Методическая разработка по теме «Сестринская помощь при хирургической инфекции.Сестринская помощь при местной хирургической инфекции».

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Сестринское дело в хирургии» со студентами  третьего курса по теме: «Сестринская помощь при хирургической инфекции. Сестринская помощи при местной хирургической инфекции» в рамках ГОС по специальности 060501 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) с учетом знаний, сформированных на базе общепрофессиональных и клинических дисциплин.

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих  необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют  педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей  обучающихся.

2.   Оснащение занятия включает  предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия,  ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность  педагога и  обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

4. В блок контроля включены задания с эталонами ответов для определения исходного уровня знаний, итогового контроля.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  • реферативные сообщения по темам:

      -«Сестринская помощь при столбняке»;

      -«Сестринская помощь при бешенстве»;

  • составить кроссворд по теме.

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka..doc723.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  № 4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ.

Методическая разработка

теоретического  занятия

по теме:  «Сестринская помощь

при хирургической инфекции.

Сестринская помощь при местной хирургической инфекции».

Учебная  дисциплина   -   «Сестринское дело в хирургии»

Специальность  -  060501 «Сестринское дело»  51

(среднее профессиональное образование базовой подготовки).

2010г.

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

Утверждаю:

«Специальные клинические дисциплины базового уровня подготовки»

Заместитель директора по учебной работе  ГОУ СПО МК № 4

Протокол № _____

_______________/О.Ю.Лысенко/

Председатель ЦК _____________/М.Е.Конышева /

         «______» _____________ 2010г.

                             «_____» ________________ 2010 г.

Согласована:

Методист ГОУ СПО МК №4

_______________ /В.М.Хусяинова /

«_____» _______________ 2010 г.

Составитель:

М.М.Платонов

Преподаватель клинической дисциплины «Сестринское дело в хирургии».

Рецензенты:

 

Е.В.Мальчикова

Заместитель Главного врача Детской городской

поликлиники №33.

З.И.Зуева

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО    МК №4,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Н.Е.Шадина

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО

МК №4,

преподаватель высшей квалификационной категории.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Сестринская помощь при местной хирургической инфекции».

Рецензия

на методическую разработку  теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Сестринская помощь при местной хирургической инфекции».

        

     Методическая разработка составлена в соответствии с новым содержанием предмета «Сестринское дело в хирургии» предусмотренным Государственным образовательным стандартом по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки).

     Разработка предназначена для проведения теоретического занятия у студентов   третьего курса в  лекционном кабинете   по теме: «Сестринская помощь при хирургической инфекции».

     Данная разработка включает в себя три основных блока: методический, информационный и блок контроля. Хронологическая карта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение. Материалы по теме разработки четко сформулированы и представлены в информационном блоке в виде мультимедийной обучающей системы, в которой представлены, как текстовый материал, так и обширный материал в виде рисунков, фотографий, видеоматериала. В блок контроля включены: тестовые задания, вопросы для фронтального опроса по типу «мозгового штурма», ситуационные задачи  с эталонами ответов для определения исходного и итогового уровня знаний студентов.

     Таким образом, студент и преподаватель могут выбрать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей студентов.

     Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя, созданная преподавателем ГОУ СПО МК № 4  М.М.Платоновым, может быть рекомендована к использованию в учебном процессе для обучения студентов по дисциплине «Сестринское дело в хирургии».

Рецензент:

Преподаватель дисциплин: «Основы сестринского дела», «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» ГОУ СПО МК № 4, преподаватель высшей квалификационной категории Зуева З. И.

____________________

«____»_________2010 г.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Сестринская помощь при местной хирургической инфекции.»

     Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом и предназначена для проведения теоретического занятия со студентами III курса по дисциплине "Сестринское дело в хирургии", в лекционном кабинете.

     При использовании данного пособия преподаватель может выбирать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей студентов.

     Оснащение занятия включает учебно-методическое, техническое обеспечение.

     Материалы методической разработки теоретического занятия структурированы и составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля.

     Правильно определена актуальность темы и сформулированы общая и конкретные цели занятия.

      Хронокарта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.

       Лекционный  материал освещен в разделе «Информационный блок», где подробно раскрыты теоретические аспекты данной темы. Для лучшей визуализации информации используется мультимедийное обеспечение.

     С целью более полного освещения отдельных тем, вопросов лекции  в МОС используются гиперссылки, скрытые файлы, которые содержат дополнительную информацию.

     Для контроля исходного уровня знания (претест) используется фронтальный опрос по типу "Мозгового штурма".

     Для закрепления знаний  используются ситуационные задачи.

     Для итогового контроля используется контрольное тестирование.

     Предложенные варианты, по выбору студентов, для внеаудиторной самостоятельной работы, а именно написание реферативных сообщений, составление терминологического словаря и составление кроссвордов способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.

       Методическая разработка предназначена для аудиторной работы преподавателя и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.        

 

Рецензент:

Преподаватель клинических дисциплин: «Основы сестринского дела», «Хирургия» ГОУ СПО МК № 4, преподаватель высшей квалификационной категории Н.Е.Шадина

_________________

«____»_________2010 г.

 

Цель создания методической разработки

по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» для специальности: 060501 «Сестринское дело» - 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки), заключается в оказании методической помощи преподавателю по эффективному формированию знаний  у студентов третьего курса

по теме: «Сестринская помощь при хирургической инфекции. Сестринская помощь при местной хирургической инфекции». А также данная методическая разработка может быть использована  как дополнительный материал к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний по хирургической инфекции.

