Обобщённый педагогический опыт

Роль образования в решении задач социально – экономического развития России заключается в создании условий для  повышения конкурентоспособности личности. Конкурентоспособной в обществе, на рынке труда может быть личность, обладающая определенными знаниями и умениями, имеющая опыт различной деятельности, развитые личностные способности, то есть личность компетентная. Одним из путей формирования компетентного выпускника, в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования, является совершенствование содержания и технологий образования, в том числе через внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию содержания образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc535.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Управление здравоохранения Липецкой области

ГА ПОУ «Елецкий медицинский колледж»

Обобщённый педагогический опыт

преподавателя  ГА ПОУ «Елецкий медицинский колледж»

САРИНОЙ Елены Михайловны

Тема опыта:

«Развитие творческих способностей студентов

в процессе приобретения профессиональных знаний»

Идея опыта:  повысить эффективность занятий,  не перегружая студентов, а поддерживая их интерес к учению и мотивируя на активную  учебную деятельность

Г. Елец


Содержание

1. Сведения об авторе.
           2. Условия формирования опыта.

3.Актуальность и перспективность  опыта.

4.Ведущая педагогическая идея опыта.

5. Теоретическая база опыта.

6.Новизна опыта.  
           7. Адресность опыта.
           8. Трудоёмкость опыта.
           9. Технология опыта.

10.Длительность работы над опытом.

11.Диапазон опыта

12. Результативность опыта.

13. Выводы.

14. Приложения.

1.Сведения об авторе:


Ф.И.О. Сарина Елена Михайловна
Образование: высшее; окончила Симферопольский Государственный университет им.М.В.Фрунзе.

Специальность по диплому: биолог, преподаватель биологии и химии.
Место работы: ООАУ СПО «Елецкий медицинский колледж»
Должность: преподаватель
Педагогический стаж: 11 лет 9 месяцев
Стаж работы в занимаемой должности: 11 лет 9 месяцев
Квалификация: высшая
Награды: не имеет.


2. Условия формирования опыта.

Главная задача любого образовательного учреждения – это повышение качества образования, подготовка специалиста профессионально компетентного, готового к саморазвитию, самосовершенствованию.

Активизировать познавательную деятельность студентов каждый преподаватель стремится путем использования различных форм и методов активного обучения.    

Степень активизации рассматривается в зависимости от того, какие методы активного обучения, их количество и разнообразие использует преподаватель на занятии и во внеаудиторной деятельности студента.

Управление процессами формирования и развития творческого потенциала студентов обеспечивает профессиональное становление и развитие творческой личности, а именно:

  • самоактуализацию и самовыражение студента в творчестве,
  • подготовку творчески мыслящего и действующего специалиста,
  • формирование творчески ориентированной личности,
  • создание всесторонне и гармонически развитой личности.

Формирование компетенции обучающегося в процессе образовательной деятельности зависит от многих составляющих:

  • содержания образования;
  • стиля жизни образовательного учреждения;
  • типа взаимодействия между преподавателями и студентам;
  • использования информационных технологий.

Система подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов среднего звена имеет практикоориентированную направленность и возможна лишь при условии использования современных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

3.Актуальность и перспективность опыта.

Апробируя новый ФОС по учебной дисциплине «Химия» я пришла к выводу, что эффективное усвоение учебного материала затруднено малым количеством учебных часов, отводимых на его изучение, большим объемом содержания, отсутствием в программе занятий отработки навыков и умений. Тем более что у студентов, особенно первокурсников, наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин тому несколько: это и слабая базовая подготовка, и низкая готовность к обучению, и особенности развития психических процессов, и многое другое. В колледж приходит поколение молодежи, которое выросло у экранов телевизоров и компьютерных мониторов, и, как следствие, плохо воспринимающее информацию из других источников.

4.Ведущая педагогическая идея опыта.

 

Осмысливая  сложившуюся ситуацию, я поняла, что необходимо повысить эффективность занятий, но, не перегружая студентов, а поддерживая их интерес к учению и мотивируя на активную  учебную деятельность.

Будучи хорошим пользователем компьютера, я пришла к выводу, что проблему интенсификации учебного процесса можно решить,  используя информационные технологии. В наши дни во многих семьях есть компьютеры. Но опыт общения со студентами показывает, что компьютер для них – это хорошая, интересная игрушка, используемая в лучшем случае как печатная машина. Поэтому еще одна задача, которую я поставила перед собой – показать студентам возможность использования компьютера как средства обучения.

