреждении (задание «Диагностика»). В рамках данного задания студент делает первые шаги как исследователь (если исследовательская деятельность не осуществлялась в школе) и описывает результаты своего, зачастую первого, эмпирического исследования, проводимого в рамках курсовой или другой учебно-исследовательской работы.

 В этот же период происходит ознакомление с организацией и проектированием психолого-педагогической деятельности.  Задание «Проект» или «Организация мероприятия» предусматривает разработку социального проекта с обоснованием предложенных мероприятий; описание своей роли в уже осуществляемом проекте организации (с описанием целей и задач, концепции проекта) либо разработку социально значимого мероприятия для молодежи. Осуществляется и знакомство со спецификой профессионально-этического взаимодействия специалиста.

Второй уровень развития компетентности (2-3 курс) – уровень первоначального освоения компетенций (закрепления теоретических знаний, приобретения практического опыта и навыков научной и производственной работы) предполагает посильное участие в реализации приоритетных направлений Стратегии ГМП. Студент закрепляет навыки анализа деятельности, функциональных обязанностей, планирования и целевых групп государственных федеральных и муниципальных учреждений и организаций по работе с  молодежью города, области.  Происходит овладение практическими навыками по составлению  планов и программ, разработке и внедрению научной организации труда; освоение организационно-методических аспектов деятельности специалистов по работе с молодежью; активное участие в профориентационной работе молодежи. В соответствии с программой практики планируется выполнение следующих заданий: «Краткая характеристика базы практики»; «Взаимопосещение»;  «Целевая группа»; планирование и методика организации мероприятия («Сценарий»). Особое место отводится учебно-исследовательской деятельности в рамках курсовой работы («Исследование»). В рамках этой работы осваивается практическая диагностика как направление деятельности специалиста  в учреждении; теоретические и эмпирические основания диагностических методик. На этом уровне происходит первичное овладение технологиями проектирования в деятельности специалиста по работе с молодежью.  Задание  «Молодежный проект» включает разработку или описание  молодежного социального проекта. При выполнении задания возможны следующие варианты: разработка собственного проекта с обоснованием предложенных мероприятий (без реализации); описание своей роли в уже осуществляемом проекте организации (с описанием целей и задач, концепции проекта).  

В программе предусмотрено освоение организационного аспекта деятельности специалиста по работе с молодежью: организация непосредственной психологической, педагогической, социально-педагогической или другой деятельности специалистов. Запланировано закрепление знаний методики проведения мероприятия (практическое задание  «Презентация мероприятия»). Выполнение задания предполагает разработку и описание социально значимого мероприятия для молодежи, а также  описание своей роли в уже осуществляемом мероприятии организации (с описанием целей и задач, программы мероприятия). Студент участвует в организации и проведении мероприятия (социальная акция, флеш-моб, социальная реклама, буклет, статья). Результатом  может являться фотоотчет, видеозапись, статья с обязательным  анализом деятельности.

Отдельно планируется профориентационная работа, где акцент сделан на  профессиональное самоопределение и его место в образовательном процессе. Происходит закрепление основ информирования, профессиоведения.  В рамках данного задания предполагается проведение практикантами игр, упражнений, тренингов как эффективных средств активизации профессионального самоопределения учащихся на уроках и внеклассных занятиях. Содержание задания «Профориентация» - это участие в приемной кампании на факультет социальной работы, разработка плана и подготовка материалов профориентационной работы (листовки, плакаты, презентации, видеоролики и др.).

Очень значимой на этом уровне является аналитическая деятельность по всем разделам работы как неотъемлемая часть успешной профессиональной деятельности, профессиональная оценка и самооценка. В практическом задании  «Технология» студент должен сделать краткий анализ типов технологий, применяемых в деятельности организатора по работе с молодежью. Результатом выполнения задания является качественный анализ деятельности специалиста учреждения, коллеги-однокурсника,   собственной с точки зрения применения тех или иных технологий работы.

 Уровень закрепления  компетенций в самостоятельной деятельности (3-4 курс) для студента - это возможность соединить теоретическую подготовку с формированием способности самостоятельно применять практические навыки; облегчить себе выход на рынок труда, получить предложение дальнейшего трудоустройства, понять желаемое направление профессионального развития и самоопределения. Основная цель производственной практики - закрепление теоретических знаний, приобретение  навыков самостоятельной научной и производственной работы.

