Интегрированное занятие по математике в группе компенсирующей направленности (ОНР) для детей 6 -7 лет. Лексическая тема «Фрукты»
Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе.
Тема «Фрукты»
В статье представлен конспект интегрированного занятия по математике на тему «Фрукты». Данное занятие проводится в группе компенсирующей направленности с детьми 6-7 лет в форме игры. На протяжении всего занятия применяется принцип интеграции образовательных областей «Познание» «Здоровье», «Художественное творчество», «Художественная литература».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по математике в группе компенсирующей направленности (ОНР) для детей 6 -7 лет.
Лексическая тема «Фрукты»
Образовательные задачи.
Формирование навыков количе ственного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов.
Формирование представления о том, что предмет можно де лить на равные части, что целое больше его части.
Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры, умение выполнять задание, руководству ясь данным образцом.
Коррекционно - развивающие задачи.
Развитие зрительного внимания и воспри ятия, мыслительных операций, речевого слуха, творческого воображения, осязания, тонкую моторику, умения воспроизводить изображения по памяти.
Воспитательные задачи.
Воспитание активности, инициа тивности, навыков сотрудничества в игровой и учебной дея тельности.
Оборудование.
Плоскостные изображения семи гномов, наборное полотно, баре льефные изображения фруктов, «волшебный мешочек», апель син, разделочная доска, «заколдованные фрукты» по числу детей, контей неры с карандашами, контейнеры с наклеенными на них карточ ками с изображениями геометрических фигур, карточки с изображениями пар предметов, соломенная шляпа.
Предварительная работа.
Знакомство с цифрами от «1» до «8» и с числом «10» в игровой и совместной деятельности. Разучивание подвижной игры «Яблоки, груши и сливы», заучивание считалки «Мы делили апельсин», «Мы играем».
Ход занятия.
Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона занятия.
{Педагог предлагает детям занять места на стульчиках перед наборным полотном. Он помещает на наборное полотно плоскостные изображения семи гномов.)
Игровая ситуация.
Гномы пришли к нам за помощью. Их угостили апельсином. Но разделить между собой его поровну они не смогли.
- Упражнение «Мы делили апельсин».
Формирование представления о том, что предмет можно де лить на равные части, что целое больше его части.
Детей педагог приглашает к столу. На столе лежит большой апельсин. Педагог на чинает чистить и делить апельсин на дольки, читая при этом вместе с детьми, ранее выученную считалку.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта для долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — Беда!!!
Разбегайтесь — Кто куда!
- Сколько долек получилось? Сосчитайте.
(Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Всего восемь долек).
- Одинаковые ли эти дольки по размеру? Про верьте.
(Дети прикладывают и накладывают дольки друг на друга.) ( Дольки одинаковые по размеру.)
- Значит, из скольких одинаковых долек состоит апельсин?
(Апельсин состоит из восьми одинаковых долек.)
- Что больше, целый апельсин или одна долька?
(Целый апельсин больше, чем одна долька. Одна долька меньше, чем целый апельсин.)
- Игра «Угощение гномов».
Формирование навы ков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.
- В считалке, которую мы с вами прочитали, дети угощали дольками апельсина животных, а мы угос тим наших гостей — семь гномов. Раздайте им по одной дольке.
(Дети кладут перед каждым изображением одну дольку.)
(Одна долька осталась.)
- Что можно сказать о количестве гостей и долек апельсина?
(Значит, долек больше, чем гостей. Гостей меньше, чем долек.)
- Сколько долек у нас получилось?
(Восемь долек.)
- Гостей сколько? Сосчитайте.
(Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь)
-На сколько восемь больше, чем семь?
(Восемь больше, чем семь, на один.)
- На сколько семь меньше, чем восемь?
(Семь меньше, чем восемь, на один.)
Педагог убирает изображения и дольки, благодарит от имени Гномов детей и в знак благодарности дарит детям большую коробку, в которой лежат листы с недорисованными фруктами по числу детей, контей неры с карандашами, контейнеры с наклеенными на них карточками с изображениями геометрических фигур, карточки с изображениями пар предметов. соломенная шляпа, «Волшебный мешочек», апельсины по количеству детей.
- Игра «Волшебный мешочек».
Совершенствование уме ния узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Развитие осязания.
Педагог достает разноцветный мешочек с барельефными изображениями фруктов слива, абрикос, яблоко, гранат, ви ноград, мандарин, груша, апельсин, лимон, вишня и предла гает детям подойти к нему.