В основе своей деятельности по применению компьютера как средства повышения эффективности занятия я использовала несколько принципов:

- форма подачи учебного материала должна быть интересной и разнообразной, чтобы он прочнее усваивался;

- компьютер – средство, позволяющее интенсифицировать процесс обучения, но не заменяющее важнейших методов преподавания химии, таких как демонстрация опытов, лабораторных и практических работ;

- формы использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) определяются различными факторами: темой и задачами занятия, особенностями имеющихся компьютерных программ.

5. Теоретическая база опыта.

Быстрое развитие информационных технологий и возрастание их роли в учебном процессе, по мнению Д.Ю. Гужеля, Е.А. Федоровой, требует пересмотра подхода к обучению в целом. Информационные технологии по самой своей сути несут огромный дидактический потенциал. Овладев умением пользоваться информацией, осмысливать ее, манипулировать ею, хранить, студент становиться  не просто субъектом педагогического процесса, а исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей выявлять и решать достаточно высокий круг задач.

В последнее время  появилось множество работ, в которых затрагиваются проблемы, связанные с применением информационных технологий в обучении (Авдеева С.М., Будунов Г.М. Петрова А.Е., Полат Е.С., Шамова Т.И.), где авторы доказывают необходимость использования информационных технологий в образовательном процессе.

Анализ современных научных исследований убедил меня в том, что использование информационных технологий в рамках традиционного учебного занятия позволит существенно повысить его эффективность.

Сегодня преподаватель может использовать компьютер, как эффективное локальное средство (готовые информационно-образовательные ресурсы, лекции – презентации), средство, включенное в локальную сеть, средство доступа к информационным ресурсам сети Internet.

Степень активизации рассматривается мною в зависимости от того, какие методы активного обучения, их количество и разнообразие используются студентом на занятии и во внеаудиторной деятельности.

В ходе работы мною использовалась модель развития творческих способностей в системе образования в медицинском колледже (ССУЗе).

6. Новизна опыта.

  Новизна опыта состоит в технологизации образовательного процесса, то есть  предполагает специальное конструирование дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля в ходе овладения знаниями.

Дидактическое обеспечение компонентов образовательного процесса соответствует следующим требованиям:

- изложение знаний направлено на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания;

- в ходе обучения происходит постоянное согласование субъектного опыта студентов с научным содержанием задаваемых знаний;

- студенты активно стимулируются к образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают студенту возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- учебный материал организован так, что предоставляет студенту возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач.

7. Адресность опыта.

Представленный опыт  рекомендован для изучения и внедрения преподавателями химии  средних профессиональных учебных заведений, в частности, медицинского профиля.

8. Трудоёмкость опыта.

Использование учебных презентаций как современного средства обучения может повлечь ряд проблем:

а) элементы готовой презентации при переносе на компьютер – демонстратор могут работать не в заданном режиме. Поэтому готовые программные продукты на CD-ROM следует устанавливать на оба компьютера. Желательно, чтобы версии вспомогательных программ (просмотровщиков, медиа-проигрывателей) совпадали. Идеальный вариант, когда составление презентации и ее демонстрация проводится на одной машине;

б) наиболее интересная для занятия информация может находиться на готовом CD-ROM, который не предусматривает частичное  копирование материалов в виде вставок в презентацию. Поэтому можно использовать данный программный продукт другим способом (более простой путь), либо нужно предварительно составить предметно-формульный каталог ресурсов CD (название продукта, его вид, файл с адресом, например,  – электролиты и неэлектролиты, схема C: / С& M     /V SCHOOL 2003 - …) для  создания в презентации гиперссылки на выбранный ресурс (путь более долгий и кропотливый).

в)  при редком использовании аудиовизуальных средств каждое их применение – чрезвычайное событие, создающее у студентов первого курса повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию учебного материала. Частое использование приводит к потере интереса к ним. Поэтому число занятий с использованием учебных презентаций должно быть оптимальным.

 

Для создания презентации преподавателю необходимо уверенное владение компьютером на уровне пользователя (PowerPoint,  Microsoft Office, Paint, Publisher), умение работать со сканером, мультимедийным проектором, знание содержания обучающих компьютерных программ на CD, возможностей их использования в учебном процессе.