           

 

 

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

                                                                                                                Стр.

1. Введение

8

2.  Методический блок:

9

-     рекомендации по работе с методической разработкой

10

-     цели  занятия

11

-     актуальность

12

-     мотивация

13

-     место проведения занятия, оснащение

14

-     междисциплинарные связи        

15

-     список литературы

16

    - домашнее задание, задание для  самостоятельной                                внеаудиторной работы студентов

17

-     хронологическая карта занятия

18,19

3.  Информационный блок

20

- терминологический словарь

21,22

4. Материалы лекции (раздаточный материал для студентов)                                                 

- опорный конспект лекции

- принципы сестринской помощи при хирургической инфекции

- охрана труда медицинской сестры

5.   Блок контроля                                                                                      

Контроль исходного уровня знаний

-  задание №1- претест « Мозговой штурм»  

Контроль эффективности обучения (с эталонами ответов и критериями оценок)

- задание №2. Ситуационные задачи

- задание №3. Тестовые задания

Оценочный лист

5. Приложение

23

24,25

26,27

28

29

30-32

33- 40

41

 - мультимедийная обучающая система на тему: «Сестринская помощь при  хирургической инфекции».                                                                                            

Введение

       К концу первых суток жизни ребенок уже заселен 12 видами бактерий. На третий – седьмой день они проникают в его кишечник. По мере дальнейшего взросления ребенка его микробное население быстро растет. В организме взрослого человека оно представлено уже сотнями видов, численность которых достигает астрономических цифр.

     К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона.

     Специалисты подсчитали, что общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет около двух килограммов. 

     В человеке живёт микроорганизмов около 200 видов, причем 80 из них – во рту. В кишечнике человека в норме обитает от 300 до 1000 видов бактерий общей массой до 1 кг, а численность их клеток на порядок превосходит численность клеток человеческого организма. Они играют важную роль в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии… Можно образно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», который отвечает за защиту организма от инфекций и пищеварение.

     А ведь есть еще вирусы, болезнетворные грибки, простейшие .... Они так же постоянно изменяются, становятся более патогенными. Сколько их попадает к нам вместе с пищей, дыханием, через грязные руки, во время сестринских и врачебных манипуляций ....

     Но к счастью, природа вооружила нас "внутренними войсками" - иммунной системой.

     Но если иммунитет ослаблен - тогда болезни следуют одна за другой, не помогают даже лекарства…

Рекомендации

по работе с методической разработкой.        

       Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Сестринское дело в хирургии» со студентами  третьего курса по теме: «Сестринская помощь при хирургической инфекции. Сестринская помощи при местной хирургической инфекции» в рамках ГОС по специальности 060501 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) с учетом знаний, сформированных на базе общепрофессиональных и клинических дисциплин.

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих  необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют  педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей  обучающихся.

2.   Оснащение занятия включает  предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия,  ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность  педагога и  обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

4. В блок контроля включены задания с эталонами ответов для определения исходного уровня знаний, итогового контроля.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  1. реферативные сообщения по темам:

      - «Сестринская помощь при столбняке»;

      - «Сестринская помощь при бешенстве»;

  1. составить кроссворд по теме.

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

Название дисциплины: «Сестринское дело в хирургии».

Тема: «Сестринская помощь при хирургической инфекции. Сестринская помощь при местной хирургической инфекции».

Вид занятия:  теоретическое ( с элементами беседы), первое занятие.

Количество часов: 2 часа.

Цели занятия.

Дидактическая:

     Сформировать у студентов представление  о различных видах хирургической инфекции.

Для достижения поставленной цели студенты должны знать:

  1. определение хирургической инфекции;
  1. пути проникновения инфекции;
  1. виды хирургической инфекции;
  1. местные и общие признаки хирургической инфекции;
  1. отдельные виды хирургической инфекции;
  1. принципы лечения;
  1. особенности сестринской помощи при наблюдении и уходе за пациентами;
  1. принципы профилактики хирургической инфекции.

Развивающие: 

     Преподаватель в ходе занятия формирует у студентов знания и умения: мыслить, вести дискуссию, аргументировать, делать выводы самостоятельно, творчески подходить к решению профессиональных проблем, вырабатывать коллективное мышление.

Воспитательные:

      Преподаватель в ходе занятия освещает вопросы сестринской помощи при  хирургической инфекции, способствует формированию внимательного,  

доброжелательного отношения к пациентам с данной патологией, 

способствует воспитанию чувства ответственности и долга, соблюдению этики и деонтологии при профессиональном общении.

Актуальность

   Хирургическую инфекцию определяют как процесс внедрения и развития

микробов в несвойственные для них места обитания (раны, внутренние полости, органы, подкожная клетчатка) с последующим развертыванием комплекса взаимодействий между макро- и микроорганизмами. Ее называют «камнем преткновения» на пути развития хирургии.

     Успехи антибиотикотерапии на первых этапах позволили считать проблему хирургической инфекции разрешенной. Однако, гнойные заболевания остаются одной из самых трудных и актуальных проблем хирургии. Распространенность составляет более 1/3 всех хирургических больных. Увеличению антибиотикорезистентных штаммов во многом способствует нерациональное использование антибиотиков, применение препаратов в малых дозах, краткосрочные курсы антибиотикотерапии.                                     

