Дополнительная общеобразовательная программа (модифицированная/адаптированная) «Хранительница семейного очага»

Борискина Майя

            Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста человек живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа.  Продуманный, до мелочей, уклад жизни тундровиков во многом держится на плечах женщины. Даже тот факт, что по одежде мужчины судят о женщине, говорит о многом. Ведь оценивается не только чистота и аккуратность одежды, а соблюдение всех «паспортных» атрибутов, по которым в тундре узнают о статусе, возрасте и семейном положении без документа.

            Многие учащиеся и воспитанницы школ - интернатов после учебы возвращаются и продолжают жить в тундре, и как все будут вести хозяйство, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

            Программа направлена на расширение познавательной сферы детей: знакомство с фольклором, традициями и обычаями ненцев. Приобщение детей разных национальностей, живущих на Ямале, к культуре коренных жителей станет одним из источников духовного обогащения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

_____________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
педагогическим

советом
Протокол №1

31.08. 2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по ВР подпись Сафонова

________ Сафонова Н.В.

от 31.08.2019г.

  Исманов подпись

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерна


_________Т.Р. Исманов
Приказ №_216_

от 02.09.2019г.

Рабочая программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(МОДИФИЦИРОВАННАЯ/АДАПТИРОВАННАЯ)

«Хранительница семейного очага»

Направленность: социально - педагогическое

Возраст детей: 10-15 лет

Срок реализации: 2 года

Разработана на основе научно-методического пособия Няруй В.Н., Сэрпиво В.М.  «Ненцы. Уроки предков»; Бочкарева С.В. «Природосообразность жизненного уклада народов Крайнего Севера, основанного на эмпатическом познании природы. Элективный курс.

Составитель: воспитатель, педагог дополнительного образования  

Борискина Майя Дмитриевна

с. Мыс Каменный

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Хранительница

семейного очага» разработана в соответствии с:

  1. ФЗ № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
  2. Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утвержденным 26.06.2012 года приказом Мин.обр №504);
  3. Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Мин.обр.науки России от 11.12.2006 № 06-1844);
  4. Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  5. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  6. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14).
  7. Уставом МКОУ "МШИ" (далее ШИ);

Рабочая программа соответствует требованиям Стандарта второго поколения; учитывает особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса; предоставляет возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума.

 Дополнительная общеобразовательная программа - это работа в области интеграции таких видов деятельности, как духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и обучение социальной направленности. Она представляет собой систему целенаправленного педагогического воздействия и является эффективным средством воспитания и обучения детей. В основе ее лежит обучение прикладному творчеству, практическим навыкам, основам женских ремесел.

Данная модифицированная программа дополнительного образования «Хранительница семейного очага» разработана на основе научно-методического пособия Няруй В.Н., Сэрпиво В.М.  «Ненцы. Уроки предков»; Бочкарева С.В. «Природосообразность жизненного уклада народов Крайнего Севера, основанного на эмпатическом познании природы. Элективный курс.

Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста человек живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. А продуманный до мелочей уклад жизни тундровиков во многом держится на плечах женщины. Даже тот факт, что по одежде мужчины судят о женщине, говорит о многом. Ведь оценивается не только чистота и аккуратность одежды, а соблюдение всех «паспортных» атрибутов, по которым в тундре узнают о статусе, возрасте и семейном положении без документа.

Многие учащиеся и воспитанницы школ - интернатов после учебы возвращаются и продолжают жить в тундре, и как все будут вести хозяйство, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Программа направлена на расширение познавательной сферы детей: знакомство с фольклором, традициями и обычаями ненцев. Приобщение детей разных национальностей, живущих на Ямале, к культуре коренных жителей станет одним из источников духовного обогащения.

Актуальность:

Актуальность программы очевидна, потому что мы живем в ЯНАО.

Современные девушки, вкусив плоды цивилизации посредством проживания в комфортных условиях интерната, где не надо самим заботиться о хлебе насущном, уже всё чаще и чаще выбирают другую - новую жизнь в посёлках и городах. Возможно, придёт время, когда женщина откажется от жизни в тундре и тогда из привычной среды тундрового жителя навсегда исчезнут сначала национальные традиции, а потом и язык предков, в котором отражён весь колорит быта северных народов. Поэтому роль женщины в национальной семье и в сохранении национальных традиций неоценима. И пока на земле будет жить женщина, свободно говорящая на языке своих праотцов, которая не разучилась шить и носить роскошную ягушку, можно не сомневаться, что Север не утратит своей самобытности в лице представительницы коренных народов Ямала.