Подготовка занятия в программе Power Point занимает на первых порах несколько больше времени, чем на подготовку традиционного занятия. Но это вполне оправдывается моральным удовлетворением, которое получает преподаватель от проведенного занятия и его результатов.

9. Технология опыта.

Проанализировав имеющиеся у меня к этому времени готовые образовательные программы на CD-ROM и возможности учебных кабинетов и лабораторий колледжа, я пришла к выводу, что наиболее приемлемый метод использования компьютера – подготовка и проведение занятий – презентаций. Готовый компьютерный материал представляю студентам с помощью мультимедийного проектора.

Для создания учебных презентаций  использую  Microsoft  PowerPoint, учебно-электронное издание «Химия 1С (8-11 кл.). Виртуальная лаборатория» (МарГТУ, 2009г,), «Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11 кл.» («K&M», 2009г.), а также интернет-ресурсы:http://www.modelschool.ru/index.html и http://www.kindgarden.ru/what.htm.

Эти программы позволяют моделировать занятие любого типа (получения новых знаний, отработки определенных навыков и умений, практических работ) в логике, необходимой преподавателю с учетом уровня обученности и способностей студентов конкретной группы. Из имеющихся компьютерных  программных продуктов отбираю наиболее эффективные средства (демонстрации, схемы, модели, анимации, видеофрагменты), оцениваю целесообразность их применения в сравнении с традиционными, а так же с точки зрения целей и задач разрабатываемого урока.

Соединив выбранные компьютерные средства в логике, при необходимости добавляя традиционные средства преподавания, собираю презентацию в Microsoft Power Point. В презентации на большом экране можно соединить  схемы, диаграммы, фотографии, рисунки, аудиозаписи, снабдить их подписями или комментариями, выделить шрифтом, цветом наиболее важную информацию. В результате создается авторская обучающая программа. При наличии такой  презентации за короткое время объясняю различные вопросы учебного содержания.

Так, например, образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму представляю  в виде компьютерной анимации. А использование анимации при объяснении механизмов реакций между органическими веществами позволяет обучающимся без особого труда записывать уравнения этих реакций. Медиаресурсы применяю при объяснении нового материала для создания проблемных ситуаций, выдвижения проблемы, разрешение которой происходит в ходе урока. Таким образом, реализую принципы проблемного обучения в преподавании химии, ставя перед студентами проблемные задачи.

При выполнении практических работ часто сталкиваюсь с тем, что студенты плохо готовятся  к ним. В результате много времени уходит на объяснение хода работы, возникает много вопросов при выполнении экспериментов. Это вносит определенную дезорганизацию в ход урока. Проблему удалось решить, используя учебную презентацию. Для подготовки такой презентации  весь урок разбиваю на этапы:

1. Определение темы и цели практической работы.

2. Знакомство с оборудованием, необходимым для выполнения, правила техники безопасности.

3. Повторение хода работы.

4. Выполнение практической части работы.

5. Оформление результатов работы в тетради.

6. Суперзадание (задача, цепочка превращений).

На каждый этап занятия готовлю учебный слайд. Таким образом, каждый студент может работать в собственном режиме, не создавая дискомфорта: не успел, не услышал и т.п., не нарушая хода урока. А студентам, обладающим высокими учебными возможностями, создаются условия для решения и углубления знаний по теме за то же самое время. Для слабых студентов такая презентация является основой действий, и позволяет им успешно справляться с работой, а преподавателю предотвратить их неуспеваемость.

Для создания благоприятной атмосферы на занятии, снятия эмоционального напряжения, развития интереса к учебной дисциплине, использую игровые формы заданий, например, «виртуальная банка вопросов» (вопросы по теме + «счастливый случай»), «химическая пирамида», «крестики – нолики», «кроссворды» и др. Для закрепления учебного материала использую дидактические игры из готовых образовательных программ. Наряду с использованием ИКТ  игровые приемы позволяют повысить познавательную активность студентов, создавать ситуацию успеха для каждого обучающегося.

При монотонном использовании ТСО, в том числе и компьютера, у обучающихся снижается степень восприятия информации. Чтобы этого избежать, чередую компьютерные и традиционные средства обучения. Так компьютерная демонстрация может сменяться живым опытом, выполнением упражнений студентами, работай в парах, фронтальной беседой и т.п.

В настоящее время уделяется большое внимание сохранению здоровья студентов. В связи с этим опыты с веществами, вредными для человека, демонстрирую с помощью компьютерного сопровождения. Обучающиеся получают убедительные знания о веществах  и явлениях, поддерживается их интерес к предмету.