     Среди всех инфекционных осложнений, развивающихся у хирургических пациентов, на долю инфекций в области хирургического вмешательства (ИОХВ) приходится около 40%, две трети из них связаны с областью операционного разреза и одна треть – затрагивает орган или полость. Развитие ИОХВ приводит к увеличению сроков госпитализации в среднем на 1 неделю и повышает стоимость лечения на 10-20% . Поэтому, профилактика ИОХВ в послеоперационном периоде является одной из актуальных проблем современной хирургии.                                                                                  

      Актуальными остаются проблемы профилактики хирургической инфекции в связи с низким санитарно-гигиеническим образованием большинства населения; низким уровнем соблюдения правил профилактики хирургической инфекции в медицинских учреждениях (внутрибольничная инфекция, осложнения после сестринских и врачебных манипуляций) и т.д.

     В связи с этим значительно изменилась клиническая картина заболеваний, участились случаи перехода острых форм в хронические, чаще стали наблюдаться рецидивы гнойной хирургической инфекции.

Мотивация

     Неблагоприятные  условия  жизни  человека ( экология, нерациональное питание,  стресс и т.д.),    увеличение   числа   людей   с    хроническими заболеваниями,  ведут  к  ослаблению  защитных  сил  организма  с  одной стороны.   С   другой  стороны   микрофлора  легко  приспосабливается  к неблагоприятным   условиям   внешней    среды, к  новым   лекарственным  препаратам.    Вследствие    чего     значительная    часть    хирургических болезней   является   результатом  взаимодействия  организма  человека  и микроорганизмов.                                                                                                Знание:                                                                                                                                                             - путей проникновения инфекции;                                                                                                                                       - основных заболеваний острой и хронической хирургической инфекции    (этиологии, патогенеза, клинической картины, принципов оказания медицинской помощи на всех этапах);                                                                                                                                                          - принципов организации работы медицинского персонала по профилактике хирургической инфекции;                                                                                                                            - принципов сестринской помощи больным с хирургической инфекцией;          является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника.  Что  позволит  своевременно  диагностировать  хирургическую инфекцию,  адекватно оказать на всех этапах медицинскую помощь больным с данной  патологией,  чётко организовать свою работу по предотвращению развития инфекции,  что  в  целом   позволяет  уменьшить  число  тяжёлых больных, летальных исходов.

Место проведения: кабинет для теоретических занятий.

Оснащение:

  1. Методическая разработка теоретического занятия;

  1. Раздаточный материал для студентов:

  1. опорный конспект темы;
  2. терминологический словарь;
  3. тесты;
  4. ситуационные задачи.
  1. ТСО:
  1. экран;
  2. проектор;
  3. компьютер.

Междисциплинарные связи

 Основы

микробиологии.

Общая, частная, санитарная микробиология

Основы

латинского языка

Основы  патологии

Психология.

Медицинская психология

"Сестринское дело в хирургии"

тема "Сестринская помощь

при хирургической инфекции.

СП при местной хирургической инфекции"

                         

                           

Фармакология.

Противомикробные

средства

Основы сестринского дела.

Уход за

хирургическими

больными

Сестринское

дело при инфекционных заболеваниях.


Список литературы.

Основная:

  1. Дмитриева З.В., Теплова А.И. «Сестринское дело в хирургии» М., Анми, 2005г. стр.362-378
  1. Сыромятникова А.В., Брукман М.С. «Руководство к практическим занятиям по хирургии» М., Альянс, 2007 г. стр. 263-275
  2. Жуков Б.Н., Быстров С.А. «Хирургия» М., Академия, 2007 г.

стр.186-206

Дополнительная:

     4. Барыкина Н.В., Зарянская В.Г.«Сестринское дело в хирургии: учеб.

     пособие» Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.

  1. Нестеренко Ю.А., Ступин В.А.. «Хирургия» М., Академия, 2007 г.

     стр.284-297

Домашнее задание:

  1. прочитать в учебнике З.В.Дмитриева, А.И.Теплова «Сестринское дело в хирургии», материал по теме: «Сестринская помощь при хирургической инфекции.Сестринская помощь при местной хирургической инфекции», стр.362-378

 Самостоятельная внеаудиторная работа студентов:

 

  1. подготовить реферативные сообщения по темам:

              -  «Сестринская помощь при столбняке»;

               - «Сестринская помощь при бешенстве»;

  1. составить кроссворд по теме.

                                         Инструкция № 1

                            по подготовке реферативного сообщения.

                             Уважаемый студент, Вам необходимо:

  1. Оценить насколько актуальна и важна предложенная тема.
  2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия).

  1. Составить план, по которому будет раскрыта тема.
  2. Решить, смогли ли Вы раскрыть тему?
  3. Оформить свою работу в соответствии с образцом (стандартом) см. инструкцию №2.

                                         Инструкция № 2

                             по оформлению реферативного сообщения.

  1. Титульный лист.
  2. Наличие плана работы.
  3. Соответствие темы.
  4. Наличие списка используемой литературы.
  5. Наличие  иллюстраций.

                                         Инструкция № 3

                              по составлению кроссворда.

                             Уважаемый студент, Вам необходимо:

1. Оценить на сколько актуальна и важна предложенная тема.

2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия).

3. Отобрать необходимое количество терминов – 20 слов (10 слов по  горизонтали и 10 слов по вертикали).

4. Составить вопросы к кроссворду.

5. Приложить эталоны ответов.

6.  Оформить работу:

         - схема;

         - вопросы по горизонтали и вертикали;

         - ответы.

    (все на отдельных листах)

ХРОНОКАРТА  ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия.

Время (мин.)

Описание деятельности

Цель деятельности

Преподавателя

Студентов

1. Организационный момент

2. Актуализация

5 минут.

Проверка санитарного

состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

Готовятся к занятию.

