Методическая разработка учебного занятия "Острый живот".

Методическая разработка учебного занятия "Острый живот"  - первая попытка написания методического материала на основе нового образовательного стандарта с учётом компетенций.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.sindrom_ostryy_zhivot.doc709 КБ

Предварительный просмотр:

   ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  № 4

(ГБОУ СПО МК 4)

Методическая разработка

учебного  занятия

по теме: «Синдром «Острого живота»

Профессиональный модуль 03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях».

МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья».

специальность  -  060501 «Сестринское дело»  51

(среднее профессиональное образование базовой подготовки),

2012г.

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

Утверждаю:

«Специальные  дисциплины базовой  подготовки»

Заместитель директора по учебной работе  ГБОУ СПО МК № 4

Протокол № _____

_______________/ А.В.Смирнова/

Председатель ЦК

__________/Д.А.Орешникова /

«______» ____________ 2012 г.

«_____» ________________ 2012 г.

Согласована:

Методист ГБОУ СПО МК №4

_______________ /В.М.Хусяинова /

«_____» _______________ 2012 г.

Составитель:

   М.М.Платонов

Преподаватель  учебных  дисциплин «Сестринское дело в хирургии», «Хирургия»,

преподаватель второй квалификационной категории

Рецензенты:

 

   З.И.Зуева

Преподаватель учебных дисциплин: «Основы сестринского дела», «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»

ГБОУ СПО МК № 4,

преподаватель высшей квалификационной категории

   Н.Е.Шадина

Преподаватель  учебной  дисциплины « Хирургия»

ГБОУ СПО МК №4,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Содержание методической разработки

                                                                                                                           Стр.

1.  Введение 

7

2.  Методический блок:

8

   -     рекомендации по работе с методической разработкой;

   -     цели занятия;

9

10

   -     мотивация;

11

   -     место проведения занятия, оснащение;

12

   -     междисциплинарные связи;        

13

   -     список литературы;

14

       -     домашнее задание, задание для  самостоятельной

             внеаудиторной работы студентов;

15

   -     хронологическая карта занятия.

16,17

3.  Информационный блок:

18

   -    терминологический словарь;

19

   -    материалы лекции:

           1) алгоритм изучения темы;

           2) опорный конспект лекции;

           3) охрана труда медицинской сестры.

4.   Блок контроля:                                                                                      

   -    определение  исходного уровня знаний (задание №1);  

   -    закрепление нового материала и коррекция ошибок

        (задание№2, задание №3)(с эталонами ответов);

   -    оценочный лист

5. Приложения:

20

21

22-24

25

26

27,28

29-33

34

35

   -    приложение 1- мультимедийная обучающая система на тему:

        «Синдром «Острого живота»;

   -    приложение 2 – рефлексия;  

   -    приложение 3 – кроссворд;

   -    приложение 4 - таблица дифференциальной диагностики

        патологических состояний, входящих в синдром «Острого

        живота».

36

37

38,39

40-45

Пояснительная записка

     Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром «Острый живот» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях» для специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки).

     Методическая разработка предназначена для преподавателей   при подготовке и проведении учебного занятия по теме «Синдром «Острого живота».  На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

     Указаны:

  1. цели создания разработки;
  2. реализуемые общие и профессиональные компетенции.

     Материалы данной методической разработки способствуют реализации  общих и профессиональных компетенций:

          ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

выполнение и качество;

     ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестардатных ситуациях

и нести за них ответственность.

          ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

     ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности (при выполнении домашнего задания);

          ОК 12. Медицинская сестра должна организовывать рабочее место:

с соблюдением требований охраны труда; производственной санитарии; по правилам инфекционной безопасности; по правилам противопожарной безопасности;

          ПК 2.4. Применение медикаментозных средств в соответствии с

правилами их использования;

          ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

     Методическая разработка структурирована и содержит:

  1. методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой,  определены цели  занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны  междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для  самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия;
  2. информационный блок  включает терминологический словарь, материалы лекции, которая  представлена  в виде алгоритма изучения темы, раздаточного материала для студентов (опорного конспекта,

материала по охране труда).

          С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация

          информации  с помощью мультимедийной  обучающей системы

          (МОС), где представлены текстовый материал, иллюстративный

          материал, видеоматериал, отражающие основные положения лекции;

  1. блок контроля знаний включает три вида контроля на занятии: определение исходного уровня знаний в виде претеста; вопросы и тестовый контроль для закрепления нового материала и коррекции ошибок  по данной теме.

   Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учётом рекомендаций по оформлению методических разработок.

     Создание методической разработки вызвана трудностью усвоения студентами данного материала из-за большого объема информации в учебной литературе.

     Предлагаемый  материал  может быть использован  как дополнительный  к учебнику для более качественного усвоения информации по данной теме.

Цель создания методической разработки

      Методическая  разработка учебного занятия по теме  «Синдром «Острый живот»  создана с целью обеспечения учебно-методической  документацией   образовательного процесса по реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) по профессиональному модулю 03,  а также с целью обмена опытом и оказания методической помощи преподавателю по эффективному формированию знаний  у студентов третьего курса   по данной теме.  

Введение

 «… Для больного не нужно, чтобы ему

была  сделана операция,  ему нужно, чтобы

         его излечили от болезни…»                                                                                                                  

                                                                      С.П.Фёдоров

     Само словосочетание «острый живот» без предварительных пояснений воспринимается как вульгаризм, медицинский жаргон, а не диагноз. Когда и кем оно впервые было использовано - утверждать трудно. В отечествен ной медицинской литературе это выражение получило распространение после публикации в 1940 году перевода книги Генри (франц. - Анри) Мондора «Неотложная диагностика. Живот». В предисловии к книге извест ный хирург использовал в качестве синонимов выражения «острый жи вот» и «брюшная катастрофа», заключив их в кавычки.

     «Острый живот» - синдром, характерный для острых хирургических заболеваний и травм органов брюшной полости. Диагноз является клиническим, временным, его выставляют в неотложной ситуации, когда нет времени и условий для детального исследования и нет возможности точно определить причину заболевания у больного, нуждающегося в немедленной медицинской помощи. 