Организационно-правовая основа деятельности осваивается системно: через обозначение приоритетных направлений деятельности специалиста по работе с молодежью; отличий в специфике учреждения, его структуры, руководства; глубокий анализ нормативно-правовых документов. Например, практическое задание «Экскурс в историю» - это создание и анализ социальных портретов объектов деятельности учреждения в исторической перспективе. Задание направлено на отработку компетенции «понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, её анализу и обобщению» и закрепления теоретических знаний, полученных в курсе «История и современное состояние молодежных движений в России». Для выполнения задания необходимо провести интервью со «старожилом» организации или анализ архивных материалов организации с целью обсуждения специфики работы с молодежью с учетом фактора исторического времени. Анализ проводится с помощью качественных методов исследования. Критериями качественного выполнения считаются: наличие текста интервью/фото или видеоматериалов, анализ специфики работы с молодежью в выбранный исторический период; история становления и развития молодежной организации.

На данном уровне происходит и закрепление технологических основ социальной  работы с молодежью. Рассматриваются технологии социальной интеграции молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; технологии муниципальной поддержки  молодёжных инициатив. Изучается специфика добровольческой деятельности; технологии социокультурной анимации; мобильной социальной работы. Осваиваются технологии мониторинга и разработки культурно - досуговых программ. Практическая деятельность в рамках выбранного направления предполагает наблюдение реализуемых на месте практики технологий работы с молодежью, их качественный анализ в дневниковых записях. На выбор студента предлагаются  следующие направления практической реализации социальных технологий:

1. Уличная социальная работа - особенности социальной работы на улице; этапы; контакты; ресоциализация и социальная адаптация подростков и молодых людей.

2.  Партнерство в решении задач ГМП - социальное партнерство  как процесс реального взаимодействия социальных субъектов в решении жизненно важных социальных задач: наличие совместно принятых норм взаимодействия, процедур согласования решений; распределения социальных ролей, функций, прав, полномочий, ответственности и обязательств.  

3. Консультационная деятельность в работе - содержание и принципы;  процедура и этапы социального консультирования; формы и методы консультационной деятельности; профессиональные требования к консультантам.

4. Проектирование в деятельности специалиста по работе с молодежью.

Выполнение данного задания предполагает проведение флеш-моба или другой интенсивной формы работы, направленной на социальную поддержку молодежи в трудной жизненной ситуации (ТСЖ). Работа может быть выполнена группой студентов курса, могут привлекаться студенты организаций ВПО и СПО, молодежью организации-базы практики (задание «Технология в действии»).

Критериями качественного выполнения задания являются: наличие фото-, видео-, печатных материалов о проведении акции, анализ теоретической основы реализованной технологии, а также критическое обсуждение её технического исполнения; выводы.

При освоении профессиональных задач важной областью обучения является  социальная диагностика. Для наблюдения и анализа практикантам предлагаются следующие единицы: уровни социальной диагностики; цели социального диагноза; принципы, основные этапы постановки социального диагноза; единство количественных, качественных и факторных параметров в социальном диагнозе, система методов социальной диагностики; проблемы объективности социального диагноза, причинной обусловленности, комплексности и верификации; профессионально-этические стандарты и принципы проведения диагностического обследования. Для закрепления компетенции в постановке социального диагноза практиканты выполняют задание «Паспорт социальной инфраструктуры».

Наиболее значимым в деятельности специалиста по работе с молодежью является управленческий аспект: менеджмент в молодежной политике; функционирование и развитие молодежной политики как целостной системы; менеджмент молодежной сферы и т.д. Для отработки данной компетенции в Программе практики предлагаются задания «Резюме» и «Модели управления».

В рамках профориентационной деятельности предлагается подготовить творческую работу на конкурс «Мой выбор – моя профессия» (газета, реклама, заметка в СМИ, серия фоторабот, видеоролик). Одно из заданий предполагает анализ и самоанализ деятельности («Моя профессиональная карьера».) В контексте данного вида работ практиканты выполняют задание  «Групповой анализ»: за период практики студенты готовят видеоотчет о проведенном мероприятии; на практическом итоговом занятии  совместно с руководителями от университета происходит просмотр и методический анализ проведенных мероприятий с точки зрения реализации технологий работы с молодежью. В качестве отчетного задания предоставляется запись анализа видеоотчета с собственными выводами. Итоговая конференция по практике проходит в форме пресс-конференции «Производственная практика как форма социального партнерства: реалии и перспективы».