Воспитание организованности и ответственности студентов.

Сообщает: тему, информирует цели занятия, задачи и пути их решения. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок.

Слушают, записывают в тетради тему и цели занятия.

Мотивация необходимости  получения знаний и умений, использования их  в  будущей практической деятельности.

3. Контроль исходного уровня знаний

Задание №1

10минут

Демонстрирует вопросы с помощью МОС,

корректирует,

дополняет ответы.

Читают на экране утверждения,

отвечают с места.

Получение объективной информации о степени  исходного   уровня знаний, коррекция ошибок.

4. Изучение нового материала.

40 минут.

Раздает опорные конспекты.

Излагает новый материал.

Слушают, конспектируют в тетради.

Подготовка к осуществлению сестринского процесса.

5.Закрепление нового материала, коррекция полученных знаний. Ситуационные    задачи.

Задание № 2

15 минут

Демонстрирует задачи с помощью МОС,

активизирует деятельность студентов,

корректирует ответы.

Решают СЗ

малыми группами,

или

индивидуально.

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

  Контроль

эффективности усвоения знаний.

Тестовые  задания.

Задание №3

10 минут

Выводит на экран вопросы контрольного тестирования.

Знакомит с инструкцией выполнения задания.

Подписывают бланки-ответники. Письменно фиксируют ответы  в бланке. Сдают преподавателю.

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

7. Подведение итогов занятия

5 минут

Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок.

Отмечаются  активные студенты.

Анализируют свою работу.

Оценить достигнуты ли цели занятия.

8. Домашнее задание.

5 минут.

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной  внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.

            

Терминологический словарь

1. МИКРООРГАНИЗМЫ (микро́бы) — название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер — менее 0,1 мм).

2. БАКТЕРИИ (др.-греч. βακτήριον — палочка) — группа (царство) прокариотных (безъядерных) микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона,

3. ВИРУСЫ (от лат. vīrus «яд») — микроскопическая частица, состоящая из белков и нуклеиновых кислот и способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными паразитами — они не способны размножаться вне клетки. В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами).

 

4. ГРИБКИ (МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ) разделяют на высшие (напр., аскомицеты) и низшие (напр., фикомицеты). Большинство Г. м. питается разлагающимися органическими веществами растительного или животного происхождения, т. е. является сапрофитами. Многие Г. м. приспособились к паразитическому существованию и находят готовый питательный материал в организме живых растений, насекомых, птиц, рыб, животных и человека.

5. ПРОСТЕЙШИЕ ( или протисты (др.-греч. πρώτιστος «самый первый, первейший»)-гетерогенная группа эукариотических живых организмов, которые не относятся ни к животным, ни к растениям, ни к грибам. Для организмов, относящихся к данной группе, невозможно указать никаких положительных общих характеристик. Единственная объединяющая их особенность формулируется как отсутствие сложной структуры, что характерно для многих групп, формируемых «по остаточному принципу».

6. НАНОБАКТЕРИИ- биоминерал, круглые либо овальные органо-минеральные структуры размером от 30 до 200 нм, которые привели к одному из самых больших споров в современной микробиологии. Их природа находится все ещё под дебатами, но об их роли в нескольких связанных с отвердением болезнях уже было сообщенно.

7. АЭРОБНЫЕ микроорганизмы - использующие кислород для роста, развития, жизнедеятельности.

8. АНАЭРОБНЫЕ микроорганизмы - получающие энергию при отсутствии доступа кислорода путем ускоренного, но не полного расщепления питательных веществ.

9. ПАТОГЕННОСТЬ- это видовой признак микроорганизма, характеризующий его способность вызывать инфекционную болезнь. Иначе: это качество микроорганизма, способного жить, размножаться и поражать ткани макроорганизма.

10. ВИРУЛЕНТНОСТЬ (от лат. Virulentus — ядовитый) — степень способности данного инфекционного агента (штамма микроорганизма или вируса) заражать данный организм. Этот признак не видовой, а индивидуальный и достаточно лабильный.  Чем выше вирулентность штамма, тем меньше его смертельная доза. Поэтому вирулентность культуры определяется следующими величинами: Del (Dosis certa letalis) — полная смертельная доза, убивающая все 100% животных; Dim (Dosis letalis minima) — минимальная смертельная доза, вызывающая смерть около 100% животных; LD50 —доза, обеспечивающая гибель 50% зараженных животных. Сублетальная доза умерщвляет 5—10% животных. Вирулентность изменчива, ее можно повысить и понизить.

11. ПАТОГЕННЫЕ бактерии - бактерии, паразитирующие на других организмах. Бактерии вызывают большое количество заболеваний человека, таких как чума, сибирская язва , лепра (проказа), дифтерия , сифилис, холера , туберкулёз , листериоз и др. Открытие патогенных свойств у бактерий продолжается: в 1976 обнаружена болезнь легионеров, в 1980-е - 1990-е было показано, что Helicobacter pylori вызывает язвенную болезнь и даже рак желудка, а также хронический гастрит.

12. УСЛОВНОПАТОГЕННЫЕ микроорганизмы - вызывают в определенных условиях заболевания у людей с пониженной сопротивляемостью организма. Встречаются среди бактерий, грибков, простейших и вирусов. Чаще всего входят в состав естественной микрофлоры организма человека и животных, реже обитают в окружающей среде.

13. ИНФЕКЦИЯ - заражение живых организмов бактериями или вирусами, или грибами, или простейшими. В медицине термин инфекция означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека и животных.