     Помощь больному с «Острым животом» в автономных условиях крайне ограничена, поэтому многое будет зависеть от того, насколько правильно и вовремя поставлен диагноз, сделана срочная операция.                                     Так при ущемленных грыжах, кишечной непроходи мости и перфоративных язвах, где временной фактор имеет особую значимость, госпи тализация больных в первые 6 часов обеспечивает среднюю летальность соответственно 2,8 %, 5,8 %, и 2,5 %, а в случае поздней госпитализации и выполнения операции более, чем через сутки от начала заболевания, показатели летальности возрастают до 15,2 %, 14,8 %, и 21,6 %, соответственно.               

     Прогноз зависит от характера и тяжести основного заболевания, а также от срока, прошедшего с момента начала заболевания до поступления больного в стационар, его возраста и сопутствующих заболеваний. Прогноз неблагоприятный при запущенных распространенных формах перитонита, непроходимости кишечника с его обширным некрозом, тромбозе брыжеечных сосудов, особенно в пожилом и старческом возрасте. Чем быстрее при синдроме О. ж. больной госпитализирован, чем раньше поставлен точный диагноз и проведено адекватное (в т.ч. оперативное) лечение, тем ниже летальность и лучше ближайшие и отдаленные результаты.

Рекомендации по работе с методической разработкой

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих  необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют  педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей  обучающихся.

2.  Оснащение занятия включает  предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия,  ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность  педагога и  обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления их при изложении данной темы.

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используется фронтальный опрос, тестовый контроль, что позволяет погружать студентов в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной практической работе.

6.    В блок контроля включены задания (с эталонами ответов):

  1. определение  исходного уровня знаний, претест готовности к обучению, в виде фронтального опроса, который нацелен на выявление степени владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения по данной теме;
  2. контроль эффективности обучения  в виде итогового тестирования, что позволяет оценить эффективность обучения, достижение целей занятия.

 

5.   Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  1. рефераты по темам:

               -  «Атипичные формы острого аппендицита»;

               -  «Современные хирургические методы обследования и лечения

                   больных с «Острым животом»;

  1. составить кроссворд по теме:
  2. составить терминологический словарь по теме.

     Представлены инструкции по данным видам деятельности.

     Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проверяется и оценивается преподавателем с выставлением оценки в журнал.

Название профессионального модуля « ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях».

Тема: «Синдром «Острый живот». 

Вид занятия: лекция.

Тип  занятия:  изложение нового материала.

Количество часов: 2 часа.

Цели занятия

Цель занятия: сформировать у студентов представление о синдроме «Острый живот»,  о хирургических заболеваниях, методах обследования и лечения больных с «Острым животом»; формирование знаний о роли медицинской сестры  и особенностях сестринского процесса у больных с диагнозом «Острый живот».

Студент должен:

     иметь представление:

  1. о синдроме «Острый живот»; 

     знать:

  1. хирургические заболевания, которые входят в «Острый живот»;
  2. основные методы обследования и лечения больных с «Острым животом»;
  3. роль медицинской сестры  и особенностях сестринского процесса у больных;

      уметь:

  1. пользоваться терминологическим словарём.

Развивающие цели:

     Развивать у студентов умения, которые относятся  к общим компетенциям:

  1. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

     методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать

     их выполнение и качество;

  1. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестардатных ситуациях и нести за них ответственность.

Воспитательные цели:

  1. в ходе занятия способствать формированию внимательного, доброжелательного отношения к пациентам; 
  2. воспитывать чувство ответственности и долга;
  3. формировать правила этики и деонтологии при профессиональном общении с коллегами, с пациентами

Мотивация

     Медицинская сестра – помощник врача.  Хирург может блестяще выполнить операцию, но без должного наблюдения и ухода в послеоперационном периоде  все усилия врача будут сведены к нулю.

     Деятельность м/с  направлена на удовлетворение физических, биологических потребностей пациента, связанных с психологическим, духовным и социальным здоровьем.

     Знание медицинской сестрой:                                                                                                                                                                  -    особенностей обследования  больных с синдромом « Острого                                                  живота», подготовки   к       операции, особенностей послеоперационного периода;                                                                                                                                                                                                             -   принципов сестринской помощи больным до, вовремя и после операции;                                                                                                  является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника.

     Данные знания позволяют  своевременно  решать проблемы больного,  адекватно оказывать на всех этапах обследования и лечения хирургических больных медицинскую помощь,  чётко организовывать  работу по предотвращению развития осложнений,  что  в  целом   позволяет  уменьшить страдания больных, число  тяжёлых больных, в конечном, суммарном  итоге  число  летальных  исходов.

Место проведения: кабинет для теоретических занятий.

Оснащение:

      Учебно-методическое:

  1. методическая разработка теоретического занятия;

  1. раздаточный материал для студентов:

  1. опорный конспект темы (для каждого студента);
  2. терминологический словарь (один экземпляр на двоих);
  3. тесты (для каждого студента);
  4. вопросы (проецируются на экран).

ТСО:

  1. экран (интерактивная доска);
  2. проектор;
  3. компьютер.

Междисциплинарные связи

ОП.00 «Общепрофессиональные дисциплины»

ОП.02 «Анатомия и физиология »

ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией »

ОП.03 «Основы патологии »

ОП.09 «Психология»

Раздел: «Медицинская психология»

знать: медицинская этика, медицинская деонтология.

ПМ 03 "Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»

тема «Синдром «Острый живот»

                         

                           

ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий»

МДК. 01.03 «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению»

ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК. 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

ПМ.00 « Профессиональные модули »


Список литературы для студентов

Основная литература:

  1. Жуков Б.Н., Быстров С.А.  «Хирургия», Москва, Академия, 2007 г., стр.351
  2. Сыромятникова А.В., Брукман М.С. «Руководство к практическим занятиям по хирургии», Москва, Альянс, 2007 г. , стр.358.

Дополнительная литература:

  1. Нестеренко Ю.А.,Ступин В.А. «Хирургия» Москва, Академия, 2007г., стр.408.

Интернет ресурсы:

  1. wikipedia.org/wiki/Острый_живот
  2. medarticle.moslek.ru/articles/29313.htm

Домашнее задание

         Помогает студенту в формировании общих компетенций:

  1. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач профессионального и личностного развития;
  2. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Домашнее задание:

  1. выучить конспект лекции;
  2. учебник Б.Н.Жуков, С.А.Быстров «Хирургия», выучить материал  по теме занятия на  стр..

