Главные вкладки
Авторская программа воспитательной работы «Ступеньки"
Авторская программа воспитательной работы «Ступеньки» - это возможность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих особые потребности в обучении и воспитании, в течении учебного года перед окончанием обучения в училище подготовиться к будущей взрослой жизни, накопить опыт общения с людьми, опыт открытия своих возможностей, проявления своей индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_vospitatelnoy_raboty__chernenko_n._yu._st.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №56»
Утверждено
на заседании методической комиссии
классных руководителей
26 апреля 2007г.
Директор ГОУ
«Профессиональное училище №56»
___________________В. А. Милаев
Авторская программа воспитательной работы
«Ступеньки»
Черненко Натальи Юрьевны,
социального педагога
ГОУ НПО «Профессиональное училище №56»
г. Палласовка,
2007г.
Пояснительная записка
Реформирование российского общества значительно обострило социальные проблемы населения, в первую очередь касающиеся наиболее уязвимых его категорий, в том числе, детей с физическими и умственными нарушениями. В связи с этим одной из наиболее важных задач на современном этапе становится повышение эффективности реабилитационной работы с подростками, имеющими нарушения здоровья. Такие дети нуждаются в восстановлении нарушенной гармонии и целостности личности, их интеграция в социум требует усиления социально-педагогического сопровождения, чему способствует эффективная организация реабилитационного процесса, включающего образовательно-воспитательную деятельность учебных учреждениях.
Данная программа рассчитана на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих особые потребности в обучении и воспитании. Особенности психофизического развития и эмоциональной сферы детей-сирот в подростковом возрасте характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими, поверхностными чувствами, иждивенчеством, привычкой жить по указаниям других. Нарушения в сфере самосознания – от переживаний вседозволенности до ущербности. В отношениях со взрослыми у них проявляются переживания собственной ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.
Все это формирует иждивенчество и боязнь реальной жизни и внешнего мира. Вырабатывается особая нормативность чувства по отношению к «своим» и «чужим», проявление особого чувства «мы» и «домашние».
Этим детям свойственны иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни и вопросов собственности, трудности общения, отсутствие избирательности в общении, инфантилизм, замедленность самоопределения, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом и негативными «ценностями», негативными образцами поведения, неуверенность в себе, в своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру или его боязнь.
Ограниченные возможности детей с ЗПР, умственно отсталых, детей с эмоциональными нарушениями, детей, имеющих особые образовательные потребности не являются чисто количественным фактором. Ребенок не просто плохо ходит или плохо слышит - это системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой человек», не такой, как все нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования (обучения и воспитания) для того, чтобы преодолеть ограничения и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.
Программа «Ступеньки» - это возможность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих особые потребности в обучении и воспитании, в течении учебного года перед окончанием обучения в училище подготовиться к будущей взрослой жизни, накопить опыт общения с людьми, опыт открытия своих возможностей, проявления своей индивидуальности.
Для реализации данной программы используются различные формы и методы проведения занятий:
- индивидуальные беседы-занятия;
- встречи с представителями различных ведомств, как то Центр социальной помощи семье и детям, Центр занятости населения, Комиссии по учету и распределению жилой площади, с инспектором по охране прав детства, психологом;
- игровые пробы;
- тестирование и анкетирование;
- виртуальные экскурсии;
- круглые столы;
- диспуты.
