адаптация студентов первого курса в медицинском колледже
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации
Для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения, и причины их возникновения.
Препятствия, стоящие на пути включения молодого человека в студенческую жизнь, связаны с тем, что он приходит в колледж с уже сложившимся динамическим стереотипом. При поступлении же в колледж происходит ломка старого стереотипа и формирование нового.
Студенты, поступившие на первый курс, нелегко воспринимают содержание и организацию учебного процесса в колледже. Это связано также и с тем, что в школе и дома ребята находятся под постоянным контролем родителей, учителей. Студенты не привыкли к самоконтролю. Основной контингент студентов Байкальского базового медицинского колледжа поступает из районов (поселки, деревни), из Тывы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_andreeva_l.m.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация студентов первого курса Байкальского базового медицинского колледжа
Преподаватель Андреева Л.М.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса.
Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.
Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.
Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса "вхождения" вчерашнего школьника в систему студенческих отношений. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Однако организация учебной деятельности на первом курсе не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям колледжа.
Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблемы адаптации студентов-первокурсников в образовательном процессе среднего профессионального образования.
Исследование адаптации, как необходимого условия существования живого организма, рассматривалось в работах И.П.Павлова, И.М.Сеченова, Ч.Дарвина, Ж.Пиаже. Исследование изменений эмоциональных и когнитивных характеристик личности приведено в в научно-педагогических трудах Г.С.Дунина, И.А.Миловановой, И.А.Георгиева.
Психологические аспекты адаптации человека к различным условиям среды разрабатывались Б.Г. Ананьевым, В.В. Антиповым, Ж. Годфруа, В.В. Гриценко, Э.Ф. Зеером, В.В. Константиновым, В.В. Пархомчук и др.
Вопросы социализации как социальной адаптации рассматриваются в трудах Р.Ф. Ихсанова, Н. Смелзера, О.С. Советовой, Н.С. Южаниной и др.
Проблемы адаптации в педагогике нашли отражение в работах В.М. Дугинца, В.Л. Бозаджиева, В.В. Лагерева, Р.Х Махмутовой, Л.А. Носовой, М.Ф. Фатхуллина и др.
Как известно для эффективного обучения, студенту необходимо чувствовать себя комфортно в среде среднего профессионального образования.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации
Для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения, и причины их возникновения.
Препятствия, стоящие на пути включения молодого человека в студенческую жизнь, связаны с тем, что он приходит в колледж с уже сложившимся динамическим стереотипом. При поступлении же в колледж происходит ломка старого стереотипа и формирование нового.
Студенты, поступившие на первый курс, нелегко воспринимают содержание и организацию учебного процесса в колледже. Это связано также и с тем, что в школе и дома ребята находятся под постоянным контролем родителей, учителей. Студенты не привыкли к самоконтролю. Основной контингент студентов Байкальского базового медицинского колледжа поступает из районов (поселки, деревни), из Тывы. Приехав в поселок Селенгинск, они уходят из-под опеки родителей и начинают свою самостоятельную жизнь. Поэтому постоянный контроль со стороны родителей невозможен.
Студенту необходимо работать не только на занятиях в колледже, но и самостоятельно изучать материал, пользуясь библиотеками, Интернетом и другими средствами. В учебном процессе некоторая роль отводится самостоятельной работе студента.
Специфика процесса обучения в колледже определяется различием в методах обучения и в его организации которое порождает отрицательный эффект, называемый барьером между преподавателем и студентом. Новая дидактическая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в колледже. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и "отсев" по результатам сессий.
Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т. е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях
В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, направленного па решение задач адаптации студентов, несогласованности действий преподавателей, недостаточного внимания к решению этой проблемы со стороны руководителей, студенты адаптируются к учебно-воспитательному процессу довольно сложно. В педагогике среднего профессионального образования недостаточно раскрыты причины психолого-педагогического характера, вызывающие трудности овладения студентами специфической учебной деятельностью, а также психолого-педагогические условия, обеспечивающие социально-психологическую адаптацию студентов к учебно-воспитательному процессу, средства, способствующие этому.
Огромную роль играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса в колледже. Куратор группы контролирует успеваемость и посещаемость занятий, информирует родителей. Индивидуальный подход к каждому – это основной принцип работы наших кураторов. Они стараются найти общий язык с каждым, поговорить откровенно, дать совет или рекомендации, оказать помощь в самостоятельном изучении материала, научить объективно оценивать свои знания и возможности.
