адаптация студентов первого курса в медицинском колледже

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации

Для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения, и причины их возникновения.

Препятствия, стоящие на пути включения молодого человека в студенческую жизнь, связаны с тем, что он приходит в колледж  с уже сложившимся динамическим стереотипом. При поступлении же в колледж происходит ломка старого стереотипа и формирование нового.

Студенты, поступившие на первый курс, нелегко воспринимают содержание и организацию учебного процесса в колледже. Это связано также и с тем, что в школе и дома ребята находятся под постоянным контролем родителей, учителей. Студенты не привыкли к самоконтролю. Основной контингент студентов Байкальского базового медицинского колледжа поступает из районов (поселки, деревни), из Тывы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_andreeva_l.m.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация студентов первого курса Байкальского базового медицинского колледжа

Преподаватель Андреева Л.М.

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса.  

Степень социальной адаптации первокурсника в колледже  определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.

Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.

Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса "вхождения" вчерашнего школьника в систему студенческих отношений. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Однако организация учебной деятельности на первом курсе не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям колледжа.

  Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблемы адаптации студентов-первокурсников в образовательном процессе среднего профессионального образования.

Исследование адаптации, как необходимого условия существования живого организма, рассматривалось в работах И.П.Павлова, И.М.Сеченова, Ч.Дарвина, Ж.Пиаже. Исследование изменений эмоциональных и когнитивных характеристик личности приведено в в научно-педагогических трудах Г.С.Дунина, И.А.Миловановой, И.А.Георгиева.

Психологические аспекты адаптации человека к различным условиям среды разрабатывались Б.Г. Ананьевым, В.В. Антиповым, Ж. Годфруа, В.В. Гриценко, Э.Ф. Зеером, В.В. Константиновым, В.В. Пархомчук и др.

Вопросы социализации как социальной адаптации рассматриваются в трудах Р.Ф. Ихсанова, Н. Смелзера, О.С. Советовой, Н.С. Южаниной и др.

Проблемы адаптации в педагогике нашли отражение в работах В.М. Дугинца, В.Л. Бозаджиева, В.В. Лагерева, Р.Х Махмутовой, Л.А. Носовой, М.Ф. Фатхуллина и др.

     

Как известно для эффективного обучения, студенту необходимо чувствовать себя комфортно в среде среднего профессионального образования.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации

Для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения, и причины их возникновения.

Препятствия, стоящие на пути включения молодого человека в студенческую жизнь, связаны с тем, что он приходит в колледж  с уже сложившимся динамическим стереотипом. При поступлении же в колледж происходит ломка старого стереотипа и формирование нового.

Студенты, поступившие на первый курс, нелегко воспринимают содержание и организацию учебного процесса в колледже. Это связано также и с тем, что в школе и дома ребята находятся под постоянным контролем родителей, учителей. Студенты не привыкли к самоконтролю. Основной контингент студентов Байкальского базового медицинского колледжа поступает из районов (поселки, деревни), из Тывы. Приехав в поселок Селенгинск, они уходят из-под опеки родителей и начинают свою самостоятельную жизнь. Поэтому постоянный контроль со стороны родителей невозможен.

Студенту необходимо работать не только на занятиях в колледже, но и самостоятельно изучать материал, пользуясь библиотеками, Интернетом и другими средствами. В учебном процессе некоторая роль отводится самостоятельной работе студента.

 Специфика процесса обучения в колледже определяется различием в методах обучения и в его организации  которое порождает отрицательный эффект, называемый барьером между преподавателем и студентом. Новая дидактическая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в колледже. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и "отсев" по результатам сессий.

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т. е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях 

      В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, направленного па решение задач адаптации студентов, несогласованности действий преподавателей, недостаточного внимания к решению этой проблемы со стороны руководителей, студенты адаптируются к учебно-воспитательному процессу довольно сложно. В педагогике среднего профессионального образования  недостаточно раскрыты причины психолого-педагогического характера, вызывающие трудности овладения студентами специфической учебной деятельностью, а также психолого-педагогические условия, обеспечивающие социально-психологическую адаптацию студентов к учебно-воспитательному процессу, средства, способствующие этому.

Огромную роль играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса в колледже. Куратор группы контролирует успеваемость и посещаемость занятий, информирует родителей.   Индивидуальный подход к каждому – это основной принцип работы наших кураторов. Они стараются  найти общий язык с каждым, поговорить откровенно, дать совет или рекомендации, оказать помощь в самостоятельном изучении материала, научить объективно оценивать свои знания и возможности.

Куратор группы прилагает немало усилий в создании благоприятного климата среди студентов. Например,  в колледже проводятся различные психологические тренинги с привлечением психологов, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомятся друг с другом, учатся общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше. Для ребят, приехавших из района, проводятся отдельные тренинги, помогающие адаптироваться в поселке.

        Очень много студентов-первокурсников нашего колледжа входят в состав студенческого актива. Для них создан специальный студенческий центр, в котором они могут собраться для решения определенных вопросов, связанных, например, с подготовкой к предстоящим мероприятиям, праздникам.          