Экономия времени  на занятии - одно из важнейших и несомненных достоинств использования ИКТ. Это позволяет уделять внимание знакомству с биографиями ученых – химиков (готовые программные продукты содержат богатый иллюстративный материал), с  историей развития химии, как  науки, методами научного познания мира.

Кроме того,  сэкономленное время  использую для формирования у обучающихся умения работать с учебным текстом (конспектировать, анализировать, составлять опорные схемы, выделять главное) в рамках модульной технологии.

10.Длительность работы над опытом.

Работу по использованию ИКТ я веду уже на протяжении пяти лет, но в 2011-2012 учебном году были введены ФОС нового поколения; и поэтому свои наработки я адаптирую к новой программе по химии первый год.

11.Диапазон опыта.

 

Работа затрагивает весь цикл химии на первом курсе по специальностям «Фармация» и «сестринское дело». Все виды информационных материалов делятся на задания, которые подлежат изучению студентами и на задания, по которым проводится контроль знаний студентов. Для обучающихся созданы сетевые папки по дисциплинам учебного плана, которые находятся на сервере,  доступны каждому студенту и содержат мультимедийные обучающие системы, электронные учебные пособия, видеофильмы, материалы по самоконтролю знаний, алгоритмы практических манипуляций, презентации по    дисциплинам, печатные пособия, рабочие тетради, нормативную документацию, кроссворды и другие материалы.

В приложении приведены краткие описания и методика проведения занятий с использованием ИКТ.

12. Результативность опыта.

Результативность предоставленного опыта можно подтвердить:

а) показателями промежуточной аттестации и срезов знаний, представленных в таблице 1.

Таблица 1.

 

Группа    

Результаты 1 семестра

Результаты срезов знаний (май 2012г)

Средний балл

Общая успеваемость

Качество

успеваемости

Общая успеваемость

С-11

3,8

100%

72,2%

100%

С-12

3,9

100%

75%

100%

Ф-12

3,9

100%

78%

100%

Анализ показателей: данные показывают, что успеваемость в течение учебного года остается стабильной.

б) Результаты анкетирования среди студентов по оценке интерактивных обучающих заданий:

Вопросы анкеты:

1. Понравилось ли вам работать с интерактивными обучающими заданиями?

2.   Назовите ту форму ИОЗ, которая вам больше понравилась.

3.   На какие задания вам было легче отвечать?

Анализ показателей: подавляющему большинству опрошенных (95%) понравилось работать с интерактивными обучающими заданиями, причем 49% студентов предпочитают работать с интерактивными обучающими заданиями закрытой формы, 32% предпочитают задания открытой формы, а 19% нравятся оба вида заданий.

в) Результаты анкетирования студентов по уровню интереса к обучению:

Вопросы анкеты

А 1. Проявляю интерес к отдельным фактам

Б 2. Стараюсь добросовестно выполнять программу

В 3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач

В 4. Проявляю интерес к обобщениям и законам

Г 5. Мне интересны не только знания, но и способы их добывания

Г 6.Испытываю интерес к самообразованию

Варианты ответов: 2 - всегда; 1 – иногда; 0 – никогда

Обработка результатов: А – ситаутивный интерес: Б – учение по необходимости;                

В – интерес к предмету; Г – повышенный познавательный интерес.

Анализ показателей: в начале учебного года среди студентов преобладал ситуативный интерес и учение по необходимости, а в конце учебного года значительно (от 0,9 до 1,4) увеличился интерес к предмету и вырос повышенный познавательный  интерес на фоне снижения ситуативного интереса (с 1,8 до 1) и учения по необходимости (с1,5 до 1.3).

13. Выводы.

  1. Применяемые методы позволяют активизировать работу    студентов, и повысить интерес к обучению.
  2. Применение активных форм и методов информационного характера, помогает мне как преподавателю проанализировать индивидуальность, самостоятельность, инициативность, творческий подход к освоению учебного материала каждого обучающегося, ориентировать их на самоконтроль и взаимоконтроль.
  3. Появилась возможность повысить эффективность занятия, не перегружая студентов.

14. Приложение к опыту работы:

Приложение 1

Деловая игра «производство серной кислоты» с использованием электронной обучающей программы «Виртуальная лаборатория».