14. ХИРУГИЧЕСКАЯ инфекция- процесс внедрения и развития микробов в несвойственные для них местах обитания (раны, внутренние полости, органы, подкожная клетчатка) с последующим развертыванием комплекса взаимодействий между макро- и

микроорганизмами.

15. ВАКЦИНА (от лат. vacca — корова) — медицинский препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням. Вакцина изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, или из их антигенов, полученных генноинженерным или химическим путём.

16. СЫВОРОТКА- жидкая часть крови без форменных элементов и фибрина, образующаяся в процессе их отделения при свертывании крови вне организма. Сыворотка крови содержит агенты приобретенного иммунитета.

17.ЦИТОЛИЗИН - вещества сыворотки крови, разрушающие чужеродные клетки. Цитолизины образуются в сыворотке крови при попадании в организм чуждых клеток.

18. АГЛЮТИНИНЫ - вещества, образующиеся в сыворотке крови. Под действием агглютининов происходит свертывание белков, склеивание микробов и кровяных телец.

19. АСЕПТИКА- комплекс мероприятий, направленных на предупреждения попадания инфекции в рану.

20. АНТИСЕПТИКА- комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития и лечение инфекции в ране.

   

Опорный конспект лекции по теме

«Сестринская помощь при хирургической инфекции».

( Раздаточный материал для студентов).

Инфекция - процесс взаимодействия микроба с животным или растительным организмом, выражающийся в крайней своей форме в виде инфекционного заболевания. (В. М. Аристовский).

Хирургическая инфекция - общее название болезней, патологических процессов инфекционного происхождения , при которых хирургичеcкие мероприятия имеют решающее лечебное значение или играют существенную профилактическую роль.

Пути проникновения инфекции:

  1. Экзогенный

        - воздушный

        - воздушно-капельный

        - пылевой

        - контактный

        - имплантационный

  1. Эндогенный

- обострение хронических очагов инфекции

- гематогенным, лимфогенным путями

- контактный (вскрытие гнойных образований, полых органов: желудочно - кишечный тракт и.д.)

Виды хирургической инфекции.

1. По клиническому течению:

    1.1. Острая хирургическая инфекция:

  1. гнойная;
  2. гнилостная (анаэробами, не образующими спор);
  3. анаэробная;
  4. специфическая (столбняк, сибирская язва и др.).

    1.2. Хроническая хирургическая инфекция:

  1. неспецифическая (гноеродная);
  2. специфическая (туберкулез, сифилис, актиномикоз и др.).

2. При каждой из перечисленных форм могут быть формы:

     2.1.  Местная хирургическая инфекция (с преобладанием местных    проявлений );

     2.2.  Общая  хирургическая инфекция (с преобладанием общих  явлений с    

      септическим течением ).

3. По этиологии:                                                                

  1. аэробная

- стафилококковая инфекция

- стрептококковая инфекция

- пневмококковая инфекция

- колибациллярная инфекция

- гонококковая инфекция; и др.

  1. анаэробная

- газовая гангрена

- бешенство

- столбняк и др.

 

Клиническая картина.

Общие местные признаки воспаления:

    - боль в области воспаления;

    - нарушение функции;

    при воспалении в мягких тканях:

    - припухлость;

    - гиперемия;

    - местная гипертермия;

    - уплотнение, резкая болезненность при пальпации;

    - возможно наличие свища с гнойным отделяемым;

    при воспалении в органах, в полостях:

    - нарушение функции органа;

    - признаки воспаления полости.

Общие признаки интоксикации:

больной жалуется на

- озноб, повышение температуры

- сухость во рту, слизистых, кожи

- слабость

- головную боль

- снижение аппетита, тошноту, рвоту; и др.

     при осмотре больной

- вялый, видимые слизистые и кожные покровы сухие

- пульс частый , слабый, АД снижено

- полиорганные нарушения

- выраженный лейкоцитоз, ускоренное СОЭ и т.д.

Частная хирургическая инфекция.

Острая местная хирургическая инфекция

Специфическая хирургическая инфекция

  1. Столбняк
  2. Бешенство
  3. Актиномикоз

1. Фурункул

2. Карбункул

3. Гидраденит

4. Лимфаденит

5. Флебит

6. Абсцесс

7. Флегмона

8. Остеомиелит

9. Панариций

10.Гнойный артрит

11.Гнойный бурсит

12. Газовая гангрена

13. Рожа

14. Эризипелоид

Принципы лечения хирургической инфекции.

     В клиническом течении хирургической инфекции выделяют две стадии (фазы) местных расстройств:

1. Серозно-инфильтративную – в принципе явление обратимое, которое подлежит консервативному лечению;

2. Гнойно-некротическую – явление необратимое, требующее оперативного лечения.

      В ранних стадиях воспаления консервативные мероприятия направлены на отграничение очага воспаления. Внутривенным или внутримышечным введением антибиотиков, проведением физиотерапевтических процедур. Необходимо создать покой путем иммобилизации конечности. Местно мазевые повязки.

     В фазе образования гнойника его необходимо вскрыть. Проводится обработка гнойной раны. Обработку гнойной раны заканчивают обильным промыванием растворами антисептиков (3% раствор перекиси водорода, фурацилин) и дренированием гнойной раны путем введения в рану тампонов, дренажей. Необходимо тщательно защищать кожу вокруг раны, смазывая ее пастой Лассара.

     При интоксикации инфузионная терапия.

Принципы сестринской помощи при хирургической инфекции.

