Классный час на тему "Моя семья"
Выявить дополнительные возможности влияния семьи на формирование социально значимых компетентностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час на тему "Моя семья" | 101.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Начального Профессионального Образования Профессиональное Училище №23 г.Апшеронска Краснодарского края
Классный час на тему «Моя семья»
подготовила
преподаватель русского языка и литературы
Горшенёва Лариса Ахмедовна
г.Апшеронск
2013
Цель: осознание ценности семейных отношений.
Задачи:
- Вооружить участников обширной информацией о ценности семьи для жизненного успеха человека, семейных традициях, праздниках.
- Создать условия для рефлексии опыта семьи на нравственных, гуманистических основаниях.
- Выявить дополнительные возможности влияния семьи на формирование социально значимых компетентностей обучающихся.
Форма проведения: классный час.
Этап подготовки:
- Интервьюирование обучающихся и преподавателей училища (возможно, с аудио- или видеозаписью суждений респондентов).
- Предварительное проведение среди обучающихся конкурса ученических творческих проектов «Моя будущая семья» и представление результатов на выставку.
- Подготовка экспонатов выставки «Семейное хобби».
- Выстраивание содержания выступлений из цикла «Семейная реликвия».
- Подготовка конкурсных заданий для присутствующих.
- Формирование содержания «семейных открыток», которые будут вручены всем присутствующим по завершении встречи.
- Эпиграф на доску:
Семья – вот истинная ценность,
Опора, сила и полет.
Семья расцветит повседневность,
И боль отступит и уйдет.
- Оборудование: технические средства обучения, аудиозаписи, видеозаписи, плакаты для оформления аудитории, ватманы, маркеры, открытки, карточки с заданиями.
Ход мероприятия
В китайском эпосе есть одна притча, которая лучше всего подведет нас к началу мероприятия.
Ладная семья.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в этой семье и, стало быть, в селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивляется владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ,ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Сегодня у нас с вами необычный классный час. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
- А как Вы понимаете это слово «семья»?
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (говорят обучающиеся, а можно выдержки из сочинений)
Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
-А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?
- Что для этого необходимо?
- Чувства!
- Какие?
- Любовь!
(Обращаю внимание на доску, где записаны слова К.Ушинского)
В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев.
- Есть еще такое понятие: чувство родства. Как бы Вы определили: что это за чувство?
- Чувство родства - наши отношения к родным и близким людям.
Мы задали несколько вопросов обучающимся и преподавателям нашего училища. Вот какие ответы мы получили.
Вопрос 1. Что в вашей жизни значит ваша семья?
«Семья — это стержень, основа жизни»; «Семья - это одновременно и трудности, и радости»; «Семья - это "поплавок", который держит, когда ты тонешь»; «Семья нужна любому. Без нее человек как пустоцвет: вроде и живет, а все без толку»; «Честно говоря, то, что я в юности думал о семье, не оправдалось. Но человек всегда виноват сам»; «Для меня семья - это, прежде всего, дети, они - ее главный смысл»; «Семья - это удача: кому-то везет, а кому-то - нет. Вот я - из невезунчиков».
Вопрос 2. Как вы думаете, что самое главное для счастья семьи?
«Достаток, на нем все держится». «Здоровье. Если оно есть, все получается». «Оптимизм: надо верить в хорошее». «Наверное, любовь. Но я ее пока не нашел». «Уважение. Ведь любовь проходит». «Благополучные дети. Если у детей все хорошо, остальное не важно». «Квартира, независимость. Тогда ты сам определяешь дела своей семьи».
Вопрос 3. Что же больше всего мешает людям быть счастливыми в семье?
«Неумение слышать друг друга. Каждый сам по себе». «Пьянство. Оно может разрушить все». «Отсутствие работы, профессии, денег». «Эгоизм. Когда нет понимания того, что нужно другому». «Сексуальная несовместимость». «Конфликты из-за пустяков. Они, как ржавчина, разъедают жизнь». «Зависть. Завистливые люди в семье всегда несчастны. Им всего мало».
Конкурс «Семейный девиз»
Обучающимся предлагается продумать, записать фломастером на половине листа ватмана и прикрепить к доске семейный девиз, отражающий философию семейных отношений. Время на работу - 5 минут. В ходе выполнения задания звучит фонограмма.
Возможные варианты девизов: «Держаться вместе!», «Честь и достоинство», «Учиться всему, учиться всегда!», «Отдыхать вместе», «Не пищать!», «В здоровом теле - здоровый дух!», «Красота спасет мир», «Мой дом - моя крепость», «Подставь плечо», «Дружить - и никаких гвоздей!», «Нам до всего есть дело».
Классный руководитель: Замечательные девизы мы пока оставим на доске, возможно, они будут кем-то взяты на вооружение.
Все мы знакомы с таким понятием, как родословная. Конечно, знать свою родословную очень важно - это связь поколений в истории семьи, хранящей ее мудрость и нравственное наследие. Человек всегда чтил своих предков.
На семье всё держится! Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей, листвою.
Конкурс «Мое генеалогическое древо»
Ребятам предлагается представить фрагмент генеалогического древа своей семьи до третьего поколения по схеме: я - мои родители, мои дедушки и бабушки.
Конкурс «Семейный герб»
Каждому обучающемуся в течение 7 минут предлагается начертить на листе семейный герб. Напоминаю, что в нем должны быть символически отражены важные моменты истории семьи, ее традиции и ценности.