Здесь и далее приводятся только те фрагменты занятий, на которых используется компьютер. При работе с программой все действия студента контролируются компьютером и соответственно комментируются. Если, например, указана температура ниже допустимой, выдается сообщение: «Температура низкая, плохо работает катализатор. Опыт повторите». После окончания работы студент может посмотреть список всех допущенных им ошибок.

Рассмотрим подробно данную работу. Сообщение на дисплее набраны курсивом.

Выберите сырьё.

CaSO4

Сырьё не подходит. Выберите сырьё.

FeS2

(Для выбора студенту предлагается список  из шести химических веществ. В нем содержатся три вещества, из которых серную кислоту не получают и три - которые могут быть сырьём в производстве серной кислоты.)

Приступаем к первой стадии «Обжиг пирита».

(На дисплее появляется таблица «Печь для обжига в кипящем слое»)

Укажите основные технологические принципы обжига пирита:

  1. Принцип противотока
  2. Замена воздуха кислородом
  3. Принцип циркуляции
  4. Принцип теплообмена
  • 1,3

Ответ «3» неверный. Подумайте.

  • 1,2

(Диалог повторяется до тех пор, пока ученик не укажет нужные принципы)

Верно

Температура реакции

  • 400'С

Температура низкая. Повторите выбор

  • 1300'C

Температура высокая. Повторите выбор

  • 800'C

Температура из нужного интервала

Нужен ли катализатор? (да/нет)

  • да

Катализатор в данной реакции не требуется

  • нет

Верно

Нужно ли давление? (да/нет)

  • да

Печь для давления не приспособлена

  • нет

Верно

Выберите правильное уравнение реакции:

  1. 4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2 + Q
  2. FeS2 + 2O2 = Fe + 2SO2  + Q
  3. 4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8 SO2 – Q

(Диалог повторяется до правильного ответа)

  • 1

Верно

Итог: допущено 5 ошибок

Список ошибок

(Ученик имеет возможность посмотреть список всех допущенных им ошибок по первой стадии производства)

Начать обжиг

(Запускается анимация, показывающая обжиг пирита в «кипящем слое» и выход сернистого газа)

Далее

Приступаем ко второй стадии производства «Окисление сернистого газа»

(На дисплее таблица «Контактный аппарат»)

Выберите последовательно способы очистки сернистого газа:

  1. использование метода «флотации»
  2. использование циклона
  3. использование электрофильтра
  4. использование метода циркуляции
  5. использование сушильной башни

(При правильном выборе и правильной последовательности на дисплее появляются анимации. Если выбор неправильный, на дисплее появляется сообщение

Выбор неправильный

Если последовательность неправильная, то сообщение

Нарушена последовательность)

(Диалог повторяется до правильного ответа)

Контактный аппарат. Нужен ли катализатор для окисления SO2?(да/нет)

  • нет

Катализатор для данной реакции нужен. Выбор повторите.

  • Да

Верно

Выберите катализатор:

  1. Al2O3
  2. Fe2O3
  3. K2O
  4. Pt
  5. V2O5
  • Al2O3

Вещество не катализатор, он используется как добавка. Повторите выбор.

  • Fe2O3

Катализатор быстро отрабатывается. Повторите выбор.

  • Pt

Катализатор очень дорогой. Повторите выбор

  • V2O5

Верно

Нужна ли температура?(да/нет)

  • Нет

Неверно. Реакция идет при температуре. Выбор повторите

  • да

 Верно

Назовите температуру, при которой начинается реакция

  • 700'C

Температура высокая. Повторите выбор температуры

  • 600'С

Верно

Назовите температуру в конце реакции

  • 400'С

Верно. Итог: допущено…ошибок.

Список ошибок

Начать окисление SO2

(Запускается анимация, показывающая работу контактного аппарата)

Далее

Приступаем к третьей стадии

(На дисплее появляется таблица «Поглотительная башня)

Нужна ли температура?(да/нет)

  • да

Реакция идет при нормальных условиях. Выбор повторите (да/нет)

  • нет

Верно

Нужно ли давление?(да/нет)

  • да

Реакция идет без повышения давления. Выбор повторите (да/нет)

  • нет

Верно

Чем будете орошать (H2O или H2SO4)

  • H2O

Серная кислота получится в парах, которые плохо улавливаются. Выбор повторите (H2O или H2SO4)

  • H2SO4

Верно. Итог: допущено…ошибок

Список ошибок

Начать поглощение SO3

(Запускается анимация, показывающая работу поглотительной башни).