Уровень «собственно компетентностный», как правило, достигается студентом на этапе выполнения квалификационной работы. Повышение уровня профессиональной компетенции, отработка навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности и презентация её результатов является основной целью преддипломной  практики. Реализация задач квалификационной практики предполагает наличие у практиканта достаточно высокого уровня профессиональной и учебно-исследовательской компетентности. Так, в рамах теоретической (общенаучной) деятельности требуется провести патентный поиск, теоретический анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы (ВКР), овладеть профессиональным языком исследования, операционализировать основные понятия в ракурсе темы работы; овладеть научным языком интерпретации  данных. В исследовательской деятельности – разработать программу и план исследования, подобрать (разработать) и  апробировать инструмент исследования, провести пилотажное и полевое исследование в рамках темы ВКР, освоить статистические компьютерные методы обработки данных исследований, оформить результаты научной работы, разработать методические рекомендации по итогам исследования. В профессиональной (практической) деятельности – описать модель организационной структуры организации - базы практики; проанализировать содержание профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью в аспекте функций менеджмента, диагностики и прогнозирования, консалтинга; осуществить анализ и критическую оценку деятельности организации-базы практики и перспектив (научно обоснованных прогнозов) её развития; заявить о себе как о профессионале.

В процессе прохождения практики студенты выполняют практическое задание «Аттестация специалиста», которое предполагает участие в работе  аттестационной комиссии, анализ аттестационных требований к специалисту. Критериями качественного выполнения задания являются: наличие документа о квалификационных характеристиках специалиста, а также анализ процедуры аттестации сотрудника в данном учреждении.  

Для демонстрации компетентности в усвоении теоретических основ исследовательской деятельности студентам предложено задание «Патентный поиск». К отчету студенты должны приложить программу эмпирического исследования, а также основные выводы по теме работы («Исследование»), подготовить краткую аналитическую записку о проведенном исследовании («Научный отчет»).

Наш опыт свидетельствует, что хорошо продуманная и спланированная организация практики, эффективное взаимодействие субъектов всех уровней её организации, предоставляет возможность успешно реализовать компетентностный подход в условиях перехода на многоуровневое образование, а главное – в полной мере сформировать готовность к профессиональной деятельности. Показателен тот факт, что большинство наших студентов уже в процессе обучения работают по специальности (по совместительству или на волонтёрских началах), активно участвуют в проектной и научно-исследовательской деятельности, являются участниками всероссийских и международных молодёжных форумов и конференций.

Список литературы

  1. Рыбак Е.В., Бобылёва Н.И., Цихонцик Н.В. Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на многоуровневую систему образования / Социальная работа. Учёные записки Российского государственного социального университета. Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы: научный журнал. – М.: Издательство РГСУ, 2007. №4. (128 с.) С. 80 -90.
  2. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов. / Пособие для студентов. - М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с. – С.3-100, 205-217.
  3. Организация и проведение практики. Методические рекомендации для студентов-социологов // Социальный факультет Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского// Режим доступа: открытый http://www.zabspu.ru/univer/sf/socio_pr.php. Дата просмотра: 25.02.2010.
  4. Портал качественных исследований / Н.П.Огарышева // Библиотека ПГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.pomorsu.ru/elib/text/issled/philos.html, свободный.
  5. Сборник программ производственных практик студентов факультета истории и социальных наук по специальности 040104 «Организация работы с молодежью» / Отв. ред. В.Р. Рыбкин – Мурманск: МГГУ, 2010. – 90 с.
  6. Социально-педагогическая практика // Сибирский государственный университет физической культуры и спорта // Режим доступа: http://www.sibsport.ru/www/sibsport.nsf/ eb11146099e658b846256e55002012c5/a438c0a94c5410acc6257647002c3562!OpenDocument, свободный Дата просмотра: 01.03.2010.