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов  (на выбор):

  1. подготовить рефераты по темам:

               -  «Атипичные формы острого аппендицита»;

               -  «Современные хирургические методы обследования и лечения

                   больных с «Острым животом»;

  1. составить терминологический словарь;
  1. составить кроссворд по теме.

Инструкция № 1 по подготовке реферата.

Уважаемый студент, Вам необходимо:

  1. Оценить насколько актуальна и важна предложенная тема для деятельности медицинской сестры.
  2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия).

  1. Составить план, по которому будет раскрыта тема.
  2. Решить, смогли ли Вы раскрыть тему?
  3. Оформить свою работу в соответствии с образцом (стандартом):
  1. титульный лист;
  2. наличие плана работы;
  3. соответствие темы;
  4. наличие списка используемой литературы;
  5. наличие  иллюстраций.

Инструкция № 2 по составлению кроссворда.

Уважаемый студент, Вам необходимо:

1. Оценить,  насколько актуальна и важна предложенная тема для деятельности медицинской сестры.

2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия).

3. Отобрать необходимое количество терминов – 20 слов.

4. Составить вопросы к кроссворду.

5. Приложить эталоны ответов.

6.  Оформить работу:

         - схема;

         - вопросы по горизонтали и вертикали;

         - ответы.

Хронокарта теоретического занятия

Этапы занятия.

Время (мин.)

Описание деятельности

Цель деятельности

Преподавателя

Студентов

1. Организацион-ный момент

2. Актуализация познавательной деятельности

5

мин.

Проверка санитарного

состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

Готовятся к занятию.

Воспитание организованности

 и ответственности студентов.

Сообщает: тему, информирует цели занятия, задачи и пути их решения. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок.

Слушают, записывают в тетради тему и цели занятия.

Мотивация необходимости  получения знаний и умений, использования их  в  будущей практической деятельности.

3. Определение исходного уровня знаний

(претест)

Задание №1

10

мин.

Демонстрирует вопросы с помощью МОС,

корректирует,

дополняет ответы.

Читают на экране утверждения,

отвечают с места.

Получение объективной информации о степени  исходного   уровня знаний, коррекция ошибок.

4. Изучение нового материала.

40

мин.

Раздает опорные конспекты.

Излагает новый материал с помощью МОС.

Слушают, конспектируют в тетради.

Подготовка к осуществлению сестринского процесса.

5.Закрепление нового материала, коррекция полученных знаний.

Задание № 2

15

мин.

Демонстрирует вопросы с помощью МОС,

активизирует деятельность студентов,

корректирует ответы.

Отвечают на вопросы.

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

     

     Задание №3

 10

мин.

Выводит на экран вопросы  тестирования.

Знакомит с инструкцией выполнения задания.

Подписывают бланки-ответники. Письменно фиксируют

ответы в

бланке. Сдают преподавателю

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

6.  Подведение итогов занятия.

     Рефлексия.

8

мин.

Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок.

Отмечаются  активные студенты.

Анализируют свою работу.

Оценить достигнуты ли цели занятия.

7.  Домашнее задание.

2

мин.

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной  внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.

            

Терминологический словарь

1. Хирурги́я (греч. Χειρουργική, от греч. χειρ — рука и έργον — действие, работа) — область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода.

2. «Острый живот»  - симптомокомплекс (синдром), характерный для острых

хирургических заболеваний и повреждений органов брюшной полости.

3. Структурные и функциональные нарушения тканей и органов, возникающие в результате действия факторов внешней среды, называются  повреждением или травмой.

4. Хирургическая инфекция- заболевания инфекционной природы, которые лечат хирургическими методами, и раневые инфекции, обусловленные внедрением патогенных микроорганизмов в рану, полученную при травме или операции.

    Различают первичные хирургические инфекции, возникающие самопроизвольно, и вторичные, развивающиеся после травм и операций.

5. Опухоль – патологическое разрастание клеток ткани, органа или системы.

6. Врождённые хирургические заболевания- заболевания, возникающие у эмбриона,  плода в период беременности, требующие оперативного вмешательства после рождения.

6. Хирурги́ческая опера́ция, хирурги́ческое вмеша́тельство или операти́вное вмеша́тельство (от лат. operatio — работа, действие) — комплекс воздействий на ткани или органы человека (или животного), проводимых врачом с целью лечения, диагностики, коррекции функций организма, выполняемый с помощью различных способов разъединения, перемещения и соединения тканей.

7. Эндоскопи́я — способ осмотра некоторых внутренних органов при помощи эндоскопа. При эндоскопии эндоскопы вводятся в полости через естественные пути, например, в желудок — через рот и пищевод, в бронхи и легкие — через гортань, в мочевой пузырь — через мочеиспускательный канал, а также путем проколов или операционных доступов (лапароскопия и др.).

8. Острый аппендицит- острое воспаление червеобразного отростка.

9. Острый калькулёзный холецистит- воспаление желчного пузыря,

осложнившееся образованием камней.

10. Острый панкреатит- аутолиз (самопереваривание) поджелудочной железы.

11. Псевдоабдоминальный синдром или ложный острый живот- сочетание симптомов острой патологии органов брюшной полости, обусловленное заболеваниями и патологическими состояниями различных органов и систем организма, не требующих неотложного оперативного вмешательства.


 

Алгоритм изучения темы

«Синдром «Острого живота»

  1. «Острый живот»:
  1. определение;
  2. группы хирургических заболеваний синдрома «Острого живота», краткая характеристика их.
  1. Обследование  больных с «Острым животом»:
  1. жалобы больного (субъективные данные): боль, диспепсические явления;
  2. история заболевания (anamnesis morbi);
  3. история жизни (anamnesis vita): перенесённые операции, травмы и т.д.

            Настоящий статус (status presens):

  1. внешний вид больного (habitus);
  2. пальпация: напряжение мышц брюшной стенки, симптомы раздражения брюшины;
  3. аускультация: усиление, ослабление  перистальтики;
  4. перкуссия.

Дополнительные методы обследования:

  1. лабораторные методы обследования;
  2. рентгенологические методы обследования;
  3. обследование с контрастным веществом;
  4. ультразвуковое обследование (УЗИ);
  5. компьютерная томография (КТГ);
  6. магниторезонансная томография (МРТ);
  7. радиоизотопные методы исследования;
  8. эндоскопические методы обследование;
  9. пункции и др.
  1. Тактика медицинской сестры на догоспитальном этапе.
  2. Хирургические методы лечения:
  1. традиционные методы;
  2. лапароскопические операции.
  1. Роль медицинской сестры в обследовании, подготовки больного к операции и в послеоперационном периоде.

