Методическая разработка по теме :Использование современных технологий в художественном творчестве по созданию портрета человека"
С темой "оптические иллюзии" учащиеся знакомятся на уроках специализации ИЗО.Мир иллюзий -вторая мнимая реальность, ошибка в зрительном восприятии,вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосозноваемой коррекции зрительного образа. Творчество художника маньериста эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо подтолкнуло к созданию портретов в жанре оптических иллюзий.Работы выполнены в технике декоративная графика, материал: тушь,перо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_opticheskie_illyuzii_v_portrete_cheloveka.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Педагогический колледж №8
Конспект урока
по предмету:
«Живопись и рисунок»
«на тему:
«Оптические иллюзии в создании портрета человека.»
Подготовила преподаватель высшей категории
Беляева Ирина Борисовна
Санкт-Петербург
2012год
Вид деятельности: использование технологии мастерских
Тема урока: Оптические иллюзии в создании портрета человека.»
«Цели урока: Развитие творческих способностей в процессе стилизации портрета человека
Задачи урока предметные
- Расширить представления учащихся о роли искусства в жизни человека.
- Закрепление умений и навыков в изображении головы человека в различных ракурсах.
- Развитие воображения и творческого подхода к художественной деятельности.
- Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации портрета человека. Овладения умениями органического введения декора в композицию и стилизацию головы человека
- Освоить средства художественной выразительности рисунка и живописи, иметь представления об особенностях художественных материалов, используемых в этих видах искусств.
Межпредметные:
- Вводя студентов в художественный мир изобразительного искусства, учить анализировать произведения изобразительного искусства
- . Развивать зрительную память, мышление, наблюдательность воображение, творческие и художественные способности Оборудование
Для преподавателя: презентация на компьютере, наглядные пособия
Для студентов: Бумага ватман, формат: А-3, карандаш, резинка, гуашь ,щетинная кисть, палитра.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
- Работа над новым материалом с показом презентации
- Закрепление Фронтальная работа
- Итог урока . Рефлексия
Ход урока
Этапы урока, учебные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный момент | Подготовка презентации | Проверяют рабочее место | |
2.Актуализация знаний | Вступительная беседа | ||
3.Работа над новым материалом | Показывает подготовленную презентацию | Смотрят, слушают, обобщают знания Включаются в работу Проявляют активность в обсуждении проблемного вопроса Высказывают свое мнению и комментарии к презентации | |
4.Закрепление . | Фронтальная работа | Выполнение композиционного рисунка в графике. | |
5.Итог урока. Рефлексия | Анализ эскизов Обсуждение успехов и неудач в работе. Вопросы к учащимся. | Активно подводят итоги урока. Анализируют работы учащихся |
Ход урока
- Организационный момент:
Подготовка презентации, проверка готовности к уроку.
2..Актуализация знаний Вступительная беседа
С темой « Оптические иллюзии мы с вами познакомились на уроках специализации ИЗО . На предмете «Основы дизайна» изучили виды иллюзий, а на « Истории искусств» узнали о художественных направлениях в современном искусстве, таких как «Оп-арт» и «Имп-арт». Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Задача оп-арта обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ несуществующий. Представители оп-арта и имп- арта утверждали, что их работы побуждают зрителя к активному соучастию в творчестве. Поэтому при выполнении творческих работ по изображению портрета человека был выбран жанр оптических иллюзий.
3..Работа над новым материалом
Сообщение темы с показом презентации
Немного из истории.Слайд №2,3
«Рисовать – значит обманывать»
М.К.Эшер
Наша склонность к самообману открывает возможности создания художественных эффектов. Вот почему представления об особенностях и парадоксах зрения необходимо всем, кто рисует на полотне или бумаге. Иллюзия – это искаженное, неадекватное изображение свойств воспринимаемого объекта, в переводе с латыни означает ошибка,заблуждение. Художник, создавший первые визуальные каламбуры, был Джузеппе Арчимбольдо, маньерист эпохи Возрождения. Его последователи: Сальвадор Дали, Маурицио Эшер, Октавио Окампо в своем искусстве демонстрировали сверхъестественные способности к манипуляциям пространством, временем и перспективой. Их привлекали множественность точек зрения, сложность протранственного построения - и как результат создание волшебного ирреального мира, существующего на грани с реальностью. Слайд № 4,
Мир иллюзий - это вторая мнимая реальность. Возможность видеть то, что удалено во времени и пространстве и даже то, что вообще не поддается непосредственному зрительному восприятию, дает человеку гигантское преимущество перед всеми остальными живыми существами. Оптические иллюзии - ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекцией зрительного образа.
Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.
Почему возникают оптические иллюзии? Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система со вполне определенными пределами функциональных возможностей. Иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочным преобразованием сигнала мозга. Поэтому оптические иллюзии называют обманом зрения - эффект зрительного восприятия, когда наблюдатель сознательно или непроизвольно дает не соответствующей действительности объяснение наблюдаемой им картине. Слайд № 5
Например : иллюзии- перевертыши -вид оптической иллюзии в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Автор художник - маньерист эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо. Или изображение объектов не существующих в пространстве - элементы изображения трехмерного объекта расположены во взаимосвязи, препятствующему их однозначному восприятию. Например - « Вверх и вниз» литография М.К. Эшера. Слайд № 6.7,8,9,10.
Выдающийся советский психолог П.Я. Гальперин дал в свое время простое определение предмета художественного произведения: «Каждое по настоящему художественное произведение раскрывает чью- нибудь судьбу, судьбу героя». Только то, что изображено в искусстве – не просто объект, подлежащий описанию, а непременно живой ,действующий субъект- даже если его жизнь передается косвенно, через неподвижные вещи в натюрморте или через настроение в пейзаже Слайд №11.12
В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр , целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик, а через него и внутренний мир конкретного реального,существующего в прошлом или в настоящем человека. Портрет - это построение в пластических формах и линиях, красках живого лица и одновременно при этом его идейно- художественная интерпретация.
Знакомство с жанром портрета мы начили с изучения анотамических особенностей строения головы человека - это название раздела в программе Слайд №13
1этап работы:«Построение головы человека в различных ракурсах.» (Угол профиля, ракурсы.) Слайд №14
Материалы: графический карандаш, бумага ватман.
Учебные задачи:
- Конструктивное построение головы человека в различных ракурсах.
- Передача пропорций
- Светотеневая моделировка формы головы.
- Характеристика анатомических особенностей строения головы человека
Последовательность выполнения изображения строения головы в различных ракурсах: Слайд №15,16
- Анализ анатомического строения головы ( лицевая и затылочная часть, форма черепа, ракурс поворота головы)
- Определение основных пропорций лицевой части головы (нахождение осевых линий построения. крестовина , строение глазного яблока, форма век, носа, губ).
- Выполнение конструктивного построения головы человека по геометральному методу.
- Светотеневая моделировка формы.
Затем выполнение творческой работы « портрет» в технике «сухая кисть». Эта техника уникальна, она дает тончайшие растяжки тоном, красивые переходы теней и линий, портрет получается реалистичным и выразительным.
2этап работы« Портрет в технике « сухая кисть»
Слайд №17.18.19
Материалы: гуашь, щетинная кисть.
Учебные задачи:
Достижение портретного сходства, передача характера и образа.
Последовательность выполнения:
- Композиционный эскиз.
- Построение головы.
- Передача объема ,фактуры в технике «сухая кисть»
Дальнейший этап работы- использование приемов стилизации для создания шаржей и карикатуры.
3этап работы« Приемы сатирического рисунка» ( карикатура, шарж ). Слайд №20,21
Материалы: тушь. перо, гуашь.
Учебные задачи:
Закрепление навыков в рисовании головы человека по памяти и по представлению.
Формирование умений и навыков в передаче мимики лица.
Последовательность выполнения:
- Выполнение набросков с передачей мимики лица.
- Монотипия
- Рисование масок театра «Кабуки»
- Обобщение формы и выделение характерных особенностей объекта с помощью условных графических приемов(линия, пятно, силуэт).
Итогом этой работы является выполнение стилизации портрета человека с использованием оптических иллюзий.
- 4. Закрепление . Фронтальная работа
Выполнение композиционного рисунка и цветового эскиз
4 этап работы «Оптических иллюзии в создании портрета человека». Слайд №22,23.24,25
Материалы: Гуашь, акварель, тушь.
Учебные задачи:
Создание образа, передача характера визуальных каламбуров используя процесс стилизации, импровизации и превращения.
Последовательность выполнения:
- Композиционный эскиз
- Выполнение стилизованного изображения в графике или живописи
5. Итог урока. Рефлексия
Анализ и оценка эскизов
Подведем итоги нашего урока по изображению стилизованного портрета человека в жанре оптических иллюзий.
Вопросы:
- Основные этапы работы по созданию композиции.
- Последовательность рисования портрета человека.
- Что такое стилизация? Приемы стилизации.