Диагностика уровня развития эмоционально-волевой направленности в игре
Цель контрольного эксперимента заключалась в диагностировании уровня развития эмоционально-волевой направленности личности детей в игре после серии формирующих экспериментов.
На контрольном этапе были повторены диагностические методики констатирующего этапа эксперимента:
1. При наблюдении было выявлено, что значительно изменилась атмосфера игры. Дети стали более эмоциональны.
2. Содержание игры стало раскрываться в эмоциональном плане более разнообразно. Эмоциональное отношение детей друг к другу стало более отзывчивым, лучше понимали друг друга, что значительно уменьшило число конфликтов во время игры.
Пиктограммы, которые были предложены детьми, определялись в основном правильно. Ошибки вызывали пиктограммы, которые отражали редко встречающиеся эмоции: ужас, гнев. Здесь дети ещё допускали ошибки (таблица № 6).
Повторены были этюды. Здесь задания были усложнены и потребовали от детей творческого подхода. Были разыграны этюды одним ребёнком, в паре, в группе (таблица №7).
Волевой аспект исследовался через наблюдения. В игре дети стали более целенаправленны, стремились игру довести до конца, роли требующие волевых проявлений: пограничники, матросы, богатыри, стали разыгрывать более полноценно. В результате были получены следующие данные (таблица № 8). Данная таблица показывает, что увеличилось число детей, у которых достаточный уровень, уменьшилось число детей с отклоняющимся и проблемным уровнем.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Действительно уровень развития эмоционально-волевой направленности будет выше, если сюжетно-ролевая игра будет дополнена вышеперечисленными условиями.
Цель и задачи исследования реализованы, результаты интерпретированы и подтверждены и это является основанием для теоретической и практической значимости работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ВЫСТУПЛЕНИЕ
к выпускной квалификационной работе
по теме:
«Сюжетно-ролевая игра как условие эмоционально-волевой направленности ребенка дошкольного возраста.»
Выполнила:
Бабкова С.А.
Ставрополь 2006
Уважаемый председатель государственной аттестационной комиссии!
Уважаемые члены комиссии!
Разрешите представить вашему вниманию выполненную выпускную квалификационную работу на тему: «Сюжетно-ролевая игра как условие формирования эмоционально-волевой направленности ребенка дошкольного возраста». Мы остановили свой выбор на этой теме в связи с ее актуальностью.
Игра – особый вид деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющей свое специфическое содержание и строение, особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий в рамках ее структурности. Игра имеет значение не только для усвоения умственного развития, но и для развития личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного значения творчества ребенка в ней заставляет отводить ей важное место в педагогическом процессе детского сада. Возможности игры для эмоционально-волевого развития не ограничены. Эмоциональность сюжета, роли, взаимодействия партнеров оказывают на ребенка позитивное влияние.
Таким образом, мы отмечаем, что проблемой нашего исследования является сюжетно ролевая игра как условие формирования эмоционально-волевой направленности ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в следующем: уровень развития эмоционально-волевой направленности будет выше, если сюжетно-ролевая игра будет дополнена специально разработанными играми, направленными на развитие детей.
Поэтому целью работы является: формирование эмоционально-волевой направленности личности ребенка в сюжетно-ролевой игре.
В соответствии с поставленной целью мы выдвинули следующие задачи:
- Провести анализ теоретических научных источников по проблеме исследования
- Выявить особенности сюжетно-ролевых игр в развитии детей
- Экспериментально доказать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие эмоционально-волевой направленности личности детей и разобрать методические рекомендации о влиянии эмоционально-волевой направленности личности детей в сюжетно-ролевых играх.
Методы, которые мы использовали для решения поставленных задач:
- Анализ литературы
- Группа эмпирических методов
- Наблюдение
- Психологические тесты
- Пиктограмма
- Беседа
Предметом исследования стало изучение роли влияния сюжетно-ролевых игр на развитие эмоционально-волевой направленности личности детей.
Предмет предполагает объект исследования – эмоционально-волевая сфера детей 6-7 лет.
Теоретические исследования выдающихся ученых психологов и педагогов, а именно, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, Г.В. Плеханова, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Н.К. Крупской, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.С. Макаренко, М.М. Бахтина, Ф.И. Фрадкиной, Д.В. Менджирицкой, В.А. Сухомлинского и другими, показали, что ролевая игра является формой моделирования ребенком взаимоотношений взрослых, фиксируемых в воображаемой ситуации, в правилах игровых ролей. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа формирования произвольного поведения, так как ребенок в ней сталкивается с необходимостью совершения непосредственных импульсов.
Методологической основой явился личностно – ориентированный подход.
Практическая значимость работы состоит в том, что предоставленные материалы могут быть использованы педагогами для формирования эмоционально-волевой направленности личности ребенка дошкольного возраста.
Наша дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе мы обосновали теоретические основы игровой деятельности.