     Изложение нового материала идёт с помощью МОС, где представлены текстовый материал и иллюстративный материал, отражающие основные положения лекции

Опорный конспект лекции

«Острый живот»  -   синдром, возникающий при ряде острых хирургических заболеваний и повреждений органов брюшной полости, требующий экстренной хирургической помощи.

 

     Острый живот характеризуется ограниченным или диффузным раздражением брюшины.

    Основными симптомами острого живота являются боль в различных отделах брюшной полости, рвота, реже мучительная икота, задержка стула и газов, изменения характера кала.

     Важное значение имеет анамнез заболевания, а также сведения о наличии в прошлом болей в животе и перенесенных операциях. При осмотре обращают внимание на поведение больного. Например, при непроходимости кишечника больной возбужден, а при перитоните лежит неподвижно. Пульс при остром животе, как правило, учащен, хотя может наблюдаться брадикардия. Снижение АД характерно для шока при внутреннем кровотечении Пальпация брюшной стенки при остром животе должна быть, во избежание резкой болевой реакции больного, поверхностно-ориентировочной. Частый симптом - болезненность всей передней брюшной стенки или различных ее отделов. Важное значение имеет выявление симптомов раздражения брюшины:

1.   Симптом мышечной защиты - общее или местное напряжение брюшных мышц.

2.   Симптом Щеткина - Блюмберга - резкое усиление боли при быстром отдергивании пальпирующей руки от брюшной стенки.

При перкуссии брюшной стенки обнаруживают уменьшение или исчезновение печеночной тупости (при перфорации полого органа), а также свободную жидкость в брюшной полости (при внутренних кровотечениях и других заболеваниях).

     Все перечисленные симптомы являются основанием для постановки диагноза острого живота, что диктует необходимость экстренной госпитализации в стационар.

     Не разрешается применять наркотические и ненаркотические анальгетики, снотворные средства, нейролептики, транквилизаторы и др. препараты до установления диагноза.

     Диагноз заболевания в стационаре устанавливают на основании данных специальных методов исследования (лабораторного, рентгенографического, эндоскопического и др.). Особое место в диагностике принадлежит лапароскопии. Подавляющее большинство больных с синдромом острого живота подлежит оперативному лечению. В ряде случаев необходима экстренная операция.

     Чем раньше больной госпитализирован, чем быстрее поставлен диагноз и проведено оперативное вмешательство, тем ниже летальность и чаще удается полностью восстановить трудоспособность.

     Псевдоабдоминальный синдром или ложный острый живот-

- сочетание симптомов острой патологии органов брюшной полости, обусловленное заболеваниями и патологическими состояниями различных органов и систем организма, не требующих неотложного оперативного вмешательства. 

     Важную роль имеет тщательный сбор анамнеза.

     Болезненность при пальпации передней брюшной стенки, напряжение ее мышц, а также симптомы раздражения брюшины в большинстве случаев псевдоабдоминального синдрома выражены нерезко, интенсивность их может изменяться в процессе динамического наблюдения.

     Больной с симптомами  острой патологии органов брюшной полости должен быть срочно госпитализирован.  Лечение в отличие от истинного острого живота, как правило, консервативное, направленное на основное заболевание, обусловившее развитие псевдоабдоминального синдрома.

Псевдоабдоминальный синдром развивается при заболеваниях:

1. Органов брюшной полости (язвенная болезнь, энтероколит, острый гепатит, дивертикулит сигмовидной кишки)

2.  Сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, стенокардия, ревматизм, острый застой в печени при сердечной недостаточности, расслаивающая аневризма, инфаркт селезенки и почек ( при  инфаркте - местный перитонит, явления хронической патологии ССС, при инфаркте почек - гематурия).

3.  Органов мочевыделения (острый ишемический паранефрит, острая задержка мочи, почечная колика, уремия).

4.  Нервной системы (менингит, энцефалит, опухоли, субарахноидальное кровоизлияние, ушиб мозга

пояснично-крестцовый радикулит, межреберная невралгия, сухотка спинного мозга (tabes dorsalis) – (форма позднего нейросифилиса, поражаются задние корешки спинномозговых нервов, задние канатики спинного мозга, это проявляется парестезиями конечностей, болями стреляющего, колющего, рвущего характера, в том числе в животе, расстройствами координации и походки, неврозами).

5. Гинекологических заболеваниях (боли в межменструальный период, аднексит, инфицированный аборт (срединная локализация, анамнез), эндометриоз)

6. Эндокринной системы (прекоматозные состояния у больных сахарным диабетом, гипогликемия; тетания - состояние повышенной нервно-мышечной возбудимости, проявляющееся тоническими судорогами, обусловленными снижением концентрации Са в крови на фоне алкалоза, наблюдающееся при гипопаратиреозе в связи с недостаточной выработкой паращитовидными железами паратгормона; Аддисонова болезнь - бронзовая болезнь, хр. первичная недостаточность надпочечников, обусловленная 2-хсторонним поражением коры надпочечников с прекращением или уменьшением выработки гормонов, проявляющаяся приступами немотивированной слабости, похуданием, потемнением кожи  на открытых участках тела, на сгибах. Нередки желудочно-кишечные нарушения, боли в животе).

7.  Системы крови (гемолитическая анемия, лейкоз)

8.  Инфекционных заболеваниях (ПТИ, туберкулезный лимфаденит, токсикоплазмоз — паразитарная болезнь, характеризующаяся поражением НС, лимфатических узлов, мышц, миокарда, глаз, увеличением печени и селезенки, хроническим энтероколитом, холециститом, гепатитом, аднекситом, энцефалитом, ретинитом ( окончательный хозяин - кошка, промежуточный – человек).

9.  Интоксикациях (интоксикация свинцом  - анамнез, свинцовая кайма, базофильная пунктация эритроцитов; отравление таллием - таллий применяется при приготовлении сплавов в полупроводниковой технике, хроническое отравление проявляется раздражительностью, головной болью, покалыванием в конечностях, болями в животе, неустойчивым стулом, выпадением волос, тахикардией, гипертонией; злоупотребление никотином  - головная боль, слабость, потливость, тошнота, рвота, понос, сердцебиение, затруднение дыхания, слюнотечение, снижение температуры, сужение зрачков, кожный зуд, боли в животе.