Результатом реализации данной программы видится:
- познание подростками своих индивидуальных особенностей, способностей и собственного потенциала;
- приобретение опыта общения с незнакомыми людьми, преодоление трудностей в общении с посторонними, боязни взрослой жизни;
- развитие знаний и умений работы с официальными бумагами, подтверждающими общественный статус, с документацией необходимой при трудоустройстве, при оформлении документов на жилье;
- развитие кругозора учащихся, их жизненного опыта через игру, общение с людьми.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | ||
практи-ческая деятель-ность | массовая работа | теоретические занятия | |||
1 | Я среди людей | 14 | 6 | 1 | 7 |
1.1 | Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе | 1 | 1 | ||
1.2 | То, как я вижу окружа-ющих, зависит от меня… | 1 | 1 | ||
1.3 | Что значит «воспитанный человек»? | 1 | 1 | ||
1.4 | Что такое «культурный человек»? | 1 | 1 | ||
1.5 | О радостях и сложностях общения | 1 | 1 | ||
1.6 | Язык мой: враг или друг? | 1 | 1 | ||
1.7 | О законах нравственности | 1 | 1 | ||
1.8 | Дружба. Настоящий друг: что это такое? | 1 | 1 | ||
1.9 | Любовью дорожить умейте | 1 | 1 | ||
1.10 | Жизненные ценности | 1 | 1 | ||
1.11 | Моя жизнь | 2 | 1 | 1 | |
1.12 | Мой внутренний мир | 1 | 1 | ||
1.13 | Урок самопознания и откровения | 1 | 1 | ||
2 | Я и моя работа | 10 | 5 | 1 | 4 |
2.1 | Профессиональные и жизненные планы | 1 | 1 | ||
2.2 | Профессии, специальности, должности | 2 | 2 | ||
2.3 | Знакомство с профессиограммой | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Знание законов – компас в трудовой жизни! | 1 | 1 | ||
2.5 | Устраиваемся на работу по правилам | 3 | 3 | ||
2.6 | Игровые пробы | 1 | 1 | ||
3 | Я и мой дом | 6 | 4 | 1 | 1 |
3.1 | Жилищный кодекс | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Мое жилье | 2 | 2 | ||
3.3 | Как улучшить жилищные условия? | 1 | 1 | ||
3.4 | Игровые пробы | 1 | 1 | ||
4 | Я – выпускник | 4 | 2 | 1 | 1 |
4.1 | Мой первый шаг во взрослую жизнь | 1 | 1 | ||
4.2 | Мои документы | 2 | 2 | ||
4.3 | До свидания! До новых встреч! | 1 | 1 |
Итого: 34 часа
Содержание программы
1. «Я среди людей»
1.1. Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе.
Цель: обобщить знания о себе, создать настрой на усиление процесса познания самого себя.
Занятие проходит в форме психологического тренинга. В ходе занятия проводятся упражнения «День бывает…», «Я для себя и я для других», тестовое задание «Мои взаимоотношения с одногруппниками».
Оснащение: тестовые бланки.
1.2. Поведение человека как образ жизни.
Цель: осознание особенностей своего отношения к окружающей действительности, выделение и обсуждение «проблемных» сфер в поведении.
Занятие проводится в форме беседы, обсуждении предлагаемых ситуаций, ознакомлении с правилами поведения, общения, принятыми в обществе.
1.3. То, как я вижу окружающих, зависит от меня…
Цель: знакомство учащихся с основными закономерностями, функциями и компонентами общения в обществе, расширение знаний о себе, повышение доверия в группе.
Занятие организуется и проводится в форме группового обсуждения предложенных ситуаций, игровых занятий, самоописания.
1.4. Что такое «культурный человек»?
Цель: знакомство с неписанными нормами и правилами общепринятого общения, тренировка и упражнение в правильном поведении, формирование у учащихся потребности в нравственном самопознании, в формировании потребности личности в усвоении духовных ценностей.
Занятие проводится в форме беседы, группового обсуждения предлагаемых ситуаций, ролевых драматизаций.
1.5. О радостях и сложностях общения.
Цель: познакомить учащихся с понятиями характера, темперамента, способствовать развитию интереса к самопознанию, развитие рефлексивных способностей в ситуациях общения.
Занятие проводится в форме беседы, игры с элементами тренинга, ролевой драматизации.
1.6. Язык мой: враг или друг?
Цель: развитие умения быстро реагировать и гибко изменять свое поведение в случае изменения внешней ситуации, выявление и анализ актуальных для данной группы учащихся затруднений в общении и понимании.