Приложение 2

Практическая работа по теме «Качественные реакции».

При самостоятельной подготовке к химическому практикуму или при повторении той части эксперимента, которая не удалась, можно использовать моделирование химического эксперимента. В качестве примера можно рассмотреть задачу качественного анализа.

В пробирках под номерами 1-4 даны растворы, содержащие ионы Fe2+, Cu2+, Ca2+, Cl-, J-, SO42-. С помощью химических реактивов определите, какое вещество находится в каждой из пробирок.

На мониторе компьютера появляются пробирки под номерами 1-4 и ниже ряд кнопок с формулами используемых реактивов. Программа построена таким образом, что студент может использовать любой ход определения. Например, если студент начал с реактива NaOH (кнопка NaOH), то пробирка №1 окрасится в зеленый цвет, №2 – изменений не произойдет, №3 – в синий цвет, №4 – в синий цвет. Таким образом, сразу определены катионы по цвету осадков: №1 – ионы Fe2+

                           (Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2 )

                                          зелёный  

 №2 – ионы Ca2+

                          (Ca2+ + 2OH- = Ca(OH)2)                    

         Видимых           изменений нет

№3, 4 – ионы Cu2+

                            (Cu2+ + 2OH = Cu(OH)2)

                                                         синий

Для дальнейшего решения задачи студент может выбрать реактив AgNO3 (a) или BaCl2 (б). Если был выбран реактив AgNO3 ,то в пробирках №1,3,4 появится белый цвет, что соответствует наличию ионов Cl- или SO42-

                                    (Ag+  + Cl- = AgCl

                                                        белый

                                  2Ag + SO42 -= Ag2SO4)

                                                           белый

Пробирка №2 окрасится в жёлтый цвет, что  говорит о наличии ионов J-.

                                         (Ag+ + J- = AgJ)

                                                          желтый

Вывод: в пробирке №2 находится иодид кальция CaJ2.

Если для второго этапа был выбран реактив BaCl2 (б), то в пробирках №1,2,4 заметных изменений не произойдет. Значит, там находятся ионы Cl- и J-

                                     (Ba2+ + 2Cl- = BaCl2

                                        (Ba2+ + 2J- = BaJ2 )

В пробирке №2 наблюдается белое окрашивание, что свидетельствует о наличии сульфат-ионов

                                        (Ba2+ + SO42- = BaSO4)

Вывод: в пробирке №3 находится сульфат меди (II) CuSO4

В зависимости от выбора на втором этапе (а) или (б), на третьем этапе по пути (а) остаются неопределёнными анионы в пробирках №1,3,4 и кнопка с реактивом BaCl2. При нажатии данной кнопки в пробирках №1 и 4 видимых изменений не наблюдается, следовательно, из предположительных ионов Cl- и SO42-, нужно выбрать Cl-.

                                              (Ba2+ + 2Cl- = BaCl2)

Вывод: в пробирке №1 находится хлорид железа (II) FeCl2, а в пробирке №4 – хлорид меди (II) CuCl2.

При добавлении хлорида бария, в пробирке №3 произошло выпадение белого осадка. Это говорит о наличии сульфат-ионов.

                                               (Ba2+ + SO4 = BaSO4)

                                                                       белый

Вывод: в пробирке №3 находится сульфат меди (II) СuSO4.

Если на  втором этапе был выбран путь (б), то на третьем этапе осаются неопределёнными анионы в пробирках №1,2,4 и кнопка с реактивом AgNO3. При нажатии данной кнопки, т. е. добавлении данного реактива, в пробирках №1 и 4 образуется белый осадок, что свидетельствует о наличии хлорид-ионов.

                                               (Ag+  + Cl- = AgCl)

                                                                     белый

Вывод: в пробирке №1 находится хлорид железа (II) FeCl2, №4 – хлорид меди (II) CuCl2.

При добавлении нитрата серебра в пробирку №2, происходит выпадение жёлтого осадка. Значит, в данной пробирке находится иодид-ионы.

                                                 (Ag+ + J- = AgJ)

                                                                  желтый

Вывод: в пробирке №2 находится иодид кальция CaJ2.

Подобным образом студент может решить данную качественную задачу, начиная с любого реактива. Он может пользоваться при этом таблицей определения катионов и анионов или в зависимости от требований учителя, иметь определённый запас знаний по качественному определению ионов.

Приложение 3

Рубежный контроль знаний.