10.   Дыхательной системы (диафрагмальный плеврит, крупозная пневмония)

11. Болезнях обмена (гемохроматоз - наследственная болезнь, характеризуется нарушением обмена железа с увеличением поглощения его из пищеварительного тракта и отложением в тканях. Наблюдается почти исключительно у мужчин. Характерна триада симптомов: цирроз печени, сахарный диабет, бронзовая окраска кожи).

12. Заболеваниях глаз (острая глаукома).

     Боли в правой нижней части живота.

     При болях в правой нижней части живота, помимо аппендицита, надо иметь в виду  следующие заболевания:

l. Сoecum mobile (постепенное начало преимущественно у женщин, никаких  воспали-тельных изменений).

2. Увеличение мезонтериальных лимфатических узлов (мезонтериальная лимфаде-нопатия), обусловленное различными неспецифическими возбудителями наблюдающееся почти исключительно в детском и юношеском возрасте (внезапно возникающие боли, повторные болевые периоды, чередующиеся со светлыми  промежутками).

3.  Аскаридоз

4.  Туберкулез

5.  Регионарный илеит

6.  Дивертикулит слепой кишки

7.  Инвагинация                     

8.  Рак илеоцекальной области

9.  Воспалительные процессы в яичниках и фаллопиевых трубах

10.Тромбоз тазовых вен

11.Токсоплазмозный лимфаденит

12. Заболевания соседних органов (холецистит, перфорация желудка, мочекаменная

болезнь, пиелит, абсцесс при туберкулезе позвоночника)

13. Пневмония, плеврит.

14. Инфекционные болезни. 

Роль мед. сестры в обследовании, подготовке больного к операции и в послеоперационном периоде.

     Подготовка к операции начинается с выявления приоритетных проблем пациента и их решения.

     Могут быть физические проблемы, связанные с болью или беспомощностью пациента. Медицинская сестра должны помочь ему справиться с этим состоянием:

  1. своевременно выполнить назначенное врачом обезболивание;
  2. спокойно и доброжелательно провести все необходимые мероприятия по уходу и личной гигиене пациента.

     Потенциальной социальной проблемой пациента может быть :

  1. боязнь потерять работу, остаться инвалидом, и в этом случае необходимо убедить пациента в его нужности для общества, семьи, поддержать больного в трудную минуту принятия решения; 
  2. немаловажно обеспечить пациенту моральный и душевный покой, позаботиться о полноценном отдыхе и ночном сне, своевременно выполнить вечернюю седацию с применением снотворных средств.

     Мед.сестра должна тщательно и добросовестно провести непосредственную подготовку пациента к предстоящей операции - санитарную обработку, смену белья, обработку операционного поля и другие процедуры. 

   

      В послеоперационном периоде:

  1. необходимо обеспечить соблюдение пациентом постельного режима для профилактики ортостатического (при перемене положения тела) коллапса;
  2. наблюдение за параметрами общего состояния пациента;
  3. за признаками появления ранних и поздних послеоперационных осложнений.

Охрана труда медицинской сестры.

ОК 12. Медицинская сестра должна организовывать рабочее место:

  1. с соблюдением требований охраны труда;
  2. производственной санитарии;
  3. по правилам инфекционной безопасности;
  4. по правилам противопожарной безопасности.

     Существует профессиональная вред ность, влияющая на здоровье медицинских сестёр, которые работают с лекарственными препаратами.

Для снижения риска необходимо соблюдать следующие правила:

—  работать  в перчатках, масках и длинных халатах;

—  аккуратно разводить лекарственные препараты;

—  применять только одноразовые шприцы;

—  не допускать разлива лекарственного препарата;

—  если произошел разлив препарата, его необходимо тща тельно вытереть;

— пустые ампулы упаковать в целлофановые пакеты и ути лизовать по правилам;

— шприц после использования тщательно промыть, обез заразить согласно инструкции и утилизовать.

 

Задание № 1.  Претест

  1. Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.
  2. Фронтальный опрос (с элементами беседы).

  1. Какие органы располагаются в брюшной полости?
  2. Какие органы располагаются забрюшинно?
  3. Назовите паренхиматозные органы брюшной полости и забрюшинного пространства.
  4. Назовите полые органы брюшной полости и забрюшинного пространства.
  5. Назовите отделы желудочно-кишечного тракта. Какие его отделы расположены в брюшной полости, какие забрюшинно?
  6. Назовите отделы мочеполовой системы. Какие её отделы расположены в брюшной полости, какие забрюшинно?
  7. Что такое сальник, его функция?

Ход действий:

1. Вопросы проецируются на экран.

2. Студенты отвечают с места.

3. Преподаватель оценивает правильность ответа и при необходимости просит  поправить другого студента, или поправляет и дополняет сам.

4.  Преподаватель оценивает активность студентов с отметкой в оценочном листе (оценки не ставятся).

Задание №2.

Фронтальный опрос

  1. Время, отведенное на выполнение задания – 10 минут.

1. Дайте определение, что такое синдром «Острого живота».

2. Назовите группы хирургических заболеваний, входящих в «Острый живот».

3. Перечислите основные симптомы «Острого живота».

4. Какая тактика ведения больных с «Острым животом» на догоспитальном этапе.

5. Назовите дополнительные методы обследования  больных с «Острым животом».

Задание № 3. Итоговые тестовые задания

Данное задание способствует овладению общими  и профессиональными компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.

Инструкция:

-  прочитайте тест, выберите правильный ответ (-ответы);

-  письменно зафиксируйте ответ в тетради.

Ход действий:

1. Ознакомьтесь с предлагаемыми тестовыми заданиями.

2. Ответьте на предлагаемые вопросы с выбором правильного (-ых) ответа (-ов)

3. Сдайте бланк-ответник на контроль преподавателю (или самоконтроль, взаимоконтроль – ответы и критерии выставления оценки представлены на экране).