     Для того чтобы добиться лучших результатов в лечении больных, необходимо участие самого боль ного и его родственников. Для активного участия в лече нии они должны быть информированы о заболевании, о воз можностях способов лечения, о возможных осложнениях, их профилактики. В решении этих вопросах большую роль играет медицинская сестра, в пределах своей компетентности.

     Медицинская сестра информирует больного о предстоящих лечебных процедурах, о подго товке к ним. Она помогает больному, разъясняя и обучая его помогать самому себе. Это и уход за послеоперацион ной раной, и советы по диете, физической нагрузке, по уходу за дренажем.

   Одной из важнейших задач ухода за пациентами является создание и

обеспечение в отделении лечебно-охранительного режима: устранение или ограничение воздействия на организм пациента различных неблагоприятных факторов внешней среды ( неудобная кровать, шум, сквозняки и т.д.).      

     Сестринский персонал должен знать о проблеме внутрибольничных

инфекций, их влияния на течение заболевания, смертность.

      Не редко встречаются постинъекционные осложнения, осложнения после других сестринских и врачебных вмешательств.

     Поэтому во всей хирургической работе требуется соблюдение золотого правила асептики, которое формулируется так: все, что происходит в соприкосновение с раной, должно быть свободным от бактерий, т.е. стерильно.

     Медицинская сестра осуществляет динамическое  наблюдение за состоянием больного: жалобы, внешний вид, измеряет  температуру, пульс, артериальное давление, частоту дыхательных движений, физиологическими отправлениями и др..

      Зависимые сестринские вмешательства осуществляются на основании

предписаний врача и под его наблюдением:

  1. помогать врачу при проведении перевязок,
  2. перевязывать больного по мере намокания повязки,
  3. промывать дренажи по мере их загрязнения,
  4. выполнять назначения врача точно по времени  (антибиотики,  дезинтоксикационная терапия и др.),

      Медицинская сестра разъясняет больному важность при нимать лекарственных препаратов точно по времени.

     Очень важно точно выполнить технику проведения мани пуляции, т. е. не допустить попадания препарата в подкож ную клетчатку, не в вену.

      Независимые сестринские вмешательства:

  1. мониторинг состояния больного,
  2. при  гипертермии применить физические способы снижения температуры,

  1. следить за питанием и питьевым режимом больного,
  2. осуществлять самостоятельно или обучить больного, родственников гигиеническим процедурам (гигиена полости рта, кожи, подмывание и т.д.),

     После окончания лечения больного в стационаре усилия участковой медсестры направлены на организацию нормальной жизни больного, насколько это возможно. У больного всегда оста ется боязнь рецидива, поэтому его необходимо научить про филактическим мерам.

ОХРАНА ТРУДА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ.

     Существует профессиональная вред ность, влияющая на здоровье медицинских сестер, которые работают с антибиотиками.

Сами антибиотики вызывают аллергизацию организ ма, длительный контакт с ними снижает иммунитет.

Для снижения риска необходимо соблюдать следующие правила:

—  работать  в перчатках, масках и длинных халатах;

—  аккуратно разводить лекарственные препараты;

—  применять только одноразовые шприцы;

—  не допускать разлива лекарственного препарата;

—  если произошел разлив препарата, его необходимо тща тельно вытереть;

— пустые ампулы упаковать в целлофановые пакеты и ути лизовать по правилам;

— шприц после использования тщательно промыть, обез заразить согласно инструкции и утилизовать.

 

Задание № 1. Претест

  1. Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.
  2. Фронтальный опрос по типу «мозгового штурма».

Вопросы.

1.  Назовите группы микроорганизмов1, которые  вызывают инфекцию, в том

    числе  и хирургическую.

2. Что такое аэробные бактерии.

3. Что такое анаэробные  бактерий.

4. Перечислите экзогенные пути проникновения инфекции.

5. Перечислите эндогенные пути проникновения инфекции.

6. Какие микроорганизмы  называются патогенными ? Приведите примеры.

7. Перечислите условия, при которых условнопатогенный микроорганизм

    становится патогенным.

8. Перечислите стадии воспалительного процесса.

9. Назовите местные признаки воспаления.

10. Назовите признаки интоксикации.

Ход действий:

1. Вопросы проецируются на экран;

2. Студенты отвечают с места;

3. Преподаватель оценивает правильность ответа и при необходимости просит  поправить другого студента, или поправляет и дополняет сам;

4. Оценки выставляются в оценочный лист.

Ответы на задание №1

1. Бактерии2, вирусы3, грибки4, простейшие5, нанобактерии6.

2. Бактерии, которым для жизнедеятельности необходим

кислород (Стафилококк, Стрептококк, Кишечная палочка, Диплококк,

Гонококк…) – аэробные7 бактерии.

3. Бактерии, которым для жизнедеятельности не нужен

кислород (возбудители Бешенства, Столбняка, Газовой гангрены,

Синегнойная палочка…) – анаэробные8  бактерии.

4. Экзогенные пути проникновения инфекции: воздушно-капельный,

воздушно-пылевой, контактный, имплантационный.

5. Эндогенные пути проникновения инфекции: обострение

хронических очагов инфекции, гематогенно-лимфогенный, контактный.

6. Патогенными9 называются микроорганизмы, которые практически

всегда вызывают патологический процесс (заболевание). Например –

возбудители Натуральной оспы, Чумы, Холеры, Бешенства…

7. Условия, при которых условнопатогенный микроорганизм становится

патогенным:

  1. со стороны человека: ослабление иммунитета, оперативные

    вмешательства, гипоавитаминоз, сахарный диабет, пожилой старческий

    возраст…

  1. со стороны микроорганизма: усиление вирулентности, при

передаче от человека к человеку и т.д.