Куратор группы прилагает немало усилий в создании благоприятного климата среди студентов. Например, в колледже проводятся различные психологические тренинги с привлечением психологов, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомятся друг с другом, учатся общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше. Для ребят, приехавших из района, проводятся отдельные тренинги, помогающие адаптироваться в поселке.
Очень много студентов-первокурсников нашего колледжа входят в состав студенческого актива. Для них создан специальный студенческий центр, в котором они могут собраться для решения определенных вопросов, связанных, например, с подготовкой к предстоящим мероприятиям, праздникам.
Основной целью создания педагогических условий адаптации, является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальности. Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями колледжа (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия. Таким образом, выявление трудностей, вступающих перед студентами на первом курсе в системе среднего профессионального образования, и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.
Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, выработанную привычку к дисциплине и труду.
Рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов по специальности «Сестринское дело».
Первый курс:
- создание у студентов адекватного представления о выбранной профессии;
- помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней;
- формирование положительного отношения к своей профессии;
- обеспечение успешной адаптации студентов к новым социальным условиям.
Адаптационный тренинг
В тренинге принимают участие от 5 до 10 студентов, имеющих успешный опыт адаптации.
Цель: подготовка студентов старших курсов, имеющих успешный опыт адаптации, к участию в пресс-конференции для первокурсников.
Основные принципы реализации адаптационного тренинга
1. Принцип самораскрытия
- Суть принципа заключается в том, чтобы при проведении занятия и пресс-конференции каждый студент имел возможность показать не только образцы заученного поведения, которые навязаны социальными ролями, а мог выразить свои истинные мысли, чувства, переживания, возникавшие в адаптационный период.
2. Принцип доброжелательности
- Предполагает теплоту и дружеские взаимоотношения участников тренинга, будущих участников пресс-конференции, исключает проявления неприязни, агрессии.
3. Принцип психокоррекционного эффекта
- Заключается в помощи студенту как личности в преодолении комплексов, всевозможных страхов, неверных представлений о самом себе, преподавателях, дидактической ситуации колледжа, профессиональной деятельности, завышенной или заниженной самооценки, застенчивости в общении с большой аудиторией.
4. Принцип добровольной активности
- В выполнении упражнений на занятии принимают участие все члены группы. Но это осуществляется не за счет давления и принуждения, а путем поощрения студентов.
5. Принцип индивидуального подхода
- При проведении занятия необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности студентов (опыт адаптации, темперамент, уровень развития контактности и организаторских способностей, самооценку, мотивы выбора профессии, уровень тревожности, показатели самочувствия, настроения и активности и др.).
ПАСПОРТ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- Год рождения Пол
- Жилищные условия (условия проживания на период обучения в учебном заведении)
- Материальные условия
- Сведения о родителях Год рождения Образование
- Профессия
- Состав семьи
- Взаимоотношения в семье
- Состояние здоровья родителей ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕРВОКУРСНИКА
(НА МОМЕНТ ПОСТУПЛЕНИЯ В УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ)
- Наличие хронических заболеваний
- Наблюдаемые физиологические особенности
- Физиологическая сопротивляемость стрессу РЕКОМЕНДАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- Куратору группы
- Преподавателям
ДАННЫЕ ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО ПРОГНОЗА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
- Психологические особенности темперамента
- Экстраверсия
- Нейротизм
- Пластичность
- Темп психических реакций
- Активность
- Мотивы выбора профессии
- Средний балл аттестата (свидетельства об окончании базовой школы)
ПЕРВИЧНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКА
- Внеучебные интересы
- Предпочтения
- Контактность
- Организаторские способности
- Самооценка и самокритичность
- Личностная тревожность
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
- Куратору группы
- Преподавателям
ПОКАЗАТЕЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА
- Успеваемость
- (в начале первого года обучения)
- (в середине первого семестра)
- (в конце первого семестра)
- (в конце первого года обучения)