Занятие проводится в форме ролевой игры, групповой дискуссии.
1.7. О законах нравственности.
Цель: способствовать осознанию неизбежности подчинения моральным и правовым нормам в обществе.
Занятие проводится в тренинговом режиме.
1.8. Дружба. Настоящий друг: что это такое?
Цель: научить учащихся диагностировать и характеризовать систему ценностей в общении между людьми.
Занятие проводится в форме беседы, тестирования «Настоящий ли вы друг?».
Оборудование: тестовые бланки.
1.9. Любовью дорожить умейте.
Цель: показать учащимся актуальность проблем межличностного полового общения, создание условия для осознания каждым учащимся уникальности собственной личности и средств реализации межполового общения.
Занятие начинается с психогимнастических упражнений, затем в групповой форме по заявленным учащимися и ведущим вопросам решаются проблемы межличностного межполового восприятия.
1.10. Жизненные ценности.
Цель: пробудить интерес к поиску смысла жизни; научиться решать свои жизненные проблемы.
Занятие проходит в виде обсуждения результатов анкетирования, выполнения практических заданий.
Оборудование: тестовые бланки «Мои ценности», анкета «О смысле жизни», поле ценностных ориентаций.
1.11. Моя жизнь.
Цель: сформировать навыки целеполагания, способствовать формированию ценности собственной ответственности в планировании своей жизни и в отношении с людьми, осознание своего отношения к постановке целей на будущее.
Занятия проходят в виде виртуальной экскурсии в будущее, откровенного разговора-проектирования своего будущего.
1.12. Мой внутренний мир.
Цель: знакомство с внутренним миром человека, осознание себя.
Занятие проходит в виде игры-рассуждения по теме «Кто я? Какой я?», игры «Ассоциация».
Оборудование: бумага, ручки.
1.13. Урок самопознания и откровения.
Цель: осознание собственного уровня адаптивных возможностей, закрепление приобретенных навыков социального поведения.
Форма организации и проведения занятия: психогимнастические упражнения, ролевые драматизации, групповое обсуждение, проективный рассказ.
2. «Я и моя работа».
2.1. Профессиональные и жизненные планы.
Цель: формирование ответственного отношения к выбору жизненного и профессионального пути.
В ходе занятия проводятся анкетирование, опрос, игра «Ловушки- капканчики».
Оборудование: бумага, бланки ответов.
2.2. Профессии, специальности, должности.
Цель: понятие о профессиях и специальностях, осуществление анализа профессии с использованием схемы.
В ходе занятий проводится игра «Профессия и специальность», знакомство со схемой анализа профессии, упражнения «Закодируй профессию», «Профессия – необходимое качество».
Оборудование: бумага, схема анализа профессии.
2.3. Знакомство с профессиограммой.
Цель: раскрытие требований, предъявляемых профессией к личности.
В ходе занятий проводится игра в профессии и специальности, знакомство со схемой профессиограммы, упражнения в составлении профессиограммы.
Оборудование: бумага, схема составления профессиограммы.
2.4. Знание законов – компас в трудовой жизни!
Цель: ознакомление с законом РФ о трудоустройстве граждан, приобретение навыков работы с официальными документами.
Занятие проводится в виде круглого стола, для участия в котором приглашаются специалисты районного центра занятости населения.
Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.
2.5. Устраиваемся на работу по правилам.
Цель: приобретение навыков работы с документацией при трудоустройстве, опыта общения с работодателями.
Занятия проводятся в виде ролевых игр, в ходе которых проигрываются варианты поведения при трудоустройстве молодых специалистов на государственное предприятие, к частному предпринимателю, постановку на учет в РЦЗН.
Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.
2.6. Игровые пробы.
Цель: закрепление навыков заполнения бланков и документации при приеме на работу.