При проведении итоговых занятий, контрольных работ, обобщающих занятий очень эффективно компьютерное тестирование. Необходимость объективного измерения уровня знаний привела к созданию тестов в форме заданий  с выбором  одного правильного ответа из нескольких предложенных. Тогда показателем индивидуального уровня знаний  студентов может служить число верных ответов на вопросы программно-валидного и критериально-ориентированного теста. Программная валидность теста означает охват тестом основных элементов знаний с учетом их важности и значимости в данном курсе.

 Критериальная ориентированность теста предполагает включение в него заданий, проверяющих три основных уровня усвоения знаний и умений (способов деятельности):

первый уровень –узнавание, воспроизведение знаний;

второй уровень-применение знаний и умений в стандартной или знакомой ситуации;

третий уровень-применение знаний и умений в новой ситуации, творческое применение знаний и умений.

Согласно методике составления теста, основная его часть должна состоять из заданий – вопросов первого и второго уровней. Именно задания этих уровней соответствуют требованиям к знаниям и умениям студентов.

Тесты могут быть созданы для контроля знаний по теме, за полугодие, за год. Тематические тесты могут содержать от 15 до 25 заданий (это зависит от числа элементов знаний заложенных в теме). Полугодовые и годовые тесты более объёмны и могут содержать более 25 заданий, они используются в основном для подведения итогов обучения.

Каждое задание проверяет один элемент знания. Среди предложенных четырёх-пяти альтернативных ответов только один правильный.  

Как же происходит конструирование теста?

На первом этапе этой работы делается отбор элементов знаний, которые планируются для проверки, и определить, на каком уровне будет проведён контроль знаний.

Число элементов знаний, заложенных в тесте, не должно выходить за рамки допустимого по уровню трудности. Уровень трудности определяется подготовленностью студентов. Критерием того, что тест не выходит за рамки допустимого по уровню трудности, является его выполнение отлично успевающими студентами за определённое препадавателем время. Невыполнение теста за это же время другими студентами объясняется их неполными знаниями.

От соотношения  числа заданий, проверяющих усвоение знаний на различных уровнях сформированности, зависит способность теста стать инструментом определения уровня знаний студентов. В тест включается 60-65% заданий, предназначенных для проверки знаний на втором уровне их сформированности, так как именно они позволяют определить глубину и полноту усвоения основного материала.

Итогом работы по отбору элементов знаний для проверки служит спецификация теста.

Спецификация теста.

По теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атомов».

Элементы знаний

Номера вопросов, проверяющих усвоение

знаний на различных уровнях

сформированности

Состав ядер атомов химических элементов.

На первом

На втором

На третьем

1,2

Особенности размещения электронов в атомах по энергетическим уровням.

3,5

4,13,14

Особенности размещения электронов в атомах по орбиталям.

6

7,8,9,10,11,12

15

Закономерности изменения свойств элементов и простых веществ.

16,17

Закономерности изменения свойств соединений элементов

18,19

Ядерные реакции

20

21

Валентные возможности атомов химических элементов

20,22,23

21

Расчетные задачи

24,25

Всего

5

16

4

Только после тщательного отбора содержания теста и составления его спецификации можно приступить к формулированию заданий.

Каждое задание теста - это конкретный вопрос, который проверяет только один элемент знаний; оно должно иметь только один правильный и несколько правдоподобных ответов, которые обычно включают в себя типичные ошибки учащихся.

Объективность тестирования заключается в том, что все студенты должны быть поставлены в одинаковые условия. Поэтому варианты теста должны быть эквивалентны по составу заданий и уровню трудности.

Вариант теста для по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атомов».

  1. В ядре атома рубидия содержится … протонов.

а)85  б)37  в)48  г)1

  1. В ядре атома астата (№85) содержится … нейтронов

а)85  б)125  в)210  г)6

  1. В атоме мышьяка электроны распределяются на … энергетических уровнях

а)1  б)2  в)3  г)4  д)5

  1. Электроны атома цинка распределены по энергетическим уровням следующим образом

а)2, 8, 18, 2

б)2, 8, 8, 12

в)2, 8, 18

г)2, 8, 8, 2

д) среди ответов а-г нет правильного

  1. На четвертом энергетическом уровне максимально может размеситься … электронов

а)2  б)8  в)18  г)32

  1. На s-подуровне максимально может находиться … электронов

а)2  б)6  в)10  г)14

  1. Третий период периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева заполняют

