Диагностика уровня развития эмоционально-волевой направленности в игре

БАБКОВА  СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

 

Цель контрольного эксперимента заключалась в диагностировании уровня развития эмоционально-волевой направленности личности детей в  игре после серии формирующих экспериментов.

На контрольном этапе были повторены диагностические методики констатирующего этапа эксперимента:

1.                           При наблюдении было выявлено, что значительно изменилась атмосфера игры. Дети стали более эмоциональны.

2.                           Содержание игры стало раскрываться в эмоциональном плане более разнообразно. Эмоциональное отношение детей друг к другу стало более отзывчивым, лучше понимали друг друга, что значительно уменьшило число конфликтов во время игры.

Пиктограммы, которые были предложены детьми, определялись в              основном правильно. Ошибки вызывали пиктограммы, которые отражали редко встречающиеся эмоции: ужас, гнев. Здесь дети ещё допускали ошибки (таблица № 6).

Повторены были этюды. Здесь задания были усложнены и потребовали от детей творческого подхода. Были разыграны этюды одним ребёнком, в паре, в группе (таблица №7).

Волевой аспект исследовался через наблюдения. В игре дети стали           более целенаправленны, стремились игру довести до конца, роли требующие волевых проявлений: пограничники, матросы, богатыри, стали разыгрывать более полноценно. В результате были получены следующие данные (таблица № 8). Данная таблица показывает, что увеличилось число детей, у которых достаточный уровень, уменьшилось число детей с отклоняющимся и проблемным уровнем.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Действительно уровень развития эмоционально-волевой направленности будет выше, если сюжетно-ролевая игра будет дополнена вышеперечисленными условиями.

Цель и задачи исследования реализованы, результаты интерпретированы и подтверждены и это является основанием для теоретической и практической значимости работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ

к выпускной квалификационной работе

по теме:

«Сюжетно-ролевая игра как условие эмоционально-волевой направленности ребенка дошкольного возраста.»

                                                          Выполнила:

                                                                                         

Бабкова С.А.

Ставрополь 2006

Уважаемый председатель государственной аттестационной комиссии!

Уважаемые члены комиссии!

        Разрешите представить вашему вниманию выполненную выпускную квалификационную работу на тему: «Сюжетно-ролевая игра как условие формирования эмоционально-волевой направленности  ребенка дошкольного возраста». Мы остановили свой выбор на этой теме в связи с ее актуальностью.  

        Игра – особый вид деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющей свое специфическое содержание и строение, особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий в рамках ее структурности. Игра имеет значение не только для усвоения умственного развития, но и для развития личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного значения творчества ребенка в ней заставляет отводить ей важное место в педагогическом процессе детского сада. Возможности игры для эмоционально-волевого развития не ограничены. Эмоциональность сюжета, роли, взаимодействия партнеров оказывают на ребенка позитивное влияние.

        Таким образом, мы отмечаем, что проблемой нашего исследования является сюжетно ролевая игра как условие формирования эмоционально-волевой направленности  ребенка дошкольного возраста.

        Гипотеза исследования заключается в следующем: уровень развития эмоционально-волевой направленности будет выше, если сюжетно-ролевая игра будет дополнена специально разработанными играми, направленными на развитие детей.

        Поэтому целью работы является: формирование эмоционально-волевой направленности личности ребенка в сюжетно-ролевой игре.

        В соответствии с поставленной целью мы выдвинули следующие задачи:

  1. Провести анализ теоретических научных источников по проблеме исследования
  2. Выявить особенности сюжетно-ролевых игр в развитии детей
  3. Экспериментально доказать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие эмоционально-волевой направленности личности детей и разобрать методические рекомендации о влиянии эмоционально-волевой направленности личности детей в сюжетно-ролевых играх.

Методы, которые мы использовали для решения поставленных задач:

  1. Анализ литературы
  2. Группа эмпирических методов
  1. Наблюдение
  2. Психологические тесты
  3. Пиктограмма
  4. Беседа

Предметом исследования стало изучение роли влияния сюжетно-ролевых игр на развитие эмоционально-волевой направленности личности детей.

Предмет предполагает объект исследования – эмоционально-волевая сфера детей 6-7 лет.

Теоретические исследования выдающихся ученых психологов и педагогов, а именно, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, Г.В. Плеханова, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Н.К. Крупской, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.С. Макаренко, М.М. Бахтина, Ф.И. Фрадкиной, Д.В. Менджирицкой, В.А. Сухомлинского и другими, показали, что ролевая  игра является формой моделирования ребенком взаимоотношений  взрослых, фиксируемых  в  воображаемой ситуации, в правилах игровых ролей. В  этом  плане ролевая игра – своеобразная школа  формирования произвольного поведения, так как ребенок  в ней  сталкивается с необходимостью совершения непосредственных импульсов.

Методологической основой явился личностно – ориентированный подход.

Практическая значимость работы состоит в том, что предоставленные материалы могут быть использованы педагогами для формирования эмоционально-волевой направленности личности ребенка дошкольного возраста.

Наша дипломная работа состоит из трех глав.