- Сейчас вы по очереди бу дете опускать руку в мешочек, нащупывать там и узнавать разные фрукты. Вы будете не просто называть фрукт, но и говорить, какой он по форме.
(Дети выполняют задание.)
1-й ребенок. Это круглое яблоко.
2-й ребенок. Это треугольная кисть винограда.
3-й ребенок. Это овальный абрикос.
Когда все дети достанут из мешочка по одному фрукту, педагог ставит на стол три контейнера, на которые на клеены круг, овал и треугольник.
-Положите свой фрукт в один из кон тейнеров в соответствии с обозначениями на них.
(Дети раскладывают фрукты.)
-Волшебный мешок в нас пустой?
(Дети в мешке нащупывают салфетку, разворачивают и рассматривают)
- Расскажите, как расположены фрукты на этой салфетке.
(На этой салфетке яблоко нарисовано в верхнем правом углу, а слива - в верхнем левом углу, вишни на рисованы в нижнем левом углу, а груша - в нижнем пра вом углу.)
- Подвижная игра «Яблоки, груши и сливы».
Развитие координации ре чи с движением, тонкой моторики, внимания, интонационной выра зительности речи.
Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им встать в круг. Ребёнок считалкой выбирает ведущего-«садовника»
Мы играем, мы играем,
Фрукты дружно выбираем.
Яблоко — раз, Груша — два,
Слива — три,
Ну а ты — иди води!
«Садовник» надевает на голову соломенную шляпу и становится в центр. Остальные играющие — «фрукты». Дети произвольно, по желанию, разбиваются на тройки и встают в колонны по три вокруг «садовни ка». Дети, стоящие в колоннах первыми, — «яблоки», стоящие в колон ках вторыми — «груши», третьи игроки в колоннах — «сливы».
Во время чтения детьми текста:
Садовнику осенью.
Много заботы,
Садовнику осенью.
Много работы:
Нужно с деревьев.
Все фрукты сорвать,
Яблоки, груши.
И сливы убрать.
Все играющие хлопают в ладоши. Затем «садовник» идет по «са ду» — внутри круга — и говорит:
Я корзиночку возьму,
А я фрукты соберу!
Дети-«фрукты» хором ему отвечают:
Мы в корзинку не хотим,
От тебя мы убежим!
После этого педагог произносит громко одно из названий фруктов, например «Яблоки!» «Яблоки» - дети, стоящие в ко лоннах первыми, — должны поменяться друг с другом местами, а «садовник» в это время старается занять одно из освободившихся мест в первом ряду детей. Если «садовник» успел занять свобод ное место, то оставшийся без места игрок становится новым водя щим-«садовником»; в противном случае игра продолжается даль ше и педагог произносит название следующего фрукта, например «Груши!» В этом случае местами меняются игроки, стоящие в ко лоннах вторыми. Если педагог говорит: «Сливы!», то выполняют перебежку третьи по счету игроки.
- Игра «Найди сходство и отличие».
Развитие мыс лительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и речевой деятельности.
Педагог расставляет на наборном полотне карточки с изо бражениями пар предметов груша и яблоко, яблоко и апельсин, слива и огурец, помидор и гранат и т. п.
- Выбираете себе одну карточку, рассмат риваете и сравниваете предметы, изображенные на ней, по всем признакам, а потом рассказываете, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Послушайте, как это сделаю я.
- На моей карточке нарисованы огурец и слива. Они похожи тем, что они плоды, и тем, что они овальные. Но у них есть и различия: огурец — овощ, растет в огороде на грядке; а слива — фрукт, растет в саду на дереве. Огурец зеленый, а слива синяя. У огурца семена внутри, а у сливы косточка.
Далее каждый из детей рассказывает о паре предметов на своей карточке. Педагог оценивает их работу.
8. Игра «Заколдованный фрукт».
Развитие мыслительных операций, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, умения воссоздавать изображение по памяти.
Педагог вытаскивает с коробки листы с недорисованными фруктами.
- Фрукты из заколдованного сада. Посмотрите внимательно. Не все фрукты в этом заколдованном саду дорисованы. Сейчас каждый из вас выберет себе один предмет и дорисует его.
Дети выполняют задание, а потом по предложению пе дагога выбирают самые интересные работы.
Организация итоговой части образовательной деятельности.
Педагог предлагает детям вспомнить, чему они научились на занятии, что запомнили про соотношение целого и части, а потом оценивает работу каждого ребенка и угощает их апельсинами, которые передали гномы.