Хотя жизнь в тундре детям знакома не понаслышке, в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Хранительница семейного очага» дети приобретут углубленные знания о том, что женщина в тундре - это тепло, комфорт и уют домашнего очага, это этикет, обычаи, обряды, привычки, фольклор.  И, от того, каким навыкам ведения хозяйства она была обучена дома своей матерью, теперь будет зависеть дальнейшая судьба её семьи.

Чтобы достойно вести кочевой или полукочевой образ жизни, женщине надо уметь шить, обрабатывать шкуры, знать особенности национального кроя, уметь вырезать и сшивать узоры, поэтому женщина в чуме - это не только портниха и швея, но и дизайнер собственной одежды. А ведь женщина, какой бы национальности она ни была, она везде остаётся женщиной. Вот здесь она проявляет всё своё умение и художественный вкус. Во всей тундре вы не найдете ни одной одинаково сшитой вещи, взять хотя бы ягушку или женскую сумочку для рукоделия. И можно с полной уверенностью сказать, что каждая вещь, сделанная руками мастерицы - эксклюзив. И за что не возьмись в традиционном жилище северянки, будь то покрытия для чума или женская сумка-тучако, всего коснулась искусная рука мастерицы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Женщина – хранительница семейного очага» направлена на популяризацию краеведческих знаний. Она является эффективным вспомогательным средством для расширения кругозора учащихся, позволяет дополнять и развивать комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных в основной системе образования в рамках реализации краевого НРК на различных ступенях общего образования при изучении обязательных предметов «Культура народов Ямала».

Цель программы:

Приобщение детей к уникальной культуре своего народа и сохранение опыта предков для правильной социальной ориентации во взрослой жизни.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить у воспитанников знания об обязанностях женщины в чуме, в стойбище.
  • систематизировать информацию о роли женщины в тундре;
  • обеспечить эффективное взаимодействие участников;
  • обобщить и расширить знания детей о традициях, этикете, обычаях, обрядах, играх народов Севера;
  • обучить технике изготовления изделий с северным колоритом из различных материалов: бисер, кожа, мех, сукно, нити;
  • научить технике составления схем и дать основы технологической грамотности.
  • формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
  • познакомить детей с разными женскими ремёслами
  • научить выполнять простейшие элементы и создавать на их основе оригинальные модели
  • прививать уважение к женщине и формировать чувство долга перед потомками, т.к. прошлое и будущее неразрывно;
  • научить применять полученные знания и умения для адаптации в будущей жизни.

Развивающие:

  • развивать владеть исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  •  расширять кругозор, углублять знания об истории своего народа, роли национальной культуры в современной жизни человека;
  • развивать творческие способности воспитанников посредством применения исследовательского метода и метода проектов
  • развивать чувство красоты, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
  • формировать зрительскую культуру воспитанников через восприятие произведений искусства;
  • раскрывать творческий потенциал детей через свободу творчества при создании образов этнических групп.

Воспитательные:

  • формировать проявление внимания и уважения к женщине- как началу всех начал;
  • формировать представление о духовных ценностях народа, об истории развития и взаимодействия национальных культур Ямала;
  • формировать у учащихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России; -
  • воспитывать и формировать эстетические вкусы подрастающего поколения на основе традиционной культуры;
  • воспитывать творчески активную и самостоятельную личность с нравственной позицией и нравственным самопознанием;
  • воспитывать в детях доброе отношение к своим близким и родным, окружающим детям, взрослым;
  • развивать самооценку ребенка;
  • воспитывать художественный вкус, культуру поведения, интерес и любовь к родной культуре;
  • формировать навыки здорового образа жизни, создать условия для развития личности ребенка.

Новизной и отличительной особенностью, данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих общеобразовательных программ является ее многофункциональность: в ней решается не только образовательная задача, но еще идет процесс воспитания. Важным принципом, на котором основывается данная программа, является принцип взаимосвязи обучения и развития, то есть программа построена на основе обучения, которое носит развивающий характер.Идет формирование просвещенной личности, ребенок познает и общечеловеческие ценности, которые способствуют уважению женщины – как хранительницы семейного очага, развивает чувство любви и нежности, гордости. А занятия декоративно – прикладной деятельностью прививает не только усидчивость, трудолюбие, но и красоту, соразмерность. Содержание знаний в программе построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается изучением предыдущих. Таким образом, новые знания будут опираться на пройденный учебный материал.