Семья – это святое слово,
и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
(На доске – рисунки животных, птиц, растений и их значение).
лев - сила, великодушие
орел - власть
овца - терпение, кротость
ворон - долголетие
олень - символ воина
цапля - пугливость
волк - жадность, злость
павлин - тщеславие, хвастовство
дуб - крепость
пальма - долговечность
слив. дерево - мир
Блиц-интервью
Участникам на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложения завершить. Варианты незаконченных предложений:
«Мое самое большое желание - ...»
«Я ни в коем случае не хотел (а), чтобы...»
«В моей семье исключено...»
«Я хочу сказать "спасибо" моей семье за...»
«Особенно меня раздражает то, что...»
«В нашей семье под запретом...»
«Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына (дочери)...»
«Счастливая семья — это...»
6. Энергизатор “Комочек счастья” (слайд 7)
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить.
Учитель:
Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние выполним упражнение “Комочек счастья”. Давайте встанем в круг. Представьте себе, что у меня в руках маленькое солнце, комочек счастья, в которое я вложила все свое тепло, радость, и я готова поделиться с вами“ Комочек счастья ” отправлять буду я. Итак, начинаем. (Каждый участник передает воображаемое счастье.)
Отдохнули, восстановили силы.
Конкурс «Семейные реликвии»
Классный руководитель. Во многих семьях хранятся боевые и трудовые ордена, дорогие реликвии и сувениры, Когда мы перелистывали наши семейные альбомы, мы вглядывались в глаза молодых ещё мамы и папы , бабушки и дедушки, Всё, что есть в вас- от них. Они смотрят на вас, они видят ваше будущее. Не обманите их веры, не предайте то, чему они посвятили свою жизнь, свою молодость. Некоторые из перечисленных семейных реликвий представлены на нашей выставке (коротко рассказать о них могут как обучающиеся, так и экскурсовод из числа учащихся. Далее (можно общим голосованием) определяется лучший экспонат).
Конкурс «Семейные традиции»
Классный руководитель: А теперь давайте поговорим о традициях и обычаях в семье. У каждого - свои увлечения, и правильно говорят: « Всегда найдётся дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг» Каков же мир увлечений нашей семьи?
В семье, где не играют, не шутят, не поют, жизнь эмоционально обеднена, не «раскрашена» радостью от общения друг с другом, от ярких эмоций, от необыкновенных талантов близких. Расскажите нам, дорогие друзья, о сложившихся в ваших семьях традициях, украшающих вашу жизнь.
Конкурс «Семейное хобби»
Классный руководитель: Семью объединяют и увлечения. Это замечательный способ отрешиться от обыденности, прикоснуться душой к прекрасным образцам творчества. Хобби, особенно семейное, расширяет кругозор и, возможно, открывает самому человеку доселе скрытые таланты. Поведайте нам, пожалуйста, о своих увлечениях. Возможно, для тех, кто еще не определился в своих пристрастиях, это будет особенно интересно.
Рефлексия настроения: “Дерево чувств”
Учитель:
С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
- красный – восторженное;
- оранжевый – радостное;
- желтый – приятное;
- зеленый – спокойное;
- синий – грустное;
- фиолетовый – напряженное;
- черный – уныние.
(Каждая группа на крону дерева на плакате прикрепляет листочки с выбранными цветами).
Комментарии учителя: Посмотрите на дерево, которое вы сотворили своими руками. Какой цвет преобладает на нем? Вы видите у нас с вами сегодня……… настроение.
Заключительная совместная игра «Фундамент моего дома»
Конечно же вы слышали, говорят «Мой дом- моя крепость». Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой. А МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО.
Я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова. На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Ребята выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).
Классный руководитель: Надеюсь, дорогие друзья, что наша встреча была не напрасной. Сейчас вы вернетесь к семейному очагу, который сплачивает людей, дает им силу и уверенность, пищу чувствам и отдых душе. На память о нашей встрече мы дарим вам семейные открытки.
Напутствие
- Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья - главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.
Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения. Пообщавшись с вами, ребята, я поняла, что вы также стремитесь узнать о исторических ценностях своего рода, и хотите знать свои корни. И мы должны знать, что чем больше человек дорожит памятью своих дедов, отцов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.
Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: (на лист распечатаны заповеди, тексты которых вручаются обучающимся)
Заповеди:
· свято храни честь своей семьи;
· люби свою семью и делай её лучше;
· будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
· подари родителям радость;
· умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
· жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.
На фоне красивой музыки (например, из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь») звучат стихи:
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах.
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10.Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
Список использованной литературы и источники информации.
Мальцева Л.И. Игры-сценарии для внеклассных мероприятий.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Дюкина О.В. Родительские собрания. – М.: ВАКО,2008.
Журнал «Воспитание школьника», №4-2007, стр.37 Ст. «Формирование толерантного поведения в семье»
Журнал «Классный руководитель», №1-2007, стр. 57 Ст. «Давайте понимать друг друга»
Журнал «Классный руководитель», №5-2003, стр.34 Ст. «Я и семья»
Журнал «Классный руководитель», №3-2004, Ст. «Я в мире и мир во мне»
Журнал «Классный руководитель», №3-2006, стр.66 Ст. «Я и семья. Формирование гражданского отношения к своей семье»