8. Стадии воспалительного процесса: инфильтрации, гнойная стадия.

стадия рубцевания.

9. Местные признаки воспаления: гиперемия, припухлость, отёчность,

местная гипертермия, болезненность при пальпации, уплотнение или

флюктуация, нарушение функции, возможно наличие свища с гнойным

отделяемым,

10. Симптомы интоксикации: гипертермия, слабость, головная боль,

снижение аппетита, бледность кожных покровов и слизистых,

нарушение со стороны сердечно-сосудистой системы,

дыхания, пищеварения, лейкоцитоз, снижения гемоглобина… Вплоть до

развития токсического шока.

Критерии оценок:

Количество баллов

Критерии: определена правильность

«3» -отлично

5  утверждений

«2» - хорошо

4  утверждений

«1» - удовлетворительно

3  утверждений

«0» - неудовлетворительно

2  и менее утверждений

     

                     

Задание №2 . «Ситуационные задачи».

Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.

Инструкция:

- письменно зафиксируйте предлагаемый вариант ответа в  рабочую тетрадь.

Проблемно-ситуационная задача №1.

     В отделение гнойной хирургии поступила пациентка с жалобами на уплотнение и боль в правой подмышечной области. Со слов пациентки, она несколько дней назад выбрила волосы в подмышечных впадинах.

     При осмотре медсестра обнаружила в правой подмышечной области уплотнение округлой формы, резко болезненное  при пальпации, гиперемию кожи и местное повышение  температуры.

Задания:

  1. определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план

сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства;

  1. проведите с пациенткой беседу о возможных причинах возникновения

лимфаденита.

Эталон ответа на ПСЗ 1.

Проблемы пациентки:

Настоящие:

  1. боль и уплотнение в подмышечной области;
  2. дефицит самоухода.

Потенциальные: риск абсцедирования.

Приоритетная – боль и уплотнение в подмышечной области.

Цель краткосрочная – у пациентки уменьшится боль, не произойдет абсцедирование.

План

Мотивация

  1. Медсестра обеспечит туалет кожи подмышечной области – обработает 960 спиртом.

Профилактика инфицирования окружающей кожи.

  1. По назначению врача медсестра поставит согревающий компресс.

Для рассасывания инфильтрата.

  1. Медсестра обеспечит проведение антибиотикотерапии (по назначению врача).

Проведение противовоспалительного лечения.

  1. Медсестра осуществит контроль за температурой тела, пульсом, общим состоянием.

Оценка эффективности лечения.

Проблемно-ситуационная задача №2.

     В отделении гнойной хирургии находится пациентка с диагнозом «Карбункул шеи». Прооперирована 4 часа назад, произведено вскрытие карбункула, удаление гнойно-некротических масс.

Жалобы на головную боль, общее недомогание, боли в области операции.

     При осмотре медсестра выявила: пациентка вялая, лежит в постели неподвижно, так как считает, что малейшее движение может вызвать усиление боли. По этой же причине отказывает есть и пить.

Пульс 92уд. в минуту, ритмичный, ЧДД -22 в минуту. АД – 110/80мм. рт. ст. Температура 38,70С0. Повязка на шее умеренно промокла кровянисто-гнойным отделяемым.

Задание:

  1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте

план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Эталон ответа на ПСЗ 2.

Проблемы пациента:

Настоящие:

  1. боль в области операции;
  2. промокание повязки;
  3. общее недомогание.

Потенциальные:

  1. риск распространения гнойного процесса.

Приоритетная – боль в послеоперационной ране. Общее недомогание.

Цель краткосрочная – боли уменьшатся, самочувствие улучшится.

План

Мотивация

  1. Медсестра по назначению врача введет обезболивающий препарат.

Уменьшение боли.

  1. Медсестра обеспечит проведение инфекционной терапии по назначению врача.

Снятие интоксикации.

  1. Медсестра обеспечит проведение антибиотикотерапии.

Противовоспалительное лечение профилактика распространения гнойного процесса.

  1. Проведет беседу с пациенткой о необходимости активности, приема пищи и жидкости.

Для активизации пациентки.

  1. Медсестра обеспечит своевременную смену повязки и контроль за ее состоянием.

Профилактика инфицирования окружающих тканей.

  1. Обеспечит наблюдение за пульсом, давлением, АД, ЧДД.

Контроль за состоянием пациентки и эффективностью лечения.

Ситуационная задача №3.

     Вы постовая медицинская сестра терапевтического отделения больницы. К Вам во время дежурства обратилась пациентка И. 58 лет, находящаяся в отделении с диагнозом Гипертоническая болезнь, с жалобами на боли в левой ягодице, озноб.

     При осмотре: температура тела 38,9 °С., больной себя считает 2 недели, когда по поводу высокого артериального давления дома фельдшером "скорой помощи" в левую ягодицу была произведена инъекция раствора магния сульфата.

     В верхненаружном квадранте левой яго дицы определяются гиперемия кожи, припухлость.

Что следует предположить у пациентки?

Ответ на ситуационную задачу №3.

     У пациентки гипертермия ( 38,90С0). После введения лекарственного препарата 2 недели назад образовался инфильтрат в правой ягодичной области.

Ситуационная задача №4.

     Вы медицинская сестра медицинского пункта в школе. К Вам обратился ученик 9-ого класса с жалобами на сильную головную боль, слабость. При опросе выяснилось, что вчера "выдавил прыщик" в области верхней губы.