           Основной целью создания педагогических условий адаптации, является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальности. Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями колледжа (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.         Таким образом, выявление трудностей, вступающих перед студентами на первом курсе в системе среднего профессионального образования, и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.

Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, выработанную привычку к дисциплине и труду. 

Рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов по специальности «Сестринское дело».

Первый курс:

  1. создание у студентов адекватного представления о выбранной профессии;
  2. помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней;
  3. формирование положительного отношения к своей профессии;
  4. обеспечение успешной адаптации студентов к новым социальным условиям.

                                     Адаптационный тренинг

В тренинге принимают участие от 5 до 10 студентов, имеющих успешный опыт адаптации.

Цель: подготовка студентов старших курсов, имеющих успешный опыт адаптации, к участию в пресс-конференции для первокурсников.

Основные принципы реализации адаптационного тренинга

1. Принцип самораскрытия

  1. Суть принципа заключается в том, чтобы при проведении занятия и пресс-конференции каждый студент имел возможность показать не только образцы заученного поведения, которые навязаны социальными ролями, а мог выразить свои истинные мысли, чувства, переживания, возникавшие в адаптационный период.

2. Принцип доброжелательности

  1. Предполагает теплоту и дружеские взаимоотношения участников тренинга, будущих участников пресс-конференции, исключает проявления неприязни, агрессии.

3. Принцип психокоррекционного эффекта

  1. Заключается в помощи студенту как личности в преодолении комплексов, всевозможных страхов, неверных представлений о самом себе, преподавателях, дидактической ситуации колледжа, профессиональной деятельности, завышенной или заниженной самооценки, застенчивости в общении с большой аудиторией.

4. Принцип добровольной активности

  1. В выполнении упражнений на занятии принимают участие все члены группы. Но это осуществляется не за счет давления и принуждения, а путем поощрения студентов.

5. Принцип индивидуального подхода

  1. При проведении занятия необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности студентов (опыт адаптации, темперамент, уровень развития контактности и организаторских способностей, самооценку, мотивы выбора профессии, уровень тревожности, показатели самочувствия, настроения и активности и др.).

                      ПАСПОРТ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА

                               ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  1. Год рождения                                                                                Пол                                                                                 
  2. Жилищные условия (условия проживания на период обучения в учебном заведении)                                                                        
  3. Материальные условия                                                                        
  4. Сведения о родителях                                                                 Год рождения                                                                                                Образование                                                                        
  5. Профессия                                                                                        
  6. Состав семьи                                                                                 
  7. Взаимоотношения в семье                                                                
  8. Состояние здоровья родителей                                                                 ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕРВОКУРСНИКА

(НА МОМЕНТ ПОСТУПЛЕНИЯ В УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ)

  1. Наличие хронических заболеваний                                                        
  2. Наблюдаемые физиологические особенности                                        
  3. Физиологическая сопротивляемость стрессу                                         РЕКОМЕНДАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  4. Куратору группы                                                                                 
  5. Преподавателям                                                                                

ДАННЫЕ ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО ПРОГНОЗА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ

  1. Психологические особенности темперамента                                        
  2. Экстраверсия                                                                                 
  3. Нейротизм                                                                                        
  4. Пластичность                                                                                 
  5. Темп психических реакций                                                                
  6. Активность                                                                                
  7. Мотивы выбора профессии                                                                
  8. Средний балл аттестата (свидетельства об окончании базовой школы)        

ПЕРВИЧНЫЙ ПРОГНОЗ  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

  1.                                                                                                 

РЕЗУЛЬТАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКА

  1. Внеучебные интересы                                                                        
  2. Предпочтения                                                                                
  3. Контактность                                                                                
  4. Организаторские способности                                                        
  5. Самооценка и самокритичность                                                        
  6. Личностная тревожность                                                                

КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

  1.                                                                                                 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

  1. Куратору группы                                                                                
  2. Преподавателям                                                                                

ПОКАЗАТЕЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА

  1. Успеваемость                                                                                
  2. (в начале первого  года обучения)                                                        
  3. (в середине первого семестра)                                                        
  4. (в конце первого семестра)                                                                
  5. (в конце первого  года обучения)                                                        

        Самоэффективность в учебной деятельности

  1. (в начале первого  года обучения)                                                        
  2. (в середине первого семестра)                                                                                
  3. (в конце первого семестра)                                                                                
  4. (в конце первого  года обучения)                                                        

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА

Социометрический статус  в группе

  1. (в начале первого  года обучения)                                                                        
  2. (в середине первого семестра)                                                                                
  3. (в конце первого семестра)                                                                                
  4. (в конце первого  года обучения)                                                        

Удовлетворенность во взаимоотношениях в группе

  1. (в начале первого  года обучения)                                                                        
  2. (в середине первого семестра)                                                                                
  3. (в конце первого семестра)                                                                                
  4. (в конце первого года обучения)                                                        

