Методика изучения школьной адаптации и дезадаптации

Показаньева Мария Сергеевна

Методика  изучения школьной адаптации и дезадаптации

Эта не трудоемкая методика позволяет оценить уровень адаптации учащихся  к школе. Прекрасно подходит для первоклассников и для учащихся пятых классов в начале обучения в среднем звене школы. Дает возможность педагогу сделать вывод о каждом ученике и о классе в целом. Прекрасно подходит для мониторинга процесса адаптации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта школьной адаптации

Фамилия, имя

Учебная активность

Усвоение

программного

материала

Поведение на уроке

Поведение
на

 перемене

Взаимо

отношения

с одноклас

сниками

Отношение

к учителю

Эмоции

Общий балл

Выводы

 Уровень адаптации учащихся (общий балл):   28–35 баллов  -  высокий,      21–27 баллов –  средний,         менее 20 – низкий.



Предварительный просмотр:

                      Методика  изучения школьной адаптации и дезадаптации

            Результаты наблюдений за учеником, анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также динамика успеваемости по всем школьным предметам  -  оцениваются педагогом  по семи шкалам в соответствии со следующими показателями.
1-я шкала –
учебная активность.
5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.
4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 – редко поднимает руку, но отвечает верно.
2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.
1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы.
0 – учебная активность отсутствует полностью.

2-я шкала – усвоение программных материалов.
5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий.
4 – единичные ошибки.
3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов.
2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов.
1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний.
0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.

3-я шкала – поведение на уроке.
5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность.
4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.
3 – часто разговаривает с товарищами, не собран.
2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало.
1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает.
0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.

4-я шкала – поведение на перемене.
5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах.
4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят.
3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.
2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую.
1 – пассивен, избегает других.
0 – часто нарушает нормы поведения.

5-я шкала – взаимоотношения с одноклассниками.
5 – общителен, легко контактирует с детьми.
4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.
3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.
2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 – замкнут, изолирован от других.
0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям.

6-я шкала – отношение к учителю.
5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.
4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.
3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.
2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным.
1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет.
0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.

7-я шкала – эмоции.
5 – хорошее настроение, часто улыбается.
4 – спокойное эмоциональное состояние.
3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность).
2 – отрицательные эмоции преобладают.
1 – депрессивное настроение.
0 – агрессия.

Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу.