Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "зима - покой природы"

купцова наталья григорьевна

на уроке используется проблемно - диалогическая технология с постановкой проблемы, с совместным "открытием" новых знаний, физпаузой и работой с научно-познавательной статьёй о жизни животных зимой. Одним из фрагментов на фоне тихой и спокойной  музыки дети "слушают" звуки зимы ( учитель читает отрывок статьи). На итоге урока - рефлексия с выводом ( похолодание) и самооценка своей работы ( карточки настроения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_1klass_tema_zima-pokoy_prirody.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Зима - покой природы. Жизнь растений и животных"

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, научно-познавательного материала, творческих заданий, самостоятельного сжатия информации и выборочного чтения.

Задачи: 

  1. познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
  2. научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
  3. воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена;
  4. показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери и птицы;
  5. развивать творческие способности учащихся, устную речь.
  6. воспитывать любовь к родной природе

Тип урока: комбинированный

Основные дидактические методы: 

  1. проблемно-диалогические методы обучения;
  2. частично-поисковый метод;
  3. объяснительно-иллюстративный;
  4. принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.

Дидактические средства: 

  1. слайды  презентации,  рисунок зимнего леса
  2.  учебник-тетрадь, карточки с изображением животных и птиц;
  3. фрагменты статьи о жизни животных и птиц зимой
  4. карточки настроения для учащихся

Оборудование: 

  1. Компьютер, проектор.

План урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  3. Совместное "открытие" новых знаний.
  4. Самостоятельное применение знаний.
  5. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

 Ну – ка, детки, встали в ряд! Готов работать мой отряд?

Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали друг другу удачи на этом уроке.

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

 А урок у нас необычный. Сегодня мы с вами отправляемся… А вот куда? Догадайтесь по слайду (№1 Зимний лес) и моему стихотворению:

Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет,
Бледная тень набегает и тает:
Снится мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.

- как догадались, что лес зимний? (кругом снег) А что такое снег? (замёрзшая вода). А вот как узнал об этом Кай из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Рассказ учителя с опорой на сказку Х. К. Андерсена « Снежная Королева»:

Снежная Королева подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся все больше и больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы  (Слайд №2)

- какие ещё признаки зимы знаете? Ответы детей: (снежный покров, лёд на реке, редко выглядывает солнце, температура понизилась, стало холодно, птицы улетели в тёплые края)

- какова тема урока? (зима- покой природы) Почему – покой? Да, верно. Зимняя природа как бы дремлет, но жизнь продолжается. Ведь есть ещё и растения, и животные, и птицы.

Отгадав загадки, вы узнаете, с какой проблемой мы  сегодня встретимся, какие задачи будем решать (Слайд №3)

1. Зимой и летом одним цветом         2. Кто зимой холодной бродит злой, голодный?        

3. Летом серый, а зимой – белый.       4. Рыжая плутовка в деревне всех кур пересчитала.  

С чем  ассоциируются все отгаданные вами слова? С жизнью растений и животных зимой. Ведь всё в природе взаимосвязано.

III. Физкультпауза:

Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа- берёзка в шубке стоит,
Слева зелёная  ёлка  глядит.
Вот и зайка проскакал?
От лисы он убежал.
Ой, а это серый рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас -
Не найдёт тогда он нас.

IV. Совместное «открытие» новых знаний.

а). Как зима изменила жизнь растений? Ответы детей. Вывод учителя: деревья стоят голые, без листьев, кажется, что спят. Но это не так. Они дремлют, т.к. хорошо подготовились к зиме: под корой – толстый пробковый слой, защищающий их от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето они накопили питательные вещества. Да и снег как тёплое одеяло. (Слайд №4)

- почему одни деревья сбрасывают листву,  а другие – нет?

- чем отличаются хвойные деревья  от лиственных? Как отличить ель от сосны? Учитель: хвоинки покрыты восковым налётом, мороз им не страшен. У ели – маленькие иголочки, раздельно сидящие на ветке по одной. А у сосны – две длинные иголочки, сидящие вместе (Слайд №5).

б). Жизнь животных зимой. Сжатие информации. Распределение рисунков животных и птиц по 4 группам: впадающие в спячку, ведущие активный образ жизни, делающие запасы и птицы. (С, А, З, П)

в). Работа с научно- познавательной статьёй о жизни животных зимой (по рядам):

Медведь ждёт зиму, чтобы уснуть под снегом. Он спит пять месяцев. Всё это время обходится без пищи. Запасает жир на всю зиму. Перед залеганием  в спячку, медведь питается с утра до вечера: ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство – мёд. Спят медведи очень чутко.

А ёжик спит дольше всех, закрыв вход в свою норку, которую устроил под корнями деревьев, в кустах, в ямах. В сентябре он ложится в тёплое гнёздышко - норку и спит до апреля.

Белки запасают на зиму орешки, пряча их в дупла и в землю. Гнездо устраивают в дуплах в форме  шара. Белки всеядны: пищу их составляют и почки деревьев, и семена, и плоды, грибы и насекомые, небольшие птицы, и даже лягушки. В сильный мороз могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться тем кормом, что приготовили пернатым.

Мыши активны круглый год,  в спячку не впадают.

Они  едят зерно, семена, плоды, корни, овощи, траву и цветы. Делают запасы кормов на зиму. Охотно поедают насекомых, мясо, молоко, масло, сыр. А что они не могут съесть, то изгрызают, как, например, бумагу или дерево.

Птицы зимой питаются ягодами, семенами деревьев и плодами. А на кормушке не откажутся от семечек подсолнечника, арбуза, дыни и тыквы. Любят хлебные крошки, но только не ржаного хлеба, а белого. А синички обожают свиное несолёное сало.

Волк – хищник,  охотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника.

Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она мышкует, охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов и кладкой птичьих яиц.

Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном.

 Дети по рядам вычитывают нужную информацию по каждой  группе животных и «отправляют» их в лес - приклеивают на рисунок.  (Рисунок зимнего леса на доске) (Слайд №6, 8, 10, 11)

г.) Дополнительный материал учителя: о барсуке и бурундуке (Слайд №7), о лосе (Слайд №9), о птицах: у них горячая кровь, тёплый пух – мороз им не страшен. Но голод?  Вот тогда и приходит на помощь человек. Кто уже подкармливает птиц? Чем?  Только не кормите крошками белого хлеба, они не перевариваются в желудке пернатых. С такими друзьями птицам зима не страшна!

V. Физкультпауза: Солнце греет землю слабо,              В речке стала вдруг вода

                                    По ночам трещит мороз,                  Неподвижна и тверда.

                                    Во дворе у Снежной Бабы                Вьюга злится, снег кружится,

                                    Побелел морковный нос,                  И не видно ни следа.

VI. Самостоятельное применение знаний.

а). Работа по учебнику и тетради стр. 86. 89, 35 (тетрадь)

Учитель: А лес стоит загадочный, а лес стоит таинственный!

               Безмолвна тишина. Зверушек и пичужек всех спрятала зима.

- где же спрятались животные, от кого?

- какие трудности они испытывают?

б). «Звуки зимы». На фоне тихой спокойной музыки (П. Чайковский. Времена года.) учитель читает фрагмент о звуках зимы.      Звуки зимы.

Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Давайте послушаем зимние звуки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Спят насекомые. «Чмок, чмок» - сосёт свою лапу во сне медведь в тёплой берлоге. «Хруст, хруст» - прошли в поисках веток рябины лосиха с лосёнком. «Тук, тук, тук» - трудится дятел, лесной санитар. Он лечит больные деревья. «Пи, пи, пи» - тоненько попискивают под снегом мыши, ищущие корм. «Ци, ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?» - спрашивает молодая синичка. «Пинь – пинь, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, - отвечает взрослая птица. – Люди кормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых». И снова тихо в лесу.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

- какое же главное изменение произошло в зимней природе, что так повлияло на жизнь растений и животных?  Похолодание. Солнце поздно восходит или его совсем нет на небосклоне. Земля и воздух получают мало света и тепла и за день не успевают прогреться.

- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

  1. работал в полную силу;
  2. работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Поднимите свои карточки настроения.

- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников и учителя. Спасибо за урок.

             Муниципальное общеобразовательное учреждение

                    Средняя общеобразовательная школа №20

                                 г.о. Орехово -Зуево

                                   Московской области