Выберите один правильный ответ ( тесты 1-3):

1. При синдроме «острого живота» необходимо
   
а) сделать очистительную клизму
    б) ввести обезболивающее
    в) промыть желудок
    г) применить холод, срочно госпитализировать

2. Характер и локализация болей при остром аппендиците
   
а) постоянные, сильные боли в правой подвздошной области
    б) постоянные, резкие боли в правом подреберье
    в) опоясывающие, тупого характера
    г) «кинжальные»

3. К субъективным данным относится:

 а) внешний вид больного

 б) жалобы больного

 в) пульс

 г) анамнез заболевания

Выберите несколько правильных ответов (тесты 4-6):

4.  К «Острому животу»  относятся заболевания:

 а) острый аппендицит

 б) паралич

 в) калькулёзный холецистит

 г) грипп  с абдоминальным синдромом

5.   Эндоскопические методы обследования это:

      а) лапароскопия

      б) бронхоскопия

      в) рентген

      г) артроскопия

      д) общий анализ крови

6.   Симптомы раздражения брюшины:

     а) Ортнера

     б) Щёткина-Блюмберга

     в) Пастернацкого

     г) Воскресенского

     д) Мерфи

7.   Роль медицинской сестры у хирургических больных:

     а) решение приоритетных проблем больного

     б) непосредственная подготовка больного к операции

     в) наблюдение и уход в послеоперационном периоде

     г) следить за выполнением режима больным

     д) перевязка больного

8.   К объективным данным относятся:

     а) история болезни

     б) жалобы больного

     в) внешний вид

     г) пульс

     д) артериальное давление

Дополните  (тесты 9-10):

  9. Больные с «Острым животом» требуют  …………………………… операции.

10. Операция, в результате которой полностью устраняется причина патологического процесса называется ……………………………………

                               

Ответы на тестовые задания

по теме: "Синдром «Острый живот"

1. г,

2. а,

3. б,

4. ав,

5. абг,

6. б,г,

7.а,б,в,г,

8. а,в,г,д,

9. экстренной,

10.радикальной.

Критерии оценки:

Отметка

Количество ошибок

«5» - отлично

имеется 0-1 ошибка

«4» - хорошо

имеются 2 ошибки

«3» -удовлетворительно

имеются 3 ошибок

«2» - неудовлетворительно

имеется 4 и более ошибок

     В случае получения неудовлетворительной отметки  Вам необходимо   изучить теоретический материал  по теме занятия.

                                           

Ф.И. студента

Вопросы.

Тесты.

Претест,

активность

на занятии

(дополнит).

Итог.

Оценочный лист.                                                                            Контроль знаний проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего

теоретического занятия и фиксируется в оценочном листе группы.

   

     

     Итоговая отметка  выставляется на основании трех критериев:

1. правильность и полнота ответа на вопросы;

2. ответов на тестовые задания;

3. ответы на претест и активность на занятии оцениваются дополнительно.

     Итоговая отметка - выставляется средняя отметка.

     

МОС

Рефлексия

Крос-

сворд

Таблица

Приложение 1

Приложение 2

                                   

Составьте синквейн

  1. Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно  существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка — фраза из четырёх (пяти) слов, выражающая  Ваше личное отношение к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка — одно (два)  слово(а)-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

     Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Приложение 3

Кроссворд по теме «Острый живот»    Вариант №1.

     В кроссворде заложены слова, связанные с данной темой. Всего 44 слова. Найдите эти слова. Они могут располагаться по вертикали, по горизонтали, по диагонали, как справа налево, так и слева направо. Все слова существительные, в единственном числе.

     Задание. Найдите эти слова, запишите на отдельном листе и сдайте преподавателю.

н

р

а

к

п

е

н

е

т

р

а

ц

и

я

с

е

р

п

о

т

с

т

е

н

о

з

г

а

п

п

е

н

д

и

ци

т

г

р

ы

ж

а

б

о

а

р

в

л

н

р

в

о

т

а

з

з

с

ч

н

е

о

в

д

о

х

н

а

л

ё

т

ц

к

к

к

р

х

р

р

а

н

а

е

а

р

р

о

б

о

л

ь

ц

е

к

у

м

с

я

е

у

т

р

м

д

н

ш

ш

и

с

и

а

т

а

о

п

е

и

т

и

и

л

з

т

я

т

е

а

ш

м

р

к

б

е

у

а

и

ж

е

л

ч

ь

в

о

о

и

о

н

з

в

т

к

а

м

е

н

ь

з

к

с

к

а

и

н

в

а

г

и

н

а

ц

и

я

т

т

я

и

ч

н

и

к

ь

я

з

ы

к

а

ь

Ответ на кроссворд по теме «Острый живот».   Вариант №1.

По вертикали:

23. перекрут |

24. абсцесс |

25. синдром |

26. киста |

27. кишка |

28. печень |

29. Ортнера (симптом) |

30. инвазия |

  1. узи |
  2. панкреатит |
  3. почка |
  4. аорта |
  5. милена |
  6. тяж |
  7. рот |
  8. бок |
  9. ушиб
  10. шкала

По диагонали:

  1. мешок  
  2. непроходимость
  3. язва

      44. колит

      По  горизонтали:

  1. вдох –
  2. рак –
  3. серп (симптом) –
  4. грыжа –
  5. ворота –
  6. рвота –
  7. таз –
  8. яичник –
  9. газ –
  10. язык –
  11. налёт –
  12. желчь –
  13. камень –
  14. боль –
  15. МРТ –
  16. стеноз –
  17. аппендицит –
  18. инвагинация –
  19. пот –
  20. цекум (слепая кишка) –
  21. рана –
  22. пенетрация

Кроссворд по теме «Острый живот»    Вариант №2.

     В кроссворде заложены слова, связанные с данной темой. Всего 41 слово. Найдите эти слова. Они могут располагаться по вертикали, по горизонтали, по диагонали, как справа налево, так и слева направо. Все слова существительные, в единственном числе.

     Задание. Найдите эти слова, запишите на отдельном листе и сдайте преподавателю.