Занятие проходит в виде игры в работника-работодателя, в которой учащиеся закрепляют полученные знания по оформлению документации при приеме на работу.
Оборудование: бумага для записей интересующих моментов, бланки заявлений.
3. «Я и мой дом».
3.1. Жилищный кодекс.
Цель: ознакомление с отдельными статьями жилищного кодекса, приобретение навыка работы с документами.
Занятия проводятся в виде беседы, практической работы с текстом кодекса, обсуждения интересующих вопросов.
Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.
3.2. Мое жилье.
Цель: ознакомление с документами личного дела, касающимися закрепленного жилья.
Занятия проводятся в форме индивидуальных консультаций по вопросам о закрепленном за каждым учащимся жилом помещении.
Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.
3.3. Как улучшить жилищные условия?
Цель: ознакомление с отдельными статьями жилищного кодекса, приобретение навыка работы с документами, необходимыми при постановке на внеочередное предоставление жилья.
Занятие проходит в виде круглого стола с участием представителя комиссии по учету малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.
3.4. Игровые пробы.
Цель: закрепление навыков заполнения бланков и документации при подаче заявления для внеочередного предоставления жилья, навыков общение с должностными лицами.
Занятие проходит в виде игры, в которой учащиеся закрепляют полученные знания по оформлению документации для внеочередного предоставления жилья, навыки общения с должностными лицами.
Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.
4. «Я – выпускник!».
4.1. Мой первый шаг во взрослую жизнь.
Занятие проходит в виде игры-фантазии, в ходе которой каждый учащийся планирует свою жизнедеятельность на ближайшие 2-3 месяца исходя из собственной жизненной ситуации.
Оборудование: бумага для записей интересующих моментов.
4.2. Мои документы.
Занятия проходят в индивидуальной форме – передача личных дел учащихся, индивидуальные консультации по выпуску и предстоящему отъезду по месту закрепленного жилья.
Оборудование: личные дела учащихся, бланки актов передачи документов.
4.3. До свидания! До новых встреч!
Выпускной вечер для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих особые потребности в воспитании и обучении, с торжественным вручением свидетельств об окончании училища, праздничным чаепитием.
Приложение.
Список литературы, используемый педагогом.
1. Должностные обязанности социального педагога // Вестник образования. – 1995. - №11. – С.63-65
2. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.
3. Васильева, З. Изучение личности школьника учителем. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
4. Григоренко, Ю.Н. КИПАРИС – 2. Пособие по организации детского досуга. – М., 2002. – 160.
5. Дементьева, И. Работа с детьми «группы риска» – М.: Педагогика, 2001. – 144 с.
6. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.
7. Методика и технологии работы социального педагога. – М.:Владос, 1998. – 215с.
8. Организация внешнего досуга, программы игр и представлений/ Сост. Шанин В.П. – М., 2002. – 352 с.
9. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М., Психология и педагогика, 1990г. -345с.
10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., Владос, 1996г. – 458с.
11. Цзен, Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., ФКиС, 1988г. – 69с.
12. Школа социальных педагогов и социальных работников: методические рекомендации. - М., 1990. – 370с.
13. Л.С. Нагавкина. Введение в должность социального педагога. - М., 2000г. – 190с.
14. Линде, Н.Д. Психотерапия в социальной работе. - М., Психология, 1992. – 320с.
15. Большаков, В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Игры. Упражнения. - СПб., Питер, 1996 – 187с.
16. Школа социальных педагогов и социальных работников: технологии работы - М., «Светоч», 1990 – 243с.
17. Жилищный кодекс РФ.
18. ФЗ РФ «О трудоустройстве граждан РФ»
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы
- бланк тестового задания «Мои взаимоотношения с одногруппниками»;
- бланк теста «Настоящий ли вы друг?»;
- тестовые бланки «Мои ценности»;
- бланк анкеты «О смысле жизни»;
- поле ценностных ориентаций;
- схема составления профессиограммы;
- схемой анализа профессии.