Программа составлена с учетом требований современной педагогики, знания возрастных, психолого-педагогических, физических и национальных особенностей детей.

Рабочая программа «Хранительница семейного очага» предназначена для воспитанниц интернатов коренной национальности 10-15лет, но не исключается возможность посещения занятий детьми более раннего или позднего возраста. Она соответствует данной возрастной группе, посильна, доступна, предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателей, преподавателей технологии и предметов регионального цикла

Программа реализуется в течение года из расчёта 4 часа в неделю (2 часа – 1 год обучения, 2 часа-2 год обучения), продолжительность занятий составляет 40 минут. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения используют только интересующие их отдельные разделы и темы программы.

 Дополнительная общеобразовательная программа содержит опыт работы автора программы по приобщению детей к региональному компоненту.

Планируемые результаты реализации программы

В ходе решения системы программных задач у воспитанников могут быть сформированы следующие способности:

  • Целеполагание (постановка и удерживание цели).
  • Планирование (составление плана своей деятельности).
  • Понимание (видение проблемы; анализ сделанного - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
  • Моделирование (представление способа действия в виде модели-схемы, выделение всего существенного и главного).
  • Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи.
  • Вступление в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или отклонение точки зрения других).
  • Учащиеся будут иметь представление: о проектной деятельности в целом и её основных этапах.
  • Ожидаемые результаты обучения

Приобретение учащимися специальных умений и навыков, которые они в дальнейшем могут применять во взрослой жизни;

  • Адаптацию учащихся к социально-экономическим условиям жизни, для того, чтобы они не терялись в различных жизненных ситуациях;
  • Осуществление самообразования детей;
  • Сохранение национальных и региональных традиций;
  • Воспитание аккуратности, целеустремленности, усидчивости, внимательности, трудолюбия;
  • Формирование художественно-эстетического вкуса, раскрытия творческих

возможностей;

  • Обеспечение интеллектуального и эстетического развития воспитанников;

В результате прохождения курса у учащихся будут сформированы указанные ниже универсальные учебные действия.

Метапредметные.

Регулятивные:

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации;

  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные:

  • умение учиться;
  • приобретение навыков решения творческих задач;
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы;

  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных

признаков.

Коммуникативные:

  • выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;
  • формулирование собственного мнения и позиции;
  • озвучивание вопросов;
  • допущение возможности существования у людей различных точек зрения;
  • ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Личностные:

  • мотивация учебной деятельности;
  • проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • освоение социальной роли обучающегося.

Требования к уровню подготовки по окончании обучения обучающиеся

Должны знать:

  • роль женщины – как хранительницы семейного очага;
  • историю возникновения северных орнаментов, использование орнаментов в одежде

народов Ямала;

  •    основной принцип плетения орнаментов;
  •    последовательность выполнения украшений для люльки;
  •    виды, приемы построения и значение орнамента в народной культуре.
  • традиции, обычаи, игры;
  • малые фольклорные формы;
  • виды материалов и их свойства (бисер, мех, кожа, сукно);
  • название, назначение и приёмы безопасной работы с инструментами и приспособлениями;
  • последовательность изготовления несложных изделий;
  • игрушки народов Ямала, способы их изготовления;
  • одежду народов Ямала;
  • основы проектной деятельности;

Должны уметь:

  • реферировать тексты, создавая на их основе доклады по темам курса;
  • сопоставлять традиции северян с особенностями природы Ямала;
  • уметь работать с материалами для рукоделия, раскраивать и шить несложные изделия:

 куклу, традиционную одежду (в уменьшенном виде);

  • рисовать северные орнаменты и составлять схему плетения;
  • самостоятельно составлять эскиз орнамента;
  • осваивать технологию плетения из бисера;
  • выполнять аппликацию из сукна, и составлять композицию, коллаж;
  • разрабатывать проект модели одежды и аксессуаров к ней;
  • использовать в одной модели несколько различных технологий;
  • эстетично оформлять изделие;
  • работать и общаться в коллективе.

Методы и приемы обучения:

  1. Устный (разработка сюжетного рассказа, беседы, аналитического картинного описания);
  2. Печатно-словесный (анализ документов, выписывание понятий, составление плана, таблицы)
  3. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
  4. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
  5. Практические (самостоятельное и совместное выполнение).

