Конспект урока по биологии на тему "Внутреннее строение птиц"
На протяжении нескольких лет, занимаюсь методикой организации групповой работы на уроках биологии и химии. Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление учащихся, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы покажу на уроке биологии в 7 классе по теме «Внутреннее строение птиц».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_biologii_v_7_klasse.docx | 270.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Краснова Ирина Анатольевна
Идентификатор:243-133-264
Открытый урок биологии в 7 классе
Тема: Внутреннее строение птиц
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц связанных с полетом.
- Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению пресмыкающимися.
- Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов.
Оборудования: таблица «Внутреннее строение птицы», карточки – задания.
Ход урока:
1.Организационный момент
Учащиеся класса делятся на четыре группы и рассаживаются по группам.
2.Актуализация знаний
- Фронтальный опрос
1) Из каких отделов состоит скелет птицы?
2)Из каких отделов состоит позвоночник?
3) Охарактеризуйте каждый отдел.
4)Какие приспособления к полету имеются в скелете птицы.
- Работа карточками разных уровней сложностей.
1 уровень (низкий)
Карточка №1
Вставьте пропущенные слова.
1.Перо-это видоизмененная чешуя - состоит из … вещества.
2.Контурное перо состоит из твердого …, расположенного по бокам…
3.У большинства птиц грудина или высокий гребень -…
4.Рулевые перья у птиц расположены на …
5.Легкость костей обеспечивается …, а прочность…
2 уровень (средний)
Карточка №2
Тест
1.Только птицы из позвоночных животных.
А) приспособились к полету
Б) имеют перьевой покров тела
В) Откладывают яйца с известковой скорлупой
2. Крылья поднимают
А) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными мышцами
Б) большие грудные мышцы
В) большие грудные и подключичные мышцы
3.Длина шеи у птиц зависит от
А) длины тел позвонков
Б) количества позвонков
В) количества позвонков и длины их тел
4.Пояс передних конечностей у птиц образован
А) двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими костями
Б) двумя ключицами и двумя лопатками
В) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими костями.
5.Киль на грудине птиц
А) способствует рассеканию воздуха при полете
Б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц
В) не имеет значения, как приспособление к полету
6.Одним из приспособлений скелета птиц к полету не является
А) отсутствие зубов
Б) срастание нескольких отделов позвоночника
В) большой объем мозговой кости черепа
3 уровень (высокий)
Карточка №3
Напишите названия отделов и костей скелета птицы, обозначенных цифрами 1-19.
3.Изучение новой темы
Учащиеся каждой группы получают карточки - задания. В течение 10 минут работают самостоятельно по учебнику. Затем каждая группа по 3-5 минут рассказывают по карточке, остальные заполняют таблицу в тетрадь. Таблица для закрепления раздается заранее.
(Ученики работают в группах).
- 1группа « Пищеварительная и выделительная система»
1.Напишите в тетрадь схему пищеварительной системы птицы.
2.Особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. (Запишите их в тетрадь).
3.В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из за отсутствия зубов.
4.Какие органы образуют систему органов выделения?
5.Чем связано интенсивный обмен веществ у птиц?
- 2 группа «Дыхательная система»
1.Напишите схему дыхательной системы.
2.Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом.
3.Расскажите о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе.
- 3 группа «Кровеносная система»
1.Укажите, где начитается и где заканчивается большой круг кровообращения, малый круг кровообращения. Запишите в тетрадь.
2.Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц?
3. Чем обеспечивается интенсивный обмен веществ у птиц? Запишите в тетрадь.
- 4 группа «Нервная система. Органы чувств»
1.Запишите части нервной системы
2.Какие особенности строения головного мозга птиц указывают на более высокий уровень его развития?
3. Какие органы чувства у птиц наиболее развиты? Объясните на конкретных примерах.
4. Закрепление.
Учащиеся заполняют таблицу в тетрадь.
Система органов | Органы | Функциональная приспособленность к полету |
Пищеварительная | ||
Выделительная | ||
Дыхательная | ||
Кровеносная | ||
Нервная |
5.Задание на дом
- Изучить п.46, ответить на вопросы, работа по рис.161 (по учебнику)- для всех учащихся.
- Составить по 10 тестовых вопросов с тремя вариантами ответов по данной теме - для сильных учеников.