В первой главе мы обосновали теоретические основы игровой деятельности.

Во второй главе сформулированы основные этапы нашего психологического исследования и приведена характеристика методов и методик, используемых в исследовании.

В третьей главе обоснованы результаты проведенного исследования. Анализ и интерпретация полученных данных.

Участниками процесса стали дети старшей подготовительной группы детского сада №11, расположенного в ст. Зольской.

Программа исследования состояла из трех этапов.

1 этап – Констатирующий эксперимент. На данном этапе проводилось обследование детей на начало эксперимента, определялась проблема, разрабатывалась экспериментальная программа. В форме поперечных срезов были применены методики, целью которых было:

  1. выявление уровня эмоциональной направленности детей;
  2.  изучение возможностей эмоциональных проявлений у детей;
  3. выяснение сохранения волевых усилий ребенка.

Для этого мы использовали метод наблюдения, серию тест-заданий с усложнениями:

  1. определи настроение по фотографии
  2. пиктограммы: злость, радость, гнев, удивление
  3. зеркало для изображения различных эмоций,

а также этюды по мотивам сказок. Результаты данных наблюдений зафиксированы в таблице №1.

        В целом вывод по развитию эмоциональной сферы может быть следующим, – дети часто проявляли самые различные эмоции неосмысленно, что часто приводит к недопониманию между детьми и даже к конфликтам. Арсенал эмоциональных проявлений оказался не настолько богат, не выразителен, что обедняло проявление личности детей.

        Для анализа волевого аспекта нашего исследования было предложено тест-задание, разработанное Е.В.Субботиным. Данные, полученные этим методом подтвердили, что и в игре дети часто слабо выполнявшие задания не всегда проявляли волевые качества. Результаты отображены в таблице №3.

         2 этап – Формирующий эксперимент.

         Цель формирующего эксперимента заключалась в развитии эмоционально-волевой направленности личности детей.

Формирующий эксперимент состоит из разработанной комплексно-      развивающей программы, имеющей блочное строение. Каждый блок включает несколько заданий, упражнений, тренинги по определенному направлению по проблеме исследования.

Цель программы: развитие эмоционально-волевой направленности активности детей в сюжетно-ролевой игре.

        Программа предполагала решение следующих задач:

  1. развивать эмоциональную сферу ребенка
  2. отработка и закрепление специально отработанных заданий по волевому развитию детей

I Блок – ориентировка в проблеме.

В данном моменте программы была проведена беседа с детьми экспериментальной группы, - для какой цели они будут заниматься. В беседе были выявлены ожидания детей.

II Блок – зачем человеку эмоция и воля.

Детям было разъяснено, что такое эмоции и воля, были приведены аналогии (примеры из сказок, художественной литературы, музыки и т.д.). Далее была проведена работа по научению детей самоанализу своих эмоций и волевого действия, что вызвало большой интерес у детей. Они почувствовали, что в эксперименте основное внимание уделяется им, они были мотивированы на более внимательное отношение к себе, к окружающим, к своей игре.

III Блок – «Играем, играем»

На основе самоанализа дети поняли, что они могут быть сами более эмоциональными, а в целом более интересными партнерами в игре. Им были предложены: сказкотерапия, музыкотерапия, ароматерапия, этюды-тренинги.

По завершению программы с детьми была проведена беседа. Дети выразили удовлетворенность и радость, по поводу проведенной работы.

3 этап – Контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента заключалась в диагностировании уровня развития эмоционально-волевой направленности личности детей в сюжетно-ролевой игре после серии формирующих экспериментов.

На контрольном этапе были повторены диагностические методики констатирующего этапа эксперимента:

  1. При наблюдении было выявлено, что значительно изменилась атмосфера игры. Дети стали более эмоциональны.
  2. Содержание игры стало раскрываться в эмоциональном плане более разнообразно. Эмоциональное отношение детей друг к другу стало более отзывчивым, лучше понимали друг друга, что значительно уменьшило число конфликтов во время игры.

Данные приведены в таблице № 5

Пиктограммы, которые были предложены детьми, определялись в              основном правильно. Ошибки вызывали пиктограммы, которые отражали редко встречающиеся эмоции: ужас, гнев. Здесь дети ещё допускали ошибки (таблица № 6).

Повторены были этюды. Здесь задания были усложнены и потребовали от детей творческого подхода. Были разыграны этюды одним ребёнком, в паре, в группе (таблица №7).

Волевой аспект исследовался через наблюдения. В игре дети стали           более целенаправленны, стремились игру довести до конца, роли требующие волевых проявлений: пограничники, матросы, богатыри, стали разыгрывать более полноценно. В результате были получены следующие данные (таблица № 8). Данная таблица показывает, что увеличилось число детей, у которых достаточный уровень, уменьшилось число детей с отклоняющимся и проблемным уровнем.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Действительно уровень развития эмоционально-волевой направленности будет выше, если сюжетно-ролевая игра будет дополнена вышеперечисленными условиями.

Цель и задачи исследования реализованы, результаты интерпретированы и подтверждены и это является основанием для теоретической и практической значимости работы.

Благодарю за внимание!