п

е

р

 и

т

о

н

и

т

о

р

а

н

а

о

е

я

з

ы

к

ж

е

л

ч

ь

н

л

г

р

ы

ж

а

я

о

р

т

н

е

р

а

и

ф

з

т

о

з

в

о

с

п

п

е

с

о

к

в

а

п

а

о

в

т

п

е

н

е

т

р

а

ц

и

я

т

р

з

о

м

и

л

е

н

а

н

с

о

и

м

а

п

п

е

н

д

и

ц

и

т

о

т

н

о

т

а

з

б

о

л

ь

и

р

а

г

з

н

а

л

ё

т

с

е

р

п

я

п

р

а

к

к

а

н

а

л

у

б

о

к

о

в

р

в

о

с

к

р

е

с

е

н

с

к

о

г

о

л

а

к

а

м

е

н

ь

к

и

с

т

а

в

з

а

в

о

р

о

т

с

у

н

а

з

ь

Ответ на кроссворд по теме «Острый живот».   Вариант №2

По вертикали:

  1. икота
  2. язва
  3. полип
  4. селезёнка
  5. тяж
  6. Ровзинга (симптом)
  7. анастомоз
  8. илеус
  9. рвота
  10. копростаз
  11. кровь
  12. газ
  13. пот
  14. ворота

По диагонали:

  1. перфорация
  2. КТ

  1. По  горизонтали:перитонит
  2. пенетрация
  3. аппендицит
  4. грыжа
  5. селезёнка
  6. Ортнера (симптом)
  7. Воскресенского (симптом)
  8. милена
  9. рак
  10. камень
  11. кал
  12. заворот
  13. желчь
  14. киста
  15. язык
  16. рот
  17. рана
  18. канал
  19. анус
  20. песок
  21. серп (симптом)
  22. боль
  23. бок
  24. таз       25. налёт


Приложение 4

Таблица дифференциальной диагностики патологических состояний,

входящих в синдром «Острого живота»

Повреждение,

заболевание

Анамнез

Боль

Рвота

Общее состояние температура, поведение, стул

Живот

Закрытая травма живота с повреждением полого органа

Удар в живот, падение с высоты и др.

Остро возникает по всему животу, постоянная, нарастающая, усиливается при движении

Частая, при разрыве желудка и 12-перстной кишки с при-месью крови

Тяжелое, t0 постепенно повышается, задержка стула, холодный пот, частый пульс

Втянут, пальпация резко болезненная, симптом Положительный симптом  Щеткина-Блюмберга .

Перкуторно -  отсутствует притупление над печенью. Ослабление кишечных шумов  при    аускультации.

Закрытая травма живота с повреждением паренхиматоз -

ного органа.

Травма живота

Остро возникает, не имеет четкой локализации, отдает в грудную клетку и лопатки. Уменьшение болей в положе-нии сидя  (с-м Ваньки-встаньки)

Возникает редко

Тяжелое, бледность, холодный пот, частый пульс, АД снижено, t0 в первые сутки в норме. Стул в норме

Вздут, мягкий или умеренно-напряженный.

Положительный симптом  Щеткина-Блюмберга .

Кишечные шумы сохранены.

Острый холецистит

В анамнезе-приступы острого холецистита

Интенсивная, постоянная, отдающая  в правое плечо и лопатку

Чаще многократная, иногда с примесью желчи, не приносит облегчения

Средней тяжести, беспокойство,

t 38-390, стул задержан.

  Резкая болезненность в правом подреберье, может пальпироваться желчный пузырь.

  С-м Мюсси – боль при надавливании между ножками правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

  С-м Мерфи – усиление боли в правом подреберье на высоте вдоха при надавливании пальцем на область желчного пузыря.

С-м Кера – втягивание живота на вдохе усиливает боль в правом подреберье.

С-м Ортнера – усиление боли в правом подреберье при постукивании ребром ладони по правой реберной дуге.

Острый аппендицит

Не характерен.

В начале  -  в подложечной области или по всему животу. Далее  - перемещается в правую подвздошную область. Постоянная,  умеренная, усиливающаяся при движении, кашле, при глубоком вздохе (с-м Ризваша).

Одно - , двукратная, не приносящая облегчение, тошнота постоянная.

Удовлетвори-

тельное,

t0 нормальная

или субфебрильная. Задержка стула, может быть понос.

  Напряжение мышц и болезненность в  правой подвздошной области, + с-м Щеткина-Блюмберга, болезненность в правой подвздошной области усиливается на левом боку (с-м Ситковского).

С-м Воскресенского – при быстром проведении сверху вниз от надчревной до правой подвздошной области пальцами правой кисти через рубашку, натянутую на животе больного левой кистью врача, появляется болезненность в правой подвздошной области.

С-м Бартомье-Михельсона – в положении на левом боку пальпация правой подвздошной области болезненна.

С-м Ровзинга – появление болезненности в правой подвздошной области при легких толчкообразных движениях в левой подвздошной области.

С-м Образцова – усиление боли в области слепой кишки при надавливании в правой пахово-подвздошной области и одновременном поднятии выпрямленной ноги.

Непроходи-мость кишечника

Воспаление, опухоли, операции на органах брюшной полости.

Схваткообразные, очень интенсивные по всему животу.

Многократная, приносящая временное облегчение.

Средней тяжести, положение с приведенными к животу ногами, боится двигаться, t0 в норме. Задержка стула.

  Живот вздут, мягкий, мышечного напряжения  и с-ма Щеткина-Блюмберга нет. Кишечные шумы усилены при аускультации.

  При пальцевом исследовании прямой кишки она оказывается пустой, сфинктр зияет (с-м Обуховской больницы).

  Перкуссия (толчкообразное нажатие) – тимпанит над раздутыми петлями кишечника (с-м Валя) и   плеск, связанный со скоплением жидкости в тонком кишечнике при стазе кала (с-м Склярова).

Острый панкреатит

В анамнезе – приступ острого панкреатита, прием большого количества алкоголя, острой, жирной пищи, заболевания желчных путей

Постоянно нарастающая до сильной, локализуется в эпигастрии или опоясывающего характера. (В пра-вом подреберье максимальная боль-57%; в левом подреберье - 14%)

Неукротимая, повторная, мучительная, обильная, не приносящая облегчение.

Тяжелое, больной беспокоен, бледен t0 в норме. Сначала урежение пульса, потом учащение.  Задержка стула, иногда понос.В тяжёлых случаях шок, токсический отёк лёгких, печёночная и почечная недостаточность.  

  Вздут, при пальпации мягкий, болезненный в эпигастральной области, часто отсутствует пульсация аорты. Четко выражен с-м Щеткина-Блюмберга. Перистальтика кишечника ослаблена, отсутствует.

  С-м Керта – ригидность мышц подчревной области.

  С-м Мейо-Робсона – болезненность в левом реберно-позвоночном углу при надавливании.