Самоэффективность в учебной деятельности
- (в начале первого года обучения)
- (в середине первого семестра)
- (в конце первого семестра)
- (в конце первого года обучения)
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА
Социометрический статус в группе
- (в начале первого года обучения)
- (в середине первого семестра)
- (в конце первого семестра)
- (в конце первого года обучения)
Удовлетворенность во взаимоотношениях в группе
- (в начале первого года обучения)
- (в середине первого семестра)
- (в конце первого семестра)
- (в конце первого года обучения)
Тревожность, обусловленная проблемами и страхами в отношениях со сверстниками
- (в начале первого года обучения)
- (в середине первого семестра)
- (в конце первого семестра)
- (в конце первого года обучения)
Тревожность, обусловленная проблемами и страхами в отношениях с преподавателями
- (в начале первого года обучения)
- (в середине первого семестра)
- (в конце первого семестра)
- (в конце первого года обучения)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
- Куратору группы
- Преподавателям
ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Удовлетворенность выбором медицинской профессии
- (в начале первого года обучения)
- (в середине первого семестра)
- ( в конце первого семестра)
- (в конце первого года обучения)
Представления о профессии
- (в начале первого года обучения)
- (в середине первого семестра)
- ( в конце первого семестра)
- (в конце первого года обучения)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
- Куратору группы
- Преподавателям
ПАСПОРТ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К УЧЕБНОЙ ГРУППЕ НОВОГО НАБОРА
- Преподаваемые учебные дисциплины
- Факторы успешной адаптации к студентам группы первого года обучения, наиболее значимые с позиции преподавателя
- Стиль общения преподавателя
- Преобладающий тип темперамента в структуре личности педагога
- Составляющие адаптирующей технологии, наиболее полно представленные в системе работы преподавателя
- в учебных группах первого года обучения
- Составляющие адаптирующей технологии, не реализуемые преподавателем на занятиях в
- группах первого года обучения
- Возможные компенсаторные средства
- Рекомендации преподавателю по использованию компенсаторных средств с целью недопущения или
- смягчения отрицательных проявлений кризисов в адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе,
- педагогической деятельности, а также успешной социально-психологической адаптации преподавателя
- к студентам группы первого года обучения
Магазин товаров самосознания
- Действующие лица:
- Продавец − Рык Елена, студентка гр.621
- Покупатель − Сидор Анна, студентка гр. 623
- Покупатель. Здравствуйте!
- Продавец. Добрый день!
- Покупатель. Какое интересное название у Вашего магазина? Чем же Вы торгуете?
- Продавец. У нас широчайший ассортимент различных самооценок, уровней притязаний, направленностей личности, Я-реальное, Я-фантастическое и т.д. и т.п. Наши товары качественные, и цены на них вполне доступные.
- Покупатель. Столько всего... И столько необходимого и полезного… Не знаю даже, что и выбрать.
- Продавец. Как насчет Я-фантастического? Очень популярный товар в последнее время.
- Покупатель. О, нет. Я устала от такого Я. Моему мужу на работе вместо зарплаты выдали Я-фантастическое на всех членов семьи. Мне бы Я-реальное. так хочется быть самой собой.
- Продавец. Вы знаете, буквально полчаса назад какая-то женщина забрала последнее Я-реальное. Если оно Вам очень необходимо, приходите завтра утром. У нас будет новый завоз психологических товаров.
- Покупатель. А как насчет Я-идеального?
- Продавец. К сожалению, оно осталось в единственном экземпляре и только на складе. Более того, заведующая складом приобрела себе недавно завышенную самооценку, поэтому договориться с ней стало просто невозможно. Я, конечно, попытаюсь Вам помочь. Оставьте свой номер телефона на всякий случай. Я перезвоню Вам, когда все уладится.
- Покупатель. Спасибо. И все же уйти из такого магазина без покупки просто невозможно. Есть ли в продаже самоуважение? Оно, кажется, никогда никому не повредит.
- Продавец. Увы, сегодня в продаже этот товар отсутствует. Могу предложить импортное самоуважение, привезенное из Западной Европы и США.
- Покупатель. Нет, нет, нет! Я дождусь отечественного. Значит так, завтра я зайду за Я-реальным, а пока дайте мне заниженную самооценку. Подарю-ка я ее свекрови, чтобы уменьшить ее пыл. В последнее время она слишком о себе возомнила.
- Продавец. Вам оформить как подарок?
- Покупатель. Да, пожалуйста.
- Продавец. Вот, держите.
- Покупатель. Спасибо, до свидания.
- Продавец. До свидания.
Литература:
1.Балл Г.А. Понятие адаптации./Вопросы психологии.-1989-№1
2. Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - С. 332
3. Капрада Д., Сервон Д. Психология личности.-СПб,2003