Принципы построения педагогического процесса:

  1. От простого к сложному.
  2. Системность работ.
  3. Принцип тематических циклов.
  4. Индивидуальный подход.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Ценностные установки:

  • уважение к труду;
  • стремление к познанию и истине;
  • целеустремлённость;
  • настойчивость;
  • бережливость;
  • трудолюбие.

Формы и виды контроля

Основной формой работы с детьми являются:

- групповые занятия для изучения теоретического материала по темам;  

- практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, так как каждый обучающийся может проходить программу со своим темпом (в зависимости от персональных способностей и частоты посещения занятий).

- творческое применение полученных знаний, умений, навыков в игровой, театральной и продуктивной деятельности; проектной деятельности по темам курса;

- взаимодействие с родителями, младшими школьниками: организация игр, праздников, мастер-классов и др.;

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт) – результат работы одного человека. В дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ воспитанников).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

1 год

2 год

Содержание деятельности

1

Вводное занятие

«История народных промыслов, обрядов и традиций народов Ямала».

2

1

Презентация программы курса «Роль женщины – как хранительницы семейного очага». Коренные жители Ямала, культура и быт.

Народно-прикладные промыслы народов Севера.

История народных промыслов и традиций народов Ямала.

2

«Человек – как часть природы.

Женщина –

 начало всех нал».

3

-

Сравнительная характеристика общего и особенного в флоре, фауне и формировании человека как части природы.

На занятии воспитанники узнают о применении природных материалов в повседневной жизни, знакомство с традиционным занятием коренных народов - сбор лекарственных растений.

На занятиях дети узнают корни и историю своего народа; возможность видеть прекрасное в быту; стремление к тому, чтобы приносить радость и пользу людям;

Рассматривание темы занятия способствует росту престижа женщины – хранительницы семейного очага и мастерицы.

3

Работа с сукном.

Тепло женских

 Рук.

«Орнаментальное искусство. Ты вглядись!

Узор тебе

 поведает»

(Теория и

 практика)

10

14

Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами и мелкими предметами (бисер, пуговицы). Гигиена зрения. Символическое значение узоров в духовной жизни северян.

Орнамент – своеобразный культурный код коренных народов Ямала.

Отображение природных явлений в узорах.

 Технология выполнения северного орнамента.

Составление композиции с применением геометрических фигур под руководством педагога.

Составление узоров на бумаге.

Знание названий национальных северных орнаментов, их значения.

Знакомство с цветовой гаммой, с контрастными, теплыми и холодными цветами.

Основные характеристики цвета, гармоничное сочетание цветов. Правильный выбор цветовой гаммы для изделия из сукна.

 Северные национальные узоры, сюжетные мотивы.

Технологические приемы выполнения аппликации с использованием сукна.

4

Тепло женских рук «Особенности устройства жилища. Чум – мой дом».

(Теория и

практика)).

5

--

На занятии уточняются знания детей с традиционным жилищем народов Ямала - чумом;

Материалы и инструменты. Подготовка материала.

Развитие навыков шитья и кроя.

Понимание и определение понятий: «Чум, шесты, сезонное покрытие чума».

Знание особенностей расположения шестов;

Моделирование на бумаге вида жилища с объяснением основных экологических принципов создания.

Умение поставить и эстетически оформить чум;

Совершенствование навыков шитья и кроя, орнамента на покрытии чума;

Формирование бережного отношения к результатам труда;

Умение анализировать свою деятельность, выявлять ошибки, планировать будущую деятельность; уметь сделать презентацию своей работы и защищать ее.

5

Тепло женских рук «Игрушки

народов Ямала:

куклы и люльки в

 национальном стиле»

9

-

Выполнение на основе технологической карты своего варианта изделия

Свойства материала (кожа, мех, бисер, нитки, сукно) и технологическими приемами при работе с ними при изготовлении кукол Нгухуко и Акань. Различие кукол.

Развитие навыков шитья и кроя. Самостоятельное применение изученных орнаментов при выполнении игрушек.

Летняя ягушка для нгухуко.  Вышивка бисером. Различия в украшениях сезонной одежды народов ненцы, ханты, коми. Люлька нгухуко. Плетение орнаментов, вышивка бисером.

Последовательность выполнения украшений для люльки

Реклама и презентация выполненных изделий.

Традиционная колыбель народов Ямала.