  С-м Корте – появление боли при нажатии по средней линии живота посередине между пупком и мечевидным отростком.

  С-м Воскресенского – отсутствие пульсации брюшной аорты при пальпации эпигастрия.

  С-м Чухриенко – усиление боли в эпигастрии и левом подреберье при толчкообразной пальпации ниже пупка. При воспалении головки pancreas – боль при надавливании на панкреатическую точку Дежардена (6 см от пупка по линии, соединяющей пупок с правой подмышечной впадиной) и в холедохопанкреатической зоне Шоффара (между данной линией, передней срединной линией и перпендикуляром из точки Дежардена на последнюю)


Перфоративная язва желудка

В анамнезе – язвенная болезнь

Внезапно возникающая, крайне интен-сивная, «кинжаль-ная боль»,  постоянная, в эпигастрии или разлитая, иррадиирует в оба надплечья, наружную половину шеи.

Многократная.

Средней тяжести, положение с приведенными к животу ногами, боится двигаться. Температура в норме. Задержка стула.

 Живот втянут, резкое напряжение мышц брюшной стенки. Пальпация живота болезненна. Резко + с-м Щеткина-Блюмберга. Перкуторно - отсутствует печеночная тупость. При стекании желудочного содержимого в подвздошную ямку и малый  таз – клиническая картина, похожая на острый аппендицит.

Перитонит

Хронические заболевания органов брюшной полости, асцит

Интенсивная, постоянная по всему животу.

Многократная, не приносит облегчения, часто икота.

Тяжелое, больной боится двигаться. Бледность, холодный пот, частый пульс, стул задержан, в первое время может быть понос

Живот резко вздут, напряжен, болезненный на всем протяжении, + с-м Щеткина-Блюмберга. При аускультации живота – «гробовая тишина». Ректальное исследование – боль из-за вовлечения брюшины малого таза.


Тромбоз и эмболия сосудов брыжейки

Тяжелые сердечно-сосудистые заболевания

Схваткообразная, затем постоянная, очень интенсивная по всему животу.

Многократная, не приносящая облегчения, иногда характер «кофейной гущи» с неприятным гнилостным запахом.

Средней тяжести. Положение с приведенными к животу ногами, больной боится двигаться, t0  в норме. Неоднократный жидкий стул с примесью тёмной крови, может быть задержка стула.

  Живот мягкий, умеренно болезненный. Во всех отделах перистальтика кишечника вначале усилена, потом отсутствует. Перитонеальные симптомы выражены слабо.

  С-м Мондора – при пальпации живота определяется болезненное опухолевидное образование тестовидной консистенции без четких границ, перкуторный звук над ним тупой (из-за резкого отека пораженной кишки и ее брыжейки в стадии инфаркта). При пальцевом исследовании прямой кишки обнаружи-вается кровь.

Внематочная беременность

Кровянистые выделения из влагалища, задержка месячных.

Внезапная, интенсивная над лоном, отдающая в поясничную область, прямую кишку.

Редко.

Выраженная слабость, обморочное состояние, бледность, шок (снижение АД), температура в норме.

Живот мягкий, болезненный над лонным сочлене-нием или в подвздошных областях, с-м Щеткина-Блюмберга положительный.

Разрыв яичника, перекрут кисты яичника

Ранее диагностиро-

ванная киста яичника

Внезапная, интенсивная в нижних отделах живота, отдает в поясничную область и внутреннюю поверхность бедер

Не характерна

Удовлетвори-

тельное,  t0 в N.  

Мягкий, болезненный в нижних отделах, там же мышечное напряжение, может быть + с-м Щеткина-Блюмберга.


Рецензия

на методическую разработку  учебного занятия по теме:

«Синдром «Острый живот».

        

     Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 03 ОПОП по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки).

     Разработка предназначена для проведения учебного занятия у студентов   третьего курса в  лекционном кабинете   по теме: «Синдром «Острый живот».

     Данная разработка включает в себя три основных блока: методический, информационный и блок контроля. Хронологическая карта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение. Материалы по теме разработки четко сформулированы и представлены в информационном блоке в виде мультимедийной обучающей системы, в которой представлены, как текстовый материал, так и обширный материал в виде рисунков, фотографий, видеоматериала.

     В блок контроля включены: тестовые задания, вопросы для фронтального опроса по типу «мозгового штурма».

          Методическая разработка учебного занятия для преподавателя, созданная преподавателем ГБОУ СПО МК № 4  М.М.Платоновым, может быть рекомендована к использованию в учебном процессе для обучения студентов по дисциплинам «Сестринское дело в хирургии» и «Хирургия».

Рецензент:

Преподаватель дисциплин: «Основы сестринского дела», «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» ГБОУ СПО МК № 4, преподаватель высшей квалификационной категории Зуева З. И.

____________________

«____»______________ 2012 г.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку учебного занятия по теме:

        «Синдром «Острый живот».

     Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 03 ОПОП по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки).

      Предназначена для проведения учебного занятия со студентами III курса по теме «Синдром «Острый живот».

     Оснащение занятия включает учебно-методическое, техническое обеспечение.

     Материалы методической разработки учебного занятия структурированы и составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля.

     Правильно определена актуальность темы и сформулированы общая и конкретные цели занятия.

      Хронокарта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.

       Лекционный  материал освещен в разделе «Информационный блок», где подробно раскрыты теоретические аспекты данной темы. Для лучшей визуализации информации используется мультимедийное обеспечение.

     С целью более полного освещения отдельных тем, вопросов лекции  в МОС используются гиперссылки, скрытые файлы, которые содержат дополнительную информацию.

     Для контроля исходного уровня знания (претест) используется фронтальный опрос по типу "Мозгового штурма".

     Для итогового контроля используются фронтальный опрос и  тестирование.

     Предложенные варианты, по выбору студентов, для внеаудиторной самостоятельной работы, а именно написание сообщений, составление терминологического словаря и составление кроссвордов способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.

       Методическая разработка предназначена для аудиторной работы преподавателя и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.

         

Рецензент:

Преподаватель клинических дисциплин: «Основы сестринского дела», «Хирургия» ГБОУ СПО МК № 4, преподаватель высшей квалификационной категории Н.Е.Шадина

_________________

«____»_________2012 г.


 

Комментарии

Мне очень понравился кроссворд в таком виде, забавно! можно перенять технологию?