а)только s-элементы

б)только p-элементы

в)только d-элементы

г)s- и p- элементы

д)s- и d- элементы

е)s-,p- и d- элементы

  1. Электронная конфигурация наружного энергетического уровня атома молибдена (№42) следующая

а)5s25p4

б)5s1

в)6s26p6

г)6s2

  1. Элементу с порядковым номером 33 соответствует электронная формула

а)1s22s22p63s23p63d104s24p3

б)1s22s22p63s23p63d104s24d104p3

в)1s22s22p63s2 3p63d104s2

г)1s22s22p63s23p64s24p3

  1. Электронная формула 3d54s2 соответствует элементу с порядковым номером

а)35  б)20  в)25  г)17

  1.  Электроны наружного энергетического уровня атома олова распределены по атомным орбиталям следующим образом

а)5s25p25d10

б)5p2

в)5s25p22

г)5s2

  1. Дана схема распределения электронов по орбиталям: 1s22s22p63s23p63d24s2. Она соответствует атому

а) кальция

б )титана

в) калия

г) германия

  1.  На наружном энергетическом уровне атома мышьяка располагаются … валентных электронов

а)1  б)2  в)3  г)4  д)5

  1.  На наружном энергетическом уровне атома ванадия располагаются

а) 4 спаренных и 1 неспаренный электрон

б) 2 спаренных и 3 неспаренных электрона  

в) 5 неспаренных электронов

г) 2 спаренных электрона

  1.  Электронная формула 1s22s22p6 соответствует

а) только атому неона

б) только иону натрия

в) атому неона и иону натрия

г) среди ответов а-в нет правильного

  1.  Во втором периоде от лития к фтору:

1) постепенно увеличивается заряд ядер атомов элементов;

2) постепенно увеличивается сила притяжения электронов наружнего слоя к ядру атома;

3) постепенно уменьшаются размеры атомов.

17. Cреди приведенных суждений правильны

а) только 1

б) только 2

в) только 3

г) все

д) ни одно

  1. В главной подгруппе VII группы от фтора к астату

а) растет электороотрицательность элементов

б) возрастает восстановительная активность простых веществ

в) окислительная активность простых веществ не изменяется

г) среди ответов а-в нет правильного

  1.  В ряду Li2O, Na2O, K2O, Rb2O
  1. усиливаются основные свойства веществ

б) усиливаются кислотные свойства веществ

в) все оксиды амфотерные

г) все соединения химически инертны

  1. В ряду гидроксидов элементов III периода от натрия до хлора

 а) усиливаются кислотные свойства веществ

б) усиливаются основные свойства веществ

в) все соединения амфотерны

г) среди ответов а-в нет правильного

  1.  При действии альфа-частицы на атом эйнштейния образуются нейтрон и

а) атом гольмия

б) атом менделевия

в) атом берклия

г) атом фермия

  1. В схеме ядерной реакции

94Be + 11H = X + 01n

вместо X надо записать

а) 59B         б)510B         в)612С         г)37Li

  1. Для фосфора в его природных соединениях наиболее характерна валентность

а) 0       б)III   в)V      г)III и V      д)0, III и V

  1. В ионе гидроксония атом кислорода проявляет валентность

а) 0       б)I       в)II       г)Ш         д) IV

  1.  Относительная плотность по водороду газообразного оксида химического элемента равна 23. Относительная атомная масса этого элемента равна

а)30        б)14      в)46      г)15

Правильные ответы:

1-б                     6-а                    11-в                         16-г                   21-а  

2-б                     7-г                    12-б                         17-г                   22-в

3-г                     8-б                   13-д                               18-а                  23-г

4-а                   9-в                     14-г                          19-а                  24-б

5-г                   10-а                    15-в                         20-б                 25-б

Исходя из числа правильных ответов компьютер выставляет оценку студенту:

< 71%                                             «2»

71 – 80%                                         «3»    

81 – 90%                                         «4»

91 – 100%                                        «5»

Значительный процент неверных ответов явно указывает на пробелы в знаниях, что позволяет преподавателю и студентам устранить их.

Приложения 4, 5, 6

Мультимедийные разработки (см. в папке):

Приложение 4

Викторина (интегрированная с физикой) «Знатоки естественных наук»

Приложение 5

Мультимедийное сопровождение урока «Классификация реакций в неорганической химии»

Приложение 6

Обучающее пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов по химии (1 курс) «Учимся решать задачи».