При осмотре: пациент вялый, температура тела 37,80С0.                                

Местно: в области верхней губы гиперемия, отёчность, свищ с гнойным отделяемым.

Что с пациентом?

Ответ на ситуационную задачу №4.

     У пациента фурункул верхней губы, возможно осложнение – менингит.

Необходима срочная госпитализация в хирургическое отделение.

Задание № 3. Тестовые задания

Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.

Инструкция:

- прочитайте тест, выберите правильный ответ(-ответы);

- письменно зафиксируйте ответ.

Ход действий:

1. Ознакомьтесь с предлагаемыми тестовыми заданиями.

2. Ответьте на предлагаемые вопросы с выбором правильного (-ых) ответа (-ов)

3. Сдайте бланк-ответник на контроль преподавателю.

Итоговый тестовый контроль

по теме "СП при хирургической инфекции".

Выберите один правильный ответ ( тесты 1-5):

  1. Самым частым возбудителем хирургической инфекции является:

а) стрептококк

б) стафилококк

в) кишечная палочка

г) столбнячная палочка

  1. Средство лечения фурункула в стадии инфильтрата:

     а) операция

б) дренирование

в) УВЧ

г) перекись водорода

  1. Гнойное воспаление потовых желез – это

а) гидраденит

б) карбункул

в) флегмона

г) абсцесс

  1. Воспаление клетчатки – это

а) рожистое воспаление

б) абсцесс

в) гидраденит

г) флегмона

  1. Яркая краснота с четкой границей характерна для:

а) сепсиса

б) остеомиелита

в) рожистого воспаления

г) лимфаденита

Выберите несколько правильных ответов (тесты 6-13):

  1. Волосяной фолликул воспаляется при:

а) флегмоне

б) фурункуле

в) карбункуле

г) гидрадените

д) лимфадените

  1. Формы рожистого воспаления-

а) острая

б) подострая

в) флегмонозная

г) эритематозная

д) молниеносная

  1. Стадии развития лактационного мастита-

а) инфильтрационная

б) абсцедирующая

в) флегмонозная

г) гангренозная

д) мигрирующая

  1. К анаэробной хирургической инфекции относится-

а) костный туберкулез

б) газовая гангрена

в) септикопиемия

г) столбняк

д) остеомиелит

  1. К специфической инфекции относится-

а) костный туберкулез

б) столбняк

в) сепсис

г) панариций

д) газовая гангрена

  1. Средства неспецифической профилактики газовой гангрены:

а) противогангренозная сыворотка

б) антибиотики

а) лампасные разрезы

г) уход за кожей

д) радикальная ПХО

  1. Экстренная профилактика столбняка проводится при:

а) любых ожогах

б) электротравмах

в) операциях на ЖКТ

г) случайных ранах

д) любой хирургической инфекции

  1. Виды сепсиса-

а) острый

б) хронический

в) геморрагический

г) некротический

д) молниеносный

Дополните  (тесты 14-18):
  1. ……………. – это способность возбудителя вырабатывать токсические вещества
  2. Воспаление нескольких волосяных фолликулов и сальных желез называется ___________
  3. Реакция организма на инфекцию может быть ………….. и …………….
  4. Судороги и высокая температура – признаки ……………
  5.  Хирургическая инфекция, которая вызывается только одним возбудителем называется ……………

 
Установите соответствие:

(Каждый ответ может использоваться 1-2 раза или ни разу).

19.
Диагноз                                                   Патологический процесс
  1. Фурункул                                       а) воспаление подкожной клетчатки
  2. Лимфаденит                                           б) воспаление волосяного фолликула
  3. Сепсис                                                   в) воспаление околопочечной клетчатки
  4. Флегмона                                       г) воспаление лимфатических сосудов
  5. Рожа                                                   д) воспаление лимфатических узлов

                                                           е) общая гнойная инфекция

                                                           ж) воспаление кожи

                                                           з) воспаление слизистой

"СП при хирургической инфекции".

Ответы на тесты.

1. б,

2. в,

3. а,

4. г,

5. в,

6. бв,

7. вг,

8. абвг,

9. бг,

10. абд,

11. бд,

12. вг,

13. абд,

14. вирулентность,

15. карбункул,      

16. местной и общей,

17. столбняка,

18. специфическая,

19. 1-б, 2д, 3-е, 4-ав, 5-жз.

Критерии оценок:

Количество баллов

Критери.

«5» - отлично

имеется 0-2 ошибки

«4» - хорошо

имеется 3-4 ошибки

«3» -удовлетворительно

имеется 5-6ошибок

«2» - неудовлетворительно

имеется 7 и более ошибок

     В случае получения неудовлетворительной оценки Вам необходимо   изучить теоретический материал  по теме занятия.

                                           

Ф.И. студента

Претест

ПСЗ

Тесты

Итог

Оценочный лист                                                                            Контроль знаний проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего теоретического занятия и фиксируется в оценочном листе группы.

      В оценочный лист  включены ответы на претест, тестовые задания, решение ситуационных задач и учитывается активность студента (дополнения к ответам других студентов и.д.)

Итоговая оценка выставляется на основании трех критериев:

  1. ответа на претест,
  2. правильность и полнота решения ситуационной задачи,
  3. ответов на тестовые задания,

     При получении по одному из критериев оценки – 2/неуд./ выставляется итоговая оценка – 2/неуд./ При получении по двум критериям оценки – 5/отл./, а по одному оценка – 4/хор./ выставляется оценка – 5/отл./

     Приоритетным являются оценки за решение ситуационной задачи и задачи по неотложной помощи.