Использование подвижных игр как средства коррекции пространственных представлений детей страдающих церебральным параличом

Иконникова Галина Владимировна

Термин ДЦП. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. Использование подвижных игр для формирование пространственных представлений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование подвижных игр как средства коррекции пространственных представлений детей страдающих церебральным параличом

Под термином «детский церебральный паралич» понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга в период внутриутробного развития, в момент родов или в раннем послеродовом периоде[1]. Заболевание встречается довольно часто -  в среднем у двух из 1000 детей [3]. Его основная характерная черта – нарушение развития психомоторных функций.

Анализ научной литературы показал, что у детей с церебральным параличом формирование пространственных представлений нарушено, и  имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга и особенностями развития этих детей – ребенок сложно воспринимает и запоминает такие понятия, как «справа», «слева», «вверху», «внизу», «вдали», «вблизи» и др. [4].

Поскольку ведущей деятельностью, для детей дошкольного возраста, является игровая [2], нами были подобраны специальные игры, направленные на формирование пространственных представлений у детей с ДЦП.

Целью нашей работы является изучение влияния подвижных игр на формирование пространственных представлений у детей с ДЦП.

Для достижения поставленной нами цели предстояло решить следующие задачи:

1.Изучить специальную литературу по рассматриваемой теме (особенности, причины, проявления детского церебрального паралича).

2.Изучить особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП и способы их коррекции.

3.Оценить влияние подвижных игр на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно - методической литературы, педагогическое тестирование (методика обследования уровня сформированности пространственных представлений), математическая обработка результатов исследования.

В качестве теста нами была использована методика обследования уровня сформированности пространственных представлений [4], которая включала в себя: исследование ориентировки в направлениях пространства; исследование восприятия удаленности предмета и его местоположения; исследование восприятия пространственных отношений между предметами; исследование ориентировки на плоскости.

Исследование проводилось на базе детского сада компенсирующего вида №136 «Радуга» г. Брянска в период с января 2010 года по апрель 2011 года.

Нами была проведена оценка исходного уровня пространственных представлений у детей с ДЦП. Результаты тестирования показали, что дети с ДЦП значительно отстают в развитии данных качеств от своих сверстников.

В традиционную программу реабилитации нами были включены специально подобранные игры, направленные на развитие представлений о пространстве. Предложенные нами игры могут использоваться как на занятиях по адаптивной физической культуре во вводной и заключительной части урока, так и на других занятиях сопровождающихся долгим сидением на стуле для переключения внимания и смены деятельности, в качестве физкультурных пауз в режиме дня, т.к. многие игровые действия не требуют большого пространства. Выбранные нами игры строго не специализированы и легко комбинируются между собой по усмотрению педагога.

По завершению эксперимента было проведено повторное тестирование направленное на оценку изменений уровня пространственных представлений у детей с ДЦП после применения комплекса подвижных игр. Результаты изменений изученных показателей пространственных представлений отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Средний прирост показателей сформированности пространственных представлений

Показатели уровня сформированности пространственных представлений

Средний прирост по полученным результатам в %

Пространственная ориентировка в направлениях пространства

33,3

Пространственное восприятие удаленности предмета и его местоположения

20

Пространственное восприятие отношений между предметами

33,6

Пространственная ориентировка на плоскости

40

Прирост по итогам тестирования в среднем составил около 32%.

Положительная динамика развития пространственных представлений у детей страдающих ДЦП, свидетельствует об эффективности предложенной нами методики, которая может быть использована в работе с данной категорией пациентов.

Литература.

  1. Бадалян, Л.О., Журба, Л.Т., Тимонина, О.В. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. — Киев, 1988. – С. 35-45.
  2. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье./ М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. — М., 1993. – С.25-50.
  3. Сековец, Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации./ Л.С. Сековец. — М.: Школьная Пресса, 2008. — 208 с.
  4. Титова, О.В. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. / О.В.Титов. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 56 с.