Технологии изготовления игрушек в национальном стиле;

развитие эстетического вкуса, инициативы, фантазии; умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Составление плана работы, формирование идеи проекта; продуктивной деятельности;

6

Работа с бисером

 «Бисер – неотъемлемая

 часть национального костюма.

10

15

Виды бисера и его разнообразие.

Знакомство с цветовой гаммой, с контрастными, теплыми и холодными цветами.

Основные характеристики цвета, гармоничное сочетание цветов. Правильный выбор цветовой гаммы для изделия из бисера.

Условные обозначения и знаки при плетении бисером. Запись. Приемы плетения. Низание, плетение. Разбор схем.

Выбор бисера. Цветовое решение. Подготовка основы.

Бисер, неотъемлемая часть национального костюма. Украшение из бисера – один из видов традиционного творчества народов Севера – ханты, коми, ненцев. Украшения верхней одежды народов Крайнего Севера. Женские украшения, их значение.

Традиционные украшения волос бисерными узорами. Ненецкие косы как пример использования бисера в обиходе женщины.

Традиции народов Ямала в изготовлении и украшении одежды.

Составление бисерных изделий по собственным эскизам и рисункам.

7

Аксессуары из бисера: сумочки, пояса.

3

6

Эскиз сумочки. Дизайн.

Раскрой и пошив сумочки Тучако или падко. Выполнение декоративных украшений для сумочки. Вышивка по сукну бисером. Тучако (сумка для швейных принадлежностей) из сукна.  Вышивка бисером.

8

Тепло женских рук «Особенности создания национальной одежды.

12

24

Национальная одежда, как средство выражения «души» народа.

Традиции народов Ямала в изготовлении и украшении одежды.

Традиции ненцев в изготовлении и украшении одежды.

Изготовление украшения из бисера для ягушки.

Различия в украшениях сезонной одежды народов ненцы.

Украшения верхней одежды народов Крайнего Севера. Украшения обуви бисером. Женские украшения, их значение.

Выполнение на основе технологической карты своего варианта одежды.

Разработка эскизов одежды.

Раскрой. Шитье, оформление, результат.

Принципы составления композиций

Реклама и презентация выполненных изделий.

Устное оценивание.

9

Фольклор -  как объект исследования

15

9

Сбор материала, изготовление и оформление альбома

«Ненецкие загадки, пословицы, поговорки, скороговорки».

Обычаи, обряды, традиции, жилище, одежда, орнаменты;

сказки, малые фольклорные формы.

10

Итоговая выставка

«Мир

нашего творчества»

1

1

Анализ выполненных работ.

Оформление работ, подготовка к выставке.

Творческий проект Результат:

Подготовка и проведение итоговой выставки Подведение итогов.

Итого

70

70

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Раздел программы / Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

I

Вводное занятие по теме:

2

1

1

1

«История народных промыслов, обрядов и традиций народов Ямала»

1

-

2

Правила ТБ и ОТ, инструктирование

-

1

II

«Человек – как часть природы». Работа с природным материалом.

3

-

3

3

Экскурсия на природу. Сбор материала (веток, листьев).

-

1

4-5

Изготовление поделок из природного материала. Аппликация из сухих листьев «Осенний букет».

-

2

III

Тепло женских рук «Орнаментальное искусство».

10

1

9

6

Ты вглядись! Узор тебе поведает»

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов Севера

1

-

7

Понятие о северном орнаменте, цвете, композиции. Подбор орнамента.

-

1

8

Подбор цвета в орнамент. Инструктаж по ТБ и ОТ.

-

1

9-10

Разбор схемы и плетение узоров приемом в технике «крестик» или «монастырское плетение»

-

2

11-12

Создание собственных орнаментов.

-

2

13

Составление схем ненецких узоров. Изготовление шаблонов, раскрой из сукна, свойства сукна.

-

1

14-15

Работа над творческим мини – проектом.

-

2

IV

Тепло женских рук «Чум – мой дом».

5

2

3

16-17

Особенности устройства жилища».

2

-

18

«Что нам стоит чум построить»

Составление технологической карты

-

1

19-20

Пошив и оформление покрытия (нюка) на чум (на макет)

-

2

V

Тепло женских рук «Игрушки, игры и развлечения ненцев».

9

2

7

21

Традиционные ненецкие куклы из клювов птиц (в национальном стиле).

1

-

22

Изготовление куклы – мужчины. Выполнение куклы из сукна. Раскрой.