Тревожность, обусловленная проблемами и страхами в отношениях со сверстниками

  1. (в начале первого года обучения)                                                                        
  2. (в середине первого семестра)                                                                                
  3. (в конце первого семестра)                                                                                
  4. (в конце первого года обучения)                                                                                

Тревожность, обусловленная проблемами и страхами в отношениях с преподавателями

  1. (в начале первого года обучения)                                                                        
  2. (в середине первого семестра)                                                                                
  3. (в конце первого семестра)                                                                                
  4. (в конце первого года обучения)                                                                                

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

  1. Куратору группы                                                                                
  2. Преподавателям                                                                                

ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ  ПЕРВОКУРСНИКА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Удовлетворенность выбором медицинской профессии

  1. (в начале первого года обучения)                                                                        
  2. (в  середине первого семестра)                                                                                
  3. ( в конце первого семестра)                                                                                
  4. (в конце первого года обучения)                                                        

Представления о профессии

  1. (в начале первого года обучения)                                                                        
  2. (в  середине первого семестра)                                                                                
  3. ( в конце первого семестра)                                                                                
  4. (в конце первого года обучения)                                                        

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

  1. Куратору группы                                                                                
  2. Преподавателям                                                                                

ПАСПОРТ  АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К УЧЕБНОЙ ГРУППЕ НОВОГО НАБОРА

                                             

  1. Преподаваемые учебные дисциплины                                                
  2. Факторы     успешной     адаптации    к   студентам    группы   первого    года   обучения,   наиболее    значимые    с позиции   преподавателя                                         
  3. Стиль общения преподавателя                                                        
  4. Преобладающий тип темперамента в структуре личности педагога                                                                                                         
  5. Составляющие адаптирующей технологии, наиболее полно представленные в системе работы преподавателя
  6.  в учебных группах первого года обучения                                        
  7. Составляющие       адаптирующей        технологии,       не     реализуемые     преподавателем     на  занятиях   в
  8. группах  первого года обучения                                                        
  9. Возможные компенсаторные средства                                                
  10. Рекомендации  преподавателю  по   использованию   компенсаторных   средств   с  целью  недопущения  или
  11. смягчения  отрицательных  проявлений кризисов в  адаптации первокурсников  к  условиям обучения в вузе,
  12. педагогической  деятельности,  а  также  успешной   социально-психологической  адаптации  преподавателя
  13. к  студентам группы первого года обучения                                                                                                                                        

                     Магазин товаров самосознания

  1. Действующие лица:
  2. Продавец − Рык Елена, студентка гр.621
  3. Покупатель − Сидор Анна, студентка гр. 623
  4. Покупатель. Здравствуйте!
  5. Продавец. Добрый день!
  6. Покупатель. Какое интересное название у Вашего магазина? Чем же Вы торгуете?
  7. Продавец. У нас широчайший ассортимент различных самооценок, уровней притязаний, направленностей личности, Я-реальное, Я-фантастическое и т.д. и т.п. Наши товары качественные, и цены на них вполне доступные.
  8. Покупатель. Столько всего... И столько необходимого и полезного… Не знаю даже, что и выбрать.
  9. Продавец. Как насчет Я-фантастического? Очень популярный товар в последнее время.
  10. Покупатель. О, нет. Я устала от такого Я. Моему мужу на работе вместо зарплаты выдали Я-фантастическое на всех членов семьи. Мне бы Я-реальное. так хочется быть самой собой.
  11. Продавец. Вы знаете, буквально полчаса назад какая-то женщина забрала последнее Я-реальное. Если оно Вам очень необходимо, приходите завтра утром. У нас будет новый завоз психологических товаров.
  12. Покупатель. А как насчет Я-идеального?
  13. Продавец. К сожалению, оно осталось в единственном экземпляре и только на складе. Более того,  заведующая складом приобрела себе недавно завышенную самооценку, поэтому договориться с ней стало просто невозможно. Я, конечно, попытаюсь Вам помочь.  Оставьте свой номер телефона на всякий случай. Я перезвоню Вам, когда все уладится.
  14. Покупатель. Спасибо. И все же уйти из такого магазина без покупки просто невозможно. Есть ли в продаже  самоуважение? Оно, кажется, никогда никому не повредит.
  15. Продавец. Увы, сегодня в продаже этот товар отсутствует. Могу предложить импортное самоуважение, привезенное из Западной Европы и США.
  16. Покупатель. Нет,  нет,  нет! Я  дождусь отечественного. Значит так, завтра я зайду за Я-реальным, а пока дайте мне заниженную самооценку. Подарю-ка я ее свекрови, чтобы уменьшить ее пыл. В последнее время она слишком о себе возомнила.
  17. Продавец. Вам оформить как подарок?
  18. Покупатель. Да, пожалуйста.
  19. Продавец. Вот, держите.
  20. Покупатель. Спасибо, до свидания.
  21. Продавец. До свидания.

        Литература:

1.Балл Г.А. Понятие адаптации./Вопросы психологии.-1989-№1

2. Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - С. 332

3. Капрада Д., Сервон Д. Психология личности.-СПб,2003