ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ СЕСТРИНСКОМУ ДЕЛУ
В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умений по уходу за пациентами, выполнению манипуляций, работе с родственниками, обучению пациентов, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи, а главное коммуникативным навыкам персонала. В силу этого перед преподавателем стоит задача научить студентов способам достижения результата. К такому способу, в первую очередь, можно отнести технологию критического мышления (методики: Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл). Критическое мышление - оценочное, рефлексивное, открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Технология критического мышления - совокупность стратегий, приемов, направленных на формирование навыков мышления - сбора информации, запоминания, организации, анализирования, генерирования, интегрирования и оценивания. Цель данной образовательной технологии - развитие клинического мышления, необходимого не только в учебе, но и в профессиональной деятельности медсестры (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Основные аспекты технологии критического мышления:
1.Устанавливает связь с реальной жизнью.
2.Развивает учебные виды деятельности, которые: ориентированы на студента и его интересы;- связаны с проблемами реального мира.
3.Предполагает развитие навыков мышления и стратегии решения проблем.
4.Развивает способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности медсестры: способность работать целенаправленно и продуктивно; способность принимать решения; способность к аргументированию принятых решений; способность проявлять инициативу;
5. Является доступной для всех студентов.
Основой технологии развития критического мышления является трехфазовая структура занятия, включающая в себя: - вызов; - осмысление; - рефлексию. На первой стадии «вызов» - происходит актуализация имеющихся знаний по теме и побуждение познавательной активности. Возникает интерес к обсуждаемому вопросу. На этой стадии преподавателем ставятся следующие цели:
1.Актуализация имеющихся знаний, их самостоятельный анализ, формирование связей с темой занятия. То есть студенты сами определяют уровень собственных знаний, к которым будут добавлены новые. 2.Активизация деятельности студентов. Активная деятельность является залогом сознательного подхода к пониманию новой информации. Результат первого этапа - обучающийся самостоятельно определяет направление в изучении темы, определяет для себя "что это значит для меня?" и "зачем мне это нужно?". Вторая стадия – «осмысление новой информации». Преподаватель предлагает студентам новую информацию. В данном случае информация предлагается в форме чтения текста. На этой стадии преподаватель оказывает наименьшее влияние на студента. Основная цель педагога - поддержание активности, интереса, созданного в первой стадии, помощь студенту в формулировании собственного понимания, соотнесение новой информации со своими устоявшимися представлениями. Результат - новое понимание темы, индивидуальная интерпретация информации. Третья стадия – «рефлексия, размышление». На этой стадии происходит осмысление всей информации, полученной ранее, студенты закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно в это время новые знания становятся своими. Здесь целью преподавателя является:
1.Помочь студенту выразить свое виденье, идеи понятном для него контексте. Такое понимание носит долгосрочный характер.
2.Организовать «живой» обмен идеями между студентами, что дает им возможность познакомиться с различными представлениями. Результатом можно считать глубокое понимание темы, легкость запоминания, приобретение навыков профессионального общения, умение аргументировано высказывать свои мысли. Разумеется, не каждое занятие можно провести с использованием данной технологии. Но при изучении таких тем как «Общение», «Обучение», «Сестринский процесс», «Внутрибольничная инфекция» метод критического мышления наиболее удачен. Таким образом, освоение технологии критического мышления позволяет использовать полученные умения при изучении дальнейших курсов: сестринское дело в педиатрии, сестринское дело в хирургии, сестринское дело в реаниматологии и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 0 байтов |