-

1

23

Пошив суконных полосок или орнамента на основу куклы. Прикрепление клюва к основе.

-

1

24

Изготовление куклы – женщины. Назначение и способ изготовления ложной косы, украшения для ложной косы у куклы.

-

1

25

 Окончательная отделка куклы.

-

1

26

«Детская колыбель (ебц).Об устройстве колыбели, о традициях бытования в ненецкой семье».

1

-

27

Выполнение основы куклы младенца. Раскрой колыбели для куклы.

-

1

28

Способы выполнения украшения люльки бисером. Пришить зобную кость

-

1

29

Мини – проект по теме раздела.

-

1

VI

Работа с бисером. «Бисер – неотъемлемая часть национального костюма.

10

2

8

30

Из истории бисера. Что нужно для работы. Маленькие хитрости. Инструктаж по ТБ и ОТ,

1

-

31

Условные обозначения и знаки при плетении бисером. Подбор цветовой гаммы для изделия из бисера.

1

-

32-33

Плетение в технике в «крестик» или «монастырское плетение». Составление схем. Методика плетения северных орнаментов  из бисера.

-

2

34

35

Составление схем узора «Мядику» (Чумики).  Техника в «крестик» или «монастырское плетение».

-

2

36-37

Составление схем узора «Тэваси’ха’»(Заячьи ушки). Техника в «крестик» или «монастырское плетение».

-

2

38-39

Работа над творческим мини – проектом по теме раздела.

-

2

VII

Аксессуары из бисера.

3

-

3

40-41

Сумочка из бисера. Эскиз сумочки. Нашивка бисером.

-

2

42

Защита своего проекта -  сумочки.

-

1

VIII

«Особенности создания национальной одежды.

12

1

11

43

Традиции народов севера в изготовлении и украшении одежды.

1

-

44-45

Девушка в национальной одежде – ягушке. Аппликация из сукна. Украшение бисером, кожей, полосками меха.

-

2

46-47

Мальчик в национальной одежде – малице. Аппликация из сукна. Украшение бисером, полосками меха.

-

2

48

Аксессуары к одежде. Пояс женский из ниток (для куклы).

-

1

49

Аксессуары к одежде. Пояс мужской (для куклы).

-

1

50

Национальная обувь – кисы. Аппликация  «Кисы женские».

-

1

51

Аппликация  «Кисы мужские».

-

1

52

Аксессуары к обуви – подвязки  из нитей (для куклы).

-

1

53-54

Творческий мини проект по теме раздела.

-

2

IX

Фольклор - как объект исследования

15

11

4

55

Что такое фольклор. Жанры фольклора.

1

-

56

Поверья, обереги

1

-

57

Наставления, заповеди

1

-

58-59

Колыбельная-  нюкубц  (Слова - педпевки)Колыбельные песни. Разучивание колыбельных песен. Выработка правильной певческой установки.

-

2

60

Ненецкие загадки для детей.

1

-

61

Новые загадки, вошедшие в жизнь ненцев в 20 – м веке.

1

-

62

Литературные и авторские загадки.

1

-

63

Пословицы, поговорки - поэтический жанр устного народного творчества

1

-

64

Предписания, разрешения и запреты в ненецких пословицах и поговорках.

1

-

65

Жанровые особенности сказок.

1

-

66

Чтение сказок и их обсуждение: сказки о животных.

1

-

67

Чтение сказок и их обсуждение: бытовые сказки.

1

-

68

Чтение сказок и их обсуждение: мифы и легенды.

1

69

Работа над творческим мини – проектом по теме раздела «Фольклор».

-

1

Х

Творческий проект «Мир нашего творчества»

70

Итоговое занятие. Оформление выставки

                               Итого за год:

70

21

49

Календарно-тематическое планирование

2 год обучения

№ п/п

Раздел программы / Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

I

1

Вводное занятие по теме:

Народно-прикладные промыслы народов Севера.

1

1

-

II

Орнаментальное искусство «Ты вглядись…Узор тебе поведает…

14

3

11

2

Правила ТБ и ОТ. Инструктирование.

1

-

3-4

Использование северных орнаментов в одежде народов Ямала.

2

-

5

Создание собственных орнаментов.

-

1

6-7

Аппликация (орнамент) «Северная (сказочная) птица.

-

2

8-9

Украшение обуви. Орнамент для бурок.

-

2

10-12

Орнаменты на ягушку из сукна.