Во второй главе сформулированы основные этапы нашего психологического исследования и приведена характеристика методов и методик, используемых в исследовании.
В третьей главе обоснованы результаты проведенного исследования. Анализ и интерпретация полученных данных.
Участниками процесса стали дети старшей подготовительной группы детского сада №11, расположенного в ст. Зольской.
Программа исследования состояла из трех этапов.
1 этап – Констатирующий эксперимент. На данном этапе проводилось обследование детей на начало эксперимента, определялась проблема, разрабатывалась экспериментальная программа. В форме поперечных срезов были применены методики, целью которых было:
- выявление уровня эмоциональной направленности детей;
- изучение возможностей эмоциональных проявлений у детей;
- выяснение сохранения волевых усилий ребенка.
Для этого мы использовали метод наблюдения, серию тест-заданий с усложнениями:
- определи настроение по фотографии
- пиктограммы: злость, радость, гнев, удивление
- зеркало для изображения различных эмоций,
а также этюды по мотивам сказок. Результаты данных наблюдений зафиксированы в таблице №1.
В целом вывод по развитию эмоциональной сферы может быть следующим, – дети часто проявляли самые различные эмоции неосмысленно, что часто приводит к недопониманию между детьми и даже к конфликтам. Арсенал эмоциональных проявлений оказался не настолько богат, не выразителен, что обедняло проявление личности детей.
Для анализа волевого аспекта нашего исследования было предложено тест-задание, разработанное Е.В.Субботиным. Данные, полученные этим методом подтвердили, что и в игре дети часто слабо выполнявшие задания не всегда проявляли волевые качества. Результаты отображены в таблице №3.
2 этап – Формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента заключалась в развитии эмоционально-волевой направленности личности детей.
Формирующий эксперимент состоит из разработанной комплексно- развивающей программы, имеющей блочное строение. Каждый блок включает несколько заданий, упражнений, тренинги по определенному направлению по проблеме исследования.
Цель программы: развитие эмоционально-волевой направленности активности детей в сюжетно-ролевой игре.
Программа предполагала решение следующих задач:
- развивать эмоциональную сферу ребенка
- отработка и закрепление специально отработанных заданий по волевому развитию детей
I Блок – ориентировка в проблеме.
В данном моменте программы была проведена беседа с детьми экспериментальной группы, - для какой цели они будут заниматься. В беседе были выявлены ожидания детей.
II Блок – зачем человеку эмоция и воля.
Детям было разъяснено, что такое эмоции и воля, были приведены аналогии (примеры из сказок, художественной литературы, музыки и т.д.). Далее была проведена работа по научению детей самоанализу своих эмоций и волевого действия, что вызвало большой интерес у детей. Они почувствовали, что в эксперименте основное внимание уделяется им, они были мотивированы на более внимательное отношение к себе, к окружающим, к своей игре.
III Блок – «Играем, играем»
На основе самоанализа дети поняли, что они могут быть сами более эмоциональными, а в целом более интересными партнерами в игре. Им были предложены: сказкотерапия, музыкотерапия, ароматерапия, этюды-тренинги.
По завершению программы с детьми была проведена беседа. Дети выразили удовлетворенность и радость, по поводу проведенной работы.
3 этап – Контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента заключалась в диагностировании уровня развития эмоционально-волевой направленности личности детей в сюжетно-ролевой игре после серии формирующих экспериментов.
На контрольном этапе были повторены диагностические методики констатирующего этапа эксперимента:
- При наблюдении было выявлено, что значительно изменилась атмосфера игры. Дети стали более эмоциональны.
- Содержание игры стало раскрываться в эмоциональном плане более разнообразно. Эмоциональное отношение детей друг к другу стало более отзывчивым, лучше понимали друг друга, что значительно уменьшило число конфликтов во время игры.
Данные приведены в таблице № 5
Пиктограммы, которые были предложены детьми, определялись в основном правильно. Ошибки вызывали пиктограммы, которые отражали редко встречающиеся эмоции: ужас, гнев. Здесь дети ещё допускали ошибки (таблица № 6).
Повторены были этюды. Здесь задания были усложнены и потребовали от детей творческого подхода. Были разыграны этюды одним ребёнком, в паре, в группе (таблица №7).
Волевой аспект исследовался через наблюдения. В игре дети стали более целенаправленны, стремились игру довести до конца, роли требующие волевых проявлений: пограничники, матросы, богатыри, стали разыгрывать более полноценно. В результате были получены следующие данные (таблица № 8). Данная таблица показывает, что увеличилось число детей, у которых достаточный уровень, уменьшилось число детей с отклоняющимся и проблемным уровнем.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Действительно уровень развития эмоционально-волевой направленности будет выше, если сюжетно-ролевая игра будет дополнена вышеперечисленными условиями.
Цель и задачи исследования реализованы, результаты интерпретированы и подтверждены и это является основанием для теоретической и практической значимости работы.
Благодарю за внимание!