-

3

13-15

Работа над мини-проектом.

-

3

Тепло женских рук. Работа с сукном.

III

«Особенности создания национальной одежды из сукна».

24

-

24

16

Малица мужская (хасава’ мальця’) для куклы.

-

1

17

Моделирование. Эскиз одежды.

Особенности кроя и конструктивных линий.

-

1

18

Технология пошива малицы. Обработка плечевых и боковых срезов малицы

-

1

19-20

Раскрой капюшона. Притачивание и пришивание капюшона к основе изделия.

-

2

21-22

 Крой, обработка, пошив рукавов и нижнего среза. Оформление декоративной отделки изделия.

-

2

23

Окончательная отделка малицы. Презентация своей работы - малицы.

-

1

24

Сорочка из сукна на малицу.  Эскиз.

Особенности кроя и конструктивных линий.

-

1

25-26

Крой, обработка, пошив рукавов и нижнего среза. Оформление декоративной отделки изделия.

-

2

27

Ягушка женская(не’паны’) для куклы.

-

1

28-29

Эскиз летней ягушки (суконной).

Моделирование. Раскрой, пошив. Шитье. Орнамент.

-

2

30-31

Раскрой. Обозначение конструктивных линий: подола, борта, обшлага.

-

2

32

Пошив суконной ягушки. Притачивание рукавов к основе изделия.

-

1

33-34

Оформление декоративной световой отделки ягушки для куклы (разноцветные полоски из сукна, орнаменты…)

-

2

35-36

Изготовление полосок и орнамента для ягушки.

 Раскрой орнамента

-

2

37-38

Отделка орнаментом ягушки. Пришивание орнамента

-

2

39

 Окончательная отделка ягушки. Изготовление завязок, пришивание завязок. Презентация своей работы.

-

1

VI

Изготовление аксессуаров.

6

-

6

40

Национальная сумочка «Падкоця». Технология пошива. Раскрой.

-

1

41

Подбор орнамента для сумочки. Раскрой.

-

1

42

Пришивание орнамента к сумочке.

-

1

43

Оформление сумочки металлическими

   побрякушками, бисером.

-

1

44

Окончательное оформление сумочки.

   Изготовление кармашка для наперстка

-

1

45

Презентация своей сумочки.

-

1

VII

Работа с бисером. Техника плетения из бисера.

15

1

14

46

Инструктаж по ТБ и ОТ,

Выбор и сочетание цветов бисера на изделие. Техника плетения изделия по схеме орнамента

1

-

47

Работа по замыслу детей.

-

1

48-49

О народных традициях низания бисера в две и более нитей.

-

2

50-51

Плетение изделия из бисера в две нити.

-

2

52-54

Плетение ремешков на колыбельку в две и более нитей.

-

3

55-57

Плетение пояса из бисера в» технике плетение в «крестик» или «монастырское плетение».

-

3

58-60

Работа над творческим мини – проектом по теме раздела

-

3

VIII

Фольклор - как объект исследования

9

-

9

61

Преемственность традиций в семье

-

1

62-63

Театральная постановка сказок.

-

2

64-65

Работа над театральной постановкой.

-

2

66-67

Разучивание  элементов бытовых (мастерицы, рыбаки, охотники) и подражательных (олень, куропатка, турухтан) танцев.

-

2

68-69

Выработка чувства ритма. Выработка  осанки, пластики движений.

-

2

Творческий проект «Мир нашего творчества»

70

Итоговое занятие. Оформление выставки.

1

1

                               Итого за год:

70

5

65

Формы контроля промежуточных результатов:

В течение учебного года осуществляется текущий контроль освоения учебной программы и развития творческих способностей детей, тестирование с целью проверки усвоения теоретических знаний и приобретения практических навыков.

После прохождения каждой темы осуществляется тематический контроль:

проведение мини-выставок в кабинете с целью закрепления знаний и проверки навыков. А в конце учебного года, большая итоговая выставка, чтобы показать работу объединения родителям, обучающимся других объединений, коллегам.

По окончании курса обучения учащиеся расширяют свой кругозор, овладевая определенным комплексом знаний и умений:

  • Формируется навык творческой деятельности;
  • Знают свойства используемых в работе материалов, основные законы композиции, цвета и т.д.;
  • Владеют техническими приемами выполнения изделий;
  • Умеют понимать и применять термины;
  • Умеют грамотно анализировать творческие работы;
  •  Приобретают навык коллективной работы;
  • Формируется дружеское, доброжелательное общение в коллективе.

Этапы педагогического контроля

№ п/п

Вид

Цель

Форма методы диагностики

Сроки

1

Вводный

Анкетирование (это не цель) в начале учебного года

Анкетирование

Октябрь

2

Текущий

Отслеживание знаний, умений и навыков, полученных в ходе проведения занятий

Беседы

Педагогическое наблюдение

Еженедельно

3

Промежуточный

Отслеживание результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, полученных при прохождении определенного раздела программы

Зачет

Конец каждой четверти

4

Итоговый

Участие учащихся в выставках детского творчества разного уровня

Школьная выставка творческих объединений

Апрель

Методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Для успешной реализации образовательного процесса необходимо иметь

следующие материалы и оборудование:

Просторный, светлый кабинет, разделенный на функциональные зоны:

- зона для занятий;

- зона выставок, оборудованная стеллажами для демонстрации детских работ и наглядных пособий;

- библиотечная зона для методической литературы;

- фурнитура для декоративно – прикладной деятельности:

кусочки ткани, разные по фактуре, сукно, мех, кожа, нитки, бисер, иглы, наперстки, ножницы, леска рыболовная диаметром 0,2-0,25 мм;

- рамки для оформления работ;

-тетради в клетку для рисования схем,

- аптечка;

-мультимедиа: компьютер, проектор.

Литература и интернет - источники 

  1. Арктика ‬ мой дом. ‬ Москва, 1998. ‬ 183 с
  2. Бартенев В. На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края././/СПб.,-1896;
  3. Бармич М.Я, В.Н.Няруй. Ненецявада. Просвещение ,2005г.
  4. Бочкарева С.В. «Природосообразность жизненного уклада народов Крайнего Севера, основанного на эмпатическом познании Природы. Элективный курс.
  5. Борго Т.И., В.Т.Галкин. Культура народов Ямала. Просвещение, 2004.
  6. Журнал «Северные просторы» № 2-4 2000 г. № 3 1989 г.
  7.  Журнал «Ямальский меридиан» № 4 2001 г.
  8. Ильина И. Исцеление поверьем и опытом // Ямальский Меридиан, 2001, №2 - с.99 – 100.
  9. Лар Т. Тундровая косметика // Мир Севера, 2000, №6 ‬ с.36 .
  10. Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов. ‬ Новосибирск, 2001. ‬ 257с.
  11. Неркаги А.П. «Молчащий» Тюмень «Софт Дизайн» 1996 г.
  12. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М.  «Ненцы. Уроки предков» //научно-методическое пособие для педагогов и родителей. Санкт- Петербург 2005г.
  13. Ю. Попов, Н. Цимбалистенко. Мифология, фольклор Ямала. Просвещение.2005.
  14. Приходько «Хомани». Изд. Светлячок.2005г.;
  15. Пушкина В.З. «Кожа» Практическое руководство. М.-: Издательство «Эксмо», 2004 г. - 248 стр. серия «Академия мастерства».
  16. Рандин В.А. «Орнаменты (долганы, нганасаны, ненцы) С-П «Просвещение» 1992 г.
  17. Сборник стихотворений «Сполохи» Москва «Современник» 1987 г.
  18. Сусой Е.Г. Из глубины веков. ‬ Тюмень, 1994. ‬ 178 с.
  19. Сязи А.М. «Узоры северного сияния» 1-2 том Салехард «Артвид» 2003 г.
  20. Сязи А.М.  Узоры северного сияния. Арт.2005.
  21. Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера. ‬ Томск, 1999. ‬ 78 с. Приложение к работе: Тематическая презентация.
  22. Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М., Л, 1966, 2-е изд. Спб., 1995г.;
  23. Хомич Л.В Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976/.;
  24. Хомич Л.В Влияние христианизации на религиозные представления и культы ненцев // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.). Ленинград, 1979. С. 12-28.;
  25. Харючи Г.Г. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
  26. Энциклопедия «Край земли, устремленный в будущее». Яр - Сале, С-Петербург 2005.

Википедия:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B;

Entolog.ru Энциклопедия народов мира:http://www.etnolog.ru/people.php?id=NENT;

Наследие финно – Угорских народов http://portal.do.mrsu.ru/info/ethnics/?ELEMENT_ID=851;

А Головнев.  Кочевники тундры: http://ethnobs.ru/file/Golovnev_Kochevniki.pdf